Строка 13: Строка 13:
 
С 1920 года в республике началось организационное устройство в области искусства.
 
С 1920 года в республике началось организационное устройство в области искусства.
 
<br>Развитие искусства  было в центре внимания Наркомпроса - при Наркомпросе создается подотдел изобразительных искусств.  
 
<br>Развитие искусства  было в центре внимания Наркомпроса - при Наркомпросе создается подотдел изобразительных искусств.  
<br>В 1920 году открываются художественные мастерские БакКавРОСТА. В июне этого же года в Баку основывается первая в истории Азербайджана художественная школа, к работе в которой привлекаются лучшие педагогические силы города. <br>Во второй половине 20-х годов возникают, сменяя друг друга, творческие организации: ОМХАз (Организация молодых художников Азербайджана, 1928);  АзОРРИИС (Азербайджанское общество революционных работников изобразительных искусств, 1929.  <br>После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" АзОРРИИС прекратил свое существование. <br>Вместо АзОРРИИС'а был создан Оргкомитет Союза советских художников Азербайджана.  
+
 
 +
В 1920 году открываются художественные мастерские БакКавРОСТА. <br>Насколько художественно интересны были плакаты Баккавроста, свидетельствует факт, что редчайшая сейчас книга В. Полонского «Русский революционный плакат» (1925) открывается плакатом Баккавроста с портретом К. Маркса на фоне нефтяных вышек, изготовленным в мастерской С. Городецкого художником К. Быковым.
 +
 
 +
В июне 1920 года в Баку основывается первая в истории Азербайджана художественная школа, к работе в которой привлекаются лучшие педагогические силы города.  
 +
 
 +
Во второй половине 20-х годов возникают, сменяя друг друга, творческие организации: ОМХАз (Организация молодых художников Азербайджана, 1928);  АзОРРИИС (Азербайджанское общество революционных работников изобразительных искусств, 1929.  <br>После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" АзОРРИИС прекратил свое существование. <br>Вместо АзОРРИИС'а был создан Оргкомитет Союза советских художников Азербайджана.  
  
 
В первые же годы Советской власти в Азербайджане определяется роль графики как наиболее массового, оперативного вида изобразительного искусства, активно участвующего в пропаганде коммунистических идей и завоеваний революции.
 
В первые же годы Советской власти в Азербайджане определяется роль графики как наиболее массового, оперативного вида изобразительного искусства, активно участвующего в пропаганде коммунистических идей и завоеваний революции.
 
<br>Организаторами и активными участниками агитационно-массовой работы по выпуску плакатов были художники А. Азимзаде, И. Кочергин, С. Городецкий, [[Телингатер Бенедикт Рафаилович - театральный художник, график, дизайнер|Б. Телингатер (Бено)]], [[Телингатер Соломон Бенедиктович - художник-оформитель|С. Телингатер]], К. Быков, B.  Тер-Погосов, М. Герасимов, Л. Книт и молодежь художественной школы. <br>В Нахичевани работал Б. Кенгерли, в Шуше — Э. Гаджиев.
 
<br>Организаторами и активными участниками агитационно-массовой работы по выпуску плакатов были художники А. Азимзаде, И. Кочергин, С. Городецкий, [[Телингатер Бенедикт Рафаилович - театральный художник, график, дизайнер|Б. Телингатер (Бено)]], [[Телингатер Соломон Бенедиктович - художник-оформитель|С. Телингатер]], К. Быков, B.  Тер-Погосов, М. Герасимов, Л. Книт и молодежь художественной школы. <br>В Нахичевани работал Б. Кенгерли, в Шуше — Э. Гаджиев.
 
<br>Плакаты печатались как в Баку, так и в Москве. 
 
<br>Плакаты печатались как в Баку, так и в Москве. 
 
[[Файл:1925 Azimzade.jpg|800px]]<br>"В 1925 году в Азербайджане был введен латинский алфавит.<br>Неграмотные люди стали гораздо быстрее учиться читать и писать, потому что новый алфавит был намного проще для изучения, чем прежний, арабский, где было много сложных правил. <br>На плакате Азима Азимзаде цепи, сковывавшие рабочих и крестьян были сделаны из арабских букв, тормозивших динамичное просвещение!"  [http://www.gametv.az/ru/news/7dd07096-eb77-11e4-93cc-0026b9332d08/25.04.15.html]
 
  
 
Художники, используя опыт московских «Окон РОСТА», оперативно выпускали политические плакаты героического и сатирического содержания, призывающие к раскрепощению женщин Востока, ликвидации неграмотности и на многие другие животрепещущие темы. <br>Боевыми плакатами и лозунгами оформляли специальные агитпоезда, мобилизационные пункты.  
 
Художники, используя опыт московских «Окон РОСТА», оперативно выпускали политические плакаты героического и сатирического содержания, призывающие к раскрепощению женщин Востока, ликвидации неграмотности и на многие другие животрепещущие темы. <br>Боевыми плакатами и лозунгами оформляли специальные агитпоезда, мобилизационные пункты.  
Строка 38: Строка 41:
  
 
Много плакатов и агитационных рисунков создано боевым пером [[Азимзаде Азим Аслан оглы - художник карикатурист|А. Азимзаде.]] <br>Его плакаты начала 20-х годов направлены против сил контрреволюции, религиозных предрассудков, старого быта. Антирелигиозные плакаты "Служитель культа" и многие другие срывали маску с лицемерных мулл, одурманивавших и обиравших народ. <br>Азимзаде создавал плакаты и агитационного характера: "Гражданин, ликвидируй свою неграмотность", "Книгу, радио, кино — деревне" и другие.
 
Много плакатов и агитационных рисунков создано боевым пером [[Азимзаде Азим Аслан оглы - художник карикатурист|А. Азимзаде.]] <br>Его плакаты начала 20-х годов направлены против сил контрреволюции, религиозных предрассудков, старого быта. Антирелигиозные плакаты "Служитель культа" и многие другие срывали маску с лицемерных мулл, одурманивавших и обиравших народ. <br>Азимзаде создавал плакаты и агитационного характера: "Гражданин, ликвидируй свою неграмотность", "Книгу, радио, кино — деревне" и другие.
 +
 +
[[Файл:1925 Azimzade.jpg|800px]]<br>"В 1925 году в Азербайджане был введен латинский алфавит.<br>Неграмотные люди стали гораздо быстрее учиться читать и писать, потому что новый алфавит был намного проще для изучения, чем прежний, арабский, где было много сложных правил. <br>На плакате Азима Азимзаде цепи, сковывавшие рабочих и крестьян были сделаны из арабских букв, тормозивших динамичное просвещение!"  [http://www.gametv.az/ru/news/7dd07096-eb77-11e4-93cc-0026b9332d08/25.04.15.html]
  
 
В советские времена в Азербайджане была создана мощная издательская база, на которой в предвоенный период времени в числе прочего занимались выпуском большого количества пропагандистских общественно-политических и военных плакатов. <br>До настоящего времени таких плакатов сохранилось не очень много, но их изображения периодически возникают на различных зарубежных аукционах. Эти плакаты несут в себе какой-то особенный отпечаток, свойственный только тюркоязычным культурам, которым они и представляются всем остальным своеобразными и интересными.  
 
В советские времена в Азербайджане была создана мощная издательская база, на которой в предвоенный период времени в числе прочего занимались выпуском большого количества пропагандистских общественно-политических и военных плакатов. <br>До настоящего времени таких плакатов сохранилось не очень много, но их изображения периодически возникают на различных зарубежных аукционах. Эти плакаты несут в себе какой-то особенный отпечаток, свойственный только тюркоязычным культурам, которым они и представляются всем остальным своеобразными и интересными.  

Текущая версия на 13:14, 5 января 2017

Часть I...[править]

Plakat).jpg

Апрель, 1920 г. - вторжение XI Армии в Азербайджан; падение первой демократической республики Востока; установлен новый советский порядок жизни.

Задачи новой власти — всеми способами охранять, укреплять и защищать новый общественный строй.
Поэтому одним из идеологических направлений перевоспитания населения (промывание мозгов) выбрали культпросвещение и искусство.
Вся культурно-просветительная работа должна была строго соответствовать формату большевистских партийных канонов.
Не только в Баку, но в районах республики эта работа началась с первых же дней советской власти.
Цель культурной работы в новых условиях была одна – изменить психологию населения.
Это касалось не только взрослых людей. Психологической и идеологической атакам подвергалось юное поколение.
Изменить психологию подрастающего поколения, воспитать их в коммунистическом духе – эту задачу ставила перед собой новая власть сразу после завершения оккупации Республики. [1]

С 1920 года в республике началось организационное устройство в области искусства.
Развитие искусства было в центре внимания Наркомпроса - при Наркомпросе создается подотдел изобразительных искусств.

В 1920 году открываются художественные мастерские БакКавРОСТА.
Насколько художественно интересны были плакаты Баккавроста, свидетельствует факт, что редчайшая сейчас книга В. Полонского «Русский революционный плакат» (1925) открывается плакатом Баккавроста с портретом К. Маркса на фоне нефтяных вышек, изготовленным в мастерской С. Городецкого художником К. Быковым.

В июне 1920 года в Баку основывается первая в истории Азербайджана художественная школа, к работе в которой привлекаются лучшие педагогические силы города.

Во второй половине 20-х годов возникают, сменяя друг друга, творческие организации: ОМХАз (Организация молодых художников Азербайджана, 1928);  АзОРРИИС (Азербайджанское общество революционных работников изобразительных искусств, 1929.
После постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" АзОРРИИС прекратил свое существование.
Вместо АзОРРИИС'а был создан Оргкомитет Союза советских художников Азербайджана.

В первые же годы Советской власти в Азербайджане определяется роль графики как наиболее массового, оперативного вида изобразительного искусства, активно участвующего в пропаганде коммунистических идей и завоеваний революции.
Организаторами и активными участниками агитационно-массовой работы по выпуску плакатов были художники А. Азимзаде, И. Кочергин, С. Городецкий, Б. Телингатер (Бено), С. Телингатер, К. Быков, B.  Тер-Погосов, М. Герасимов, Л. Книт и молодежь художественной школы.
В Нахичевани работал Б. Кенгерли, в Шуше — Э. Гаджиев.
Плакаты печатались как в Баку, так и в Москве. 

Художники, используя опыт московских «Окон РОСТА», оперативно выпускали политические плакаты героического и сатирического содержания, призывающие к раскрепощению женщин Востока, ликвидации неграмотности и на многие другие животрепещущие темы.
Боевыми плакатами и лозунгами оформляли специальные агитпоезда, мобилизационные пункты.

Рисунок большинства плакатов отличался четкостью и выразительностью. Исполняли их по трафарету клеевыми красками локальных цветов — черной, желтой, белой, которые на ультрамариновом фоне, положенном по оберточной бумаге, выглядели яркими, броскими и вместе с тем гармоничными.

Интересен плакат с портретом В.И. Ленина работы С. Телингатера, выполненный с помощью сравнительно скупых изобразительных средств. Плакат прост, лаконичен и запоминаем.

Plakat-Lenin.jpg

С большим сходством и психологизмом в мастерской БакКавРОСТА были исполнены портреты Н. Крупской, Наримана Нариманова,   А.   Коллонтай,   иранского   революционера Мирзы Рза Кирмани и других.
Одним из лучших был плакат с портретом Карла Маркса (1921) К. Быкова и С. Телингатера.
К. Маркс изображен крупным планом на фоне силуэтов заводских зданий. Композиция плаката монументальна, проста и предельно выразительна.

1920-e) Telli.JPG

Участвуя в работе агитационной студии БакКавРОСТА, С. Телингатер изготовил также красочные плакаты «Долой фашизм!», «Долой чаевые!», афишу «5 лет АСПС» и др.

Image.jpg

Много плакатов и агитационных рисунков создано боевым пером А. Азимзаде.
Его плакаты начала 20-х годов направлены против сил контрреволюции, религиозных предрассудков, старого быта. Антирелигиозные плакаты "Служитель культа" и многие другие срывали маску с лицемерных мулл, одурманивавших и обиравших народ.
Азимзаде создавал плакаты и агитационного характера: "Гражданин, ликвидируй свою неграмотность", "Книгу, радио, кино — деревне" и другие.

1925 Azimzade.jpg
"В 1925 году в Азербайджане был введен латинский алфавит.
Неграмотные люди стали гораздо быстрее учиться читать и писать, потому что новый алфавит был намного проще для изучения, чем прежний, арабский, где было много сложных правил.
На плакате Азима Азимзаде цепи, сковывавшие рабочих и крестьян были сделаны из арабских букв, тормозивших динамичное просвещение!" [2]

В советские времена в Азербайджане была создана мощная издательская база, на которой в предвоенный период времени в числе прочего занимались выпуском большого количества пропагандистских общественно-политических и военных плакатов.
До настоящего времени таких плакатов сохранилось не очень много, но их изображения периодически возникают на различных зарубежных аукционах. Эти плакаты несут в себе какой-то особенный отпечаток, свойственный только тюркоязычным культурам, которым они и представляются всем остальным своеобразными и интересными.

Костяком издательской системы Азербайджана был Азгосиздат ("Азернешр").
Кроме того, в 1930-е годы в Баку были открыты Азнефтеиздат, Азпартиздат, Детюниздат, Издательство АН АзССР, и др. [3]

1920-е годы...[править]

Фото № 1.
Плакат "Встреча рабочими Баку красного бронепоезда", Ф. Модоров.
Размер изображения: 30 х 41 см. Размер листа 55 х 40 см.
Фото № 3. - "Жарко солнце и конь измучен…"
Художник Н.Н. Когоут. Текст на азербайджанском языке (арабская графика).
Баку, ХОБР БАККАВРОСТА. Госизд. "АЗР центр печати", 1920-е. [4]
Фото № 4. - 6.
Плакат, созданный художником Д. Моором (Д.С. Орлов) в 1920 году для Кавказского края, только что перешедшего под контроль красных.
На нем изображены гарцующие на конях горцы в бурках, протягивающие под красными знаменами руки к их брату красноармейцу, который указывает им путь в коммунистические выси над снегами Эльбруса.
Подпись под плакатом: «Народы Кавказа! Царские генералы, помещики и капиталисты огнем и мечом душили нашу свободу и продавали вашу страну иноземным банкирам. Красная Армия Советской России победила ваших врагов; она принесла вам освобождение от кабалы и богачей.
Да здравствует Советский Кавказ!»
Слева этот текст написан на русском, а справа еще на четырех языках — азербайджанском, татарском (в арабской графике), армянском и грузинском.
Фото № 6a.
"Женщина Востока! Помни: Объединение трудящихся всего мира освободит тебя от цепей рабства и темноты!"
Плакат (1921 г., размер: 51см * 68см) художника Когоута Н.Н.

Фото № 7.- 8.
Плакат «Жизнь на Востоке текла медленно» – русский и азербайджанский языки, 1920-е годы.
Фото № 9.
Плакат художника Д. Моора (Д.С. Орлов), призывающий мусульман записываться на кавалерийские курсы во ВСЕОБУЧ. 1920 г.
Подпись на русском и азербайджанском языках, в кириллице и арабской графике:
"Товарищи мусульмане, под зеленым знаменем Пророка шли вы завоевывать ваши степи и аулы. Враги народа отняли у вас родные поля.
Ныне под красным знаменем Рабоче-Крестьянской революции, под звездой армии всех угнетенных и трудящихся собирайтесь с востока и запада, с севера и юга.
В седла, товарищи! Все в полки ВСЕОБУЧ".
Фото № 10.
Плакат «Мусульманки! Царь, беи и ханы сделали вас бесправными» – азербайджанский язык.
Баку, 1921 г.
Фото № 11.- 12.
Плакат "Грамота – путь к коммунизму". 1920 г.
Автор — Н. Когоут.
На азербайджанском языке. (Арабская графика).


Фото № 15.
Литография многоцветная, 1927 г.
Телингатор С.Б. (Подпись:БЕНО)
Издательство: Орготдел Азсоюза.
Фото № 17.
Автор: Муханов В. Баку, 1927 г.
Фото № 20.
Художник Сергей Городецкий - "Эскиз к плакатам БакКавРоста "Помощь голодающим России".
Баку, 1923 г.
Фото № 24.
Зиятханова И. Панно "Колхоз". Азербайджан, конец 1920-х г.г.
Шелк, аппликация, вышивка.

Продолжение...Часть II[править]



Информация - материалы из открытых источников в Internet'е.


Пользуетесь сведениями данной публикации ? Не забудьте дать ссылку на сайт "Наш Баку" ! Обязательно !!!




--Sibor 17:45, 22 июня 2015 (CEST)

comments powered by Disqus