(не показано 13 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Category:Культовые_сооружения]][[Category:В_работе_(6)]][[Категория:Мусульманская община Баку]]
+
[[Category:Культовые_сооружения]][[Категория:Мусульманская община Баку]]
 
== Мечеть "Таза Пир" (Баку) ==
 
== Мечеть "Таза Пир" (Баку) ==
  
Строка 12: Строка 12:
 
Таза-пир занимает особое место не только в градостроительной структуре Баку, но и знаменует совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей объемно-пространственной разработанности и архитектурной значимости.
 
Таза-пир занимает особое место не только в градостроительной структуре Баку, но и знаменует совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей объемно-пространственной разработанности и архитектурной значимости.
  
23 июля 1905 года был заложен первый камень фундамента соборной мечети Таза-пир по проекту Зивербека Ахмедбекова на месте одноэтажной неказистой мечети.
+
23 июня 1905 года был заложен первый камень фундамента соборной мечети Таза-пир по проекту Евгения Яковлевича [[Скибинский Евгений Яковлевич - архитектор|Скибинского]]<ref>Ш.Фатуллаев в качестве автора указывает З.Ахмедбекова, но приводимые факты говорят о другом: и сам Е.Скибинский, и академик архитектуры Микаил Усейнов, лично знавший и Скибинского, и Ахмедбекова, называют автором мечети Таза-Пир архитектора Скибинского.</ref> на месте одноэтажной неказистой мечети.
 
Судя по плану Баку 1796 года, где мечеть указана в районе Таза-пир, этой старой мечети предшествовало еще более древнее сооружение.
 
Судя по плану Баку 1796 года, где мечеть указана в районе Таза-пир, этой старой мечети предшествовало еще более древнее сооружение.
  
 
Вопрос о постройке соборной мечети бакинскими мусульманами был поднят в 1893 году, когда зародилась идея создания на форштадте крупного культового сооружения у Крепостных стен, на территории современного сквера им. Сабира и прилегающих участках. Предполагалась закладка вокруг мечети зеленого массива парка с фонтанами, каскадами и другими малыми архитектурными формами. Однако губернская администрация не разрешила возведение мечети в центре города.  
 
Вопрос о постройке соборной мечети бакинскими мусульманами был поднят в 1893 году, когда зародилась идея создания на форштадте крупного культового сооружения у Крепостных стен, на территории современного сквера им. Сабира и прилегающих участках. Предполагалась закладка вокруг мечети зеленого массива парка с фонтанами, каскадами и другими малыми архитектурными формами. Однако губернская администрация не разрешила возведение мечети в центре города.  
  
[[Файл:Tese-pir karta-2.JPG|thumb|350px|center|alt=Карта района Таза-Пир (Баку),1913]]
+
[[Файл:Tese-pir karta-2.JPG|thumb|650px|center|План района Таза-Пир в Баку. 1913 г.]]
  
 
Несмотря на то, что соборные мечети построены далеко от городского центра, удобное расположение Таза-пир на холме, отличная обозреваемость из многих районов города делают здание мечети великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось, когда городская застройка в основном была двухэтажной.
 
Несмотря на то, что соборные мечети построены далеко от городского центра, удобное расположение Таза-пир на холме, отличная обозреваемость из многих районов города делают здание мечети великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось, когда городская застройка в основном была двухэтажной.
 
Крупного объема, рассчитанная на большое число прихожан, мечеть решена в монументальных формах местного зодчества. В Баку культовое сооружение из камня подобного масштаба строилось впервые, и, естественно, архитектор Зивербек Ахмедбеков при проектировании мечети обратился к известным образцам мусульманского Востока, чтобы выявить основные архитектурно-пространственные характеристики.
 
  
 
Главный фасад мечети Таза-пир представляет собой глубокий трехарочный портик - эйван с фланкирующими минаретами, за которыми просматривается упругая линия купола, что создает торжественную композицию при симметрично-осевом решении объема.
 
Главный фасад мечети Таза-пир представляет собой глубокий трехарочный портик - эйван с фланкирующими минаретами, за которыми просматривается упругая линия купола, что создает торжественную композицию при симметрично-осевом решении объема.
 
Композиция фасада мечети с трехарочным портиком - эйваном и фланкирующими минаретами в Баку - Абшеронском регионе используется впервые, как прием парадного и торжественного выражения облика сооружения.
 
Композиция фасада мечети с трехарочным портиком - эйваном и фланкирующими минаретами в Баку - Абшеронском регионе используется впервые, как прием парадного и торжественного выражения облика сооружения.
  
[[Файл:TesePir-1986.jpg|thumb|250px|center|alt=Мечеть Таза-Пир (Баку), 1986г.]]
+
[[Файл:Taza-Pir arc Skibinsky.jpg|thumb|800px|center|Баку. Мечеть Таза-Пир. Архитектор Е. Скибинский]]
  
 
Мечеть Таза-пир - творчество профессионального архитектора с европейским образованием, мыслившего категориями иного плана, чем, например, народные азербайджанские зодчие, поэтому ее архитектура отмечена некоторой скованностью и профессионализмом в разработке культового сооружения.
 
Мечеть Таза-пир - творчество профессионального архитектора с европейским образованием, мыслившего категориями иного плана, чем, например, народные азербайджанские зодчие, поэтому ее архитектура отмечена некоторой скованностью и профессионализмом в разработке культового сооружения.
Строка 32: Строка 30:
 
Мечеть, квадратная в плане, во внутреннем пространстве имеет один огромный молельный зал (19,6 х 19,6 м), который перекрывается сферическим куполом на низком цилиндрическом барабане.
 
Мечеть, квадратная в плане, во внутреннем пространстве имеет один огромный молельный зал (19,6 х 19,6 м), который перекрывается сферическим куполом на низком цилиндрическом барабане.
 
В декоре интерьера использованы архитектурные мотивы местного зодчества, т.е. в нем применены крупные формы стрельчатых арок, поддерживающих барабан с куполом.
 
В декоре интерьера использованы архитектурные мотивы местного зодчества, т.е. в нем применены крупные формы стрельчатых арок, поддерживающих барабан с куполом.
 +
 +
[[Файл:1911 Skibinsky Taza-Pir.jpg|thumb|600px|center|Архитектор Е.Скибинский о строительстве им мечети Таза-Пир. Журнал "Зодчий", 1911 г.]]
  
 
Архитектурно-пространственная композиция мечети Таза-пир выражена предельно ясно крупным объемом молельного зала, завершенного куполом на барабане, и минаретами, дополняющими друг друга и раскрывающими тектоническую структуру сооружения. Однако острота эстетического восприятия мечети утратилась из-за сокращения второго яруса минаретов, который намечался первоначально.
 
Архитектурно-пространственная композиция мечети Таза-пир выражена предельно ясно крупным объемом молельного зала, завершенного куполом на барабане, и минаретами, дополняющими друг друга и раскрывающими тектоническую структуру сооружения. Однако острота эстетического восприятия мечети утратилась из-за сокращения второго яруса минаретов, который намечался первоначально.
Строка 41: Строка 41:
 
Одновременно отметим монументальный характер мечети, цельность и строгость композиции, высокое качество строительных работ при отличной обработке камня-известняка, доведенной до совершенства, в чем немалая заслуга мастеров - больших специалистов своего дела.
 
Одновременно отметим монументальный характер мечети, цельность и строгость композиции, высокое качество строительных работ при отличной обработке камня-известняка, доведенной до совершенства, в чем немалая заслуга мастеров - больших специалистов своего дела.
  
В строительстве Таза-пир участвовали такие прославленные мастера, как Хаджи-Аббас - главный бэнна, уста Хаджи Хсйрулла и Мамед-Ханифа - белокладчики, уста Кербалаи Мирза (1855-1965 гг.), Салман Атаев и Солтан -белотесчики, а также Кербалаи Меджид и Кербалаи Садых -оформители интерьера мечети. Все эти мастера работали с большим вдохновением под руководством архитектора Зивербека Ахмедбекова.
+
В строительстве Таза-пир участвовали такие прославленные мастера, как Хаджи-Аббас - главный бэнна, уста Хаджи Хсйрулла и Мамед-Ханифа - белокладчики, уста Кербалаи Мирза (1855-1965 гг.), Салман Атаев и Солтан -белотесчики, а также Кербалаи Меджид и Кербалаи Садых -оформители интерьера мечети.  
 
 
  
 
''по статье Шамиля Фатуллаева-Фигарова''
 
''по статье Шамиля Фатуллаева-Фигарова''
Строка 50: Строка 49:
 
=== Из книги М. Сулейманова "Дни минувшие"===
 
=== Из книги М. Сулейманова "Дни минувшие"===
  
Позже... поднялась мечеть с двумя минаретами «Таза пир» («Новое святилище»). Она была построена на средства Набат-ханум, дочери Ходжа-бека, оставленные ей в наследство отцом и мужем. Профессор Рагим-бек Джафаров поведал любопытную подробность из истории сооружения Тазапирской мечети. В ту минуту, когда оставалось завершить кладку, заделать последний камень на главном куполе мечети, каменщик отложил в сторону свой мастерок. Послали за Гаджи Зейналабдином Тагиевым, рукой которого был уложен первый камень в фундамент мечети. «Первый каменщик» заложил ее, ему же принадлежала честь ее завершения.
+
Позже... поднялась мечеть с двумя минаретами «Таза пир» («Новое святилище»). Она была построена на средства Набат-ханум, дочери Ходжа-бека, оставленные ей в наследство отцом и мужем.<br>
Гаджи приехал, завершил кладку и щедро одарил строителей: дал пять сотенных мастеру, по полсотни - подмастерьям, по четвертной - чернорабочим.
+
Профессор Рагим-бек Джафаров поведал любопытную подробность из истории сооружения Тазапирской мечети. В ту минуту, когда оставалось завершить кладку, заделать последний камень на главном куполе мечети, каменщик отложил в сторону свой мастерок. Послали за Гаджи Зейналабдином Тагиевым, рукой которого был уложен первый камень в фундамент мечети. «Первый каменщик» заложил ее, ему же принадлежала честь ее завершения.<br>
 +
Гаджи приехал, завершил кладку и щедро одарил строителей: дал пять сотенных мастеру, по полсотни - подмастерьям, по четвертной - чернорабочим.<br>
 
Набат- ханум похоронена здесь же. Ее могила - справа от главного входа. Она широко занималась благотворительностью и не скупилась на пожертвования.
 
Набат- ханум похоронена здесь же. Ее могила - справа от главного входа. Она широко занималась благотворительностью и не скупилась на пожертвования.
  
 
''М. Сулейманов "Дни минувшие''
 
''М. Сулейманов "Дни минувшие''
 
+
----
 +
<references/>
  
 
===Фотоальбом "Мечеть Таза-Пир (Баку)===
 
===Фотоальбом "Мечеть Таза-Пир (Баку)===
  
<gallery perrow="5">
+
<gallery widths="200" heights="250">
Файл:Tesepir-1978-karte.gif|Карта 1978г.
+
Файл:Tesepir-1978-karte.gif|План Баку 1978г.
 
Файл:TasaPir-Kulischav-1959.jpg|Таза-Пир, Баку. 1959г. (фото - С. Кулишов)
 
Файл:TasaPir-Kulischav-1959.jpg|Таза-Пир, Баку. 1959г. (фото - С. Кулишов)
 
Файл:TasaPir-Kulischov-1959.jpg|Таза-Пир, Баку. 1959г.
 
Файл:TasaPir-Kulischov-1959.jpg|Таза-Пир, Баку. 1959г.
Строка 67: Строка 68:
 
Файл:TasaPir-1984-2.jpg|Таза-Пир, Баку. 1984г.
 
Файл:TasaPir-1984-2.jpg|Таза-Пир, Баку. 1984г.
 
Файл:TasePir-2006-Sapuniv.jpg|Таза-Пир, Баку. 2006г. (фото - В. Сапунов)
 
Файл:TasePir-2006-Sapuniv.jpg|Таза-Пир, Баку. 2006г. (фото - В. Сапунов)
 +
Файл:Tese-Pir-Mochee.jpg|Место захоронения Набат-ханум Рзаевой и ее сына Гаджи Абаскули Рзаева, благодаря которым была выстроена в начале XX века мечеть Таза Пир.
 +
Файл:Tese-Pir-zaun.jpg
 +
Файл:Tasa-Pir-minaret.jpg|Муэдзин на минарете мечети Таза Пир
 +
Файл:TesePir-1986.jpg|Мечеть Таза-Пир (Баку), 1986г.
 
</gallery>
 
</gallery>

Версия 19:13, 22 марта 2016

Мечеть "Таза Пир" (Баку)[править]

Мечеть Таза-Пир (Баку),1970г.


Вокруг мечети Таза-пир к 1878 году сложился большой район, впоследствии получивший название Таза-пир. Еще в XVIII веке, если не раньше, этот участок был освоен в связи с тем, что там существовали целый комплекс общественных сооружений и одна из водопроводных трасс. На плане 1796 года зафиксированы здания замка, мечети и караван-сарая, а к югу и юго-востоку от них - обширное предместье крепости.

Мечеть под сенью замка имела притягательную силу для местного населения. И в дальнейшем, когда в период военных действий (1826 г.) замок и караван-сарай исчезли, сохранившаяся мечеть явилась градообразующим фактором нового жилого района форштадта - Таза-пир.

Таза-пир занимает особое место не только в градостроительной структуре Баку, но и знаменует совершенно новый этап в развитии культовых сооружений Абшерона по своей объемно-пространственной разработанности и архитектурной значимости.

23 июня 1905 года был заложен первый камень фундамента соборной мечети Таза-пир по проекту Евгения Яковлевича Скибинского[1] на месте одноэтажной неказистой мечети. Судя по плану Баку 1796 года, где мечеть указана в районе Таза-пир, этой старой мечети предшествовало еще более древнее сооружение.

Вопрос о постройке соборной мечети бакинскими мусульманами был поднят в 1893 году, когда зародилась идея создания на форштадте крупного культового сооружения у Крепостных стен, на территории современного сквера им. Сабира и прилегающих участках. Предполагалась закладка вокруг мечети зеленого массива парка с фонтанами, каскадами и другими малыми архитектурными формами. Однако губернская администрация не разрешила возведение мечети в центре города.

План района Таза-Пир в Баку. 1913 г.

Несмотря на то, что соборные мечети построены далеко от городского центра, удобное расположение Таза-пир на холме, отличная обозреваемость из многих районов города делают здание мечети великолепным силуэтным ориентиром. Особенно это ощущалось, когда городская застройка в основном была двухэтажной.

Главный фасад мечети Таза-пир представляет собой глубокий трехарочный портик - эйван с фланкирующими минаретами, за которыми просматривается упругая линия купола, что создает торжественную композицию при симметрично-осевом решении объема. Композиция фасада мечети с трехарочным портиком - эйваном и фланкирующими минаретами в Баку - Абшеронском регионе используется впервые, как прием парадного и торжественного выражения облика сооружения.

Баку. Мечеть Таза-Пир. Архитектор Е. Скибинский

Мечеть Таза-пир - творчество профессионального архитектора с европейским образованием, мыслившего категориями иного плана, чем, например, народные азербайджанские зодчие, поэтому ее архитектура отмечена некоторой скованностью и профессионализмом в разработке культового сооружения.

Мечеть, квадратная в плане, во внутреннем пространстве имеет один огромный молельный зал (19,6 х 19,6 м), который перекрывается сферическим куполом на низком цилиндрическом барабане. В декоре интерьера использованы архитектурные мотивы местного зодчества, т.е. в нем применены крупные формы стрельчатых арок, поддерживающих барабан с куполом.

Архитектор Е.Скибинский о строительстве им мечети Таза-Пир. Журнал "Зодчий", 1911 г.

Архитектурно-пространственная композиция мечети Таза-пир выражена предельно ясно крупным объемом молельного зала, завершенного куполом на барабане, и минаретами, дополняющими друг друга и раскрывающими тектоническую структуру сооружения. Однако острота эстетического восприятия мечети утратилась из-за сокращения второго яруса минаретов, который намечался первоначально.

Большая высота основного объема мечети, завершенного каменным куполом, с рельефно прорисованными стрельчатыми окнами барабана и стройными, устремленных вверх вертикальными двухъярусными минаретами, выражала бы идею эффектной композиции культового сооружения. Выразительность мечети Таза-пир предопределена удачным местоположением, верным градостроительным масштабом и объемом силуэтной композиции при убедительной прорисовке трехарочного портика - эйвана, минаретов и купола. Главное, чем привлекает мечеть, когда обозреваешь ее с различных точек города, - объемная моделировка, создающая эффектную архитектурно-пространственную композицию.

Одновременно отметим монументальный характер мечети, цельность и строгость композиции, высокое качество строительных работ при отличной обработке камня-известняка, доведенной до совершенства, в чем немалая заслуга мастеров - больших специалистов своего дела.

В строительстве Таза-пир участвовали такие прославленные мастера, как Хаджи-Аббас - главный бэнна, уста Хаджи Хсйрулла и Мамед-Ханифа - белокладчики, уста Кербалаи Мирза (1855-1965 гг.), Салман Атаев и Солтан -белотесчики, а также Кербалаи Меджид и Кербалаи Садых -оформители интерьера мечети.

по статье Шамиля Фатуллаева-Фигарова


Из книги М. Сулейманова "Дни минувшие"[править]

Позже... поднялась мечеть с двумя минаретами «Таза пир» («Новое святилище»). Она была построена на средства Набат-ханум, дочери Ходжа-бека, оставленные ей в наследство отцом и мужем.
Профессор Рагим-бек Джафаров поведал любопытную подробность из истории сооружения Тазапирской мечети. В ту минуту, когда оставалось завершить кладку, заделать последний камень на главном куполе мечети, каменщик отложил в сторону свой мастерок. Послали за Гаджи Зейналабдином Тагиевым, рукой которого был уложен первый камень в фундамент мечети. «Первый каменщик» заложил ее, ему же принадлежала честь ее завершения.
Гаджи приехал, завершил кладку и щедро одарил строителей: дал пять сотенных мастеру, по полсотни - подмастерьям, по четвертной - чернорабочим.
Набат- ханум похоронена здесь же. Ее могила - справа от главного входа. Она широко занималась благотворительностью и не скупилась на пожертвования.

М. Сулейманов "Дни минувшие


  1. Ш.Фатуллаев в качестве автора указывает З.Ахмедбекова, но приводимые факты говорят о другом: и сам Е.Скибинский, и академик архитектуры Микаил Усейнов, лично знавший и Скибинского, и Ахмедбекова, называют автором мечети Таза-Пир архитектора Скибинского.

Фотоальбом "Мечеть Таза-Пир (Баку)[править]

comments powered by Disqus