Строка 6: Строка 6:
 
Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.  
 
Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.  
  
В 1913<ref>По другим источниками в 1914 году переехал в Петербург, учился в Академии художеств, и в 1912 г. переехал в Петербург и начал работать в частных художественных мастерских и в Школе поощрения художеств. </ref>переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ.  
+
В 1913<ref>По другим источниками: в 1914 году переехал в Петербург, учился в Академии художеств, или в 1912 г. переехал в Петербург и начал работать в частных художественных мастерских и в Школе поощрения художеств. </ref>переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ.  
  
 
В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В.Шервуда и А.Т.Матвеева. Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).
 
В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В.Шервуда и А.Т.Матвеева. Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).
Строка 15: Строка 15:
 
В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (Инхук).  
 
В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (Инхук).  
  
::Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.
+
:Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.
  
 
Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.
 
Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.
 +
 +
Лавинский активно работает в полиграфии, где блистают российские дизайнеры, получившие мировое признание, такие как А.Родченко, В.Степанова, С.Телингатер, А.Ган, Л.Лисицкий, Г.Клуцис, С. Сенькин и братья Стенберги.
  
 
Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой живописностью», а затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и осваивают универсальную проектную деятельность - дизайн. Яркий пример - дизайнерский подход к заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР - ГИЗа.  
 
Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой живописностью», а затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и осваивают универсальную проектную деятельность - дизайн. Яркий пример - дизайнерский подход к заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР - ГИЗа.  
Строка 28: Строка 30:
 
Вот что пишет [http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/4/po11.html Вячеслав Полонский  в книге "Моя борьба на литературном фронте".] Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста и комментарии С. В. Шумихина.  
 
Вот что пишет [http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2008/4/po11.html Вячеслав Полонский  в книге "Моя борьба на литературном фронте".] Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста и комментарии С. В. Шумихина.  
  
Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна»18, он собрал небольшую компанию — он сам, Лиля Брик, Левин19, Лавинский20, Осип Брик, — и сообща «мазали» плакаты. Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал Маяковский21. Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в ПУРе пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные аппетиты были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.
+
:Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна», он собрал небольшую компанию — он сам, Лиля Брик, Левин, Лавинский, Осип Брик, — и сообща «мазали» плакаты. Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал Маяковский. Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в ПУРе пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные аппетиты были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.
  
 
::«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец Елизавета Лавинская. - По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом, а уж если рисовать, то рекламные плакаты <...>».  
 
::«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец Елизавета Лавинская. - По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом, а уж если рисовать, то рекламные плакаты <...>».  
Строка 36: Строка 38:
 
'''По мнению  Е. В. Бархатовой  в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х годов'''
 
'''По мнению  Е. В. Бархатовой  в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х годов'''
  
Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты, которым теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат сознательно противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной принадлежностью свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся "зародыши обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от "культуры индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики 8. Один из них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную форму изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста вполне адекватна роли инженера-конструктора".
+
:Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты, которым теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат сознательно противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной принадлежностью свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся "зародыши обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от "культуры индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики 8. Один из них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную форму изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста вполне адекватна роли инженера-конструктора".
  
Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей ("Экспорт-импорт" А. Лавинского (№23);
+
:Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей.  
  
 
Фото Лавинский А. М.  Экспорт–импорт СССР. [1926]
 
Фото Лавинский А. М.  Экспорт–импорт СССР. [1926]
  
  
1920-1926 годах Давинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а затем деревообрабатывающем факультетах.  
+
1920-1926 годах Лавинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а затем деревообрабатывающем факультетах.  
  
 
По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, стекло, асбест.
 
По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, стекло, асбест.
Строка 76: Строка 78:
 
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Российской национальной библиотеке.
 
Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Российской национальной библиотеке.
  
Источники: [http://artinvestment.ru/auctions/65680/biography.htm]
+
Источники: [http://artinvestment.ru/auctions/65680/biography.htm Здесь] и
[http://artru.info/ar/9772/]   
+
[http://artru.info/ar/9772/ Здесь]   
 +
 
  
В полиграфии блистают российские дизайнеры, получившие мировое признание, такие как А. Родченко, В. Степанова, С. Телингатер, А. Ган, Л. Лисицкий, Г. Клуцис, А. Лавинский, С. Сенькин и братья Стенберги
 
 
   
 
   
 
К фото  
 
К фото  
Строка 89: Строка 91:
  
  
 +
<references/>
  
 +
<gallery>
 +
Файл:Лавинский.jpg
 +
Файл:Лавинский 1.jpg
 +
Файл:Лавинский 2.jpg
 +
Файл:Лавинский 4.jpg
 +
Файл:Лавинский 3.jpg
 +
Файл:Лавинский 5.jpg
 +
Файл:Лавинский киоск.jpg
 +
Файл:Лавинский экспорт импорт.jpg
 +
</gallery>
  
 
<references/>
 
  
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Художники]][[Category:Деятели_искусства]][[Category:Архитекторы]]
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Художники]][[Category:Деятели_искусства]][[Category:Архитекторы]]

Версия 00:42, 9 января 2012

Лавинский Антон Михайлович - Скульптор, архитектор, график, дизайнер, сценограф[править]

1893 – 1968


Родился в Сочи в семье работника таможенной морской охраны. В 1913 году окончил архитектурно-строительное отделение Технического училища в Баку.

В 1913[1]переехал в Петербург. В качестве вольнослушателя посещал занятия Л. В. Шервуда на скульптурном отделении Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ.

В 1915–1917 находился на военной службе. Учился в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1919) у Л.В.Шервуда и А.Т.Матвеева. Организовал в Сочи скульптурную школу-студию (1918).

Принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды, по которому выполнил памятник К. Марксу для Красного Села, модель памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину. В 1919 создал проект монумента Октябрьской революции (в соавторстве с В. А. Синайским).

В 1919 направлен в Саратов для преподавания в Саратовских государственных свободных художественных мастерских. Член саратовского «Общества художников нового искусства» (Презентисты). В 1920 переехал в Москву. Сблизился с В. В. Маяковским и группой художников Института художественной культуры (Инхук).

Председатель "ИНХУКА" О.М.Брик. Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, Николай Тарабукин, Варвара Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.

Член объединения «ЛЕФ» (с 1921), художник одноименного журнала.

Лавинский активно работает в полиграфии, где блистают российские дизайнеры, получившие мировое признание, такие как А.Родченко, В.Степанова, С.Телингатер, А.Ган, Л.Лисицкий, Г.Клуцис, С. Сенькин и братья Стенберги.

Художники, совсем недавно занимавшиеся экспериментами с «чистой живописностью», а затем резко перешедшие на службу реальной жизни, налету открывают и осваивают универсальную проектную деятельность - дизайн. Яркий пример - дизайнерский подход к заказу на проведение рекламной кампании Государственного издательства РСФСР - ГИЗа.

Получившие этот заказ конструктивисты-лефовцы не ограничились созданием рекламных плакатов, но разработали и формы демонстрации, продажи и хранения книг. По проекту А. Лавинского и А. Родченко оформление строилось на сочетании цветов - черного, красного и золота. Они же разработали типовую вывеску книжного магазина. Е.Семенова и Е.Лавинская спроектировали систему расстановки книг в витринах с использованием передвижных полок, А. Родченко и В. Степанова - головной убор для продавцов, А. Лавинский - книжные киоски с трансформирующейся конструкцией. Рекламные плакаты делали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие.

Из книги: Графический дизайн в России Год издания: 2008

Вот что пишет Вячеслав Полонский в книге "Моя борьба на литературном фронте". Дневник. Май 1920 — январь 1932. Публикация, подготовка текста и комментарии С. В. Шумихина.

Когда в 19—20 г<одах> он в РОСТе организовал «окна», он собрал небольшую компанию — он сам, Лиля Брик, Левин, Лавинский, Осип Брик, — и сообща «мазали» плакаты. Получали что-то с кв. метра, — писали плакаты все — подписи делал Маяковский. Выколачивали большую монету. Помню — с ними трудно было работать: когда я в ПУРе пытался привлечь их, — оказалось не под силу. Слишком большие денежные аппетиты были у этого колхоза. Но делали дело талантливо, с блеском.
«Я сидела в маленькой комнате и рисовала, вспоминает очевидец Елизавета Лавинская. - По лефовским законам это уже был грех, можно было заниматься фотомонтажом, а уж если рисовать, то рекламные плакаты <...>».

Антон Лавинский, ее муж, как раз и принадлежал к лефовским художникам. О его рекламных плакатах соратник по Лефу писал в 1925 году: «...все - четко и броско. Четко и броско только потому, что правильно понята функция плаката, и каждый плакат не рассредоточивает, а собирает внимание остроумной комбинацией прочно-вмонтируемых снимков рекламируемых вещей».

По мнению Е. В. Бархатовой в статье Русский конструктивизм 1920-х - 1930-х годов

Родченко, Лавинский, Сергей Сенькин опубликовали в "ЛЕФЕ" и плакаты, которым теоретики конструктивизма отводили особую и очень важную роль. Плакат сознательно противопоставлялся станковому творчеству, живописи, объявленной принадлежностью свергнутого буржуазного общества. В "саженных рожах" плакатов коренятся "зародыши обновления", которые необходимы для новых форм искусства, идущих от "культуры индустриализма, от культуры производства", — утверждали многие теоретики 8. Один из них, Тарабукин, рассматривал плакат как "наиболее выразительную форму изобретательности и мастерства" и считал, что "роль мастера-плакатиста вполне адекватна роли инженера-конструктора".
Создавая совершенно новые по стилистике плакаты, конструктивисты и их последователи отказывались от традиционной образности и часто придумывали сугубо геометризованные композиции, целиком построенные на контрастах шрифта, разномасштабных буквенных гарнитур, полиграфических планок и линеек, рисунок которых оттенялся контрастом цветовых плоскостей.

Фото Лавинский А. М. Экспорт–импорт СССР. [1926]


1920-1926 годах Лавинский профессор Вхутемаса в Москве на скульптурном, а затем деревообрабатывающем факультетах.

По мнению Лавинского, художник должен уйти в инженерию как в новую утилитарную сферу и организовать ее зрительное восприятие. В 1921–1922 выполнил проект «Город на рессорах», в 1922 выступил в Инхуке с докладом «Инженеризм», в котором обосновал его: город будущего решен у Лавинского в виде радиально-кольцевой схемы, диаметры которого — два перпендикулярно расположенных бульвара; каждый сектор круга разделен на кварталы бульварами, предназначенными для пешеходного движения; постройки подняты на опорах в виде стальных ферм рессорной конструкции, под которыми пролегают транспортные магистрали. На первых ярусах — общественные учреждения, выше — жилые помещения. Строительные материалы — сталь, алюминий, стекло, асбест.

Работал в «Окнах сатиры РОСТА» (с 1920). Один из первых мастеров фотомонтажного плаката, занимался киноплакатом, рекламой, оформлением книг. Автор афиши кинофильма «Броненосец «Потемкин»: 1905 год» (1926), плакатов «Открыта подписка на “Рабочий факультет на дому”», «Экспорт — импорт СССР» (оба — 1926), «Красная Армия — школа гражданина…» (1927) и других.

Выполнил оформление спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда (1921; в соавторстве с В. П. Киселёвым и В. Л. Храковским); декорация — конструктивная система лестниц, мостков, помостов вокруг полусферы с надписью «Земля». Выступил режиссером и художником кинофильма «Радио» (1927). В 1923–1925 выполнял оформление киосков для Госиздата и Моссельпрома, в 1927 — проект «Радиотрибуны». Совместно с Эль Лисицким участвовал в разработке экспозиции советского павильона на Международной выставке печати в Кёльне (1928).

Им оформлялись обложки книг В.В.Маяковского и не только:

13 лет работы. Два тома. Том №1. МАФ., M., 1922; тир. 10000; 304 стр. ;19х11.5; Том №2. МАФ., M., 1922; тир. 10000; 464 стр. ;19х11.5; Обложка в две краски работы А.Лавинского.

Лирика. Круг., M.-Л., 1923; тир. 5000; 93 стр. ; Обложка в две краски работы А.Лавинского.

Брик О.М. Не попутчица. ГИЗ., M. – Петроград, 1923; тир. 3000; 36 стр. Цветная обложка работы А.Лавинского - удачное соединение конструктивизма с фотомонтажом.

Оформлял посмертную выставку произведений В. В. Маяковского в Москве (1931). В 1930-х занимался праздничным оформлением улиц и площадей Москвы.

С 1931 — член АХР. Участвовал в выставках:

  • IV выставка живописно-пластической культуры в Саратове (1920),
  • 1-я русская художественная выставка в Берлине (1922),
  • международная выставка художественно-декоративных искусств в Париже (1925),
  • 1-я (1925), 2-я (1926) выставки киноплаката,
  • выставки «Окна сатиры РОСТА» (1929),
  • «Художники РСФСР за XV лет» (1933) в Москве,
  • художников советского театра в Ленинграде и Москве (1935),
  • юбилейная республиканская выставка, посвященная 25-летию Октября в Ташкенте (1943).

Преподавал в Саратовских государственных художественных мастерских (1919–1920), Вхутемасе в Москве (1920–1926): до 1923 на скульптурном (совместно с Б. Д. Королевым) факультете, в 1923–1926 — на деревообделочном.

Творчество представлено в ряде музейных собраний, в том числе в Российской национальной библиотеке.

Источники: Здесь и Здесь


К фото Книга рассказывает о творчестве одного из деятелей русского архитектурного авангарда Антона Лавинского (1893-1968). Это первое издание, посвященное анализу работ данного художника, известного в первую очередь своим проектом «Город на рессорах». Автор подробно анализирует работы Лавинского во всех сферах искусства: от скульптуры до архитектуры и дизайна. 1926 г. Лавинский А. 1905 год. Броненосец Потемкин. Реж. С. Эйзенштейн.

Лавинский, A.M. Лесная и деревообрабатывающая промышленность СССР: [Плакат] / Лавинский A.M. - Москва: 1926. - 1 л.: Хромолитография, фототипия; 108x72 см.


  1. По другим источниками: в 1914 году переехал в Петербург, учился в Академии художеств, или в 1912 г. переехал в Петербург и начал работать в частных художественных мастерских и в Школе поощрения художеств.
comments powered by Disqus