Lukanin2.jpg

Луканин Василий Михайлович
Артист оперы (бас-баритон), Вокальный педагог
[править]

Василий родился 27. 04(09.05). 1889 г. в селе Дуброво Осинского уезда Пермской губернии.
Детство провёл в Прикамье.

Образование получил в Пермском духовном училище - духовное трёхклассное училище при Пермской духовной семинарии.
Учащихся обучали богословию, греческому, латинскому, русскому и церковнославянскому языкам, географии, истории, природоведению, арифметике, черчению, чистописанию, игре на скрипке и церковному пению.

Пел в церковном хоре в одной из церквей города. С 14 лет руководил большим хором.

До 20 лет жил в Соликамске, где выступал в любительских концертах.

В 1909-1913 годах обучался пению на частных курсах у И. С. Томарса в Санкт-Петербурге.

С 1909 года Василий Луканин пел в хоре Петербургского театра "Зимний Буфф". [1]

В 1912-1917 гг. выступал в Петербургских оперных театрах:
"Луна-парк", "Троицкий театр миниатюр" («Театр миниатюр на Троицкой»), Театр музыкальной драмы , Народный Дом («Заведение для народных развлечений императора Николая II» с Оперный залом).

Летом 1917 г. гастролировал в Н. Новгороде.

В 1918-1922 гг. работал в оперной антрепризе М. К. Максакова, с которой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Омске, Иркутске. [2]

В 1922-1924 гг. концертировал в Харбине, Пекине, Шанхае и других городах Китая.

В 1924-1934 гг. пел на оперных сценах многих городов Страны Советов:

  • до 1925 г. в Москвовской "Свободной опере"; [3]
  • в Киеве - сезон 1925/26 гг.;
  • в Астрахани - лето 1926, сезон 1927/28 гг.;
  • в Свердловске, Перми, Горьком , Саратове — 1928 г.;
  • Декретом Правительства Азербайджанской ССР в мае 1920 г. в Баку был основан объединённый Азербайджанский государственный театр, коллектив которого (азербайджанская и русская труппы) ставил оперы, оперетты, драмы.
    В сезоне 1924/25 г.г. оперный коллектив (с азербайджанским и русским секторами) был выделен в самостоятельный оперный театр (оркестр, хор, балет — общие с русской труппой).
    С середины 1920-х гг. театр активно включает в репертуар произведения советских авторов.
    В конце 1928 г. на сцене оперного театра в Баку состоялась премьера одной из первых советских опер — «Орлиный бунт» («Емельян Пугачев» или "Пугачёвщина") А.Пащенко.
    Первым исполнителем партии Емельяна Пугачева в бакинском оперном спектакле был Василий Луканин.
    Он выступал на бакинской сцене в сезонах 1928/29 гг. и 1929/30 гг.
  • в Саратове - сезон 1931/32 г.г.
  • в Тбилиси (Тбилисский театр оперы и балета ) - сезоны 1932/34 гг.

В 1934 году В. М. Луканин пришел на сцену Ленинградского театра оперы и балета.
К этому времени в репертуаре певца были почти все основные басовые партии зарубежного и русского классического репертуара.

С 1934 г. по 1958 г. был солистом Ленинградсого государственного академического театра оперы и балета ( с 1935 года - Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова).

Обладая глубоким голосом широкого диапазона он с одинаковым успехом пел не только басовые, но и баритоновые партии.

Его искусство отличалось высоким вокальным мастерством и сценическим обаянием.

Первый исплнитель партий:

  • Кум ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, инструментовка Ц. Кюи, 1917),
  • Монах ("Дон Карлос" Дж. Верди, 1917);
  • Лунардо ("Четыре деспота" Э. Вольф-Феррари, 1928).
  • Вакулинчук ("Броненосец „Потемкин“" О. Чишко, 1937),
  • Дед Семён ("Семья Тараса" Д. Кабалевского, 2-я ред., 1950);

Лучшие партии:
Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Досифей ("Хованщина" М. Мусоргского), Борис Годунов (одноим. опера М. Мусоргского), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Демон (одноим. опера А. Рубинштейна), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Василий Леонтьевич Кочубей ("Мазепа" П. Чайковского), Царь Салтан ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба).

Другие партии:
Варлаам ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Кардинал ("Орлеанская дева" П. Чайковского, 1945); Марсель ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль (все четыре партии; "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), Спарафучиле ("Риголетто" Дж. Верди); Стенька Разин (одноим. опера С. Бершадского), Свенгали ("Трильби" А. Юрасовского), Дед Семён ("Семья Тараса" Д. Кабалевского).

Партнёры:
Л. Андреева-Дельмас, М. В. Бочаров, К. Г. Держинская, П. М. Журавленко, О. А. Кашеварова, В. И. Кильчевский, Ф. Мухтарова, О. Ф. Мшанская, И. Нечаев, Г. Нэлепп, С. П. Преображенская, В. Г. Ульянов, Ф. И. Шаляпин, И. П. Яшугин.

Пел п/у М. М. Голинкина, С. Ельцина, А. М. Пазовского, В. И. Пирадова, Г. Г. Фительберга, Б. Э. Хайкина.

В 1938 году был арестован и осужден — ему припомнили гастроли по городам Китая в середине 20-х годов.

"Луканин Василий Михайлович, артист.
Проживал: Ленинградская обл., город Ленинград.
Приговорен: в 1938 г., обв.: шпионаж."
Источник: Красноярское общество "Мемориал" [4]

Но вскоре был освобожден и вернулся на сцену Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

В 1940 г. певцу было присвоено звание Заслуженного артиста республики.

В годы Великой Отечественной войны в составе фронтовых концертных бригад ленинградских артистов Василий Михайлович выезжал на фронт, где выступал перед бойцами.

В камерном репертуаре певца особым мастерством отличалось исполнение романсов М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, С. Танеева, Н. Метнера, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Э. Грига.

Многие годы был членом Художественного совета Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и членом редколлегии многотиражной газеты "За советское искусство", являлся автором статей, посвященных творчеству театральной артистической молодежи, рецензий в периодической печати.

С 1948 года вёл педагогическую деятельность в театре.

В 1957-1968 гг. преподавал в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В 1962 г — член жюри II Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки.

С 1965 г. - профессор кафедры оперной подготовки вокального факультета Консерватории.

Среди его учеников — С. Л. Гаудасинский, В. П. Малышев, Г. Д. Исаханов, Е. Е. Нестеренко, Г. В. Селезнев.

Из воспоминаний Исаханова Генриха Давидовича: "АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФОТОГРАФИЯМ И ДОКУМЕНТАМ" [5]

"...После первого курса (летом 1957 г) решил из Консерватории уходить. Отсоветовал Е.Д. Лебедев, главный хормейстер Малого оперного театра, аккомпанировавший С.Н. Шапошникову в сольных концертах.
Он доверительно сообщил, что со следующего учебного года на преподавательскую работу приходит солист Кировского театра В.М. Луканин.
Его долго не допускали в Консерваторию, поскольку известный певец, окончивший духовное училище, не имел высшего образования.
К тому же перед войной сидел в тюрьме, как «японский шпион», в одной камере с будущим маршалом К.К. Рокоссовским. А в отделе кадров ЛГК продолжали сидеть бдительные товарищи.
Так, но на втором курсе я оказался в классе уже третьего вокального педагога.
В занятиях со студентами Василий Михайлович применял систему упражнений своего учителя И.С. Томарса, вырабатывающую певческое дыхание. Благодаря ей начинали петь даже безголосые."

"...М.М. Матвеева стала заниматься с Нестеренко, и Евгению пришлось нести на своих плечах две тяжелые ноши: учебу в одном из самых трудных технических институтов и, уже в свободное время (которого практически не было), всерьез заниматься вокалом.
Через 3 года М. М. Матвеева, понимавшая, что ее ученика ждет большое будущее, рекомендовала его известному профессору консерватории Василию Михайловичу Луканину, считая его лучшим педагогом для баса. Когда Нестеренко спел несколько произведений, В. М. Луканин сказал: "Хорошо. Поступайте в консерваторию. Если вас примут, я возьму вас в свой класс".
Спустя 2 месяца (в 1960 г.) Е. Нестеренко легко поступил на 1-й курс Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, сдав на "отлично" и специальность, и музыкальные дисциплины. В. М. Луканин, как и обещал, взял его в свой класс.
Однако когда началась учеба, Евгению пришлось трудно. Во-первых, 1-й курс консерватории совпал с последним курсом института (в 1957 г. он демобилизовался и перевелся на строительный факультет), работой над дипломным проектом. Во-вторых, началась ломка привычных навыков и привитие других.
Хотя М. М. Матвеева и направила его голос, подготовила к консерватории, но школу пения ему дал в основном В.М. Луканин.
Эта школа имеет франко-итальянские корни и восходит к одному из первых профессоров Санкт-Петербургской консерватории К. Эверарди, ученику М. Гарсиа-сына и Ф. Ламперти.
Первое выступление Е. Нестеренко состоялось 16 ноября 1963 года в роли генерала Ермолова в опере С. Прокофьева "Война и мир".
При этом он продолжал заниматься у В. М. Луканина, проходя с ним каждую новую роль, каждую концертную программу.
Более того, в течение 2 лет после получения диплома Е. Нестеренко имел счастливую возможность время от времени посещать класс своего профессора, чтобы контролировать вокальную технику и пропевать для него новые партии." [6]

В.М. Луканин - автор многих методических, критических, публицистических работ.
Сочинения:

  • Удачный дебют молодого актёра (о выступлении В. Адамкявичюса в партии Радамеса в оп. Д. Верди "Аида") // За сов. искусство (Л.). 1952. 2 марта;
  • В. А. Бутакова в роли Кармен // За сов. искусство (Л.). 1952. 11 июля;
  • 25 лет служения искусству // За сов. искусство (Л.). 1953. 25 июня;
  • Их труд — пример // За сов. искусство (Л.). 1953. 5 нояб.;
  • Мой метод работы с певцами // Сост. и общ. ред. Е. Нестеренко. — Л., 1972;
  • Обучение и воспитание молодого певца. — Л., 1977.

Записывался на грампластинки.
Архивные записи певца были выпущены Ленинградским отделением фирмы "Мелодия".

Lukanin.jpg
Василий Михайлович Луканин умер 10.10.1969 г. в Ленинграде.

Литература о Луканине:

  • Пронина. Пример преданности искусству // За сов. искусство (Л.). 1952. № 15. С. 3;
  • 45 лет на сцене // За сов. искусство (Л.). 1954. № 7. С. 4;
  • Одаренный педагог // Муз. кадры (Л.). 1964. № 8;
  • Исаханов Г. С теплотой сердца // Муз. кадры (Л.). 5 декаб. 1966;
  • В.М. Луканин. - Некролог // Муз. кадры (Л.).1969. 22 декаб.;
  • Барсов Ю. - Вехи творческого пути В. М. Луканина // Луканин В.- Мой метод работы с певцами. — Л., 1972. С. 33—41;
  • Бакуменко В. - Вокальный метод профессора В. М. Луканина // Сов. артист. 1973. № 4;
  • Нестеренко Е. - Слово об учителе // Сов. артист. 1973. № 4; С. 42—43;
  • Нестеренко Е. - В классе профессора Ленинградской консерватории В. М. Луканина // Вопросы вокальной педагогики. — Л., 1982. Вып. 6;
  • Нестеренко Е. - Размышления о профессии. — М., 1985. С. 143—151;
  • Вельтер Н. Л. - Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. — Л., 1984. С. 26, 149, 159.


Примечания:

  1. Валерьяну Панаеву к 1887-му году удалось в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской набережной построить пятиэтажный доходный дом, внутрь которого был включен театральный зал с четырьмя ярусами лож. Это был зимний театр, более известный под названием «Панаевский театр».
    В 1905 году некий трактирщик и поклонник «легкого жанра» П.В.Тумпаков в помещении Панаевского театра открыл новый Театр-Буфф - «Зимний Буфф».
  2. В 1910 М. К. Максаков организовал "Товарищество оперных артистов", в составе которого выступал как певец и режиссер.
    Выезжал на гастроли с этим Товариществом в Симбирск, Пермь, Казань, Томск, Екатеринбург, Иркутск, Астрахань.
    В его антрепризах выступали А. М. Давыдов, Е. Де-Вос-Соболева, Б. Евлахов, И. Козловский, А. Курганов, В. Луканин, Ф. Мухтарова, П. Оленин, Г. Пирогов, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
    Спектакли, поставленные Максаковым, отличались высоким художественным уровнем - "Борис Годунов", "Аида"; "Маккавеи" Рубинштейна, "Чародейка", "Орлеанская дева", "Таис" Массне, "Купец Калашников", "Иоанн Лейденский", и др.
  3. В 1922 г. Сергей Иванович Зимин - русский театральный деятель, меценат, основатель частного театра «Опера С. Зимина» (1904 г.), пробуя возродить свой театр, организовал акционерное общество «Первая свободная опера С. И. Зимина», где за 2 года было поставлено свыше 20 опер.
  4. [1]
  5. [2]
  6. [3]



Информация - материалы из открытых источников в Internet'е.


Пользуетесь сведениями данной публикации ? Дайте обязательно ссылку на сайт "Наш Баку" !



--Sibor 19:30, 19 августа 2013 (CEST)

comments powered by Disqus