I am (обсуждение | вклад) |
Ksp (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 19 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Category:Здания]][[Category:Гостиницы_и_караван_сараи]][[Category:Музеи_и_библиотеки]] | [[Category:Здания]][[Category:Гостиницы_и_караван_сараи]][[Category:Музеи_и_библиотеки]] | ||
− | ==Гостиница "Метрополь" - Музей aзербайджанской литературы им. Низами Гянджеви (Баку) == | + | ==<center>Бакинское общественное собрание - Гостиница "Метрополь" - АСПС, Дворец Труда - Музей aзербайджанской литературы им. Низами Гянджеви (Баку)</center>== |
+ | <center><gallery widths="750" heights="550"> | ||
+ | Файл:Muzej Nisami-2005.jpg|2005 г. Музей им. Низами - бывш. Благородное (Общественное собрание) - гостиница "Метрополь" - Дворец Труда (Совет профсоюзов Азербайджана) | ||
+ | </gallery></center> | ||
+ | Сведения о постройке здания Благородного (Общественного) собрания, в последующем - гостиницы "Метрополь"<ref>[https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83,_1865_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 Газета «Кавказ», № 2 от 06.01.1866 г.] Ш.Фатуллаев. в книге "Градостроительство Баку XIX - начала XX веков" приводит сведения (без указания источника), что архитектором являлся [https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%8B%D0%BC-%D0%B1%D0%B5%D0%BA_-_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 Касым-бек Гаджибабабеков]. В то же время по другим сведениям - из журнала "Зодчий" за 1880 г. - здание Благородного собрания построил архитектор [https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D1%83%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_-_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 Карл Густавович Гиппиус]. Последнее представляется более достоверным, т.к. во-первых эти сведения из источника, близкого по дате к постройке, и во-вторых, К.Гиппиус был городским архитектором и постройка городских зданий входила в его круг обязанностей, а Гаджибабабеков был даже не архитектором, а лишь помощником губернского архитектора, в обязанности которого входили строительные вопросы в Бакинской губернии, за исключением губернского города Баку.</ref>: | ||
+ | <br>"...Нам теперь остается обозреть новое здание для Благородного собрания. Надобно прежде всего сказать, что собрание в 1863 году держалось, так сказать, на ниточке, и общество не знало, будет ли оно продолжаться или придется его закрыть, так мало оно имело средств и так значительны были предстоящие расходы.<br> | ||
+ | Господин военный губернатор М. П. Колюбакин принялся за это дело с энергией и скоро нашел содействие со стороны почетного здешнего обывателя, шемахинского бека Егора Павловича Лалаева. Последний изъявил готовность выстроить дом по предложенному ему плану и фасаду со всеми возможными удобствами и отдать его под помещение Благородного собрания на 7 лет бесплатно, а на 5-ть лет с платою по 1000 руб., тогда как до сих пор собрание платило ежегодно эту сумму за далеко не так удобное и обширное помещение. А так как при этом предположено было отвести строителю участок городской земли в 800 квад. саженей, то он вдобавок к своему пожертвованию, обязался еще устроить на 7 лет бесплатное помещение из 11 комнат для заезжего дома, который Баку нанимает из городских доходов. | ||
− | + | Его Императорское Высочество Великий Князь в прошлом году утвердил представление по этому предмету военного губернатора и вслед за тем началась постройка обширного капитального здания, которое надо было окончить к 8 ноября настоящего (1865) года.<br> | |
+ | И как раз к сроку, к 8 ноября, собрание было совершенно готово и в нем поутру отслужили молебен, за которым было провозглашено многолетие Его Императорскому Высочеству Великому Князю Наместнику, потом военному губернатору, а, наконец, хозяину дома и всем старшинам и членам собрания, из которых многие тоже немало хлопотали и заботились по этому делу. | ||
+ | |||
+ | Само собою разумеется, что мы прежде всего в этот торжественный день отправились в собор, куда нас созывали густые звуки вновь купленного и привезенного морем колокола, а больше всего влекло чувство благоговейной любви и преданности к Августейшему Имениннику, который оказал много благодеяний Бакинской губернии и г. Баку.<br> | ||
+ | Потом все отправились с поздравлением к военному губернатору и, наконец, в 8 часов вечера открылось нетерпеливо ожидаемое возрожденное собрание парадным балом, на котором все посетители были восхищены удобством, обширностью и щегольством помещения". | ||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <center><gallery widths="350" heights="250"> | ||
+ | Файл:Baku Metropol 1929.jpg|Дворец Труда - Азербайджанский Совет Профсоюзов. 1930-е гг. | ||
+ | Файл:Музей литературы им. Низами.jpg|Музей им. Низами | ||
+ | </gallery></center> | ||
+ | С 1865 г. до 1890 г. в этом доме находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.<br> | ||
− | |||
− | + | <center><gallery widths="360" heights="250"> | |
+ | Файл:Hotel Metropol-2.jpg|Гостиница "Метрополь" (на втором этаже). 1905 г. | ||
+ | </gallery></center> | ||
+ | В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в доме Лалаева, на втором этаже, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".<br> | ||
+ | [[Файл:Metropol 1891.jpg|thumb|600 px|Газета "Каспий", 1891 г.|center]] | ||
− | В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа | + | В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа.<br> |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году на втором этаже, был купец Оменцетер.<br><br> | |
− | На первом этаже | + | На первом этаже этого дома находилось множество магазинов, в том числе мануфактурный магазин Фархад-заде «Гаджи, бери бах» - здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.<ref>М.Сулейманов. Дни минувшие</ref> |
На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев. | На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев. | ||
− | [[Файл:Hotel Metropol-1932-1.jpg|thumb|360px|center]] | + | [[Файл:Hotel Metropol-1932-1.jpg|thumb|360px|center|Дворец Труда, ул. Коммунистическая. 1930-е годы]] |
− | В 1918-1920 | + | В 1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании. |
В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана. | В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана. | ||
Строка 35: | Строка 47: | ||
В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы. | В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы. | ||
− | Здание | + | Здание было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимались архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Усейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет. |
Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.<br> | Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.<br> | ||
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры. | Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры. | ||
− | Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви открыт в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества. | + | Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви был открыт в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества. |
В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений. | В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений. | ||
Строка 52: | Строка 64: | ||
− | "Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы | + | "Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы швейцарской фирмы безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.<br> |
− | + | Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно", – вспоминал часовой мастер И.Гасанов.<ref>[http://www.lakia.net/lak/resurce/gen/ismail/ismail.html переопубликовано из газеты "Бакинский рабочий" от 28 апреля 2001 года] </ref>" | |
− | + | ---- | |
+ | <references/> | ||
===Фотоальбом=== | ===Фотоальбом=== | ||
− | <gallery | + | <gallery widths="156" heights="155"> |
− | Файл:Stroitelstvo armjan zerkvi parapet-1865.jpg| | + | Файл:Stroitelstvo armjan zerkvi parapet-1865.jpg|1865 г. Благородное (Общественное) собрание (виден второй этаж справа на фото) |
Файл:Aliev Gadzgy mag.jpg|Именной бланк "Французского магазина" Гаджи Ага бека Алиева | Файл:Aliev Gadzgy mag.jpg|Именной бланк "Французского магазина" Гаджи Ага бека Алиева | ||
Файл:Aliev G magaz.jpg|Именной бланк "Французского магазина" Гаджи Ага бека Алиева | Файл:Aliev G magaz.jpg|Именной бланк "Французского магазина" Гаджи Ага бека Алиева | ||
− | Файл:Метрополь 1902 Бехруз.jpg| | + | Файл:Метрополь 1902 Бехруз.jpg|1 мая на Ольгинской ул., около отеля "Метрополь". 1902 г. худож. Шапиро |
− | Файл:Hotel Metropol-3.jpg|Здание Совета профсоюзов Азербайджана, | + | Файл:Гостиница "Метрополь".jpg| |
− | Файл:Musej Nizami - 1943.jpg|Реконструкция здания под музей литературы, | + | Файл:Hotel Metropol-3.jpg|Здание Совета профсоюзов Азербайджана, 1932 г. |
− | Файл:Muzej Nisami-1947.jpg|Самед Вургун с детьми в здании Музея литературы им. Низами, 1947 | + | Файл:Musej Nizami - 1943.jpg|Реконструкция здания под музей литературы, 1943 г. |
− | Файл:Alpert 1954 muzeum Nizamy.jpg| | + | Файл:Muzej Nisami-1947.jpg|Самед Вургун с детьми в здании Музея литературы им. Низами, 1947 г. |
− | Файл:Muzej Nizami-1957-Alpert.jpg| | + | Файл:Alpert 1954 muzeum Nizamy.jpg|1954 г. Фотограф - М. Альперт |
− | Файл:Muzej Nisami-1957.jpg| | + | Файл:Muzej Nizami-1957-Alpert.jpg|1957 г. Фотограф - М. Альперт |
− | Файл:Muzej Nisami-2005.jpg| | + | Файл:Muzej Nisami-1957.jpg|1957 г. |
− | Файл:Musej Nizami-2008.JPG| | + | Файл:MN (1).jpg|1958 г. |
+ | Файл:MN (2).jpg|1958 г. | ||
+ | Файл:Muzej Nisami-2005.jpg|2005 г. | ||
+ | Файл:Musej Nizami-2008.JPG|2008 г. | ||
+ | Файл:МН18.jpg|2012 г. | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | |||
Источники:<br> | Источники:<br> | ||
+ | Газета «Кавказ», № 2 от 06.01.1866 г.<br> | ||
+ | Журнал "Зодчий", 1880 г., № 8 и 9, стр. 75<br> | ||
Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX - начала ХХ веков <br> | Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX - начала ХХ веков <br> | ||
+ | Газета "Бакинский рабочий" от 28 апреля 2001 г.<br> | ||
газ. "Азерб. известия"<br> | газ. "Азерб. известия"<br> | ||
www.azerigallery.com<br> | www.azerigallery.com<br> | ||
− | |||
− | Jonka | + | Jonka<br> |
+ | [[Участник:Ksp|Ksp]] 09:17, 18 февраля 2019 (UTC) |
Сведения о постройке здания Благородного (Общественного) собрания, в последующем - гостиницы "Метрополь"[1]:
"...Нам теперь остается обозреть новое здание для Благородного собрания. Надобно прежде всего сказать, что собрание в 1863 году держалось, так сказать, на ниточке, и общество не знало, будет ли оно продолжаться или придется его закрыть, так мало оно имело средств и так значительны были предстоящие расходы.
Господин военный губернатор М. П. Колюбакин принялся за это дело с энергией и скоро нашел содействие со стороны почетного здешнего обывателя, шемахинского бека Егора Павловича Лалаева. Последний изъявил готовность выстроить дом по предложенному ему плану и фасаду со всеми возможными удобствами и отдать его под помещение Благородного собрания на 7 лет бесплатно, а на 5-ть лет с платою по 1000 руб., тогда как до сих пор собрание платило ежегодно эту сумму за далеко не так удобное и обширное помещение. А так как при этом предположено было отвести строителю участок городской земли в 800 квад. саженей, то он вдобавок к своему пожертвованию, обязался еще устроить на 7 лет бесплатное помещение из 11 комнат для заезжего дома, который Баку нанимает из городских доходов.
Его Императорское Высочество Великий Князь в прошлом году утвердил представление по этому предмету военного губернатора и вслед за тем началась постройка обширного капитального здания, которое надо было окончить к 8 ноября настоящего (1865) года.
И как раз к сроку, к 8 ноября, собрание было совершенно готово и в нем поутру отслужили молебен, за которым было провозглашено многолетие Его Императорскому Высочеству Великому Князю Наместнику, потом военному губернатору, а, наконец, хозяину дома и всем старшинам и членам собрания, из которых многие тоже немало хлопотали и заботились по этому делу.
Само собою разумеется, что мы прежде всего в этот торжественный день отправились в собор, куда нас созывали густые звуки вновь купленного и привезенного морем колокола, а больше всего влекло чувство благоговейной любви и преданности к Августейшему Имениннику, который оказал много благодеяний Бакинской губернии и г. Баку.
Потом все отправились с поздравлением к военному губернатору и, наконец, в 8 часов вечера открылось нетерпеливо ожидаемое возрожденное собрание парадным балом, на котором все посетители были восхищены удобством, обширностью и щегольством помещения".
С 1865 г. до 1890 г. в этом доме находилось Бакинское Благородное (Общественное) собрание.
В 1890 году Бакинское Общественное собрание перешло во вновь выстроенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (в советское время С. Вургуна и У. Гаджибекова, Дом офицеров), а в доме Лалаева, на втором этаже, после проведенного ремонта, открылась гостиница "Метрополь".
В 1915 г. архитектор Никитин реконструировал здание с надстройкой 3 -го этажа.
Первым владельцем гостиницы "Метрополь", открывшем ее в 1891 году на втором этаже, был купец Оменцетер.
На первом этаже этого дома находилось множество магазинов, в том числе мануфактурный магазин Фархад-заде «Гаджи, бери бах» - здесь продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.[2]
На первом этаже на углу Вороцовской и Николаевской, судя по материалам, предоставленным нам Зауром Ализаде, находился и "Французский магазин" модно-галантерейных товаров, которым владел его прадед Гаджи Ага бек Алиев.
В 1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики. Первое собрание Кабинета АДР прошло именно в этом здании.
В 1920-1930-ых годах в здании размещался Совет профсоюзов Азербайджана.
В связи с 800-летием со дня рождения великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви распоряжением Совета Народных Комиссаров Азербайджанской ССР № 4972 от 1 ноября 1939 года было решено создать мемориальный музей, а на базе Музея Низами был создан Музей азербайджанской литературы.
Здание было подвергнуто реконструкции. По решению Совета Министров вопросом обустройства здания, или, как сказали бы нынче, его дизайном занимались архитекторы Садиг Дадашов и Микаил Усейнов, создавшие за шесть лет "лицо" музея, верно прослужившее ему в течение не одного десятка лет.
Авторы продемонстрировали приверженность неоклассицизму и местным корням. Проведенная в пластике здания гостиницы "Метрополь" художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально - романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города.
Это произведение, опирающееся на национальные корни и демонстрирующее оригинальный синтез в национальной архитектуре, явилось в первой половине XX века великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия Азербайджанской архитектуры.
Музей Азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви был открыт в Баку 14 мая 1945 году как отражение жизни и творчества Низами. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества.
В 1959 и 1967 годах музей был капитально расширен и усовершенствован. В 2001-2003-х годах он претерпел ряд новейших изменений.
Общая площадь музея 2500 кв.м. Из них под экспозицией занято 1409 кв.м., под фондами 173 кв.м.
По оси арок установлены статуи выдающихся писателей и поэтов Азербайджана: Мухаммеда Физули (скульптор Ф.Абдуррахманов), М.П.Вагифа (скульптор С.Кляцкий), Мирзы Фатали Ахундова (скульптор П.Сабсай), Хуршид Бану Натаван (скульптор Е.Трипольская), Джалила Мамедкулизаде (скульптор Н.Захаров) и Джафара Джаббарлы (скульптор С.Кляцкий). Декоративный лепной орнамент, ажурные деревянные решетки шебеке, оригинальная мебель украшают экспозиционные залы музея.
На сегодняшний день музей имени Низами Гянджеви является крупнейшей и богатейшей сокровищницей азербайджанской духовной культуры. Здесь хранятся ценные материалы по многовековой азербайджанской литературе от ее истоков до наших дней. В 26 залах музея представлены экспозиции более 3 тысяч рукописей, редкие книги, воспоминания писателей, портреты, скульптуры, иллюстрации, миниатюры и другие. В музее находятся поэма Низами "Искендер-наме", написанная в 1413 году, Физули "Бянкю-Баде", написанная в 1569 году (экземпляр переписанной рукописи), Ахундова "Восточная поэма о смерти Пушкина", автографы и другие экспонаты большой ценности. В отделе научного фонда охраняются более 75 тысяч ценных предметов. Экскурсии ведутся на азербайджанском, английском, русском, фарсидском языках.
"Когда-то на здании Музея Низами - на стыке улиц Джапаридзе (сейчас М.Э.Расулзаде) и Коммунистическая (сейчас Истиглалийят) висели знаменитые, с тремя циферблатами, часы. Старшее поколение бакинцев, вероятно, помнит их: под ними вечерами свидания назначали влюбленные. Обслуживали эти часы в 60-ые гг. 2 часовщика - Надир Алиев и Исмаил Гасанов. Эти уникальные, в бывшем Союзе единственные в своем роде часы швейцарской фирмы безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века, пока не закапризничал директор музея. Дело в том, что в его кабинете стоял специальный "шкаф" с маятником и гиревым ходом внутри, через стену осью связанным с циферблатами.
Директору, видите ли, надоело каждую неделю в кабинет свой пускать мастеров для профилактического осмотра. Пожаловался кому-то, что это мешает работать музею, и часов, которые отсчитывали точное время еще в пору, когда в здании музея находилась гостиница "Метрополь", не стало. Куда они подевались, неизвестно", – вспоминал часовой мастер И.Гасанов.[3]"
Источники:
Газета «Кавказ», № 2 от 06.01.1866 г.
Журнал "Зодчий", 1880 г., № 8 и 9, стр. 75
Ш.Фатуллаев. Градостроительство Баку конца XIX - начала ХХ веков
Газета "Бакинский рабочий" от 28 апреля 2001 г.
газ. "Азерб. известия"
www.azerigallery.com
Jonka
Ksp 09:17, 18 февраля 2019 (UTC)