Строка 62: Строка 62:
 
<br>'''Фото № 11.- 12.'''
 
<br>'''Фото № 11.- 12.'''
 
<br>Плакат "Грамота – путь к коммунизму". 1920 г.  
 
<br>Плакат "Грамота – путь к коммунизму". 1920 г.  
 +
<br>Автор — Н. Когоут.
 
<br>На азербайджанском языке. (Арабская графика).
 
<br>На азербайджанском языке. (Арабская графика).

Версия 14:52, 22 июня 2015

В Работе[править]

Plakat).jpg

Апрель, 1920 г. - вторжение XI Армии в Азербайджан; падение первой демократической республики Востока; установлен новый советский порядок жизни.

Задачи новой власти — всеми способами охранять, укреплять и защищать новый общественный строй.
Поэтому одним из идеологических направлений перевоспитания населения (промывание мозгов) выбрали культпросвещение и искусство.
Вся культурно-просветительная работа должна была строго соответствовать формату большевистских партийных канонов.
Не только в Баку, но в районах республики эта работа началась с первых же дней советской власти.
Цель культурной работы в новых условиях была одна – изменить психологию населения.
Это касалось не только взрослых людей. Психологической и идеологической атакам подвергалось юное поколение.
Изменить психологию подрастающего поколения, воспитать их в коммунистическом духе – эту задачу ставила перед собой новая власть сразу после завершения оккупации Республики. [1]

С 1920 года в республике началось организационное устройство в области искусства.
Развитие искусства было в центре внимания Наркомпроса - при Наркомпросе создается подотдел изобразительных искусств.
В 1920 году открываются художественные мастерские БакКавРОСТА. В июне этого же года в Баку основывается первая в истории Азербайджана художественная школа, к работе в которой привлекаются лучшие педагогические силы города.
Во второй половине 20-х годов возникают, сменяя друг друга, творческие организации: ОМХАз (Организация молодых художников Азербайджана, 1928);  АзОРРИИС (Азербайджанское общество революционных работников изобразительных искусств, 1929.
После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" АзОРРИИС прекратил свое существование.
Вместо АзОРРИИС'а был создан Оргкомитет Союза советских художников Азербайджана.

В первые же годы Советской власти в Азербайджане определяется роль графики как наиболее массового, оперативного вида изобразительного искусства, активно участвующего в пропаганде коммунистических идей и завоеваний революции.
Организаторами и активными участниками агитационно-массовой работы по выпуску плакатов были художники А. Азимзаде, И. Кочергин, С. Городецкий, Б. Телингатер (Бено), С. Телингатер, К. Быков, B.  Тер-Погосов, М. Герасимов, Л. Книт и молодежь художественной школы.
В Нахичевани работал Б. Кенгерли, в Шуше — Э. Гаджиев.
Плакаты печатались как в Баку, так и в Москве. 

Художники, используя опыт московских «Окон РОСТА», оперативно выпускали политические плакаты героического и сатирического содержания, призывающие к раскрепощению женщин Востока, ликвидации неграмотности и на многие другие животрепещущие темы.
Боевыми плакатами и лозунгами оформляли специальные агитпоезда, мобилизационные пункты.

Рисунок большинства плакатов отличался четкостью и выразительностью. Исполняли их по трафарету клеевыми красками локальных цветов — черной, желтой, белой, которые на ультрамариновом фоне, положенном по оберточной бумаге, выглядели яркими, броскими и вместе с тем гармоничными.

Интересен плакат с портретом В.И. Ленина работы C.  Телингатера - скупыми средствами.
С большим сходством и психологизмом в мастерской БакКавРОСТА были исполнены портреты Н. Крупской, Наримана Нариманова,   А.   Коллонтай,   иранского   революционера Мирзы Рза Кирмани и других.
Одним из лучших был плакат с портретом Карла Маркса (1921) К. Быкова и С. Телингатера.
К. Маркс изображен крупным планом на фоне силуэтов заводских зданий. Композиция плаката монументальна, проста и предельно выразительна.
Участвуя в работе агитационной студии БакКавРОСТА, С. Телингатер изготовил также красочные плакаты «Долой фашизм!», «Долой чаевые!», афишу «5 лет АСПС» и др.

Много плакатов и агитационных рисунков создано боевым пером А. Азимзаде. Его плакаты начала 20-х годов направлены против сил контрреволюции, религиозных предрассудков, старого быта. Антирелигиозные плакаты "Служитель культа" и многие другие срывали маску с лицемерных мулл, одурманивавших и обиравших народ.
Азимзаде создавал плакаты и агитационного характера: "Гражданин, ликвидируй свою неграмотность", "Книгу, радио, кино — деревне" и другие.

В советские времена в Азербайджане была создана мощная издательская база, на которой в предвоенный период времени в числе прочего занимались выпуском большого количества пропагандистских общественно-политических и военных плакатов.
До настоящего времени таких плакатов сохранилось не очень много, но их изображения периодически возникают на различных зарубежных аукционах. Эти плакаты несут в себе какой-то особенный отпечаток, свойственный только тюркоязычным культурам, которым они и представляются всем остальным своеобразными и интересными.


Костяком издательской системы Азербайджана был Азгосиздат ("Азернешр").
Кроме того, в 1930-е годы в Баку были открыты Азнефтеиздат, Азпартиздат, Детюниздат, Издательство АН АзССР. [2]

* 1920-е годы...[править]

Фото № 1.
Плакат "Встреча рабочими Баку красного бронепоезда", Ф. Модоров.
Размер изображения: 30 х 41 см. Размер листа 55 х 40 см.
Фото № 3. - "Жарко солнце и конь измучен…"
Художник М. Когоут. Текст на азербайджанском языке (арабская графика).
Баку, ХОБР БАККАВРОСТА. Госизд. "АЗР центр печати", 1920-е.
Фото № 4. - 6.
Плакат, созданный художником Д. Моором (Д.С. Орлов) в 1920 году для Кавказского края, только что перешедшего под контроль красных.
На нем изображены гарцующие на конях горцы в бурках, протягивающие под красными знаменами руки к их брату красноармейцу, который указывает им путь в коммунистические выси над снегами Эльбруса.
Подпись под плакатом: «Народы Кавказа! Царские генералы, помещики и капиталисты огнем и мечом душили нашу свободу и продавали вашу страну иноземным банкирам. Красная Армия Советской России победила ваших врагов; она принесла вам освобождение от кабалы и богачей.
Да здравствует Советский Кавказ!»
Слева этот текст написан на русском, а справа еще на четырех языках — азербайджанском, татарском (в арабской графике), армянском и грузинском.

Фото № 7.- 8.
Плакат «Жизнь на Востоке текла медленно» – русский и азербайджанский языки, 1920-е годы.
Фото № 9.
Плакат художника Д. Моора (Д.С. Орлов), призывающий мусульман записываться на кавалерийские курсы во ВСЕОБУЧ. 1920 г.
Подпись на русском и азербайджанском языках, в кириллице и арабской графике:
"Товарищи мусульмане, под зеленым знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши степи и аулы. Враги народа отняли у вас родные поля.
Ныне под красным знаменем Рабоче-Крестьянской революции, под звездой армии всех угнетенных и трудящихся собирайтесь с востока и запада, с севера и юга.
В седла, товарищи! Все в полки ВСЕОБУЧ".
Фото № 10.
Плакат «Мусульманки! Царь, беи и ханы сделали вас бесправными» – азербайджанский язык.
Баку, 1921 г.
Фото № 11.- 12.
Плакат "Грамота – путь к коммунизму". 1920 г.
Автор — Н. Когоут.
На азербайджанском языке. (Арабская графика).

comments powered by Disqus