The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Пархомовский М. "Поющие ветры Баку"[править]

Леонид Финкель ( из предисловия к статье Михаила Пархомовского «Поющие ветры Баку»)

Пархомовский-1.JPG

…Михаил Пархомовский, один из самых необыкновенных людей из тех, с которыми я встречался или дружил в жизни. Заслуженный артист России, руководитель ансамбля скрипачей Москвы, Сибири, Израиля, композитор, аранжировщик …
Вольтер говорил, что в раю хороший климат, а в аду – хорошая компания. Если когда-нибудь Михаил Израилевич попадёт сюда, ему потребуется не меньше года, чтобы пожать руки своим учителям, Кара Караеву, Араму Хачатуряну, Давиду Ойстраху, Тихону Хренникову, Дмитрию Шостаковичу, своим коллегам, которые солировали в его ансамбле – Ирине Архиповой, Анатолию Соловьяненко, своим друзьям Муслиму Магомаеву, Юрию Ароновичу и многим - многим другим. Думаю, уже ради этого он откажется от рая, в пользу интересной компании…

В жизни он никогда не выглядел особенно респектабельным, ну, конечно, материально жил сносно, выпустил много пластинок и дисков, учился на кафедре Давида Ойстраха, дружил с великими. Замечательное было время и вообще - все близкие были еще живы…

Максим Венгеров, один из самых ярких скрипачей современности с которым прошли все последние гастроли ансамбля скрипачей «Виртуозы Израиля» был восхищен чудо-ансамблем скрипачей Михаила Пархомовского:

«… До сих пор помню, какое потрясающее впечатление произвел он на меня. Я его просто обожал. Сейчас, спустя двадцать лет, исполнилось одно из самых моих заветных желаний – играть с этим коллективом»…



Михаил ПАРХОМОВСКИЙ[править]

ПОЮЩИЕ ВЕТРЫ БАКУ


Я утверждаю, что самый прекрасный город земли – Баку.
И хотя мой друг Муслим Магомаев лучшим городом земли назвал Москву, уверен, что и для него Баку – был городом несравненным. Ни в какой ряд он Баку не ставил. Так сказать, город вне конкуренции. Без номера. Всегда впереди самого первого...

Баку и происходит от слова «Бага», что означает Бог, Солнце. Хотя более распространённая версия происходит от названия «удар ветра». В Баку всегда ветер, что не помешало евреям селиться в этих местах ещё с 13 века. А вообще, Баку уже свыше 2000 лет!

Я прожил в Москве более тридцати лет, люблю Москву, но как каждый бакинец с высоты моего Баку всегда смотрел на столицу Родины несколько снисходительно. Улицы Москвы пестрели людьми разных национальностей. Своего рода Вавилон. В Баку всегда была только одна нация – бакинец. Еврей ты или русский, татарин или грузин, но если ты проживаешь в Баку – ты толерантен ко всем, ты несёшь в себе мир, терпение, доброжелательность... Это и значит быть бакинцем...

Я изъездил немало стран. Концертировал во многих крупнейших городах планеты: Берлин, Лондон, Париж, Вена, Лиссабон, Афины. Нью-Йорк, Токио, Пекин, Сеул. Но для жизни, для вдохновения, для душевных вояжей и приключений духа я снова выбрал бы только Баку.
Это необъяснимо. И вместе с тем понятно – это гнездо, из которого вылетел каждый рождённый в Баку. Мстислав Ростропович и Лев Ландау, Гарри Каспаров и Рихард Зорге.

Надо сказать, что евреев в этом городе любили, уважали. Покойный президент страны Гейдар Алиев всегда отмечал, что евреи сыграли выдающуюся роль в культурно-исторической жизни Азербайджана. Насколько мне известно, положение не изменилось и сегодня.
Во всяком случае, когда мой друг, редактор этого альманаха, страстный любитель Шолом-Алейхема робко спросил меня, не выходил ли в Баку Шолом-Алейхем на азербайджанском языке – ему через несколько дней подарил один из томов полного собрания сочинений классика еврейской литературы. И это была первая мусульманская страна, в которой стало возможно издание Шолом-Алейхема! Такое говорит само за себя...

В этом городе каждый из нас чувствовал себя мальчишкой, в каком бы возрасте он не пребывал. И вместе с тем, в Баку чувствуешь себя и мудрецом, с которым уже ничего не может больше случиться... А сколько фантазии разлито в воздухе...

Баку тридцатых-сороковых годов – город огромных музыкальных традиций.
Мои родители приобщали меня к музыке с детства. Я был постоянным посетителем спектаклей Бакинского Оперного театра, концертов в зале Азербайджанской филармонии. У меня была мечта: только бы постоять на этой сцене! Если только постою – значит жизнь удалась!
А ведь всё сбылось... И за это я тоже благодарен и признателен Баку.

Накануне войны музыкальная жизнь здесь, что называется кипела. Ни одного месяца – без яркой премьеры в Опере. Любой концерт в Азербайджанской филармонии – событие. Залы переполнены. Концерты обсуждаются в домах, на улицах, на страницах газет...

Уже в детстве я слышал скрипку Давида Ойстраха, Буси Гольдштейна, Миши Фихтенгольца, но пока, до поры до времени, она – скрипка прекрасно иллюстрировала богатство моего воображения. Я пребывал в красивом мире, из которого не хотелось уходить. Я был так потрясён, что родители говорили обо мне только в третьем лице...

В музыкальную школу – десятилетку при консерватории я поступил в 1941 году, через два месяца после начала войны. На протяжении всех лет учёбы я был в надёжных руках педагогов Михаила Рейтиха, Ниссона Цимберова, Александра Амитона.

К счастью, война обошла Баку стороной. Гитлер, конечно, мечтал захватить нефть Баку, но у него ничего не получилось. Я не историк, не политик и почти никогда не разбирался в военных вопросах. Но до сих пор убеждён, что Сталин сломал хребет Гитлера благодаря Бакинской нефти. Нефть румынская, венгерская, польская, австрийская – была несравненно хуже качеством. И сильно уступала в количестве...

По всем данным Баку заслужил звание Города-Героя. Все эти детали, насколько я понимаю, достаточно скучны, лежат в стороне от моих глубинных интересов. Но если хочешь понять жизнь города, проследить её извилистый путь от начала до конца, то как отделить побочное от главного?

Баку славится своей духовной и творческой атмосферой. Эта атмосфера пронизала меня ещё в большей степени, когда я познакомился с великим композитором ХХ века Кара Караевым. Его музыка – трагедийная и лирическая поражала глубиной чувств, вдохновенным мелодическим богатством, изяществом...

Пархомовский-караев.JPG
Кара Караев и Михаил Пархомовский

1952 год. Помню свои вступительные экзамены в консерваторию, ректором которой был Кара Караев. После успешно сданного экзамена по специальности состоялось собеседование, где Кара Караев задал мне только один вопрос:
– Как ты относишься к футболу?
– Это ещё одна скрипка моей жизни, – ответил я.
– Значит, ты в моей команде.
И с первого курса я стал сопровождать выдающегося композитора на все футбольные матчи Бакинской команды «Нефтяник».

В том же 1952году в Оперном театре состоялась премьера его балета «Семь красавиц». Караев был уже знаменит. В театр можно было прорваться, только найдя брешь в кордоне конной милиции. Но у меня был пригласительный билет, подаренный самим композитором!
А спустя 33 года я записал на фирме «Мелодия» с моим ансамблем скрипачей сюиту из этого балета.

В советский период на фирме «Мелодия» мной было записано 11 пластинок, и почти в каждой из них была музыка Кара Караева. Я считал и считаю его своим музыкальным отцом.
На одной из пластинок он написал:

«Самые горячие слова благодарности хочу сказать Мише Пархомовскому и музыкантам его ансамбля, играющим мои произведения с такой щедрой музыкальной самоотдачей, которую невозможно переоценить ни слушателям, ни автору»...

Он благодарил меня за пропаганду его творчества, пропаганду, в которой он, между прочим, совершенно не нуждался.
Его балеты давно стали вершиной балетной музыки ХХ века наряду с балетами Прокофьева и Хачатуряна. Тонкий психологизм и жизненная правда сделали их чрезвычайно популярными среди широкой немузыкальной аудитории. А лично мне эта музыка дорога каким-то особым закавказским темпераментом, близкой мне интонацией. Я всегда мог найти в этой музыке удовлетворение всех своих исполнительских амбиций. Великий композитор создал особый караевский Восток, где при всём богатстве эмоций, господствуют тончайший интеллект и культура. Всю жизнь я не могу освободится от чар караевских мелодий, да и не хочу...

С музыкой Караева я проехал по всему миру от Алжира до Нью-Йорка и всей территории СССР от Калининграда до Камчатки.
Его не стало в 1982 году в Москве. Перед вылетом на очередные гастроли я успел проститься с ним в Большом зале Московской консерватории и помню, что всё движение по улице Герцена, ныне Большой Никитской, в тот день было перекрыто – столько людей пришли отдать последний долг великому музыканту.
А хоронили его в Баку. И, находясь в тот день с ансамблем скрипачей в Калининграде, мы сыграли «Колыбельную» из его балета «Тропою грома». Я попросил публику не аплодировать, и зал поднялся...

«Семь нот волшебных в золоте зари,
Как “Семь красавиц”, чувствами играя,
Как пламенно Меджнун любил Лейли,
“Тропою грома” шёл Кара Караев».

Одиннадцать раз мой ансамбль играл в Баку, в Азербайджане (для сравнения – в Грузии и Армении только по 4 раза)...
Зал филармонии – это шедевр архитектуры. Его строили по макету аналогичного здания в Монте-Карло. Здесь идеальная акустика. И тонкая понимающая публика – подлинный Храм, несущий радость и исполнителям и слушателям.
В другом концертном зале – консерватории, я отмечал с ансамблем скрипачей своё пятидесятилетие и премьеру монографической программы из произведений Кара Караева.

Не могу не вспомнить свой последний приезд в Баку советского периода.
Шёл 1988 год, перестройка, которая именно в Баку по известному анекдоту и перешла плавно в перестрелку.
14 февраля 1988 года состоялся наш концерт на фестивале в честь 70-летия Кара Караева, а на следующий день мы должны были ту же программу играть в столице Нагорного Карабаха – Степанакерте. Но выехать не пришлось. В городе уже стояли танки.
Из Баку мы уехали в Ереван. Уехали последним поездом. За час до начала концерта в Ереване главный администратор филармонии потребовал от меня снять из программы музыку Кара Караева, заявив: «Азербайджан – наш враг». В ответ я заявил, что в таком случае убирается и музыка Арама Хачатуряна. И сегодня я с горечью вспоминаю тот постыдный факт...

На новый виток своего развития музыка Кара Караева вышла уже здесь, в Израиле. С его музыки начался израильский период ансамбля «Виртуозы Израиля». Музыка эта звучала в исполнении ансамбля скрипачей на фестивалях в Германии и Испании...

Но в связи с репатриацией явилось много проблем. Новая страна. Новый коллектив. Я перевез из Баку мать, и связи мои с Азербайджаном на какое-то время прервались...

В 1993 году в Израиле случился настоящий, большой праздник. Приехал всеобщий любимец, Всенародный маэстро Муслим Магомаев. Он действительно был кумиром миллионов – без всякого преувеличения. Поклонники его обожали, и он отвечал им взаимностью.
Известно, что во время гастролей по союзным республикам Муслим Магомаев много раз выступал перед публикой... с гостиничных балконов, ведь его концерты проходили при неизменных аншлагах, и не один зал не мог вместить целый город...
Про него очень хорошо сказал Евгений Евтушенко:

«Когда, визжа ордой Мамаевой, на сценах корчится попса, не заглушают Магомаева ничьи другие голоса...»

О нём говорили: это последний Орфей нашей музыки. Это советский Фрэнк Синатра.

Я внимательно слежу за эстрадой сегодняшнего дня и вижу, что творится на телевизионных экранах, в зрительных залах. И должен сказать: трон Муслима Магомаева остаётся свободным. Хочется нам того или нет – есть незаменимые люди, такие, как Муслим Магомаев. Есть...
Незаменимо это имя и для меня лично. По одну сторону эстрадной империи – Муслим Магомаев, а по другую – все остальные, вместе взятые.
Он был мастером всегда и во всём. Опера, неаполитанские песни...

Он сдавал государственный экзамен, заканчивая Бакинскую консерваторию. Это был беспрецедентный случай, когда на выпускной экзамен продавали билеты для зрителей. Зал стоял в три ряда – такое было количество народа. Когда государственная комиссия ушла, Муслим остался на сцене и пел ещё два часа третье и четвёртые отделения. Совершенно потрясённый, я пришёл за кулисы и сказал ему: :«Берите мою душу всю. Она Ваша. Я такого в жизни не слышал и никогда не забуду».

С тех пор я старался не пропускать ни одного его концерта – ни в Баку, ни в Москве, ни там, куда нас вместе заносила судьба артиста. Мы встречались и на совместных гастролях, фестивалях, которых было очень много в нашей творческой жизни.

Он ещё и человечески большая личность...
Несмотря на близость к властям он никогда не был ни членом ВЛКСМ, ни членом КПСС.
Муслим – сама щедрость. Он готов был прийти на помощь любому человеку, если тот нуждался именно в его помощи.

Лично я испытал это на себе.
Помню, как, получив московскую квартиру, обратился к Муслиму с довольно нескромной просьбой – посодействовать установке телефона. Работать без телефона руководителю ансамбля, к тому же постоянно гастролирующему, было просто нереально: пропадали заявки на концерты, приглашения. Начальник Сокольнического телефонного узла – наша репетиционная база в то время была в Сокольниках – сказал:

«Ты привези мне звезду, типа Муслима Магомаева, и у тебя будет телефон. А так – пустая затея». Я нашёл Муслима в гостинице «Россия». Он мгновенно согласился. Но сказал:
«Миша, у меня одно условие: не делай из этого пиар, не тиражируй эту акцию, я хочу, чтобы об этом никто не знал. Добро надо делать тихо».

Через две недели Муслим Магомаев приехал в Сокольники на телефонный узел и спел для меня двухчасовой шефский концерт.
Ещё через две недели я получил телефон в доме, где рядом не было даже телефона-автомата. И весь дом принялся ходить ко мне «на телефон»...

Теперь представьте, какая встреча была в 1993 года в Кфар-Сабе, где мы с женой Ритой принимали его, его жену Тамару Синявскую и их замечательного пуделя Чарлика, который ездил с ними по всем гастрольным поездкам.

Скоропостижная смерть Муслима Магомаева застала меня в Баку. Я видел приспущенные национальные флаги с чёрной лентой. Никто не давал указаний сверху. Сам народ скорбил по своему великому сыну...
Ушёл Муслим – у него было столько талантов, что хватило бы на десятерых...

– Миша, уходить надо тихо, красиво и незаметно, тогда когда ты ещё в полном голосе и силе... – так сказал он мне на прощанье в Кфар-Сабе.

Так уходят великие.

...Прошли годы в Израиле. Ансамбль скрипачей завоевал большую популярность.
Начались зарубежные гастроли, которые продолжались до середины 2006 года. Мысль о поездке в Баку не выходила из головы.

А в 2007 году не стало Мстислава Ростроповича, которого называли «Виолончельным Бакинским Паганини». Гордость Баку.
В Баку есть музей Мстислава Ростроповича и, конечно, улица Ростроповича, на которой он родился. После капитального ремонта открылось великолепное здание Азербайджанской государственной филармонии, где с 2007 года проводятся фестивали Мстислава Ростроповича. Открываются они в один и тот же день 13 декабря – день кончины Гейдара Алиева, большого меломана, мецената классической музыки, друга Ростроповича.

Конечно, я поехал на этот фестиваль, свиделся с любимой внучкой Яночкой, да и родные могилы отца и бабушки надо было привести в порядок...
К этому времени я закончил запись компакт-диска из произведений Кара Караева, который писался много лет. Через своего друга Йосефа Шагала, председателя созданного им Общества Азербайджан – Израиль, я послал эту запись министру культуры Азербайджана Абульфазу Караеву на предмет издания диска в Баку.
Но министр не только издал диск, но и пригласил нас в 2008 году с моей женой Ритой, исполнительницей партии фортепьяно всего диска, участвовать в праздновании 90-летнего юбилея великого композитора.

Так мы после 17-летнего перерыва оказались во второй раз в Баку. Здесь уместно сказать, что Ростропович, который в России участвовал в защите Белого Дома в 1991 году – не принял ни от Горбачева, ни от Ельцина российского гражданства.
А вот когда в 2004 президент Азербайджана Ильхам Алиев, сын Гейдара Алиева в торжественной обстановке вручил великому музыканту азербайджанское гражданство, Ростропович принял его с благодарностью и последние годы жизни жил с азербайджанским паспортом.
Ростропович называл Баку Парижем Востока, а сцену азербайджанской филармонии, на которой он играл десятки раз – венским «Musikverein»-ом.


Пархомовский-Рзаев.JPG
Михаил Пархомовский и Азер Рзаев


...На юбилейных торжествах Кара Караева я получил предложение от своего друга детства, композитора, народного артиста Азербайджана, профессора Бакинской консерватории Азера Рзаева выучить его новое произведение – концерт, посвящённый памяти матери, и сыграть его, приурочив к 100-летию со дня её рождения (и к моему 75-летию).
Этa огромная работа осуществилась 10 апреля 2009 года.
Премьера прошла в переполненном зале Азербайджанской филармонии в сопровождении Государственного симфонического оркестра Азербайджана под управлением его главного дирижера Рауфа Абдуллаева.

Так получилось, что этот концерт состоялся незадолго до официального визита в Азербайджан президента Израиля Шимона Переса. Концерт как бы предварял его визит. То есть культура шла впереди политики.
Были и негативные факторы. Незадолго до этого был предотвращен намечавшийся силами Хизбаллы теракт у здания израильского посольства в Азербайджане. В те же дни исламская партия Азербайджана выступила с заявлением о намерениях организовать в Баку пикеты, манифестации и другие акции протеста против пребывания в Баку Шимона Переса. Тем не менее, бакинцы по-прежнему питают огромные симпатии к евреям, покинувшим Баку.

Я прилетел в Баку за две недели до концерта. И руководство филармонии задало мне вопрос: как составить афишу, и какие мои титулы в этой афише указать. Я ответил: «Заслуженный артист России». А в скобках напишите: «Израиль».
Мне ответили:

– О, это сложно. Неподалёку от филармонии находится иранское посольство, как бы чего не вышло...

Тогда я категорически заявил, что если не будет слова «Израиль» – я выступать не стану.
Руководство филармонии вынуждено было согласиться. Но это привело к тому, что все люди, идущие на концерт проверялись миноискателем – опасались теракта со стороны исламистов...

...Зал был полон. Море цветов. Прекрасная реакция зрителей и прессы. И это был мой скромный вклад в дружеские отношения дорогих моему сердцу стран. И визит Переса прошёл успешно, по-другому и быть не могло. Даже еврейское лобби США зачислили Азербайджан в ряд дружественных евреям стран.


Пархомовский-филармония.JPG
Михаил Пархомовский в Бакинской филармонии


А на следующий день я посетил родные могилы отца Израиля, бабушки Берты, Кара Караева и Муслима Магомаева.
Этот юбилейный концерт был настоящим мостом дружбы. В марте прошлого года в Израиль приехал на гастроли ректор Бакинской Музыкальной Академии замечательный пианист Фархад Бадалбейли, который дал концерты в Ашкелоне и Раанане.

А совсем недавно, в декабре 2010 года, на 4-м фестивале Мстислава Ростроповича в Баку дал два концерта прославленный Израильский филармонический оркестр под управлением своего пожизненного главного дирижёра маэстро Зубина Меты.
Солистами выступили знаменитые музыканты Пинхас Цукерман и Рудольф Бухбиндер.

...Зубин Мета заявил, что оркестр впервые играет в мусульманской стране, и приём вызывает у него и всех артистов оркестра восхищение. Ну, а мы в Израиле ожидаем приезда дирижёра Рауфа Абдуллаева, с которым я провёл свой юбилейный концерт в Баку.

Так что всё, что не доделали политики, приходится на долю деятелей культуры. По-моему, так и должно быть.
Я говорил с ведущими музыкантами израильского филармонического оркестра Евгенией Пиковской, Дмитрием Ратушем, Эльякимом Зальцманом, Зиновием Капланом сразу после возвращения из Баку. Их, казалось бы, трудно чем-то удивить, на своём творческом веку они видели всё. Но от Баку они были просто в восторге.
Я сделал несколько звонков и в Баку, ведущим музыкантам города. Они сказали, что Израиль по праву может гордиться своим филармоническим оркестром, одним из лучших в мире. Это был настоящий праздник в городе.

Нынешний год – это год 75–летия проcлавленного маэстро Зубина Меты и 50-летие начала его работы с ИФО. Благодарные бакинцы вынесли ему на эстраду золотую дирижёрскую палочку. Такого приёма великий маэстро просто не помнит...
«Мы обязательно вернёмся!» – были его прощальные слова.
Поющие ветры Баку по-прежнему сопутствуют всем, кто желает жить в мире и дружбе.


Источник:
Газета «Секрет» (Израиль), 17 апреля 2011 года

comments powered by Disqus