Строка 7: Строка 7:
 
Файл:Музей литературы им. Низами.jpg|
 
Файл:Музей литературы им. Низами.jpg|
 
</gallery></center>
 
</gallery></center>
С 1860-х гг. до 1890 г. в этом здании находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.<br>
+
С 1860-х гг. до 1890 г. в этом доме Лалаева находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.<br>
  
 
[[Файл:Hotel Metropol-2.jpg|thumb|360px|center]]
 
[[Файл:Hotel Metropol-2.jpg|thumb|360px|center]]
В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в здании, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".<br>
+
В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в доме Лалаева, на втором этаже, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".<br>
 
[[Файл:Metropol 1891.jpg|thumb|600 px|Газета "Каспий", 1891 г.|center]]
 
[[Файл:Metropol 1891.jpg|thumb|600 px|Газета "Каспий", 1891 г.|center]]
  
Строка 16: Строка 16:
  
 
<blockquote>
 
<blockquote>
Сведения о постройке здания гостиницы "Метрополь"<ref>Ш.Фатуллаев.Градостроительства Баку XIX - начала XX веков</ref>:
+
Сведения о постройке здания гостиницы "Метрополь"<ref>Ш.Фатуллаев.Градостроительство Баку XIX - начала XX веков (без указания источника сведений). В то же время по другим сведениям - из журнала "Зодчий" за 1880 г. - здание Благородного собрания построил архитектор Карл Густавович Гиппиус.</ref>:
 
<br><br>
 
<br><br>
'''''Гаджибабабеков Касым-бек (1811-1874 гг.), архитектор.'''''<br>
+
'''''Гаджибабабеков Касым-бек (1811-1874 гг.), архитектор (по другим сведениям - архитектор Карл Гиппиус).'''''<br>
Тип проекта или постройки - двухэтажный караван-сарай. Дата составления проекта - 1860 г. Дата постройки - 1860-е г. Местонахождение - Баку, Врангельская ул., 24 <ref>По другим сведениям - из журнала "Зодчий" за 1880 г. - здание Благородного собрания построил архитектор Карл Густавович Гиппиус.</ref><br>
+
Тип проекта или постройки - двухэтажный караван-сарай. Дата составления проекта - 1860 г. Дата постройки - 1860-е г. Местонахождение - Баку, Врангельская ул., 24 <br>
 
<br>
 
<br>
 
'''''Никитин Александр Андреевич (1878 - 1952 гг.), гражданский инженер.'''''<br>
 
'''''Никитин Александр Андреевич (1878 - 1952 гг.), гражданский инженер.'''''<br>
Строка 25: Строка 25:
 
</blockquote>
 
</blockquote>
  
Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году в доме, принадлежащем Лалаеву, был купец Оменцетер.<br><br>  
+
Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году на втором этаже, был купец Оменцетер.<br><br>  
На первом этаже гостиницы находился мануфактурный магазин Фархадзаде «Гаджи, бери бах» здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.<ref>М.Сулейманов. Дни минувшие</ref>
+
На первом этаже этого дома находилось множество магазинов, в том числе мануфактурный магазин Фархад-заде «Гаджи, бери бах» - здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.<ref>М.Сулейманов. Дни минувшие</ref>
  
 
На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и  "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.
 
На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и  "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.
Строка 32: Строка 32:
 
[[Файл:Hotel Metropol-1932-1.jpg|thumb|360px|center]]
 
[[Файл:Hotel Metropol-1932-1.jpg|thumb|360px|center]]
  
В  1918-1920 г.г. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.  
+
В  1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.  
  
 
В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.
 
В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.
Строка 38: Строка 38:
 
В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.
 
В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.
  
Здание бывшего каравансарая было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимаются архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Гусейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет.  
+
Здание было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимались архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Усейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет.  
 
Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.<br>  
 
Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.<br>  
 
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.
 
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.
  
Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви открыт в Баку 14 мая  1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.
+
Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви был открыт в Баку 14 мая  1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.
  
 
В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.
 
В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.
Строка 55: Строка 55:
  
  
"Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы , швейцарской фирмы "Борель" были изготовлены в 1850 году специально для Баку и безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.<br>
+
"Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы швейцарской фирмы "Борель" были изготовлены в 1850 году специально для Баку и безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.<br>
- Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно. вспоминает часовой мастер И.Гасанов."
+
Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно", вспоминал часовой мастер И.Гасанов."
 
----
 
----
 
<references/>
 
<references/>

Версия 12:34, 15 апреля 2016


Бакинское общественное собрание - Гостиница "Метрополь" - АСПС, Дворец Труда - Музей aзербайджанской литературы им. Низами Гянджеви (Баку)
[править]

С 1860-х гг. до 1890 г. в этом доме Лалаева находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.

Hotel Metropol-2.jpg

В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в доме Лалаева, на втором этаже, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".

Газета "Каспий", 1891 г.

В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа.

Сведения о постройке здания гостиницы "Метрополь"[1]:

Гаджибабабеков Касым-бек (1811-1874 гг.), архитектор (по другим сведениям - архитектор Карл Гиппиус).
Тип проекта или постройки - двухэтажный караван-сарай. Дата составления проекта - 1860 г. Дата постройки - 1860-е г. Местонахождение - Баку, Врангельская ул., 24

Никитин Александр Андреевич (1878 - 1952 гг.), гражданский инженер.
Тип проекта или постройки - Гостиница «Метрополь». Дата составления проекта - 1914 г. Дата постройки - 1915 г. Местонахождение - Баку, Врангельская ул., 24

Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году на втором этаже, был купец Оменцетер.

На первом этаже этого дома находилось множество магазинов, в том числе мануфактурный магазин Фархад-заде «Гаджи, бери бах» - здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.[2]

На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.

Hotel Metropol-1932-1.jpg

В 1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.

В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.

В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.

Здание было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимались архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Усейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет. Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.

Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви был открыт в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.

В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.

Общая площадь музея 2500 кв.м. Из них под экспозицией занято 1409 кв.м., под фондами 173 кв.м.

По оси арок установлены статуи выдающихся писателей и поэтов Азербайджана: Мухаммеда Физули (скульптор Ф.Абдуррахманов), М.П.Вагифа (скульптор С.Кляцкий), Мирзы Фатали Ахундова (скульптор П.Сабсай), Хуршид Бану Натаван (скульптор Е.Трипольская), Джалила Мамедкулизаде (скульптор Н.Захаров) и Джафара Джаббарлы (скульптор С.Кляцкий). Декоративный лепной орнамент, ажурные деревянные решетки шебеке, оригинальная мебель украшают экспозиционные залы музея.

На сегодняшний день музей имени Низами Гянджеви является крупнейшей и богатейшей сокровищницей азербайджанской духовной культуры. Здесь хранятся ценные материалы по многовековой азербайджанской литературе от ее истоков до наших дней. В 26 залах музея представлены экспозиции более 3 тысяч рукописей, редкие книги, воспоминания писателей, портреты, скульптуры, иллюстрации, миниатюры и другие. В музее находятся поэма Низами "Искендер-наме", написанная в 1413 году, Физули "Бянкю-Баде", написанная в 1569 году (экземпляр переписанной рукописи), Ахундова "Восточная поэма о смерти Пушкина", автографы и другие экспонаты большой ценности. В отделе научного фонда охраняются более 75 тысяч ценных предметов. Экскурсии ведутся на азербайджанском, английском, русском, фарсидском языках.


"Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы швейцарской фирмы "Борель" были изготовлены в 1850 году специально для Баку и безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.

Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно", – вспоминал часовой мастер И.Гасанов."

  1. Ш.Фатуллаев.Градостроительство Баку XIX - начала XX веков (без указания источника сведений). В то же время по другим сведениям - из журнала "Зодчий" за 1880 г. - здание Благородного собрания построил архитектор Карл Густавович Гиппиус.
  2. М.Сулейманов. Дни минувшие

Фотоальбом[править]



Источники:
Журнал "Зодчий", 1880 г., № 8 и 9, стр. 75
Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX - начала ХХ веков
газ. "Азерб. известия"
www.azerigallery.com
"Зеркало"


Jonka

comments powered by Disqus