Jonka (обсуждение | вклад) (Новая страница: «<br> <br> Никитины — семья цирковых предпринимателей и артистов, заложившая основы цирково…») |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 14 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | == Никитины - цирковые предприниматели и артисты == | |
− | + | ||
+ | '''В РАБОТЕ! ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ СВЕДЕНИЯМИ!''' | ||
<br> | <br> | ||
Строка 7: | Строка 8: | ||
<br> | <br> | ||
− | [[Image:Братья Никитины .jpg|thumb|center|350px]] | + | [[Image:Братья Никитины .jpg|thumb|center|350px|Братья Никитины: Дмитрий, Петр, Аким (слева направо) ]] |
<br> <br> | <br> <br> | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
К этому времени определились их амплуа: Дмитрий - атлет, солист на балалайке; Аким - клишник, жонглёр, Рыжий клоун в маске Иванушки-дурачка; Пётр - антиподист, шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции. Братья Никитины втроём исполняли групповой акробатический номер, давали кукольные представления. | К этому времени определились их амплуа: Дмитрий - атлет, солист на балалайке; Аким - клишник, жонглёр, Рыжий клоун в маске Иванушки-дурачка; Пётр - антиподист, шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции. Братья Никитины втроём исполняли групповой акробатический номер, давали кукольные представления. | ||
− | Главным директором цирка была жена Акима | + | Главным директором цирка была жена Акима - '''Юлия Михайловна'''. |
<br> | <br> | ||
− | [[Image: | + | У Никитиных было два управляющих: Р. С. Гамсакурдия<ref>ГАМСАХУРДИЯ — цирковая семья. Роман Сергеевич (2(14).XII. 1860—29.9. 1939) — организатор циркового дела в России. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Был администратором труппы Безано (Баку), затем администратором в цирках Фюрера, Мамино, Камакича, Федосеевского — Бедини. В 1897—1916 — управляющий цирками бр. Никитиных</ref> и Мисури. Они ездили с цирками по Волге и Кавказу. Коммерчески поездки были очень правильно рассчитаны. Зверинец был громадный. Конюшня — в сто двадцать лошадей. Возить всю эту громаду по железной дороге было немыслимо. Все деньги уходили бы на проезд. И вот Аким Никитин придумал такой маршрут: зимою — Тифлис и Баку, из Баку до Астрахани морем, потом из Астрахани на пароходе по всем городам Поволжья. Никитины снимали для цирка целый пароход. Животные помещались внизу, люди в каютах. |
+ | |||
+ | <br> [[Image:Р. С.Р.С. Гамсахурдия, много лет управлявший цирками Никитиных .jpg|thumb|center|400px|Р.С. Гамсахурдия, много лет управлявший цирками Никитиных]] | ||
+ | |||
+ | Впервые цирк бр. Никитиных появился в Баку в 1892г.<br> | ||
+ | После успешный гастролей в Тифлисе труппа цирка под управлением известных директоров московского цирка Акима и Петра Александровичей Никитиных переехала в Баку.<br> | ||
+ | Здесь ими было арендовано уже имеющееся помещение цирка на Петровской площади.<br> | ||
+ | 2 марта 1892г. было дано первое представление.<br> | ||
+ | Так как в программу входили номера так называемых «подводных пантомим», то бакинской администрацией уже в последних числах февраля было дано разрешение на установку рядом с цирком деревянного водяного резервуара ёмкостью в 10 тысяч ведер, а также на установку парового котла для нагревания воды Эта нагретая вода должна была закачиваться на обтянутую особым непромокаемым брезентом арену цирка, а после окончания представления с помощью особых кранов вода спускалась в море<ref>“Каспий» №47 от 29.02.1892</ref>. | ||
+ | |||
+ | Программа гастролей нового цирка была чрезвычайно разнообразна, о чем свидетельствуют ежедневные объявления в газете.<br> | ||
+ | Знаменитый клоун-дрессировщик Владимир Дуров был в числе цирковых артистов этого сезона также, как и богатыри Риппель и Бадер, жонглер Кюллс, конькобежцы труппы Ридер и др.<br> | ||
+ | Ежевечерне представление заканчивалось новой пантомимой. | ||
+ | |||
+ | '''''Реклама цирка бр.Никитиных в газете "Каспий"(март 1892г.)''''' | ||
+ | |||
+ | <gallery widths=120px heights=120px perrow=5> | ||
+ | Файл:1892-49-04.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-50-05.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-51-06.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-52-07.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-54-10.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-55-11.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-58-14.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-61-18.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-62-19.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | Файл:1892-63-20.03.-цирк Никитиных.jpg | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Файл:1892-70-29.03.-цирк Никитиных.jpg|150px|left]] | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Особый интерес вызвал у бакинцев доселе невиданный цирк под водой. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | 28апреля 1892г. цирк Никитиных закончил свои первые гастроли в Баку. | ||
+ | [[Файл:1892-89-26.04.-цирк Никитиных.jpg|650px|center]] | ||
+ | |||
− | |||
− | + | В 1895г. цирк бр. Никитиных вновь готовился к гастролям в Баку. Никитины вели переговоры с Вавильевым-Вятским, арендовавшим в тот период помещение цирка на Петровской площади (у владельца здания Алабова), о снятии этого здания для работы. В случае, если переговоры не дали бы результатов, то бр. Никитины были решительно настроены построить для своих представлений особое помещение. | |
− | |||
<br> Цирк-зверинец братьев Никитиных был большим предприятием. У него было несколько фундаментальных зданий, он играл в ряде городов и имел большую постоянную труппу. Кроме того, у него ежегодно работали гастролеры. | <br> Цирк-зверинец братьев Никитиных был большим предприятием. У него было несколько фундаментальных зданий, он играл в ряде городов и имел большую постоянную труппу. Кроме того, у него ежегодно работали гастролеры. | ||
− | + | Первый стационарный цирк в Российской империи был создан братьями Никитиными, ведущими свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. | |
+ | |||
+ | Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон, установили его в Пензе и открыли "Русский цирк братьев Никитиных". | ||
+ | |||
+ | В 1876 году они открыли цирк в Саратове. Это были первые русские стационарные цирки.В 70 - 80-е года Никитины построили цирковые здания (деревянные и каменные) в Баку, Иванове, Киеве, Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове, Тбилиси, Одессе и других городах. | ||
Цирк в Баку был построен после тифлисского. | Цирк в Баку был построен после тифлисского. | ||
+ | |||
<blockquote>“В Баку Никитины наезжали издавна. К их прибытию пароходом — после гастролей в Астрахани — управляющий уже успевал поставить шапито. Было это, впрочем, хлопотно и накладно. И Аким Александрович, поскольку интерес к цирку возрастал, решил строить здесь стационар. А возрастал интерес потому, что этот многонациональный город развивался с поражающей стремительностью. Лишь численность рабочих нефтепромыслов в то время составляла более тридцати шести тысяч человек. Революционно настроенный бакинский пролетариат тянулся к культуре — цирк был одним из любимых видов искусства. Пятого мая 1904 года А. А. Никитин подписал в конторе бакинского нотариуса С. В. Билинского контракт на аренду участка земли, принадлежащего Ага-беку Сафаралиеву, размером в 560 квадратных сажен, сроком на двенадцать лет, по цене три с половиной тысячи в год. Через несколько месяцев цирк Никитиных на углу Торговой и Морской начал давать представления. Вскоре, однако, здание сгорело, и на том же месте Никитин с удивляющей быстротой возвел каменный цирк-театр. </blockquote> | <blockquote>“В Баку Никитины наезжали издавна. К их прибытию пароходом — после гастролей в Астрахани — управляющий уже успевал поставить шапито. Было это, впрочем, хлопотно и накладно. И Аким Александрович, поскольку интерес к цирку возрастал, решил строить здесь стационар. А возрастал интерес потому, что этот многонациональный город развивался с поражающей стремительностью. Лишь численность рабочих нефтепромыслов в то время составляла более тридцати шести тысяч человек. Революционно настроенный бакинский пролетариат тянулся к культуре — цирк был одним из любимых видов искусства. Пятого мая 1904 года А. А. Никитин подписал в конторе бакинского нотариуса С. В. Билинского контракт на аренду участка земли, принадлежащего Ага-беку Сафаралиеву, размером в 560 квадратных сажен, сроком на двенадцать лет, по цене три с половиной тысячи в год. Через несколько месяцев цирк Никитиных на углу Торговой и Морской начал давать представления. Вскоре, однако, здание сгорело, и на том же месте Никитин с удивляющей быстротой возвел каменный цирк-театр. </blockquote> | ||
− | <br> [[Image:Цирк бр. Никитиных в Баку.jpg|thumb|center|400px]] | + | <br> [[Image:Цирк бр. Никитиных в Баку.jpg|thumb|center|400px|Цирк бр. Никитиных в Баку, на Торговой ул. Слева, через дом - ул. Большая Морская]] |
<br> | <br> | ||
− | <blockquote>Никитинская труппа приезжала сюда дважды в год — зимой и весной — на рождественские и пасхальные праздники. Долго не задерживались: представления давались с 20 декабря по 20 января и «со страстного четверга», как сказано в контракте, «по 2-ое мая». На остальное время года помещение сдавалось под | + | <blockquote>Никитинская труппа приезжала сюда дважды в год — зимой и весной — на рождественские и пасхальные праздники. Долго не задерживались: представления давались с 20 декабря по 20 января и «со страстного четверга», как сказано в контракте, «по 2-ое мая». На остальное время года помещение сдавалось под театральные постановки. (Просуществовал в Баку цирк Никитиных до осени 1916 года)”. <ref>из монографии Р.Е. Славского “Братья Никитины” (Москва, «ИСКУССТВО», 1987)</ref> </blockquote> |
Разносторонним артистическим дарованием отличался Пётр Александрович Никитин. В 80-е годы он был акробатом, наездником, исполнителем сальто-мортале на неосёдланной лошади и мимико-трансформационных сцен, гимнастом (турнист и вольтижёр в полёте). | Разносторонним артистическим дарованием отличался Пётр Александрович Никитин. В 80-е годы он был акробатом, наездником, исполнителем сальто-мортале на неосёдланной лошади и мимико-трансформационных сцен, гимнастом (турнист и вольтижёр в полёте). | ||
Строка 44: | Строка 92: | ||
В 1888 братья Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке (ныне проспект Калинина). | В 1888 братья Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке (ныне проспект Калинина). | ||
− | <br> [[Image:Рекламная карточка цирка братьев Никитиных .jpg|thumb|center|400px]] | + | <br> [[Image:Рекламная карточка цирка братьев Никитиных .jpg|thumb|center|400px|Рекламная карточка цирка братьев Никитиных]] |
<br> В начале 1890-х годов братья Никитины разделились: | <br> В начале 1890-х годов братья Никитины разделились: | ||
− | <br> Дмитрий Александрович держал музей-паноптикум, зверинец. | + | <br> Дмитрий Александрович держал музей-паноптикум, зверинец. |
+ | |||
+ | [[Файл:Дмитрий Александрович Акимов.jpg|thumb|center|400px|Дмитрий Александрович Никитин, 1875 г. ]] | ||
+ | |||
− | <br> | + | <br> Пётр Александрович прекратил цирковую деятельность. |
+ | [[Файл:Петр Александрович Никитин, 1909 г .jpg|thumb|center|400px|Петр Александрович Никитин, 1909 г]] | ||
+ | |||
+ | <br> Аким Александрович построил в 1911 фундаментальное здание цирка в Москве на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского) и был директором до 1917. Он способствовал развитию русского циркового искусства и воспитанию цирковых артистов. | ||
+ | |||
+ | <br> [[Image:А.А. Никитин.jpg|thumb|center|300px|Аким Александрович Никитин]] | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | '''Юлия Михайловна Никитина.''' | ||
<br> | <br> | ||
+ | [[Image:Юлия Михайловна Никитина, 1888 г. .jpg|thumb|center|400px|Юлия Михайловна Никитина, 1888 г. ]] | ||
+ | |||
+ | <blockquote>11 марта 1902 года в Тифлисе скончалась Юлия Михайловна Никитина (жена Акима). Она была порядочным и отзывчивым к чужому горю человеком, и артисты искренно оплакивали ее. Да и в Тифлисе было много людей, которые знали ее с хорошей стороны. В делах же цирка Никитиных она играла большую роль как организатор. | ||
+ | |||
+ | Несколько дней цирк не играл, а после похорон переехал в Баку. | ||
+ | <br>Попали мы в Баку уже весной. Пасха в тот год совпала с мусульманским праздником Мохарема. | ||
+ | <br>Цирк в эти дни не играл. На ночь все ворота закрывались, после восьми часов вечера появляться на улицах воспрещалось. Цирк открылся на шестой день. Сборы были хорошие. Из Баку цирк перекочевал в Астрахань. [http://www.ruscircus.ru/alper8 '''Д.Альперов'''] "На арене старого цирка" Глава.8-я </blockquote> | ||
− | |||
<br> Николай Акимович Никитин (5.XII. 1887 - 24.XI. 1963), cын Акима Александровича Никитина, - жонглёр на лошади, дрессировщик лошадей. Заслуженный артист РСФСР (1947). | <br> Николай Акимович Никитин (5.XII. 1887 - 24.XI. 1963), cын Акима Александровича Никитина, - жонглёр на лошади, дрессировщик лошадей. Заслуженный артист РСФСР (1947). | ||
− | <br> [[Image:Н.А. Никитин.jpg|thumb|center| | + | <br> [[Image:Н.А. Никитин.jpg|thumb|center|200px|Николай Акимович Никитин]] |
<br> С 1898 - наездник, с 1900 - жонглёр на лошади, вольтижёр в полёте, прыгун с трамплина, исполнитель героических ролей в пантомимах. Учился у П. Никитина, Н. Фабри, Г. Дехерца. После смерти отца наследовал дело и вёл его до национализации цирков. В 1919-22 гастролировал в Италии, в 1922 вернулся в СССР. Искусство Никитина достигло расцвета в 20-е годы 20 века. Номер «Жонглёр на лошади» он подавал с неизменным артистизмом, легко и элегантно. В эти же годы Никитин выступал и как дрессировщик лошадей (шесть программ, в том числе «Собаки-жокеи», в которой бульдоги делали «курс» на скачущих лошадей). | <br> С 1898 - наездник, с 1900 - жонглёр на лошади, вольтижёр в полёте, прыгун с трамплина, исполнитель героических ролей в пантомимах. Учился у П. Никитина, Н. Фабри, Г. Дехерца. После смерти отца наследовал дело и вёл его до национализации цирков. В 1919-22 гастролировал в Италии, в 1922 вернулся в СССР. Искусство Никитина достигло расцвета в 20-е годы 20 века. Номер «Жонглёр на лошади» он подавал с неизменным артистизмом, легко и элегантно. В эти же годы Никитин выступал и как дрессировщик лошадей (шесть программ, в том числе «Собаки-жокеи», в которой бульдоги делали «курс» на скачущих лошадей). | ||
Строка 64: | Строка 129: | ||
Николай Николаевич Никитин (1912-43) - наездник, жонглёр. Сын Николая Акимовича Никитина. Выступал в цирке с детства. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны 1941-45. | Николай Николаевич Никитин (1912-43) - наездник, жонглёр. Сын Николая Акимовича Никитина. Выступал в цирке с детства. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны 1941-45. | ||
+ | В цирках Никитиных в разное время прошли выучку или приобрели известность многие мастера русского цирка: Н. Сычев, П. Орлов, И. Козлов, М. Пащенко, сестры Гамсахурдиа, В. Л. и А. Л. Дуровы, Алъперовы, Лавровы, А. Цхомелидзе, В. Б. Лазаренко, И. Поддубный, И. Заикин и другие. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | <br> | ||
<br> Примечание: | <br> Примечание: | ||
+ | <references/><references/><references/> | ||
− | |||
− | |||
− | http://terraincognito.ru/content/view/209/201/ | + | Источник:<br> |
+ | [http://terraincognito.ru/content/view/209/201 ЗДЕСЬ]<br> | ||
+ | [http://www.ruscircus.ru/alper8 ЗДЕСЬ]<br> | ||
+ | газета "Каспий" за различные годы | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Участник:Jonka|Jonka]] ''4 ноября 2009г. - 17 ноября 2011г.'' | ||
− | [[Category:Все_бакинцы]] [[Category:Актеры]] | + | [[Category:Все_бакинцы]] [[Category:Актеры]][[Категория:Предприниматели]] |
В РАБОТЕ! ДОПОЛНЯЕТСЯ НОВЫМИ СВЕДЕНИЯМИ!
Никитины — семья цирковых предпринимателей и артистов, заложившая основы циркового дела в России.
Братья Дмитрий Александрович (1835 — 13.1. 1918), Аким Александрович (1843 — 21.IV. 1917) и Пётр Александрович (1846 — 20.VIII. 1921) — основатели первых русских стационарных цирков. Родились в семье крепостного крестьянина, работавшего по оброку шарманщиком; с детства «газировали» с отцом; в 60-е года 19 века начали выступать в балаганах, а затем в цирках.
К этому времени определились их амплуа: Дмитрий - атлет, солист на балалайке; Аким - клишник, жонглёр, Рыжий клоун в маске Иванушки-дурачка; Пётр - антиподист, шпагоглотатель, прыгун, гимнаст на трапеции. Братья Никитины втроём исполняли групповой акробатический номер, давали кукольные представления.
Главным директором цирка была жена Акима - Юлия Михайловна.
У Никитиных было два управляющих: Р. С. Гамсакурдия[1] и Мисури. Они ездили с цирками по Волге и Кавказу. Коммерчески поездки были очень правильно рассчитаны. Зверинец был громадный. Конюшня — в сто двадцать лошадей. Возить всю эту громаду по железной дороге было немыслимо. Все деньги уходили бы на проезд. И вот Аким Никитин придумал такой маршрут: зимою — Тифлис и Баку, из Баку до Астрахани морем, потом из Астрахани на пароходе по всем городам Поволжья. Никитины снимали для цирка целый пароход. Животные помещались внизу, люди в каютах.
Впервые цирк бр. Никитиных появился в Баку в 1892г.
После успешный гастролей в Тифлисе труппа цирка под управлением известных директоров московского цирка Акима и Петра Александровичей Никитиных переехала в Баку.
Здесь ими было арендовано уже имеющееся помещение цирка на Петровской площади.
2 марта 1892г. было дано первое представление.
Так как в программу входили номера так называемых «подводных пантомим», то бакинской администрацией уже в последних числах февраля было дано разрешение на установку рядом с цирком деревянного водяного резервуара ёмкостью в 10 тысяч ведер, а также на установку парового котла для нагревания воды Эта нагретая вода должна была закачиваться на обтянутую особым непромокаемым брезентом арену цирка, а после окончания представления с помощью особых кранов вода спускалась в море[2].
Программа гастролей нового цирка была чрезвычайно разнообразна, о чем свидетельствуют ежедневные объявления в газете.
Знаменитый клоун-дрессировщик Владимир Дуров был в числе цирковых артистов этого сезона также, как и богатыри Риппель и Бадер, жонглер Кюллс, конькобежцы труппы Ридер и др.
Ежевечерне представление заканчивалось новой пантомимой.
Реклама цирка бр.Никитиных в газете "Каспий"(март 1892г.)
Особый интерес вызвал у бакинцев доселе невиданный цирк под водой.
28апреля 1892г. цирк Никитиных закончил свои первые гастроли в Баку.
В 1895г. цирк бр. Никитиных вновь готовился к гастролям в Баку. Никитины вели переговоры с Вавильевым-Вятским, арендовавшим в тот период помещение цирка на Петровской площади (у владельца здания Алабова), о снятии этого здания для работы. В случае, если переговоры не дали бы результатов, то бр. Никитины были решительно настроены построить для своих представлений особое помещение.
Цирк-зверинец братьев Никитиных был большим предприятием. У него было несколько фундаментальных зданий, он играл в ряде городов и имел большую постоянную труппу. Кроме того, у него ежегодно работали гастролеры.
Первый стационарный цирк в Российской империи был создан братьями Никитиными, ведущими свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах.
Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К.О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 г. купили собственный, как тогда говорили, шапитон, установили его в Пензе и открыли "Русский цирк братьев Никитиных".
В 1876 году они открыли цирк в Саратове. Это были первые русские стационарные цирки.В 70 - 80-е года Никитины построили цирковые здания (деревянные и каменные) в Баку, Иванове, Киеве, Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове, Тбилиси, Одессе и других городах.
Цирк в Баку был построен после тифлисского.
“В Баку Никитины наезжали издавна. К их прибытию пароходом — после гастролей в Астрахани — управляющий уже успевал поставить шапито. Было это, впрочем, хлопотно и накладно. И Аким Александрович, поскольку интерес к цирку возрастал, решил строить здесь стационар. А возрастал интерес потому, что этот многонациональный город развивался с поражающей стремительностью. Лишь численность рабочих нефтепромыслов в то время составляла более тридцати шести тысяч человек. Революционно настроенный бакинский пролетариат тянулся к культуре — цирк был одним из любимых видов искусства. Пятого мая 1904 года А. А. Никитин подписал в конторе бакинского нотариуса С. В. Билинского контракт на аренду участка земли, принадлежащего Ага-беку Сафаралиеву, размером в 560 квадратных сажен, сроком на двенадцать лет, по цене три с половиной тысячи в год. Через несколько месяцев цирк Никитиных на углу Торговой и Морской начал давать представления. Вскоре, однако, здание сгорело, и на том же месте Никитин с удивляющей быстротой возвел каменный цирк-театр.
Никитинская труппа приезжала сюда дважды в год — зимой и весной — на рождественские и пасхальные праздники. Долго не задерживались: представления давались с 20 декабря по 20 января и «со страстного четверга», как сказано в контракте, «по 2-ое мая». На остальное время года помещение сдавалось под театральные постановки. (Просуществовал в Баку цирк Никитиных до осени 1916 года)”. [3]
Разносторонним артистическим дарованием отличался Пётр Александрович Никитин. В 80-е годы он был акробатом, наездником, исполнителем сальто-мортале на неосёдланной лошади и мимико-трансформационных сцен, гимнастом (турнист и вольтижёр в полёте).
В 1886 братья Никитины открыли в Москве цирк, переоборудовав здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» на Цветном бульваре (ныне - кинотеатр «Мир»), успешно конкурировавший с цирком А. Саламонского, расположенным рядом.
В 1888 братья Никитины арендовали московский цирк Гинне на Воздвиженке (ныне проспект Калинина).
В начале 1890-х годов братья Никитины разделились:
Дмитрий Александрович держал музей-паноптикум, зверинец.
Пётр Александрович прекратил цирковую деятельность.
Аким Александрович построил в 1911 фундаментальное здание цирка в Москве на Триумфальной площади (ныне площадь Маяковского) и был директором до 1917. Он способствовал развитию русского циркового искусства и воспитанию цирковых артистов.
Юлия Михайловна Никитина.
11 марта 1902 года в Тифлисе скончалась Юлия Михайловна Никитина (жена Акима). Она была порядочным и отзывчивым к чужому горю человеком, и артисты искренно оплакивали ее. Да и в Тифлисе было много людей, которые знали ее с хорошей стороны. В делах же цирка Никитиных она играла большую роль как организатор.
Несколько дней цирк не играл, а после похорон переехал в Баку.
Попали мы в Баку уже весной. Пасха в тот год совпала с мусульманским праздником Мохарема.
Цирк в эти дни не играл. На ночь все ворота закрывались, после восьми часов вечера появляться на улицах воспрещалось. Цирк открылся на шестой день. Сборы были хорошие. Из Баку цирк перекочевал в Астрахань. Д.Альперов "На арене старого цирка" Глава.8-я
Николай Акимович Никитин (5.XII. 1887 - 24.XI. 1963), cын Акима Александровича Никитина, - жонглёр на лошади, дрессировщик лошадей. Заслуженный артист РСФСР (1947).
С 1898 - наездник, с 1900 - жонглёр на лошади, вольтижёр в полёте, прыгун с трамплина, исполнитель героических ролей в пантомимах. Учился у П. Никитина, Н. Фабри, Г. Дехерца. После смерти отца наследовал дело и вёл его до национализации цирков. В 1919-22 гастролировал в Италии, в 1922 вернулся в СССР. Искусство Никитина достигло расцвета в 20-е годы 20 века. Номер «Жонглёр на лошади» он подавал с неизменным артистизмом, легко и элегантно. В эти же годы Никитин выступал и как дрессировщик лошадей (шесть программ, в том числе «Собаки-жокеи», в которой бульдоги делали «курс» на скачущих лошадей).
Николай Николаевич Никитин (1912-43) - наездник, жонглёр. Сын Николая Акимовича Никитина. Выступал в цирке с детства. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны 1941-45.
В цирках Никитиных в разное время прошли выучку или приобрели известность многие мастера русского цирка: Н. Сычев, П. Орлов, И. Козлов, М. Пащенко, сестры Гамсахурдиа, В. Л. и А. Л. Дуровы, Алъперовы, Лавровы, А. Цхомелидзе, В. Б. Лазаренко, И. Поддубный, И. Заикин и другие.
Примечание:
Источник:
ЗДЕСЬ
ЗДЕСЬ
газета "Каспий" за различные годы
Jonka 4 ноября 2009г. - 17 ноября 2011г.