Строка 6: Строка 6:
  
 
'''''Из статьи Гасана Гулиева опубликованной в  журнале "Литературный Азербайджан".'''''
 
'''''Из статьи Гасана Гулиева опубликованной в  журнале "Литературный Азербайджан".'''''
 +
 +
 
Биография Дж.Мамедкулизаде - отражает вехи жизненного пути, проделанного типичным интеллигентом-просветителем того времени.  
 
Биография Дж.Мамедкулизаде - отражает вехи жизненного пути, проделанного типичным интеллигентом-просветителем того времени.  
 +
 
Вступив в жизнь из бедной и религиозной семьи, он из Нахичевани отправляется в Закавказскую Горийскую учительскую семинарию, после окончания которой, около 10 лет (1887-1897) преподавал в учебных заведениях Эриванской губернии и в селении Неграм, недалеко от Нахичевани.  
 
Вступив в жизнь из бедной и религиозной семьи, он из Нахичевани отправляется в Закавказскую Горийскую учительскую семинарию, после окончания которой, около 10 лет (1887-1897) преподавал в учебных заведениях Эриванской губернии и в селении Неграм, недалеко от Нахичевани.  
 +
 
В начале века он приезжает в Тифлис, где начинает сотрудничать в газете "Шарги-Рус" ("Восточная Россия"), в которой и был опубликован один из лучших его рассказов "Почтовый ящик" (1904).
 
В начале века он приезжает в Тифлис, где начинает сотрудничать в газете "Шарги-Рус" ("Восточная Россия"), в которой и был опубликован один из лучших его рассказов "Почтовый ящик" (1904).
  
Художественное творчество Дж.Мамедкулизаде многогранно. Оно включает в себя жанры рассказа, повести, новеллы, драмы и публицистики. Наиболее значительными его произведениями в прозе следует считать цикл повестей "События в селении Данабаш", в который входят "Легонькое предисловие", большая повесть "Пропажа осла" и неоконченная повесть "Школа селения Данабаш".  
+
Художественное творчество Дж.Мамедкулизаде многогранно. Оно включает в себя жанры рассказа, повести, новеллы, драмы и публицистики.  
 +
 
 +
Наиболее значительными его произведениями в прозе следует считать цикл повестей "События в селении Данабаш", в который входят "Легонькое предисловие", большая повесть "Пропажа осла" и неоконченная повесть "Школа селения Данабаш".  
  
 
Продолжая в своем творчестве традиции реализма М.Ф.Ахундова, Дж.Мамедкулизаде обращается к жизни простого народа, забитого крестьянина, ополчается против всего, что мешало ему жить свободно и без лишений, что уродовало и оскорбляло его человеческое достоинство.  
 
Продолжая в своем творчестве традиции реализма М.Ф.Ахундова, Дж.Мамедкулизаде обращается к жизни простого народа, забитого крестьянина, ополчается против всего, что мешало ему жить свободно и без лишений, что уродовало и оскорбляло его человеческое достоинство.  
  
Оружие писателя-смех, его различные формы и проявления, оттенки и краски. Нередко это и смех сквозь слезы, ибо объектом воспроизведения у писателя становятся простые, задавленные суевериями и предрассудками простые, добрые люди, честные труженики, такие, как Мамед-Гасан ("Пропажа осла") или штукатур Зейнал ("Уста Зейнал"), живущие надеждами на то, что своим праведным и честным трудом удостоятся милости Аллаха-райского блаженства после смерти.
+
Оружие писателя-смех, его различные формы и проявления, оттенки и краски.  
 +
 
 +
Нередко это и смех сквозь слезы, ибо объектом воспроизведения у писателя становятся простые, задавленные суевериями и предрассудками простые, добрые люди, честные труженики, такие, как Мамед-Гасан ("Пропажа осла") или штукатур Зейнал ("Уста Зейнал"), живущие надеждами на то, что своим праведным и честным трудом удостоятся милости Аллаха-райского блаженства после смерти.
  
 
На протяжении всего своего творчества писатель обращался к драматургии, создав пьесы "Мертвецы", "Кяманча", "Школа в селении Данабаш", "Сборище сумасшедших".
 
На протяжении всего своего творчества писатель обращался к драматургии, создав пьесы "Мертвецы", "Кяманча", "Школа в селении Данабаш", "Сборище сумасшедших".
  
Среди них наибольшей популярностью пользовалась пьеса "Мертвецы" (1907-1909). Она была поставлена известным актером и режиссером Гусейном Араблинским в апреле 1916 года и имела небывалый успех. Затем начались триумфальные гастроли труппы (с участием самого автора) по городам Закавказья, Средней Азии, а также в Тебризе (Иран).
+
Среди них наибольшей популярностью пользовалась пьеса "Мертвецы" (1907-1909). Она была поставлена известным актером и режиссером Гусейном Араблинским в апреле 1916 года и имела небывалый успех.  
 +
 
 +
Затем начались триумфальные гастроли труппы (с участием самого автора) по городам Закавказья, Средней Азии, а также в Тебризе (Иран).
  
 
Фабула пьесы "Мертвецы" сводится к следующему. Жители маленького полусонного городка, где жизнь протекает в соответствии с вековечными законами и представлениями, узнают о чуде: Кербалай-Фатулла, умерший в Мешхеде, куда он отправился паломником, - воскрес...  
 
Фабула пьесы "Мертвецы" сводится к следующему. Жители маленького полусонного городка, где жизнь протекает в соответствии с вековечными законами и представлениями, узнают о чуде: Кербалай-Фатулла, умерший в Мешхеде, куда он отправился паломником, - воскрес...  
 +
 
Фанатичные жители города верят в это чудо. Они взволнованы, и возбуждение их усиливается, когда в город прибывает знаменитый шейх Насрулла, который благодаря своим таинствам и воскресил Кербалай-Фатуллу, да и некоторых других покойников.  
 
Фанатичные жители города верят в это чудо. Они взволнованы, и возбуждение их усиливается, когда в город прибывает знаменитый шейх Насрулла, который благодаря своим таинствам и воскресил Кербалай-Фатуллу, да и некоторых других покойников.  
 +
 
Шейх Насрулла берется также воскресить родных и близких жителей городка. И тут выходят наружу темные стороны жизни этого захолустного городка, открываются тайны и преступления его жителей, обнаруживается, что один жестокими побоями загнал в могилу свою мать, другой-женился на вдове своего брата, прибрав к рукам его имущество, а детей заставил работать на себя, третий довел до преждевременной смерти свою жену...  
 
Шейх Насрулла берется также воскресить родных и близких жителей городка. И тут выходят наружу темные стороны жизни этого захолустного городка, открываются тайны и преступления его жителей, обнаруживается, что один жестокими побоями загнал в могилу свою мать, другой-женился на вдове своего брата, прибрав к рукам его имущество, а детей заставил работать на себя, третий довел до преждевременной смерти свою жену...  
И никто из них, естественно, не жаждал воскрешения этих своих жертв. Темное царство, в котором обитают живые "покойники" (отсюда-название "Мертвецы"), а также процветают преступления, алчность, жестокость, аморализм, косность и суеверия, фанатизм и покорность,-все это, взятое вместе, представлено как порождение определенной эпохи, в которой и становится возможной деятельность таких мошенников и шарлатанов, как шейх Насрулла.  
+
И никто из них, естественно, не жаждал воскрешения этих своих жертв.  
 +
 
 +
Темное царство, в котором обитают живые "покойники" (отсюда-название "Мертвецы"), а также процветают преступления, алчность, жестокость, аморализм, косность и суеверия, фанатизм и покорность,-все это, взятое вместе, представлено как порождение определенной эпохи, в которой и становится возможной деятельность таких мошенников и шарлатанов, как шейх Насрулла.  
  
 
Именно мир "мертвецов", а не только шейх Насрулла, становится объектом обличения в пьесе.
 
Именно мир "мертвецов", а не только шейх Насрулла, становится объектом обличения в пьесе.
  
В системе образов произведения значительная роль отводится фигуре Искендера-жертвы и одновременно обличителя мира "мертвецов". Образованный и умный Искендер-не моралист и не резонер, ибо, не примирившись с "темным царством", он чувствует себя одиноким среди людей и топит свои страдания и горе в пьянстве.  
+
В системе образов произведения значительная роль отводится фигуре Искендера-жертвы и одновременно обличителя мира "мертвецов".  
 +
 
 +
Образованный и умный Искендер-не моралист и не резонер, ибо, не примирившись с "темным царством", он чувствует себя одиноким среди людей и топит свои страдания и горе в пьянстве.  
  
 
Именно в уста Искендера вкладывает автор слова, обличающие город "мертвецов"... По силе своего воздействия на умы и сердца, обличительной мощи и драматургической выразительности, пьесу "Мертвецы" современники ставили в один ряд с "Тартюфом" Мольера и гоголевским "Ревизором".
 
Именно в уста Искендера вкладывает автор слова, обличающие город "мертвецов"... По силе своего воздействия на умы и сердца, обличительной мощи и драматургической выразительности, пьесу "Мертвецы" современники ставили в один ряд с "Тартюфом" Мольера и гоголевским "Ревизором".
  
 
Дж.Мамедкулизаде-драматург и прозаик (он-автор большого числа рассказов и новелл, ставших классикой) неотделим от "Моллы Насреддина", сделавшегося и его псевдонимом, и смыслом всей жизни, и наиболее значительным из того, что оставил он своим современникам и потомкам.  
 
Дж.Мамедкулизаде-драматург и прозаик (он-автор большого числа рассказов и новелл, ставших классикой) неотделим от "Моллы Насреддина", сделавшегося и его псевдонимом, и смыслом всей жизни, и наиболее значительным из того, что оставил он своим современникам и потомкам.  
 +
 
В 1905 году он вместе с компаньонами приобретает типографию, которая, получив название "Гейрат", становится полиграфической базой для начавшегося в 1906 году издания им журнала "Молла Насреддин".  
 
В 1905 году он вместе с компаньонами приобретает типографию, которая, получив название "Гейрат", становится полиграфической базой для начавшегося в 1906 году издания им журнала "Молла Насреддин".  
  
 
В свою очередь, редактируемый Дж.Мамедкулизаде журнал, его издание создали предпосылки для формирования литературы критического реализма, наиболее действенных и характерных жанров так называемой "малой прозы", большим мастером которой выступил сам писатель-демократ, создав знаменитую повесть "События в селении Данабаш", рассказы "Уста Зейнал", "Почтовый ящик", "Курбанали-бек" и другие, ставшие классикой азербайджанской прозы.  
 
В свою очередь, редактируемый Дж.Мамедкулизаде журнал, его издание создали предпосылки для формирования литературы критического реализма, наиболее действенных и характерных жанров так называемой "малой прозы", большим мастером которой выступил сам писатель-демократ, создав знаменитую повесть "События в селении Данабаш", рассказы "Уста Зейнал", "Почтовый ящик", "Курбанали-бек" и другие, ставшие классикой азербайджанской прозы.  
  
Однако содержание журнала выходит далеко за рамки намеченной автором программы, разделы которой обозначают направление и жанрового поиска-создание "короткого", "небольшого объема" рассказа, новеллы, притчи, диалога и т.п. В творчестве Джалила Мамедкулизаде фельетон-один из наиболее действенных и оперативных литературных жанров-приобрел новое политическое и социальное звучание и достиг значительного художественного совершенства. С большим мастерством, используя художественные средства этого жанра, писатель откликался на все важнейшие события эпохи.
+
Однако содержание журнала выходит далеко за рамки намеченной автором программы, разделы которой обозначают направление и жанрового поиска-создание "короткого", "небольшого объема" рассказа, новеллы, притчи, диалога и т.п.  
 +
 
 +
В творчестве Джалила Мамедкулизаде фельетон-один из наиболее действенных и оперативных литературных жанров-приобрел новое политическое и социальное звучание и достиг значительного художественного совершенства. С большим мастерством, используя художественные средства этого жанра, писатель откликался на все важнейшие события эпохи.
  
 
"О мои братья мусульмане! Коли вы услышите от меня нечто смешное, и распустив рот до ушей, закрыв глаза, будете хохотать так, что у вас, того гляди, лопнут от смеха кишки, потом будете вытирать не платком, нет, полой рубахи проступившие на глаза слезы и посылать проклятия шайтану, не подумайте, что смеетесь над Моллой Насреддином. О мои братья мусульмане! Если вы захотите узнать, над кем смеетесь, положите перед собой зеркало и внимательно всмотритесь в свое изображение".
 
"О мои братья мусульмане! Коли вы услышите от меня нечто смешное, и распустив рот до ушей, закрыв глаза, будете хохотать так, что у вас, того гляди, лопнут от смеха кишки, потом будете вытирать не платком, нет, полой рубахи проступившие на глаза слезы и посылать проклятия шайтану, не подумайте, что смеетесь над Моллой Насреддином. О мои братья мусульмане! Если вы захотите узнать, над кем смеетесь, положите перед собой зеркало и внимательно всмотритесь в свое изображение".
Строка 44: Строка 63:
 
Сатирические произведения писателя и, в частности, фельетоны, ярко выражавшие демократические тенденции эпохи, обладали значительными художественными достоинствами, характерной образной системой.
 
Сатирические произведения писателя и, в частности, фельетоны, ярко выражавшие демократические тенденции эпохи, обладали значительными художественными достоинствами, характерной образной системой.
  
Художественные, в том числе языковые богатства, щедро рассыпанные в фельетонах Дж.Мамедкулизаде, подчинены основной цели-высмеять и заклеймить пороки общества, изобличить "верхи" и указать правильный путь "низам". Выполняя эту трудную в условиях господства в печати полицейской цензуры задачу, писатель вырабатывает знаменитый "молланасреддиновский стиль", находит свой сатирический почерк. Для политического фельетона писателя характерны "эзопов язык", недомолвка, намек, ассоциативность. Все это, сочетаясь с афористичностью, экспрессивностью и яркостью языковых средств, создает неповторимый сплав молланасреддиновской речи.
+
Художественные, в том числе языковые богатства, щедро рассыпанные в фельетонах Дж.Мамедкулизаде, подчинены основной цели-высмеять и заклеймить пороки общества, изобличить "верхи" и указать правильный путь "низам".  
  
В фельетоне "Что делать?" писатель изобличает реакционные силы, которые способствовали разгону первой Государственной Думы в 1906 году. Активные сотрудники "Моллы Насреддина" под псевдонимами Мозалан (Овод), Лаглагы (Болтун), Хардам-хаял (Мечтатель), Гыздырмалы (Лихорадочный), Хоп-хоп-(Удод), пародируя речи представителей определенных социальных слоев, выражали характерные для них "мнения" по этому вопросу. Сквозь оболочку безобидного юмора прорывается боль за народ, которую испытывает писатель-демократ, наблюдая, как прозябают в политическом невежестве широкие массы трудящихся Закавказья, натравливаемые царским самодержавием друг на друга.
+
Выполняя эту трудную в условиях господства в печати полицейской цензуры задачу, писатель вырабатывает знаменитый "молланасреддиновский стиль", находит свой сатирический почерк.  
  
От иронии к едкой сатире, от внешне безобидного смеха к суровому сарказму, от легковесного юмора к беспощадному бичеванию всех и всяческих пороков,-таков диапазон художественно-сатирических средств, используемых Дж. Мамедкулизаде-фельетонистом. Почерку писателя-сатирика свойственны быстрые смены сатирических интонаций, чередование пародийных эффектов и сатирических планов.
+
Для политического фельетона писателя характерны "эзопов язык", недомолвка, намек, ассоциативность. Все это, сочетаясь с афористичностью, экспрессивностью и яркостью языковых средств, создает неповторимый сплав молланасреддиновской речи.
 +
 
 +
В фельетоне "Что делать?" писатель изобличает реакционные силы, которые способствовали разгону первой Государственной Думы в 1906 году. Активные сотрудники "Моллы Насреддина" под псевдонимами Мозалан (Овод), Лаглагы (Болтун), Хардам-хаял (Мечтатель), Гыздырмалы (Лихорадочный), Хоп-хоп-(Удод), пародируя речи представителей определенных социальных слоев, выражали характерные для них "мнения" по этому вопросу.
 +
 
 +
Сквозь оболочку безобидного юмора прорывается боль за народ, которую испытывает писатель-демократ, наблюдая, как прозябают в политическом невежестве широкие массы трудящихся Закавказья, натравливаемые царским самодержавием друг на друга.
 +
 
 +
От иронии к едкой сатире, от внешне безобидного смеха к суровому сарказму, от легковесного юмора к беспощадному бичеванию всех и всяческих пороков,-таков диапазон художественно-сатирических средств, используемых Дж. Мамедкулизаде-фельетонистом.  
 +
 
 +
Почерку писателя-сатирика свойственны быстрые смены сатирических интонаций, чередование пародийных эффектов и сатирических планов.
  
 
Один из часто используемых приемов-"моментальное прозрение" автора-рассказчика, который, вначале прикидываясь этаким наивным "благонамеренным" мусульманином, типичным "обывателем", постепенно (в ходе своего рассказа) "осознает истину", постигает, наконец, смысл происходящего и теперь даже готов поделиться советами с читателем, который в них нуждается.
 
Один из часто используемых приемов-"моментальное прозрение" автора-рассказчика, который, вначале прикидываясь этаким наивным "благонамеренным" мусульманином, типичным "обывателем", постепенно (в ходе своего рассказа) "осознает истину", постигает, наконец, смысл происходящего и теперь даже готов поделиться советами с читателем, который в них нуждается.
  
Этот прием, во-первых, дает возможность в пародийном плане выразить отношение настоящего обывателя, от лица которого ведется рассказ, к вопросам, поднимаемым автором в фельетоне. В этом-"познавательный" смысл приема. Так, описывая положение выходцев из Ирана ("амшари"), приехавших в Баку и другие промышленные центры Закавказья в поисках работы, писатель от лица такого обывателя говорит: "Я считал, что амшари" - это муха, прах, камень, кустарник, но я никак не предполагал, что амшари-это человек".
+
Этот прием, во-первых, дает возможность в пародийном плане выразить отношение настоящего обывателя, от лица которого ведется рассказ, к вопросам, поднимаемым автором в фельетоне. В этом-"познавательный" смысл приема.  
  
Во-вторых, прием этот, наглядно рисуя "переоценку" взглядов и суждений этого "наивного", неискушенного в политике "обывателя", раскрывает настоящую цель автора. Он допускает возможность и желательность точно такой же эволюции у читателя и тех, кому адресованы фельетоны ("Что делать?", "Амшари" и др.). То есть, речь идет о "воспитательном" характере этого приема.
+
Так, описывая положение выходцев из Ирана ("амшари"), приехавших в Баку и другие промышленные центры Закавказья в поисках работы, писатель от лица такого обывателя говорит: "Я считал, что амшари" - это муха, прах, камень, кустарник, но я никак не предполагал, что амшари-это человек".
  
Призывая оглянуться своих читателей вокруг, посмотреть со стороны на свою собственную жизнь, писатель как бы подводит их к "переоценке", заставляет осознать весь ужас положения, пытается пробудить в них дух протеста, активное отношение к жизни и стремление бороться за свои права. И только тогда и достигает своей цели "рецепт", который предлагает в заключение автор:
+
Во-вторых, прием этот, наглядно рисуя "переоценку" взглядов и суждений этого "наивного", неискушенного в политике "обывателя", раскрывает настоящую цель автора.
 +
 
 +
Он допускает возможность и желательность точно такой же эволюции у читателя и тех, кому адресованы фельетоны ("Что делать?", "Амшари" и др.). То есть, речь идет о "воспитательном" характере этого приема.
 +
 
 +
Призывая оглянуться своих читателей вокруг, посмотреть со стороны на свою собственную жизнь, писатель как бы подводит их к "переоценке", заставляет осознать весь ужас положения, пытается пробудить в них дух протеста, активное отношение к жизни и стремление бороться за свои права.
 +
 
 +
И только тогда и достигает своей цели "рецепт", который предлагает в заключение автор:
  
 
"... О несчастные и сирые амшари разоренного края Ирана, все вы должны взяться за руки...",
 
"... О несчастные и сирые амшари разоренного края Ирана, все вы должны взяться за руки...",
 
"... Все амшари должны взяться за руки, то есть объединиться!".
 
"... Все амшари должны взяться за руки, то есть объединиться!".
  
Интересен прием постоянного "обращения-повтора", который использует Дж.Мамедкулизаде в фельетоне "Два открытых письма кавказскому шейх-уль-исламу". Этот фельетон, как и большинство других, представляет собой публичное обращение к определенному лицу, политическому противнику, а в данном случае -главе кавказских мусульман.  
+
Интересен прием постоянного "обращения-повтора", который использует Дж.Мамедкулизаде в фельетоне "Два открытых письма кавказскому шейх-уль-исламу". Этот фельетон, как и большинство других, представляет собой публичное обращение к определенному лицу, политическому противнику, а в данном случае - главе кавказских мусульман.  
 +
 
 
Надев маску наивного, почтительного и верного слуги религии и мечети, автор в двух письмах, обращенных к главе кавказских мусульман, затрагивает актуальный по тем временам вопрос о просвещении женщин-мусульманок и, как бы, между прочим, спрашивает, почему мусульманкам-учащимся Тифлисского института, упорно отказывают в праве изучать родной язык?  
 
Надев маску наивного, почтительного и верного слуги религии и мечети, автор в двух письмах, обращенных к главе кавказских мусульман, затрагивает актуальный по тем временам вопрос о просвещении женщин-мусульманок и, как бы, между прочим, спрашивает, почему мусульманкам-учащимся Тифлисского института, упорно отказывают в праве изучать родной язык?  
  
 
В другом фельетоне "Наши дела" писатель высмеивает своекорыстие тех, кто, желая получить богатый урожай, не надеется на свои возможности, а "уповает на аллаха" и просит у него дождя для посевов.  
 
В другом фельетоне "Наши дела" писатель высмеивает своекорыстие тех, кто, желая получить богатый урожай, не надеется на свои возможности, а "уповает на аллаха" и просит у него дождя для посевов.  
 +
 
Иронизируя над темными, невежественными земледельцами, автор пишет: "...если после каждой молитвы аллах будет посылать людям дождь, то какой дурак станет после всего этого рыть арыки и колодцы, прибегать к помощи Аракса или Куры, чтобы приберечь воду к лету..."
 
Иронизируя над темными, невежественными земледельцами, автор пишет: "...если после каждой молитвы аллах будет посылать людям дождь, то какой дурак станет после всего этого рыть арыки и колодцы, прибегать к помощи Аракса или Куры, чтобы приберечь воду к лету..."
  
 
Жизнеутверждающее начало, свойственное всему творчеству писателя, характерно и для фельетонов, которые были обращены в будущее и вселяли уверенность в скором наступлении лучших времен."... Я знаю, что дни пробегут, воды протекут, время обновится, и нищие, и сирые, босые и голые братья мои узнают, наконец, кто их враг, а кто друг, вырвут из ваших рук толстые дубинки и начнут...Но о том, что будет дальше, я лучше промолчу"("3а что вы меня бьете?").
 
Жизнеутверждающее начало, свойственное всему творчеству писателя, характерно и для фельетонов, которые были обращены в будущее и вселяли уверенность в скором наступлении лучших времен."... Я знаю, что дни пробегут, воды протекут, время обновится, и нищие, и сирые, босые и голые братья мои узнают, наконец, кто их враг, а кто друг, вырвут из ваших рук толстые дубинки и начнут...Но о том, что будет дальше, я лучше промолчу"("3а что вы меня бьете?").
  
Журнал "Молла Насреддин", таким образом, сыграл значительную роль в развитии азербайджанской литературы, ее жанров и форм, главным образом, тех, что были обращены к наиболее отсталой части читательской публики. Ведь именно эту публику-правоверных мусульман и надо было выводить из того сладостного сна, в котором они пребывали в ожидании райских благ и наслаждений. "Ах, какой рай! Под сенью пышных садов текут прозрачные реки! Эти блага в раю вековечны, и никогда не будет им конца",-иронизирует по этому поводу Молла Насреддин-Джалил Мамедкулизаде. На плечи сотрудников журнала, в котором активно сотрудничали М.А.Сабир, О.Ф.Неманзаде, А.А.Ахвердов, М.С.Ордубады, А.Назми и целая плеяда азербайджанских поэтов и писателей, легла трудная ноша-вывести своих собратьев из спячки и мрака на дорогу прогресса, к новой жизни. В течение почти трех десятилетий журнал выполнял эту благородную миссию, был глашатаем правды и справедливости, обрел широкую популярность не только в Азербайджане, но и на всем Востоке. Его отдельные номера были событием, их с интересом читали в Баку, Тавризе, Багдаде, Дели и других городах планеты, где смех "Моллы Насреддина" мог оказаться не только исцелителем, но и пропагандистом новых форм жизни, прогресса и науки.
+
Журнал "Молла Насреддин", таким образом, сыграл значительную роль в развитии азербайджанской литературы, ее жанров и форм, главным образом, тех, что были обращены к наиболее отсталой части читательской публики.  
 +
 
 +
Ведь именно эту публику-правоверных мусульман и надо было выводить из того сладостного сна, в котором они пребывали в ожидании райских благ и наслаждений. "Ах, какой рай! Под сенью пышных садов текут прозрачные реки! Эти блага в раю вековечны, и никогда не будет им конца",-иронизирует по этому поводу Молла Насреддин-Джалил Мамедкулизаде.  
 +
 
 +
На плечи сотрудников журнала, в котором активно сотрудничали М.А.Сабир, О.Ф.Неманзаде, А.А.Ахвердов, М.С.Ордубады, А.Назми и целая плеяда азербайджанских поэтов и писателей, легла трудная ноша-вывести своих собратьев из спячки и мрака на дорогу прогресса, к новой жизни.  
 +
 
 +
В течение почти трех десятилетий журнал выполнял эту благородную миссию, был глашатаем правды и справедливости, обрел широкую популярность не только в Азербайджане, но и на всем Востоке.  
 +
 
 +
Его отдельные номера были событием, их с интересом читали в Баку, Тавризе, Багдаде, Дели и других городах планеты, где смех "Моллы Насреддина" мог оказаться не только исцелителем, но и пропагандистом новых форм жизни, прогресса и науки.
  
  
 
Читателю, осведомленному о дореволюционных событиях и условиях жизни при царизме, не нужно было обладать большой фантазией, чтобы представить меткость этой метафоры. Вспоминая об этих днях, Дж. Мамедкулизаде писал: "... Против нас возвышалась порой другая деспотия-деспотия религиозного фанатизма".
 
Читателю, осведомленному о дореволюционных событиях и условиях жизни при царизме, не нужно было обладать большой фантазией, чтобы представить меткость этой метафоры. Вспоминая об этих днях, Дж. Мамедкулизаде писал: "... Против нас возвышалась порой другая деспотия-деспотия религиозного фанатизма".
  
Все карикатуры, двустишия, "телеграфные" сообщения, эпиграммы, анекдоты, фельетоны и другие формы и жанры делали свое дело-просвещали, учили морали, пробуждали интерес к науке и знаниям. Вместе с этими жанрами развивались образные средства языка, обогащался стиль литературы.  
+
Все карикатуры, двустишия, "телеграфные" сообщения, эпиграммы, анекдоты, фельетоны и другие формы и жанры делали свое дело-просвещали, учили морали, пробуждали интерес к науке и знаниям.  
 +
 
 +
Вместе с этими жанрами развивались образные средства языка, обогащался стиль литературы.  
  
 
И если верно, что критический реализм в азербайджанской литературе достиг своего зенита в творчестве Дж.Мамедкулизаде и Сабира, то также верно, что ему способствовали именно те новые средства, которые рождались на страницах журнала.  
 
И если верно, что критический реализм в азербайджанской литературе достиг своего зенита в творчестве Дж.Мамедкулизаде и Сабира, то также верно, что ему способствовали именно те новые средства, которые рождались на страницах журнала.  

Версия 17:52, 12 ноября 2009


1866-1932

Из статьи Гасана Гулиева опубликованной в журнале "Литературный Азербайджан".


Биография Дж.Мамедкулизаде - отражает вехи жизненного пути, проделанного типичным интеллигентом-просветителем того времени.

Вступив в жизнь из бедной и религиозной семьи, он из Нахичевани отправляется в Закавказскую Горийскую учительскую семинарию, после окончания которой, около 10 лет (1887-1897) преподавал в учебных заведениях Эриванской губернии и в селении Неграм, недалеко от Нахичевани.

В начале века он приезжает в Тифлис, где начинает сотрудничать в газете "Шарги-Рус" ("Восточная Россия"), в которой и был опубликован один из лучших его рассказов "Почтовый ящик" (1904).

Художественное творчество Дж.Мамедкулизаде многогранно. Оно включает в себя жанры рассказа, повести, новеллы, драмы и публицистики.

Наиболее значительными его произведениями в прозе следует считать цикл повестей "События в селении Данабаш", в который входят "Легонькое предисловие", большая повесть "Пропажа осла" и неоконченная повесть "Школа селения Данабаш".

Продолжая в своем творчестве традиции реализма М.Ф.Ахундова, Дж.Мамедкулизаде обращается к жизни простого народа, забитого крестьянина, ополчается против всего, что мешало ему жить свободно и без лишений, что уродовало и оскорбляло его человеческое достоинство.

Оружие писателя-смех, его различные формы и проявления, оттенки и краски.

Нередко это и смех сквозь слезы, ибо объектом воспроизведения у писателя становятся простые, задавленные суевериями и предрассудками простые, добрые люди, честные труженики, такие, как Мамед-Гасан ("Пропажа осла") или штукатур Зейнал ("Уста Зейнал"), живущие надеждами на то, что своим праведным и честным трудом удостоятся милости Аллаха-райского блаженства после смерти.

На протяжении всего своего творчества писатель обращался к драматургии, создав пьесы "Мертвецы", "Кяманча", "Школа в селении Данабаш", "Сборище сумасшедших".

Среди них наибольшей популярностью пользовалась пьеса "Мертвецы" (1907-1909). Она была поставлена известным актером и режиссером Гусейном Араблинским в апреле 1916 года и имела небывалый успех.

Затем начались триумфальные гастроли труппы (с участием самого автора) по городам Закавказья, Средней Азии, а также в Тебризе (Иран).

Фабула пьесы "Мертвецы" сводится к следующему. Жители маленького полусонного городка, где жизнь протекает в соответствии с вековечными законами и представлениями, узнают о чуде: Кербалай-Фатулла, умерший в Мешхеде, куда он отправился паломником, - воскрес...

Фанатичные жители города верят в это чудо. Они взволнованы, и возбуждение их усиливается, когда в город прибывает знаменитый шейх Насрулла, который благодаря своим таинствам и воскресил Кербалай-Фатуллу, да и некоторых других покойников.

Шейх Насрулла берется также воскресить родных и близких жителей городка. И тут выходят наружу темные стороны жизни этого захолустного городка, открываются тайны и преступления его жителей, обнаруживается, что один жестокими побоями загнал в могилу свою мать, другой-женился на вдове своего брата, прибрав к рукам его имущество, а детей заставил работать на себя, третий довел до преждевременной смерти свою жену... И никто из них, естественно, не жаждал воскрешения этих своих жертв.

Темное царство, в котором обитают живые "покойники" (отсюда-название "Мертвецы"), а также процветают преступления, алчность, жестокость, аморализм, косность и суеверия, фанатизм и покорность,-все это, взятое вместе, представлено как порождение определенной эпохи, в которой и становится возможной деятельность таких мошенников и шарлатанов, как шейх Насрулла.

Именно мир "мертвецов", а не только шейх Насрулла, становится объектом обличения в пьесе.

В системе образов произведения значительная роль отводится фигуре Искендера-жертвы и одновременно обличителя мира "мертвецов".

Образованный и умный Искендер-не моралист и не резонер, ибо, не примирившись с "темным царством", он чувствует себя одиноким среди людей и топит свои страдания и горе в пьянстве.

Именно в уста Искендера вкладывает автор слова, обличающие город "мертвецов"... По силе своего воздействия на умы и сердца, обличительной мощи и драматургической выразительности, пьесу "Мертвецы" современники ставили в один ряд с "Тартюфом" Мольера и гоголевским "Ревизором".

Дж.Мамедкулизаде-драматург и прозаик (он-автор большого числа рассказов и новелл, ставших классикой) неотделим от "Моллы Насреддина", сделавшегося и его псевдонимом, и смыслом всей жизни, и наиболее значительным из того, что оставил он своим современникам и потомкам.

В 1905 году он вместе с компаньонами приобретает типографию, которая, получив название "Гейрат", становится полиграфической базой для начавшегося в 1906 году издания им журнала "Молла Насреддин".

В свою очередь, редактируемый Дж.Мамедкулизаде журнал, его издание создали предпосылки для формирования литературы критического реализма, наиболее действенных и характерных жанров так называемой "малой прозы", большим мастером которой выступил сам писатель-демократ, создав знаменитую повесть "События в селении Данабаш", рассказы "Уста Зейнал", "Почтовый ящик", "Курбанали-бек" и другие, ставшие классикой азербайджанской прозы.

Однако содержание журнала выходит далеко за рамки намеченной автором программы, разделы которой обозначают направление и жанрового поиска-создание "короткого", "небольшого объема" рассказа, новеллы, притчи, диалога и т.п.

В творчестве Джалила Мамедкулизаде фельетон-один из наиболее действенных и оперативных литературных жанров-приобрел новое политическое и социальное звучание и достиг значительного художественного совершенства. С большим мастерством, используя художественные средства этого жанра, писатель откликался на все важнейшие события эпохи.

"О мои братья мусульмане! Коли вы услышите от меня нечто смешное, и распустив рот до ушей, закрыв глаза, будете хохотать так, что у вас, того гляди, лопнут от смеха кишки, потом будете вытирать не платком, нет, полой рубахи проступившие на глаза слезы и посылать проклятия шайтану, не подумайте, что смеетесь над Моллой Насреддином. О мои братья мусульмане! Если вы захотите узнать, над кем смеетесь, положите перед собой зеркало и внимательно всмотритесь в свое изображение".

В этих словах Джалила Мамедкулизаде, перекликающихся со знаменитым гоголевским "Над кем смеетесь", выражена целая программа азербайджанской демократической сатиры, которую достойно представлял один из популярных в то время журналов-"Молла Насреддин", сплотивший вокруг себя лучшие литературные силы.

Сатирические произведения писателя и, в частности, фельетоны, ярко выражавшие демократические тенденции эпохи, обладали значительными художественными достоинствами, характерной образной системой.

Художественные, в том числе языковые богатства, щедро рассыпанные в фельетонах Дж.Мамедкулизаде, подчинены основной цели-высмеять и заклеймить пороки общества, изобличить "верхи" и указать правильный путь "низам".

Выполняя эту трудную в условиях господства в печати полицейской цензуры задачу, писатель вырабатывает знаменитый "молланасреддиновский стиль", находит свой сатирический почерк.

Для политического фельетона писателя характерны "эзопов язык", недомолвка, намек, ассоциативность. Все это, сочетаясь с афористичностью, экспрессивностью и яркостью языковых средств, создает неповторимый сплав молланасреддиновской речи.

В фельетоне "Что делать?" писатель изобличает реакционные силы, которые способствовали разгону первой Государственной Думы в 1906 году. Активные сотрудники "Моллы Насреддина" под псевдонимами Мозалан (Овод), Лаглагы (Болтун), Хардам-хаял (Мечтатель), Гыздырмалы (Лихорадочный), Хоп-хоп-(Удод), пародируя речи представителей определенных социальных слоев, выражали характерные для них "мнения" по этому вопросу.

Сквозь оболочку безобидного юмора прорывается боль за народ, которую испытывает писатель-демократ, наблюдая, как прозябают в политическом невежестве широкие массы трудящихся Закавказья, натравливаемые царским самодержавием друг на друга.

От иронии к едкой сатире, от внешне безобидного смеха к суровому сарказму, от легковесного юмора к беспощадному бичеванию всех и всяческих пороков,-таков диапазон художественно-сатирических средств, используемых Дж. Мамедкулизаде-фельетонистом.

Почерку писателя-сатирика свойственны быстрые смены сатирических интонаций, чередование пародийных эффектов и сатирических планов.

Один из часто используемых приемов-"моментальное прозрение" автора-рассказчика, который, вначале прикидываясь этаким наивным "благонамеренным" мусульманином, типичным "обывателем", постепенно (в ходе своего рассказа) "осознает истину", постигает, наконец, смысл происходящего и теперь даже готов поделиться советами с читателем, который в них нуждается.

Этот прием, во-первых, дает возможность в пародийном плане выразить отношение настоящего обывателя, от лица которого ведется рассказ, к вопросам, поднимаемым автором в фельетоне. В этом-"познавательный" смысл приема.

Так, описывая положение выходцев из Ирана ("амшари"), приехавших в Баку и другие промышленные центры Закавказья в поисках работы, писатель от лица такого обывателя говорит: "Я считал, что амшари" - это муха, прах, камень, кустарник, но я никак не предполагал, что амшари-это человек".

Во-вторых, прием этот, наглядно рисуя "переоценку" взглядов и суждений этого "наивного", неискушенного в политике "обывателя", раскрывает настоящую цель автора.

Он допускает возможность и желательность точно такой же эволюции у читателя и тех, кому адресованы фельетоны ("Что делать?", "Амшари" и др.). То есть, речь идет о "воспитательном" характере этого приема.

Призывая оглянуться своих читателей вокруг, посмотреть со стороны на свою собственную жизнь, писатель как бы подводит их к "переоценке", заставляет осознать весь ужас положения, пытается пробудить в них дух протеста, активное отношение к жизни и стремление бороться за свои права.

И только тогда и достигает своей цели "рецепт", который предлагает в заключение автор:

"... О несчастные и сирые амшари разоренного края Ирана, все вы должны взяться за руки...", "... Все амшари должны взяться за руки, то есть объединиться!".

Интересен прием постоянного "обращения-повтора", который использует Дж.Мамедкулизаде в фельетоне "Два открытых письма кавказскому шейх-уль-исламу". Этот фельетон, как и большинство других, представляет собой публичное обращение к определенному лицу, политическому противнику, а в данном случае - главе кавказских мусульман.

Надев маску наивного, почтительного и верного слуги религии и мечети, автор в двух письмах, обращенных к главе кавказских мусульман, затрагивает актуальный по тем временам вопрос о просвещении женщин-мусульманок и, как бы, между прочим, спрашивает, почему мусульманкам-учащимся Тифлисского института, упорно отказывают в праве изучать родной язык?

В другом фельетоне "Наши дела" писатель высмеивает своекорыстие тех, кто, желая получить богатый урожай, не надеется на свои возможности, а "уповает на аллаха" и просит у него дождя для посевов.

Иронизируя над темными, невежественными земледельцами, автор пишет: "...если после каждой молитвы аллах будет посылать людям дождь, то какой дурак станет после всего этого рыть арыки и колодцы, прибегать к помощи Аракса или Куры, чтобы приберечь воду к лету..."

Жизнеутверждающее начало, свойственное всему творчеству писателя, характерно и для фельетонов, которые были обращены в будущее и вселяли уверенность в скором наступлении лучших времен."... Я знаю, что дни пробегут, воды протекут, время обновится, и нищие, и сирые, босые и голые братья мои узнают, наконец, кто их враг, а кто друг, вырвут из ваших рук толстые дубинки и начнут...Но о том, что будет дальше, я лучше промолчу"("3а что вы меня бьете?").

Журнал "Молла Насреддин", таким образом, сыграл значительную роль в развитии азербайджанской литературы, ее жанров и форм, главным образом, тех, что были обращены к наиболее отсталой части читательской публики.

Ведь именно эту публику-правоверных мусульман и надо было выводить из того сладостного сна, в котором они пребывали в ожидании райских благ и наслаждений. "Ах, какой рай! Под сенью пышных садов текут прозрачные реки! Эти блага в раю вековечны, и никогда не будет им конца",-иронизирует по этому поводу Молла Насреддин-Джалил Мамедкулизаде.

На плечи сотрудников журнала, в котором активно сотрудничали М.А.Сабир, О.Ф.Неманзаде, А.А.Ахвердов, М.С.Ордубады, А.Назми и целая плеяда азербайджанских поэтов и писателей, легла трудная ноша-вывести своих собратьев из спячки и мрака на дорогу прогресса, к новой жизни.

В течение почти трех десятилетий журнал выполнял эту благородную миссию, был глашатаем правды и справедливости, обрел широкую популярность не только в Азербайджане, но и на всем Востоке.

Его отдельные номера были событием, их с интересом читали в Баку, Тавризе, Багдаде, Дели и других городах планеты, где смех "Моллы Насреддина" мог оказаться не только исцелителем, но и пропагандистом новых форм жизни, прогресса и науки.


Читателю, осведомленному о дореволюционных событиях и условиях жизни при царизме, не нужно было обладать большой фантазией, чтобы представить меткость этой метафоры. Вспоминая об этих днях, Дж. Мамедкулизаде писал: "... Против нас возвышалась порой другая деспотия-деспотия религиозного фанатизма".

Все карикатуры, двустишия, "телеграфные" сообщения, эпиграммы, анекдоты, фельетоны и другие формы и жанры делали свое дело-просвещали, учили морали, пробуждали интерес к науке и знаниям.

Вместе с этими жанрами развивались образные средства языка, обогащался стиль литературы.

И если верно, что критический реализм в азербайджанской литературе достиг своего зенита в творчестве Дж.Мамедкулизаде и Сабира, то также верно, что ему способствовали именно те новые средства, которые рождались на страницах журнала.

Ирония, юмор, инвектива, филиппики, пародия и т.п. давали новые краски, и образно-смысловые оттенки в прозе Азербайджана этого времени. Именно в связи с публикациями "Моллы Насреддина" расцветают жанры юмора и сатиры, обогащая всю литературу.

Так именно и совершенствовался фельетон в творчестве Джалила Мамедкулизаде, становясь действенным, оперативным литературным жанром, приобретая новое политическое и социальное звучание.


По материалам сайта: ЗДЕСЬ

comments powered by Disqus