(Новая страница: «== Кобеляцкая - Ильина Лидия Дмитриевна - музыкант, певица, репрессированна == '''''1874 …»)
 
Строка 1: Строка 1:
== Кобеляцкая - Ильина Лидия Дмитриевна - музыкант, певица, репрессированна ==
+
== Кобеляцкая - Ильина Лидия Дмитриевна - артистка  оперы (меццо-сопрано), концертная  певица и вокальный педагог, репрессированна ==
  
 
'''''1874 - 1947'''''
 
'''''1874 - 1947'''''
  
Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, отец ее был врачом. В 1891 — окончила Александровскую гимназию в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э. Длусского.  
+
Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, отец ее был врачом. С 1883 года по 1891 училась в Александровской гимназии в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э.Длусского.  
  
 
В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".  
 
В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".  
  
С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне. В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, с 1907 — вдова.  
+
Лидия Дмитриевна обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сценическую внешность. Ее исполнение отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля.
  
С 1914 года во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически выступала в концертах. После 1917 — вернулась к концертной деятельности, с 1919 — преподавала во 2-й Государственной музыкальной народной школе имени М.П.Мусоргского, в 1925 — вела класс пения в театре ЛОСПС, с 1932 — в Ленинградской академической капелле и Театре рабочей молодежи.  
+
Она 1-я исполнительница партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Степаниды Матуты ("Псковитянка"), Маргареты ("Геновева").
  
В марте 1935 выслана с дочерью и внучкой в Атбасар Актюбинской области на 5 лет. За ее освобождение или перевод в город ходатайствовали профессор консерватории М.Г.Клинов, народные артисты И.В.Ершов и П.З.Андреева, главный режиссер ТРАН М.В.Соколовский.  
+
Ее партнёрами были: М.Д.Васильев, Ф.Н.Велинская, А.С.Доре, Н.Н.Кедров, М.Корякин, М.В.Луначарский, А.М.Матвеев, Г.Морской, М.Н.Пржебылецкая, Ф.И.Стравинский и др. Пела п/у М. Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.Римского-Корсакова и др. дирижёров.
 +
 
 +
С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне.
 +
 
 +
В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, но в 1907 году овдовела.
 +
 
 +
Специально для певицы оркестровали свои романсы А.Гречанинов ("Узник"), Н.Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Ц.Кюи посвятил ей два произведения для голоса с оркестром — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Р. М. Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912).
 +
 
 +
С 1914 года во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически выступала в концертах. После 1917 — вернулась к концертной деятельности, в 1920-х гг. изредка выступала в концертах Кружка друзей камерной музыки (здесь в 1930 поставила оперу  "Джоконда" А. Понкьелли).
 +
 
 +
В 1924 состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы, в котором она исполнила романсы Р. Шумана, Й. Брамса, К. Рейнеке, Ц. Франка. Искусство певицы высоко ценили А. Аренский (композитор посвятил певице романс "Горними тихо летела душа небесами" op.64 № 3, 1903), Ц.Кюи, Ф.Блуменфельд, Э.Направник, Р.М.Глиэр.
 +
 
 +
С 1919 преподавала во 2-й Гос. муз. народной школе им.М.П.Мусоргского, в 1925 вела класс пения в театре ЛОСПС, с 1932 по приглашению М.Климова преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. В 1928 осуществила постановку оперы "Трубадур" Дж. Верди в концонцертном исполнении силами своих учеников в зале Музыкального-исторического музея Государственной академической филармонии.
 +
 
 +
В марте 1935 года выслана с дочерью и внучкой на 5 лет в Атбасар Актюбинской области (Казахстан).
 +
 
 +
За ее освобождение или перевод в город ходатайствовали профессор консерватории М.Г.Клинов, народные артисты И.В.Ершов и П.З.Андреева, главный режиссер ТРАН М.В.Соколовский.  
  
 
В начале 1936 — по ходатайству Помполита переведена в Рыбинск Ярославской области, работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности Авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку "Евгения Онегина" П. Чайковского.
 
В начале 1936 — по ходатайству Помполита переведена в Рыбинск Ярославской области, работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности Авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку "Евгения Онегина" П. Чайковского.
 +
Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра.
  
Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра. В 1941 году вернулась в Ленинград, преподавала в академической капелле, в Малом оперном театре и Театре комедии. В годы блокады давала частные уроки пения.  
+
В 1941 году переехала в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, также в Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Среди её учеников — А.Ольшевская, Н.Пестов, С.Холенкова.
 
+
 
24 июля 1947 — скончалась в Ленинграде.
 
24 июля 1947 — скончалась в Ленинграде.
  
  
[slovari.yandex.ru ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп.1: Д.1447. С.342; Д.1485. С.130-133; Д.1559. С.50.
+
Источник: ГАРФ. Ф.Р-8409. Оп.1: Д.1447. С.342; Д.1485. С.130-133; Д.1559. С.50.Кобеляцкая-Ильина Лидия Дмитриевна
Кобеляцкая-Ильина Лидия Дмитриевна]
 
  
  
  
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]][[Category:Певцы]]
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]][[Category:Певцы]]

Версия 02:02, 10 июля 2012

Кобеляцкая - Ильина Лидия Дмитриевна - артистка оперы (меццо-сопрано), концертная певица и вокальный педагог, репрессированна[править]

1874 - 1947

Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, отец ее был врачом. С 1883 года по 1891 училась в Александровской гимназии в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э.Длусского.

В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".

Лидия Дмитриевна обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сценическую внешность. Ее исполнение отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля.

Она 1-я исполнительница партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Степаниды Матуты ("Псковитянка"), Маргареты ("Геновева").

Ее партнёрами были: М.Д.Васильев, Ф.Н.Велинская, А.С.Доре, Н.Н.Кедров, М.Корякин, М.В.Луначарский, А.М.Матвеев, Г.Морской, М.Н.Пржебылецкая, Ф.И.Стравинский и др. Пела п/у М. Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.Римского-Корсакова и др. дирижёров.

С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне.

В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, но в 1907 году овдовела.

Специально для певицы оркестровали свои романсы А.Гречанинов ("Узник"), Н.Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Ц.Кюи посвятил ей два произведения для голоса с оркестром — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Р. М. Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912).

С 1914 года во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически выступала в концертах. После 1917 — вернулась к концертной деятельности, в 1920-х гг. изредка выступала в концертах Кружка друзей камерной музыки (здесь в 1930 поставила оперу "Джоконда" А. Понкьелли).

В 1924 состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы, в котором она исполнила романсы Р. Шумана, Й. Брамса, К. Рейнеке, Ц. Франка. Искусство певицы высоко ценили А. Аренский (композитор посвятил певице романс "Горними тихо летела душа небесами" op.64 № 3, 1903), Ц.Кюи, Ф.Блуменфельд, Э.Направник, Р.М.Глиэр.

С 1919 преподавала во 2-й Гос. муз. народной школе им.М.П.Мусоргского, в 1925 вела класс пения в театре ЛОСПС, с 1932 по приглашению М.Климова преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. В 1928 осуществила постановку оперы "Трубадур" Дж. Верди в концонцертном исполнении силами своих учеников в зале Музыкального-исторического музея Государственной академической филармонии.

В марте 1935 года выслана с дочерью и внучкой на 5 лет в Атбасар Актюбинской области (Казахстан).

За ее освобождение или перевод в город ходатайствовали профессор консерватории М.Г.Клинов, народные артисты И.В.Ершов и П.З.Андреева, главный режиссер ТРАН М.В.Соколовский.

В начале 1936 — по ходатайству Помполита переведена в Рыбинск Ярославской области, работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности Авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку "Евгения Онегина" П. Чайковского. Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра.

В 1941 году переехала в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, также в Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Среди её учеников — А.Ольшевская, Н.Пестов, С.Холенкова.

24 июля 1947 — скончалась в Ленинграде.


Источник: ГАРФ. Ф.Р-8409. Оп.1: Д.1447. С.342; Д.1485. С.130-133; Д.1559. С.50.Кобеляцкая-Ильина Лидия Дмитриевна

comments powered by Disqus