I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Евгения Ивановна Перевертайло — пианистка, композитор, теоретик — была одним из виднейших подвижников в деле создания азербайджанской классической музыкальной культуры. Являясь | Евгения Ивановна Перевертайло — пианистка, композитор, теоретик — была одним из виднейших подвижников в деле создания азербайджанской классической музыкальной культуры. Являясь | ||
− | одной из первых выпускников Азербайджанской Консерватории, она получила знания из «первых рук» - от приглашенных Узеиром Гаджибековым из Москвы, Петрограда и других городов крупнейших музыкантов, заложивших краеугольный камень в здании классической азербайджанской музыки.<br><br>По фортепиано - с детских лет ученица Георгия Георгиевича Шароева (не бравший детей Г.Г.Шароев сделал единственное исключение, восхищенный ее музыкальными способностями) и до зрелого артистического уровня, она унаследовала традиции великой русской пианистки Анны Есиповой и Василия Сафонова, корифея русской музыкальной культуры, учеником которых был Г.Г. Шароев, петербуржец с интересным происхождением (об этом в статье Е.И.Перевертайло « О Георгии Георгиевиче Шароеве»).<br>По теории она окончила полный курс консерваторского обучения у Леопольда Морицевича Рудольфа (немца по происхождению), ученого мирового уровня.<br>По композиции она училась у Узеира Гаджибекова, окончившего Петроградскую Консерваторию у Н.А.Римского-Корсакова.<br>По дирижированию она училась у проф. Аба ( | + | одной из первых выпускников Азербайджанской Консерватории, она получила знания из «первых рук» - от приглашенных Узеиром Гаджибековым из Москвы, Петрограда и других городов крупнейших музыкантов, заложивших краеугольный камень в здании классической азербайджанской музыки.<br><br>По фортепиано - с детских лет ученица [[Шароев Георгий Георгиевич|Георгия Георгиевича Шароева]] (не бравший детей Г.Г.Шароев сделал единственное исключение, восхищенный ее музыкальными способностями) и до зрелого артистического уровня, она унаследовала традиции великой русской пианистки Анны Есиповой и Василия Сафонова, корифея русской музыкальной культуры, учеником которых был Г.Г. Шароев, петербуржец с интересным происхождением (об этом в статье Е.И.Перевертайло « О Георгии Георгиевиче Шароеве»).<br>По теории она окончила полный курс консерваторского обучения у Леопольда Морицевича Рудольфа (немца по происхождению), ученого мирового уровня.<br>По композиции она училась у Узеира Гаджибекова, окончившего Петроградскую Консерваторию у Н.А.Римского-Корсакова.<br>По дирижированию она училась у проф. Л.Е.Аба (немца по происхождению) и у Николая Аносова, крупнейшего советского дирижера, один год преподававшего в Бакинской Консерватории. С ним она играла как солистка в Филармонии. <br><br>Такие широкие музыкальные интересы и знания, не говоря о знаниях литературы и искусства, вообще, давали ей возможность интерпретировать фортепианные произведения с философским охватом. <br><br>Так как объем этой заметки не позволяет углубиться в ее творчество, то приведу здесь формальные заслуги ее деятельности. Это создание и возглавление кафедры общего фортепиано в течение более шестнадцати лет (формально кафедра возникла немного раньше по иницитиве Г.Г. Шароева, возглавляла ее К.-х.Сафаралиева); она написала программу работы этой кафедры, в которой главнейшее значение придавалось музыкально - эстетическому воспитанию студентов, развитию высокого вкуса, умению анализировать исполняемые произведения с точки зрения их значения в мировой музыке: задачей ставилось взращивание музыкантов мыслителей.<br>Одновременно она продолжала работу на кафедре специального фортепиано. Воскрешение забытого жанра фортепианного дуэта в полной мере, которым она занималась в общей сложности более тридцати лет (первыми были М.Р.Бреннер и К.-х Сафаралиева, но недолго); создание литературы для этого жанра - ею были написаны многочисленные транскрипции фрагментов из русских и азербайджанских опер и симфонических произведений разных композиторов, русских и азербайджанских опер и и симфонических произведений разных композиторов как "Увертюра» к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Танцы цыган» и «Танцы цыганок» из оперы «Алеко» С.Рахманинова, «Лезгинка» из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Шесть бразильских танцев» Д.Мийо, «Увертюра» к опере «Кер-оглу» Уз.Гаджибекова, оттуда же «Рэгс» из 4-го акта и др.отрывки, отрывки из оперы «Лейли и Меджнун» Уз.Гаджибекова, 1-я и 2-я Фантазии для оркестра Уз.Гаджибекова, «Вальс» из балета «Семь красавиц» К.Караева, оттуда же «Адажио и шуты», «Шествие», «Прекраснейшая», отрывки из балета «Чернушка» Ашрафа Аббасова и многие другие, получившие живое звучание в огромном количестве концертов, которые она играла с разными партнерами, но самое прочное и долголетнее партнерство было с Ив.Г.Плям. Концерты игрались наизусть; программы были сложнейшие из произведений русской, зарубежной и азербайджанской музыки и проходили в Азербайджане и за его пределами. |
+ | |||
<gallery widths="300" heights="250"> | <gallery widths="300" heights="250"> | ||
Файл:Perever afish 1.jpg | Файл:Perever afish 1.jpg | ||
Строка 16: | Строка 17: | ||
Файл:Perever afish 3.jpg | Файл:Perever afish 3.jpg | ||
Файл:Perever afish Plyam.jpg | Файл:Perever afish Plyam.jpg | ||
+ | Файл:Perevertailo Plyam afisha.jpg | ||
+ | Файл:Perever afish Ginzburg.jpg| | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | Пианистическое образование у нее | + | Также ею были написаны музыкально-теоретические и педагогические работы — анализ 24 прелюдий Дм. Кабалевского со ссылками на сборник Н.А.Римского-Корсакова, анализ педагогических принципов Г.Г.Шароева, а также педагогических принципов Р.И.Сирович и Л.Н.Егоровой, для учебника которых — первого азербайджанского фортепианного учебника - по их заказу она написала пьески.<br><br>. Пианистическое образование получили у нее композитор, народный артист Азербайджана Муса Мирзоев, дирижер и композитор народный артист РСФСР Станислав Горковенко, профессор Чикагской консерватории в Чикагском университете Рузвельта Владимир Леечкис, бывший ректор Аз.Гос.Консерватории профессор Эльмира Абасова, ведущий концертмейстер Baltimore Schoool for the Arts Сарьяна Кокотова, пианистка и композитор, художественный руководитель детского ансамбля «Саях» Лала Умид, концертмейстер Оперной студии Татьяна Левкина, профессор кафедры аккомпанемента Аз.Гос.Консерватории Гюляра Аджалова и многие другие музыканты, работавшие и работающие в высших и средних музыкальных учреждениях Азербайджана, республик СНГ, Европы и Америки. |
<br><br> | <br><br> | ||
''Приведя краткий обзор деятельности Евгении Ивановны, я надеюсь исполнить своей дочерний долг и написать о ней книгу — так насыщена работой и событиями была ее жизнь в музыке.'' | ''Приведя краткий обзор деятельности Евгении Ивановны, я надеюсь исполнить своей дочерний долг и написать о ней книгу — так насыщена работой и событиями была ее жизнь в музыке.'' | ||
Строка 29: | Строка 28: | ||
===Фотоальбом Евгении Ивановны Перевертайло=== | ===Фотоальбом Евгении Ивановны Перевертайло=== | ||
<gallery widths="300" heights="250"> | <gallery widths="300" heights="250"> | ||
− | Файл:Perever (1).JPG | + | Файл:Perever (1).JPG|Евгения Ивановна Перевертайло |
− | Файл:Perever (8).JPG | + | Файл:Perever (8).JPG|Евгения Ивановна Перевертайло |
− | Файл:Perever 20 age.jpg | + | Файл:Perever 20 age.jpg|Евгения Ивановна в 20 лет |
− | Файл:Perever white tshirt.jpg | + | Файл:Perever white tshirt.jpg|Евгения Ивановна Перевертайло |
− | Файл:Perevert black hat.jpg | + | Файл:Perevert black hat.jpg|Евгения Ивановна Перевертайло |
− | Файл:Perevert Zaiceva.jpg | + | Файл:Perevert Zaiceva.jpg|С Зайцевой, первой профессиональной учительницей фортепиано в Баку |
− | Файл:Zaiceva back.jpg | + | Файл:Zaiceva back.jpg|Дарственная память от Зайцевой |
− | Файл:Perever Sharoev gr.jpg | + | Файл:Perever Sharoev gr.jpg|Шароев с группой учеников |
− | Файл:Perever Sharoev.jpg | + | Файл:Perever Sharoev.jpg|Евгения Ивановна в классе Шароева |
− | Файл:Perever Sharoev Tartakovsk.jpg | + | Файл:Perever Sharoev Tartakovsk.jpg|Г.Г.Шароев с портретом Антона Григорьевича Рубинштейна, сидит И.В.Тартаков, солист и гл.режиссер Мариинского театра |
− | Файл:Perevert Conservatory 1960 Brenner Goldenveizer.jpg | + | Файл:Perevert Conservatory 1960 Brenner Goldenveizer.jpg|Бреннер и Гольденвейзер со студентами Бакинской консерватории. 1960 |
Файл:Small Perevert Goldenveizer about her.jpg|Гольденвейзер о Евгении Ивановне | Файл:Small Perevert Goldenveizer about her.jpg|Гольденвейзер о Евгении Ивановне | ||
− | Файл:Perever Oistrah grop.jpg | + | Файл:Perever Oistrah grop.jpg|Давид Ойстрах с группой студентов Бакинской консерватории |
− | Файл:Perever Rudolf.jpg | + | Файл:Perever Rudolf.jpg|Группа студенов и Евгения Ивановна с Рудольфом |
− | Файл:Perever Haime.jpg | + | Файл:Perever Haime.jpg|Иоаннисян, Федор Хаиме<ref>муж Евгении Ивановны</ref>, Евгения Ивановна |
− | Файл:Small Perever Ioannisyan Bretanicky Zelensky demonstration.jpg | + | Файл:Small Perever Ioannisyan Bretanicky Zelensky demonstration.jpg|Иоаннесян, Вретаницкий, Зеленский, Перевертайло на демонстрации |
− | Файл:Perever dauther forest.jpg | + | Файл:Perever dauther forest.jpg|Евгения Ивановна с дочерью Еленой |
− | Файл:Perever dauther.JPG | + | Файл:Perever dauther.JPG|Евгения Ивановна с дочерью Еленой |
− | Файл:Perevert forest.jpg | + | Файл:Perevert forest.jpg|Евгения Ивановна в лесу |
</gallery> | </gallery> | ||
[[Category:Все бакинцы]][[Category:Музыканты]] | [[Category:Все бакинцы]][[Category:Музыканты]] |
1920 - 1993
6 января 1920 года в день Рождества Христова в семье лоцмана Перевертайло Ивана Даниловича и Кокаревой Анны Васильевны, дочки купца 1-й гильдии, родилась Евгения Ивановна Перевертайло, человек чистейшей души и ясного взгляда, покинувшая этот мир в 1993 году, почти тридцать лет назад.
Прошлое надо хранить в подлинности, не искажая и не подменяя факты, только при этом условии будет расти и развиваться будущее -здоровым, естественным и интересным, как дерево дает пышную крону лишь на здоровых корнях, как здание стоит веками на настоящем крепком фундаменте. Нельзя забывать людей вложивших незаурядный талант, истинные знания и огромный труд в построение такого здания.
Евгения Ивановна Перевертайло — пианистка, композитор, теоретик — была одним из виднейших подвижников в деле создания азербайджанской классической музыкальной культуры. Являясь
одной из первых выпускников Азербайджанской Консерватории, она получила знания из «первых рук» - от приглашенных Узеиром Гаджибековым из Москвы, Петрограда и других городов крупнейших музыкантов, заложивших краеугольный камень в здании классической азербайджанской музыки.
По фортепиано - с детских лет ученица Георгия Георгиевича Шароева (не бравший детей Г.Г.Шароев сделал единственное исключение, восхищенный ее музыкальными способностями) и до зрелого артистического уровня, она унаследовала традиции великой русской пианистки Анны Есиповой и Василия Сафонова, корифея русской музыкальной культуры, учеником которых был Г.Г. Шароев, петербуржец с интересным происхождением (об этом в статье Е.И.Перевертайло « О Георгии Георгиевиче Шароеве»).
По теории она окончила полный курс консерваторского обучения у Леопольда Морицевича Рудольфа (немца по происхождению), ученого мирового уровня.
По композиции она училась у Узеира Гаджибекова, окончившего Петроградскую Консерваторию у Н.А.Римского-Корсакова.
По дирижированию она училась у проф. Л.Е.Аба (немца по происхождению) и у Николая Аносова, крупнейшего советского дирижера, один год преподававшего в Бакинской Консерватории. С ним она играла как солистка в Филармонии.
Такие широкие музыкальные интересы и знания, не говоря о знаниях литературы и искусства, вообще, давали ей возможность интерпретировать фортепианные произведения с философским охватом.
Так как объем этой заметки не позволяет углубиться в ее творчество, то приведу здесь формальные заслуги ее деятельности. Это создание и возглавление кафедры общего фортепиано в течение более шестнадцати лет (формально кафедра возникла немного раньше по иницитиве Г.Г. Шароева, возглавляла ее К.-х.Сафаралиева); она написала программу работы этой кафедры, в которой главнейшее значение придавалось музыкально - эстетическому воспитанию студентов, развитию высокого вкуса, умению анализировать исполняемые произведения с точки зрения их значения в мировой музыке: задачей ставилось взращивание музыкантов мыслителей.
Одновременно она продолжала работу на кафедре специального фортепиано. Воскрешение забытого жанра фортепианного дуэта в полной мере, которым она занималась в общей сложности более тридцати лет (первыми были М.Р.Бреннер и К.-х Сафаралиева, но недолго); создание литературы для этого жанра - ею были написаны многочисленные транскрипции фрагментов из русских и азербайджанских опер и симфонических произведений разных композиторов, русских и азербайджанских опер и и симфонических произведений разных композиторов как "Увертюра» к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Танцы цыган» и «Танцы цыганок» из оперы «Алеко» С.Рахманинова, «Лезгинка» из оперы «Демон» А.Рубинштейна. Шесть бразильских танцев» Д.Мийо, «Увертюра» к опере «Кер-оглу» Уз.Гаджибекова, оттуда же «Рэгс» из 4-го акта и др.отрывки, отрывки из оперы «Лейли и Меджнун» Уз.Гаджибекова, 1-я и 2-я Фантазии для оркестра Уз.Гаджибекова, «Вальс» из балета «Семь красавиц» К.Караева, оттуда же «Адажио и шуты», «Шествие», «Прекраснейшая», отрывки из балета «Чернушка» Ашрафа Аббасова и многие другие, получившие живое звучание в огромном количестве концертов, которые она играла с разными партнерами, но самое прочное и долголетнее партнерство было с Ив.Г.Плям. Концерты игрались наизусть; программы были сложнейшие из произведений русской, зарубежной и азербайджанской музыки и проходили в Азербайджане и за его пределами.
Также ею были написаны музыкально-теоретические и педагогические работы — анализ 24 прелюдий Дм. Кабалевского со ссылками на сборник Н.А.Римского-Корсакова, анализ педагогических принципов Г.Г.Шароева, а также педагогических принципов Р.И.Сирович и Л.Н.Егоровой, для учебника которых — первого азербайджанского фортепианного учебника - по их заказу она написала пьески.
. Пианистическое образование получили у нее композитор, народный артист Азербайджана Муса Мирзоев, дирижер и композитор народный артист РСФСР Станислав Горковенко, профессор Чикагской консерватории в Чикагском университете Рузвельта Владимир Леечкис, бывший ректор Аз.Гос.Консерватории профессор Эльмира Абасова, ведущий концертмейстер Baltimore Schoool for the Arts Сарьяна Кокотова, пианистка и композитор, художественный руководитель детского ансамбля «Саях» Лала Умид, концертмейстер Оперной студии Татьяна Левкина, профессор кафедры аккомпанемента Аз.Гос.Консерватории Гюляра Аджалова и многие другие музыканты, работавшие и работающие в высших и средних музыкальных учреждениях Азербайджана, республик СНГ, Европы и Америки.
Приведя краткий обзор деятельности Евгении Ивановны, я надеюсь исполнить своей дочерний долг и написать о ней книгу — так насыщена работой и событиями была ее жизнь в музыке.
Елена Перевертайло
Иоаннисян, Федор Хаиме[1], Евгения Ивановна