Строка 4: Строка 4:
 
Возникновение в форштадте площадей тесно связано с социально-экономической жизнью города. Одни площади появились как места для плац-парадов (Парапет), другие как рыночные (Кубинская, Воронцовская).
 
Возникновение в форштадте площадей тесно связано с социально-экономической жизнью города. Одни площади появились как места для плац-парадов (Парапет), другие как рыночные (Кубинская, Воронцовская).
  
В 19 веке в центре города был основан сквер, который получил название Парапет, также его называли Бесплодный сад. Этот сквер вполне соответствовал своему названию, здесь даже намека на кустик не было. Лишь один полуразрушенный бассейн, да и то полон мусора, а не воды.
+
В 19 веке в центре города был основан сквер, который получил название [[Георгий Коновалов "Тромб"|Парапет]], также его называли Бесплодный сад. Этот сквер вполне соответствовал своему названию, здесь даже намека на кустик не было. Лишь один полуразрушенный бассейн, да и то полон мусора, а не воды.
  
 
И все таки площадь, возникшая на эспланаде в начале 1860-х годов, явилась организующим элементом делового и общественного центра Баку. Ее осевая, строго симметричная композиция определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта - Армянской улицы (Максима Горького.)
 
И все таки площадь, возникшая на эспланаде в начале 1860-х годов, явилась организующим элементом делового и общественного центра Баку. Ее осевая, строго симметричная композиция определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта - Армянской улицы (Максима Горького.)

Версия 23:06, 16 января 2012

Парапет[править]

Парапет со стороны Врангельской улицы (Баку)

Возникновение в форштадте площадей тесно связано с социально-экономической жизнью города. Одни площади появились как места для плац-парадов (Парапет), другие как рыночные (Кубинская, Воронцовская).

В 19 веке в центре города был основан сквер, который получил название Парапет, также его называли Бесплодный сад. Этот сквер вполне соответствовал своему названию, здесь даже намека на кустик не было. Лишь один полуразрушенный бассейн, да и то полон мусора, а не воды.

И все таки площадь, возникшая на эспланаде в начале 1860-х годов, явилась организующим элементом делового и общественного центра Баку. Ее осевая, строго симметричная композиция определила положение одной из первых и ведущих улиц форштадта - Армянской улицы (Максима Горького.)

Хотя застройка вокруг Парапета в основном представлена творчеством архитектора Касым-бека Гаджибабабекова, построившего здесь двухэтажные караван-сараи (ныне кинотеатр «Араз» и музей им. Низами), жилые дома для себя, гостиницы «Гранд-отель» и «Метрополь», на площади не было доминирующего сооружения, которое, являясь центром архитектурной композиции, подчинило бы себе все остальные здания.

И все же различная объемная трактовка и пластическая разработка зданий, расположенных вокруг площади, все же способствовали созданию значительного градостроительного узла капиталистического Баку.

Находясь в центре Баку, площадь Парапет постоянно привлекала внимание частных лиц и губернских властей, стремившихся застроить ее.

Когда в начале 1880-х годов начались поиски места для православного собора, выбор экзарха Грузии пал на Парапет как на удобную для прихожан площадь в центре города. В те же годы на той же площади было задумано сооружение памятника Александру II, отчего проектируемую площадь в местной прессе иногда называли даже Императорской (по другому источнику – Царской). Решение построить собор или памятник на сравнительно небольшой площади (около 0,8 га) нельзя признать удачным. Для собора, в конце концов, определилось место на упраздненном кладбище, оказавшемся к тому времени в окружении жилых и торговых зданий.

В январе 1894 года на площади Парапет уже велись подготовительные работы по озеленению той части, где решено было воздвигнуть памятник. Для этого собирались выписать деревья из Боржома, Тифлиса и других городов.

Идея сооружения памятника не была реализована из-за нехватки средств. В дальнейшем революционная ситуация в России сняла этот вопрос вовсе. Интересно, что на Парапете в разное время, помимо собора и памятника, частные лица добивались разрешения думы построить здание Народного театра.

Успешные работы по строительству шолларского водопровода позволили управе разбить на Парапете тенистый сквер (1914-1918 гг.) Но примитивная планировка сквера и ограниченный ассортимент растительности не могли создать выигрышную композицию, способную в центре города «работать» в художественном направлении.

Создание сквера на Колюбакинской площади (Парапет) - наглядный пример «оперативности» думы. Еще 29 ноября 1891 года городской архитектор А. С. Кандинов представил проект Колюбакинского сквера. Проект Кандинова был хорошо увязан с городской планировкой и потоками пешеходного движения. Чтобы «не рисковать», дума предложила, в виде опыта, разбить площадь сквера на четыре части и приступить к посадке немедленно. Однако это было лишь пожеланием, на Колюбакинской площади и в конце XIX века не было зеленых насаждений.

Лишь в начале следующего века здесь появился примитивный сквер в виде узкой полосы зелени по периметру со свободным пространством площади, на которой происходили религиозные процессии. Чахлая зелень, регулярная планировка, невыразительные по рисунку ограждения придавали скверу казенный и неуютный вид. Бакинцы его иронически называли «сухим» садом. Созданный позже других городских садов, сквер на Парапете демонстрировал ослабление интереса к озеленению города со стороны городских властей в конце XIX века.


В 1905-1907-х годах здесь часто проходили митинги и собрания рабочих, которые клеймили царское самодержавие, предрекали неминуемую гибель деспотизму, призывали трудящихся подниматься на борьбу за свои права. В 1920 году Бесплодный сад был переименован в сад им. Карла Маркса. Для всей округи это было любимое место для прогулок с детьми, когда при сильном норде на Бульвар было и не сунуться.

Превращенный в сквер Парапет с его старой застройкой после реконструкции 1950-х годов,в результате которых он превратился в просторную хорошо озелененную площадь-сквер,связанную с небольшим старым сквером у Дворца печати и зданием библиотеки (бывшим зданием Человеколюбивого об-ва).

В 1984 году был проведен новый этап по реконструкции сада. Обновился состав зеленых насаждений. Неотъемлемую часть сквера стали составлять фонтаны, и, именно поэтому он стал называться "Площадью фонтанов".

В 2010 году площадь Фонтанов подверглась полной реконструкции.


По материалам книги Ш. Фатуллаева. "Градостроительство Баку" и по материалам сайта ЗДЕСЬ

Фотоальбом "Старый Парапет - сади им. К. Маркса - пл. Фонтанов"[править]

Фотографии реконструированной пл. Фонтанов образца 2010г. можно посмотреть в Живом журнале Вячеслава Сапунова:


comments powered by Disqus