Строка 3: Строка 3:
 
'''''1872 - 1950'''''
 
'''''1872 - 1950'''''
  
Подвигла меня «взяться за перо» небольшая статья в русскоязычной израильской газете, которая называлась несколько шокирующе: «Кейлихес и правда жизни».
+
[[Файл:Keilixis 1.jpg|thumb|200px|left]]Подвигла меня «взяться за перо» небольшая статья в русскоязычной израильской газете, которая называлась несколько шокирующе: «Кейлихес и правда жизни». В ней рассказывалось о как бы ныне забытом патриархе скульптуры старого Баку Якове Кейлихисе.
В ней рассказывалось о как бы ныне забытом патриархе скульптуры старого Баку Якове Кейлихисе.
+
 
 
Пользуясь случаем, я выполняю свой долг единственного внука и самого старого из живых потомков, и рассказываю о жизненном пути моего деда, большая часть которого была скромным служением моему родному городу.
 
Пользуясь случаем, я выполняю свой долг единственного внука и самого старого из живых потомков, и рассказываю о жизненном пути моего деда, большая часть которого была скромным служением моему родному городу.
 
Так как дед умер, когда мне было четыре года, и я его помню достаточно смутно, то при описании его биографии мне пришлось обратиться к своему маленькому семейному архиву.
 
Так как дед умер, когда мне было четыре года, и я его помню достаточно смутно, то при описании его биографии мне пришлось обратиться к своему маленькому семейному архиву.
Строка 19: Строка 19:
 
Надо сказать, что уже в рисовальной школе выявилось предпочтение Якова к отображению мира не на плоском холсте, а объёмно, через красоту человеческого тела – сердце его было отдано скульптуре…
 
Надо сказать, что уже в рисовальной школе выявилось предпочтение Якова к отображению мира не на плоском холсте, а объёмно, через красоту человеческого тела – сердце его было отдано скульптуре…
 
За бюст императора Каракаллы на одесской выставке Яков получает бронзовую медаль.
 
За бюст императора Каракаллы на одесской выставке Яков получает бронзовую медаль.
 +
 +
<center><gallery widths="200" heights="250">
 +
Файл:Keilixis 8 boy crab.jpg
 +
Файл:Keilixis 9 Emperor Karakalla.jpg</gallery></center>
  
 
Затем была Петербургская Императорская Академия художеств, учёба у светил российского искусства.
 
Затем была Петербургская Императорская Академия художеств, учёба у светил российского искусства.
Строка 38: Строка 42:
 
Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами, в частности, отделаны дома на Телефонной улице ( 28-ого мая) и здание Сабунчинского вокзала.
 
Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами, в частности, отделаны дома на Телефонной улице ( 28-ого мая) и здание Сабунчинского вокзала.
 
Ряд работ деда был посвящён азербайджанской теме: барельефы: «Амбал», голова мальчика – «Бакинский гаврош», барельефные портреты деятелей культуры А. Махмудбекова и С. Ганиева.
 
Ряд работ деда был посвящён азербайджанской теме: барельефы: «Амбал», голова мальчика – «Бакинский гаврош», барельефные портреты деятелей культуры А. Махмудбекова и С. Ганиева.
В 1912-ом году Я. И. Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым художником И. Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.
+
 
 +
 
 +
<center>'''Работы Якова Иосифовича Кейлихиса:'''</center>
 +
<center><gallery widths="200" heights="250">
 +
Файл:Keilixis 11 Ambal.jpg|Горельеф "Амбал"
 +
Файл:Keilixis 10 Ganiev.jpg|Горельеф "Ганиев"
 +
Файл:Keilixis 12 Maxmudbekov.jpg|Горельеф "Махмудбеков"
 +
Файл:Keilixis 13 boy Baku.jpg|"Бакинский Гаврош"
 +
</gallery></center>
 +
 
 +
 
 +
В 1912-ом году Я. И. Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым художником И. Бродским и другими бакинскими художниками [[Н. Мухиным]], [[С. Олейниковым-Разиным]] и [[С. Рыбиным]] стал одним из учредителей [[Бакинского художественного общества]], которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.
  
 
В 1920-ом году Я. Кейлихис создал небольшой памятник - бюст К. Маркса, который, к сожалению,почему–то недолго простоял на одноимённой тогда площади, называемой в народе Парапетом.  
 
В 1920-ом году Я. Кейлихис создал небольшой памятник - бюст К. Маркса, который, к сожалению,почему–то недолго простоял на одноимённой тогда площади, называемой в народе Парапетом.  
Строка 69: Строка 84:
 
'''''Иосиф Кейлихис'''''
 
'''''Иосиф Кейлихис'''''
  
 
+
<gallery perrow="5">
 +
Файл:Keilixis 2.jpg
 +
Файл:Keilixis 3.jpg
 +
Файл:Keilixis 4.jpg
 +
Файл:Keilixis 5 Aleskovskaya.jpg
 +
Файл:Keilixis 6 ornament klass.jpg
 +
Файл:Keilixis 7 skulptur klass.jpg
 +
Файл:Keilixis 14 sailer.jpg
 +
Файл:Keilixis house 15 Odessa.jpg
 +
Файл:Keilixis 16 grandson.jpg
 +
</gallery>
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Скульпторы]][[Category:Педагоги]]
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Скульпторы]][[Category:Педагоги]]

Версия 22:39, 18 апреля 2012

Кейлихис Яков Иосифович - скульптор, патриарх азербайджанской скульптуры и архитектуры[править]

1872 - 1950

Keilixis 1.jpg

Подвигла меня «взяться за перо» небольшая статья в русскоязычной израильской газете, которая называлась несколько шокирующе: «Кейлихес и правда жизни». В ней рассказывалось о как бы ныне забытом патриархе скульптуры старого Баку Якове Кейлихисе.

Пользуясь случаем, я выполняю свой долг единственного внука и самого старого из живых потомков, и рассказываю о жизненном пути моего деда, большая часть которого была скромным служением моему родному городу. Так как дед умер, когда мне было четыре года, и я его помню достаточно смутно, то при описании его биографии мне пришлось обратиться к своему маленькому семейному архиву.

Итак, Яков Иосифович Кейлихис родился в 1872 г. в городке Балта, недалеко от Одессы, в многодетной, как тогда водилось, купеческой семье.

Через некоторое время, в связи с расширением бизнеса, семья Якова переезжает в Одессу. С самого детства Янкель удивлял всех тягой к занятию самым «недостойным» для еврейского мальчика делом – изображению на бумаге всего того, что видел вокруг, лепке из глины и вырезанию из дерева забавных фигурок. И так славно у него получалось, что люди удивлённо крутили головой и цокали языком…

…Ребята из еврейских местечек, будущие Антокольский, Левитан, Шагал, Бродский и другие! Вас не водили в музеи и художественные галереи, в кружки рисования и лепки, вам не дарили альбомы с репродукциями, никто не заботился о развитии у вас художественного вкуса, изобразительное искусство считалось в иудейской религии грехом… И вы избрали жизненный путь служения искусству только благодаря всепобеждающему внутреннему импульсу…

Но отец Якова был прогрессивным человеком и определил сына в Одесскую рисовальную школу, а затем Яков продолжает обучение в Одесском художественном училище, в классе профессора из Флоренции Луиджи Йорини. Надо сказать, что уже в рисовальной школе выявилось предпочтение Якова к отображению мира не на плоском холсте, а объёмно, через красоту человеческого тела – сердце его было отдано скульптуре… За бюст императора Каракаллы на одесской выставке Яков получает бронзовую медаль.

Затем была Петербургская Императорская Академия художеств, учёба у светил российского искусства. Благодаря успехам в учёбе, и, как подающий большие надежды, юный скульптор направляется совершенствовать своё мастерство в Италию, в «Мекку скульптуры» - Флоренцию, к профессору Монти, в мастерской которого, после завершения стажировки, продолжает работать. Побывав во Флоренции, я понял, что дед получил самое лучшее в мире скульптурное образование.

Первая крупная работа Якова Кейлихиса экспонировалась на художественной выставке во Флоренции в 1897-ом году и изображала мальчика, поймавшего на морском берегу краба… Яков Кейлихис много путешествует по Европе, обогащая свой художественный кругозор. Скорее всего, именно тогда у Якова зародился интерес к архитектуре…

В 1908-ом году Яков Иосифович семьей переезжает в бурно развивающийся промышленный центр Российской Империи, её энергетическое сердце, город, привлекающий энергичных и неординарных людей со всего света – в Баку. Приезжает по приглашению дальновидных меценатов, мечтающих не только о развитии нефтепромышленности, но и о красоте, и о духовности нашего города.

И.Я.Кейлихис вносит свою скромную лепту в историю искусств Азербайджана. Начиная с 1908–ого года, Я.И. Кейлихис без малого полвека преподавал графику, скульптуру и архитектуру в различных учебных заведениях Баку.

Он создаёт первое в Баку училище скульпторов – камнерезов при средне – техническом училище. ( Это средне – техническое училище становится затем индустриальным институтом, а впоследствии – Азербайджанским Институтом нефти и химии).

Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами, в частности, отделаны дома на Телефонной улице ( 28-ого мая) и здание Сабунчинского вокзала. Ряд работ деда был посвящён азербайджанской теме: барельефы: «Амбал», голова мальчика – «Бакинский гаврош», барельефные портреты деятелей культуры А. Махмудбекова и С. Ганиева.


Работы Якова Иосифовича Кейлихиса:


В 1912-ом году Я. И. Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым художником И. Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.

В 1920-ом году Я. Кейлихис создал небольшой памятник - бюст К. Маркса, который, к сожалению,почему–то недолго простоял на одноимённой тогда площади, называемой в народе Парапетом.

В 1922-ом году, к I-му съезду народов Востока, который состоялся в Баку, Я.Кейлихис создаёт скульптурный памятник азербайджанского поэта – сатирика М. А. Сабира, который был установлен в сквере около Исмаиллии. Обычно над памятником работают вместе скульптор-монументалист и проектирующий пьедестал и ландшафт вокруг памятника архитектор. Будучи «универсалом», Яков Иосифович выполнил всё это сам.

Мало кому известен такой занимательный исторический факт, что памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском Востоке! (Если, конечно, не считать К. Маркса). Помимо всего, деду пришлось снимать посмертную маску с поэта Джафара Джаббарлы… К сожалению, скоропостижная и безвременная кончина горячо любимой молодой красавицы-жены и его «музы» - Веры Алесковской подорвала творческие стремления Якова Иосифовича, и дальнейшую жизнь Я. Кейлихис посвящает преподаванию.

До выхода на пенсию он заведует кафедрой архитектурной графики Азербайджанского Краснознамённого Индустриального Института. Многие азербайджанские архитекторы, чьим творчеством расцвели Баку и другие города Азербайджана, азы профессии осваивали с помощью Якова Иосифовича. Кстати, он был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «баухаус», красивого, лаконичного, удобного для жилья, демократичного, так подходящего для нашего жаркого и солнечного климата, и так затем незаслуженно забытого и вытесненного безликими «коробками».

Мне вспоминается, что в шестидесятых годах, когда Неаполь и Баку стали городами - побратимами, то представители неапольской делегации поинтересовались, как обстоит дело с наследием известного им скульптора Кейлихиса, работы которого в начале века выставлялись в Италии, а так как дело никак не обстояло, то сотрудники Музея истории Азербайджана в спешном порядке обратились к нам с отцом за материалом и организовали в музее небольшой стенд, посвящённый деду.

Работая врачом, мне приходилось встречать среди своих пожилых уже пациентов художников, скульпторов и архитекторов – его учеников, которые отзывались о нём как о великолепном педагоге, жизнерадостном человеке с тонким чувством юмора.

Надо заметить, что скульптор и архитектор и сейчас не забыт. В Интернете можно найти статьи о нём, упоминается он и в Еврейской энциклопедии.

Периодически вспоминают о нём, и, несмотря на то, что много воды утекло с тех пор, когда он жил, азербайджанцы, любители истории Баку, даже молодые, помнят его. Переселившись в Баку в зрелом возрасте, дед полюбил его, по его словам, Баку напоминал ему Неаполь. С самого своего приезда в Баку и до самой своей смерти в 1950-ом году Яков Иосифович не менял место проживания – по тихой улице. Нижне-Приютской 129, кв 21(впоследствии ул. Камо, а сейчас – ул. Рагимова).

В этой же квартире затем прожил всю свою жизнь от рождения до смерти его единственный сын с семьёй, а затем с рождения до отъезда из Баку его его единстенный внук. Единственный его правнук назван в его память и он тоже Яков Иосифович Кейлихис.

К сожалению, скульптору и архитектору Якову Иосифовичу не дано было стать родоначальником семейной художественно – архитектурной династии, вся надежда – на его пра-правнучек, которые по молодости лет ещё не определились с выбором жизненного пути, но уже проявляют интерес к изобразительным искусствам – прекрасно рисуют.


По просьбе глубокоуважаемой Татьяны Борисовны Сперанской публикую эту статью о моём деде.

Иосиф Кейлихис

comments powered by Disqus