(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников)
Строка 3: Строка 3:
 
'''''1874 - 1947'''''
 
'''''1874 - 1947'''''
  
Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, отец ее был врачом. С 1883 года по 1891 училась в Александровской гимназии в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э.Длусского.  
+
Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, ее отец - [[Ильин Дмитрий Максимович|Дмитрий Максимович Ильин]] был санитарным врачом и Директором Бакинского карантина. С 1883 года по 1891 училась в Александровской гимназии в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э.Длусского.  
  
 
В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".  
 
В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".  
Строка 9: Строка 9:
 
Лидия Дмитриевна обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сценическую внешность. Ее исполнение отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля.
 
Лидия Дмитриевна обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сценическую внешность. Ее исполнение отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля.
  
Она 1-я исполнительница партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Степаниды Матуты ("Псковитянка"), Маргареты ("Геновева").
+
Она - 1-я исполнительница партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Степаниды Матуты ("Псковитянка"), Маргареты ("Геновева").
  
Ее партнёрами были: М.Д.Васильев, Ф.Н.Велинская, А.С.Доре, Н.Н.Кедров, М.Корякин, М.В.Луначарский, А.М.Матвеев, Г.Морской, М.Н.Пржебылецкая, Ф.И.Стравинский и др. Пела п/у М. Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.Римского-Корсакова и др. дирижёров.
+
Ее партнёрами были: М.Д.Васильев, Ф.Н.Велинская, А.С.Доре, Н.Н.Кедров, М.Корякин, М.В.Луначарский, А.М.Матвеев, Г.Морской, М.Н.Пржебылецкая, Ф.И.Стравинский и др. Пела с оркестрами п/у М. Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.Римского-Корсакова и др. дирижёров.
 +
 
 +
Дружеские отношения связывали Лидию Дмитриевну с композитором А.К. Глазуновым. [http://expositions.nlr.ru/ex_manus/glazunov/fonds.php Материалы А.К. Глазунова в других фондах РНБ]
 +
 
 +
[[Файл:Ilina Kob 1895.jpg|300px|left]]Один из альбомов, в котором оставил свой нотный автограф Александр Константинович, принадлежал певице Лидии Дмитриевне Кобеляцкой-Ильиной (1874–1947). В ее альбоме «Дума за думой»6 20 апреля 1903 г. он записал 2 такта из своего романса «Муза» (ор. 52, № 1) на стихи А.С. Пушкина.
 +
 
 +
А.К. Глазунов. Романс «Муза»<br>Эта запись, как и записи многих других музыкантов, появилась в альбоме не случайно. С 1895 г. Лидия Дмитриевна была членом Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний, содействовавшего постановке целого ряда опер известных композиторов. Она, например, в 1895 г. принимала участие в постановках оперы «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, который специально для нее перетранспонировал партию Ольги Токмаковой. А в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского она выступила в партиях Марины Мнишек и Федора. Ее называли «первоклассной камерной певицей»7, обладавшей «дивным талантом»8,  «с отличной школой и высокой художественной культурой»9. Круг ее знакомых, связанных с искусством был чрезвычайно широк. В альбоме Кобеляцкой-Ильиной оставили свои записи композиторы, пианисты, дирижеры, певцы: Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи,  А.А. Архангельский, Э.Ф. Направник, Р.М. Глиэр, Л. Годовский,  Н.Н. Позняковская, Е.К. Мравина и мн. др.
 +
 
 +
 
 +
Лидия Дмитриевна писала романсы и сама:<br>
 +
::ИЗ ОСЕННИХ МЕЛОДИЙ
 +
 
 +
:::Музыка Л. Кобеляцкой-Ильиной
 +
:::Слова З. Бухаровой
 +
 
 +
:Какая тишь кругом!.. Леса, как золотые,<br>В прозрачном воздухе недвижимо стоят...<br>Поля раскинулись широкие, немые...<br>Струится осени невнятный аромат...<br>
 +
 
 +
:Давно ли лес шумел и звонко пели птицы<br>И в блеске солнечном смеялися цветы...<br>Давно ль гармонией неведомой цевницы<br>Просились в душу мне блаженные мечты!..<br>
 +
 
 +
:И вот безмолвно все... душа, как и природа,<br>Объята светлою, бесстрастной тишиной...<br>Молчат в ней радости, желанья и невзгоды...<br>Весна, любовь - мираж, действительность - покой..<br>
 +
 
 +
::::::::'''1897'''
  
 
С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне.
 
С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне.
  
В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, но в 1907 году овдовела.
+
В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и своем родном Баку, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, но в 1907 году овдовела.
 +
 
 +
 
 +
<gallery widths="300" heights="250">
 +
Файл:1900-253-19.11.- певица Ильина Л.Д. - 2.jpg|
 +
Файл:1900-253-19.11.- певица Ильина Л.Д..jpg|
 +
Файл:1900-255-24.11. - Ильина - музыкант.jpg|
 +
</gallery>
 +
 
  
 
Специально для певицы оркестровали свои романсы А.Гречанинов ("Узник"), Н.Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Ц.Кюи посвятил ей два произведения для голоса с оркестром — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Р. М. Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912).  
 
Специально для певицы оркестровали свои романсы А.Гречанинов ("Узник"), Н.Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Ц.Кюи посвятил ей два произведения для голоса с оркестром — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Р. М. Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912).  
Строка 42: Строка 71:
  
 
КОБЕЛЯЦКАЯ-ИЛЬИНА<br>Лидия Дмитриевна (1874—1947), камерная певица.<br>РНБ, ф. 355, 213 ед. хр., 1822—1963, 1968.<br>ГЦММК, ф. 253, 68 ед. хр., 1888—1962.
 
КОБЕЛЯЦКАЯ-ИЛЬИНА<br>Лидия Дмитриевна (1874—1947), камерная певица.<br>РНБ, ф. 355, 213 ед. хр., 1822—1963, 1968.<br>ГЦММК, ф. 253, 68 ед. хр., 1888—1962.
 +
 +
  
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]][[Category:Певцы]][[Category:Вокалисты]]
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]][[Category:Певцы]][[Category:Вокалисты]]

Текущая версия на 00:41, 12 ноября 2016

Кобеляцкая - Ильина Лидия Дмитриевна - артистка оперы (меццо-сопрано), концертная певица и вокальный педагог, репрессированна
[править]

1874 - 1947

Лидия Дмитриевна родилась в 1874 году в Баку в дворянской семье, ее отец - Дмитрий Максимович Ильин был санитарным врачом и Директором Бакинского карантина. С 1883 года по 1891 училась в Александровской гимназии в Санкт-Петербурге. Музыке и пению обучалась под руководством композитора и пианиста Э.Длусского.

В 1894г. впервые выступила в Петербургской консерватории с романсами П.Чайковского. С 1895 - член Петербургского общества музыкальных собраний, принимала участие в постановках опер "Геновева" и "Псковитянка", "Борис Годунов".

Лидия Дмитриевна обладала ровным голосом мягкого, густого тембра и широкого диапазона, отточенной вокальной техникой, имела яркую сценическую внешность. Ее исполнение отличалось академической строгостью, безупречной фразировкой, чувством стиля.

Она - 1-я исполнительница партий: Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Степаниды Матуты ("Псковитянка"), Маргареты ("Геновева").

Ее партнёрами были: М.Д.Васильев, Ф.Н.Велинская, А.С.Доре, Н.Н.Кедров, М.Корякин, М.В.Луначарский, А.М.Матвеев, Г.Морской, М.Н.Пржебылецкая, Ф.И.Стравинский и др. Пела с оркестрами п/у М. Гольденблюма, И.А.Давидова, Н.Римского-Корсакова и др. дирижёров.

Дружеские отношения связывали Лидию Дмитриевну с композитором А.К. Глазуновым. Материалы А.К. Глазунова в других фондах РНБ

Ilina Kob 1895.jpg

Один из альбомов, в котором оставил свой нотный автограф Александр Константинович, принадлежал певице Лидии Дмитриевне Кобеляцкой-Ильиной (1874–1947). В ее альбоме «Дума за думой»6 20 апреля 1903 г. он записал 2 такта из своего романса «Муза» (ор. 52, № 1) на стихи А.С. Пушкина.

А.К. Глазунов. Романс «Муза»
Эта запись, как и записи многих других музыкантов, появилась в альбоме не случайно. С 1895 г. Лидия Дмитриевна была членом Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний, содействовавшего постановке целого ряда опер известных композиторов. Она, например, в 1895 г. принимала участие в постановках оперы «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, который специально для нее перетранспонировал партию Ольги Токмаковой. А в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского она выступила в партиях Марины Мнишек и Федора. Ее называли «первоклассной камерной певицей»7, обладавшей «дивным талантом»8, «с отличной школой и высокой художественной культурой»9. Круг ее знакомых, связанных с искусством был чрезвычайно широк. В альбоме Кобеляцкой-Ильиной оставили свои записи композиторы, пианисты, дирижеры, певцы: Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, А.А. Архангельский, Э.Ф. Направник, Р.М. Глиэр, Л. Годовский, Н.Н. Позняковская, Е.К. Мравина и мн. др.


Лидия Дмитриевна писала романсы и сама:

ИЗ ОСЕННИХ МЕЛОДИЙ
Музыка Л. Кобеляцкой-Ильиной
Слова З. Бухаровой
Какая тишь кругом!.. Леса, как золотые,
В прозрачном воздухе недвижимо стоят...
Поля раскинулись широкие, немые...
Струится осени невнятный аромат...
Давно ли лес шумел и звонко пели птицы
И в блеске солнечном смеялися цветы...
Давно ль гармонией неведомой цевницы
Просились в душу мне блаженные мечты!..
И вот безмолвно все... душа, как и природа,
Объята светлою, бесстрастной тишиной...
Молчат в ней радости, желанья и невзгоды...
Весна, любовь - мираж, действительность - покой..
1897

С 1897 года она совершенствовалась в пении в Париже, в начале 1899 — дебютировала в Брюссельской Королевской опере (опера "Золото Рейна"), в конце апреля — выступала в "Альбер-холле" в Лондоне.

В 1900 — вернулась в Россию, выступала с камерными концертами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и своем родном Баку, много гастролировала за границей. Вышла замуж за министра путей сообщения Кобеляцкого, но в 1907 году овдовела.



Специально для певицы оркестровали свои романсы А.Гречанинов ("Узник"), Н.Римский-Корсаков ("Ночные голоса"), Кюи ("Эолова арфа"). Ц.Кюи посвятил ей два произведения для голоса с оркестром — "Варяг" (1904) и "Война" (1905), Р. М. Глиэр — романс "Всем Армения богата" (1912).

С 1914 года во время Первой мировой войны работала сестрой милосердия, затем операционной сестрой и эпизодически выступала в концертах. После 1917 — вернулась к концертной деятельности, в 1920-х гг. изредка выступала в концертах Кружка друзей камерной музыки (здесь в 1930 поставила оперу "Джоконда" А. Понкьелли).

С начала 1919 года музыкальный отдел Народного Комиссариата просвещения объявил сезон тематических камерных вечеров в Малом зале Петроградской консерватории. Наверное, сегодня эти имена произносятся нечасто, но эти люди, несмотря на холод и голод, без устали передавали свой опыт молодому поколению. Принимала участие в этих вечерах и Лидия Дмитриевна Кобеляцкая-Ильина.

В 1924 состоялся концерт, посвященный 30-летию артистической деятельности певицы, в котором она исполнила романсы Р. Шумана, Й. Брамса, К. Рейнеке, Ц. Франка. Искусство певицы высоко ценили А. Аренский (композитор посвятил певице романс "Горними тихо летела душа небесами" op.64 № 3, 1903), Ц.Кюи, Ф.Блуменфельд, Э.Направник, Р.М.Глиэр.

С 1919 преподавала во 2-й Гос. муз. народной школе им.М.П.Мусоргского, в 1925 вела класс пения в театре ЛОСПС, с 1932 по приглашению М.Климова преподавала постановку голоса солистам Ленинградской академической капеллы. В 1928 осуществила постановку оперы "Трубадур" Дж. Верди в концонцертном исполнении силами своих учеников в зале Музыкального-исторического музея Государственной академической филармонии.

В марте 1935 года выслана с дочерью и внучкой на 5 лет в Атбасар Актюбинской области (Казахстан).

За ее освобождение или перевод в город ходатайствовали профессор консерватории М.Г.Клинов, народные артисты И.В.Ершов и П.З.Андреева, главный режиссер ТРАН М.В.Соколовский.

В начале 1936 — по ходатайству Помполита переведена в Рыбинск Ярославской области, работала педагогом-вокалистом в кружке художественной самодеятельности Авиационного института. Здесь организовала студенческий хор, осуществила постановку "Евгения Онегина" П. Чайковского. Руководила также народным хором Дома учителя, занималась по вокалу с артистами Рыбинского драматического театра.

В 1941 году переехала в Ленинград, где вновь преподавала в академической капелле, также в Малом оперном театре и Театре комедии; в годы блокады давала частные уроки пения. Среди её учеников — А.Ольшевская, Н.Пестов, С.Холенкова.

24 июля 1947 — скончалась в Ленинграде.


Источник: ГАРФ. Ф.Р-8409. Оп.1: Д.1447. С.342; Д.1485. С.130-133; Д.1559. С.50.Кобеляцкая-Ильина Лидия Дмитриевна

КОБЕЛЯЦКАЯ-ИЛЬИНА
Лидия Дмитриевна (1874—1947), камерная певица.
РНБ, ф. 355, 213 ед. хр., 1822—1963, 1968.
ГЦММК, ф. 253, 68 ед. хр., 1888—1962.

comments powered by Disqus