Материал из OurBaku
Версия от 01:03, 7 февраля 2011; I am (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Куприн Александр Васильевич - художник

Kuprin A V-Avtoportret-1927.jpg

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).


А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"


Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна


Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР .

Умер 18 марта 1960г. в Москве.

Картины Куприна также см. ЗДЕСЬ

Источник:АртРу.инфоАртсайт.ру

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница