Sibor (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | ==Пазовский Арий Моисеевич - Выдающийся дирижер и музыкально-театральный деятель== | |
− | == Пазовский Арий Моисеевич - Выдающийся | ||
− | |||
− | + | [[Image:Пазов3.jpg|left|100px|Пазов3.jpg]] | |
− | |||
− | |||
− | Арий вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у пермских | + | '''1887 - 1953''' |
+ | |||
+ | 21.01.( 02.02.) 1887 года в семье владельца шляпной мастерской Моисея Пазовского (бывшего кантониста<ref>Институт кантонистов существовал с 1805 и до 1856 годов. Изначально кантонистами называли малолетних сыновей нижних воинских чинов, которые образовали особое сословие. Представители этого сословия со дня своего рождения принадлежащих к военному ведомству и, в силу своего происхождения, были обязанных нести воинскую службу. <br>По сути, это были крепостные, принадлежащие воинскому ведомству. Начинали свою службу кантонисты с гарнизонных школ (нечто вроде суворовских училищ). <br>Вначале они обучались грамоте, а затем, наиболее способные — артиллерии, фортификации и тому подобное. То есть, из них готовили нижних чинов для тех родов войск, где требовались специальные знания. <br>Менее способных же учили столярному, кузнечному, сапожному и другим ремёслам. <br>По достижении 15 лет способнейшие оставлялись в школах ещё на 3 года для усовершенствования; остальные назначались на службу в войска. fckLR <br>Указом Николая I о воинской повинности от 26 августа 1827 года в кантонисты стали брать еврейских детей - квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин (то есть 1% от населения) ежегодно. <br>Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов , а немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. [http://www.eleven.co.il/article/11955]</ref>) родился сын Арий. | ||
+ | |||
+ | Семья жила в гор. Пермь и увлекалась музыкой. | ||
+ | |||
+ | Арий вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у пермских музыкантов, прежде всего у Л. И. Винярского. | ||
В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой. | В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой. | ||
− | С 1897 г. с помощью А. Я. Альтшуллера и пермской | + | С 1897 г. с помощью А. Я. Альтшуллера и пермской общественности, продолжил образование в г. Санкт-Петербурге. |
− | В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.). <br> Обучался игре на скрипке : в 1897 году поступил | + | В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.). <br>Обучался игре на скрипке : в 1897 году поступил в класс П. А. Краснокутского, в 1900—1904 годах учился в классе Леопольда Ауэра. |
− | В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами | + | В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами как скрипач-виртуоз и дебютировал как дирижер в хоровом концерте музыкального кружка. |
− | Здесь же в 1905–1908 гг. | + | Здесь же в 1905–1908 гг. начал театральную карьеру в качестве хормейстера, пианиста-концертмейстера , помощника дирижера и артиста оркестра. <br>Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера. |
− | <br>Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера. | ||
Брал уроки у А. К. Лядова, встречался и работал с С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Никиша. | Брал уроки у А. К. Лядова, встречался и работал с С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Никиша. | ||
Строка 26: | Строка 27: | ||
Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.)<ref>С 1923 по 1928 годы - дирижёр, с 1943 по 1948 годы - художественный руководитель Большого театра. Участвовал в постановке опер: "Фауст" Ш.Гуно (1924), "Валькирия" Р.Вагнера (1925), "Борис Годунов" М.Мусоргского (1927), "Иван Сусанин" М.Глинки (1945) и другие.</ref> , Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе. | Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.)<ref>С 1923 по 1928 годы - дирижёр, с 1943 по 1948 годы - художественный руководитель Большого театра. Участвовал в постановке опер: "Фауст" Ш.Гуно (1924), "Валькирия" Р.Вагнера (1925), "Борис Годунов" М.Мусоргского (1927), "Иван Сусанин" М.Глинки (1945) и другие.</ref> , Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе. | ||
− | В 1929-1936 гг. | + | В 1929-1936 гг. '''возглавлял ( художественный руководитель и главный дирижер )''' оперные театры в городах '''Баку (1929-1931)''', Киеве, Свердловске, Харькове, Харбине (во главе театра при советской администрации КВЖД – Китайско-Восточной железной дороги). |
− | |||
<center><gallery> | <center><gallery> | ||
Файл:Пазов5.!.JPG | Файл:Пазов5.!.JPG | ||
Файл:Оп) Пазов17!!.JPG | Файл:Оп) Пазов17!!.JPG | ||
Файл:Пазов18!.JPG | Файл:Пазов18!.JPG | ||
− | </gallery></center> | + | </gallery></center> |
− | + | <br>Вершиной творческого пути народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского стала работа в должности художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра – Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1936-1943 гг., где принял участие в постановке опер: [[Image:Пазов - Copy.JPG|right|100px|Пазов - Copy.JPG]] <br>"Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова (1937), "Броненосец "Потёмкин"" О.Чишко (1937), "Иван Сусанин" М.Глинки (1939; Государственная премия СССР, 1941), "Чародейка" П.Чайковского (1941; Государственная премия СССР, 1942), "Емельян Пугачев" М.Коваля (1942; Государственная премия СССР, 1943) и другие. | |
− | |||
− | Вершиной творческого пути народного | ||
В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Пермском крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины. | В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Пермском крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины. | ||
Строка 41: | Строка 39: | ||
С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель и главный дирижер). | С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель и главный дирижер). | ||
− | А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру гобоиста | + | А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру гобоиста М. Оруджева, сказал: «Такой музыкант – находка для театра». <ref>Оруджев Мамед Мамедович - Гобоист, Исполнитель, Педагог. <br> В 1945–1977 гг. – солист оркестра Большого театра.</ref> |
− | Для лучших работ Пазовского А.М. | + | Для лучших работ Пазовского А.М. характерно глубокое и проникновенное раскрытие содержания произведения, точное следование авторскому тексту. <br>Интерпретации всегда отмечались тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, художественной строгостью, ритмической дисциплиной, филигранной отделкой деталей. Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью. |
− | Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью. | ||
− | Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым. | + | Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым. <br>Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь. |
− | <br>Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь. | ||
− | В 1948 году оставил дирижёрскую деятельность из-за тяжелой болезни. | + | В 1948 году оставил дирижёрскую деятельность из-за тяжелой болезни. [[Image:Пазов2б.jpg|left|120px|Пазов2б.jpg]] А.М. Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей. <br>Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался.<br>В последние годы жизни он работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера.<br>Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства. <br>Книга "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства. <br>Глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отдельным изданием. |
− | [[ | ||
− | А.М. Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей. <br>Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался.<br> В последние годы жизни он работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера.<br> Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства. | ||
− | <br>Книга "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства. | ||
− | <br>Глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отдельным | ||
− | '''Награды и признание:''' | + | '''Награды и признание:''' |
− | *В 1925 г. получил звание "Заслуженный артист РСФСР" (Российской Федерации). | + | |
− | *В 1935 г. - звание "Заслуженный артист УССР" (Украины). | + | *В 1925 г. получил звание "Заслуженный артист РСФСР" (Российской Федерации). |
− | *В 1940 г. был удостоен звания "Народный артист СССР". | + | *В 1935 г. - звание "Заслуженный артист УССР" (Украины). |
− | *Сталинская премия второй степени (1941 г.) | + | *В 1940 г. был удостоен звания "Народный артист СССР". |
− | *Сталинская премия первой степени (1942 г.) | + | *Сталинская премия второй степени (1941 г.) — за оперный спектакль «Иван Сусанин» М. И. Глинки. |
− | *Сталинская премия первой степени (1943 г.) | + | *Сталинская премия первой степени (1942 г.) — за оперный спектакль «Чародейка» П. И. Чайковского. |
− | *Орден | + | *Сталинская премия первой степени (1943 г.) — за оперный спектакль «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля. |
+ | *Орден "Знак Почета" (1926 г. ). | ||
*Орден «Знак Почёта» (1936 г.). | *Орден «Знак Почёта» (1936 г.). | ||
− | *Орден Трудового Красного Знамени (1939 г.). | + | *Орден Трудового Красного Знамени (1939 г.). |
+ | |||
<br> | <br> | ||
− | <center><gallery> | + | <center><gallery> |
Файл:Пазов1а.jpg | Файл:Пазов1а.jpg | ||
Файл:Пазов2.JPG | Файл:Пазов2.JPG | ||
Строка 77: | Строка 71: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
<br> | <br> | ||
− | |||
+ | ::А. М. Пазовский умер 6 января 1953 года и похоронен в Москве на Введенском кладбище. | ||
− | '''Примечания:''' | + | <br>'''Примечания:''' |
− | |||
− | |||
+ | <references /> | ||
+ | <br> | ||
+ | <br> | ||
+ | --[[Участник:Sibor|Sibor]] 17:56, 8 ноября 2011 (CET) | ||
− | + | [[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]] |
==Пазовский Арий Моисеевич - Выдающийся дирижер и музыкально-театральный деятель==
1887 - 1953
21.01.( 02.02.) 1887 года в семье владельца шляпной мастерской Моисея Пазовского (бывшего кантониста[1]) родился сын Арий.
Семья жила в гор. Пермь и увлекалась музыкой.
Арий вместе с братом Борисом брал уроки скрипичной игры у пермских музыкантов, прежде всего у Л. И. Винярского.
В возрасте 8 лет впервые выступил перед публикой.
С 1897 г. с помощью А. Я. Альтшуллера и пермской общественности, продолжил образование в г. Санкт-Петербурге.
В течение 7 лет учился в Петербургской консерватории (окончил в 1904 г.).
Обучался игре на скрипке : в 1897 году поступил в класс П. А. Краснокутского, в 1900—1904 годах учился в классе Леопольда Ауэра.
В г. Перми и г. Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами как скрипач-виртуоз и дебютировал как дирижер в хоровом концерте музыкального кружка.
Здесь же в 1905–1908 гг. начал театральную карьеру в качестве хормейстера, пианиста-концертмейстера , помощника дирижера и артиста оркестра.
Впервые в Перми и Екатеринбурге получил право становиться за дирижерский пульт оперных спектаклей в 1905 г., считал это началом деятельности оперного дирижера.
Брал уроки у А. К. Лядова, встречался и работал с С. И. Танеевым, Ф. И. Шаляпиным, М. Баттистини, слушал С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. Никиша.
Работал в городах Вильно, Казани, Минске, Москве – в частной опере С. И. Зимина (1908-1910 гг.) и в Большом театре (1923-1924, 1925-1928 гг.)[2] , Одессе, Петрограде (в оперной труппе Нар. дома в 1916-1918 гг. и в театре оперы и балета, 1918 г.), Саратове, Тифлисе.
В 1929-1936 гг. возглавлял ( художественный руководитель и главный дирижер ) оперные театры в городах Баку (1929-1931), Киеве, Свердловске, Харькове, Харбине (во главе театра при советской администрации КВЖД – Китайско-Восточной железной дороги).
Вершиной творческого пути народного артиста СССР Ария Моисеевича Пазовского стала работа в должности художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра – Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова в 1936-1943 гг., где принял участие в постановке опер:
"Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова (1937), "Броненосец "Потёмкин"" О.Чишко (1937), "Иван Сусанин" М.Глинки (1939; Государственная премия СССР, 1941), "Чародейка" П.Чайковского (1941; Государственная премия СССР, 1942), "Емельян Пугачев" М.Коваля (1942; Государственная премия СССР, 1943) и другие.
В 1941 г. вопреки первоначальным планам эвакуации принял вместе с руководителями области ответственное решение – разместить эвакуированный Мариинский (Кировский) театр в г. Перми. Возглавлял его плодотворную работу в Пермском крае до своего переезда в 1943 г. в Москву, чем способствовал значительному росту культурного потенциала малой родины.
С 1943 по 1948 г. возглавлял Большой театр (г. Москва, художественный руководитель и главный дирижер).
А. Пазовский, прослушав в опере «Риголетто» игру гобоиста М. Оруджева, сказал: «Такой музыкант – находка для театра». [3]
Для лучших работ Пазовского А.М. характерно глубокое и проникновенное раскрытие содержания произведения, точное следование авторскому тексту.
Интерпретации всегда отмечались тонким вкусом, высоким мастерством оперного ансамбля, художественной строгостью, ритмической дисциплиной, филигранной отделкой деталей. Как художник и организатор, отличался требовательностью и бескомпромиссностью.
Работал с признанными корифеями отечественной оперной сцены – З. П. Гайдай, И. С. Козловским, С. Я. Лемешевым, М. П. Максаковой, М. Д. Михайловым, Н. К. Печковским, А. С. Пироговым, С. П. Преображенской, М. О. Рейзеном, Г. М. Нэлеппом, Н. С. Ханаевым.
Многие из них начинали с этим дирижером свой творческий путь.
В 1948 году оставил дирижёрскую деятельность из-за тяжелой болезни.
А.М. Пазовский всю жизнь трудился и творил с редкой целеустремленностью и самоотдачей.
Только тяжелая болезнь могла оторвать его от любимого дела. Но и тогда он не сдавался.
В последние годы жизни он работал над книгой, в которой глубоко и всесторонне раскрыл специфику труда оперного дирижера.
Книга «Записки дирижера» (1966 г.) признана значительной работой в области теории и практики оперного исполнительства.
Книга "Записки дирижёра" (М., 1966, 1968), принадлежащей к числу наиболее значительных работ в области теории и практики оперного исполнительства.
Глава из этого труда под названием "Дирижёр и певец" в 1959 вышла отдельным изданием.
Награды и признание:
Примечания:
--Sibor 17:56, 8 ноября 2011 (CET)