м (Защищена страница «Пресман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель» ([edit=autoconfirmed] (бессрочно) [move=autoconfirmed] (бе)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]]
 
[[Category:Все_бакинцы]][[Category:Музыканты]]
==Пресман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель==
+
==Прессман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель==
 +
 
 +
<center><gallery widths="350" heights="400">
 +
Файл:Pressman-2.jpg|И.Л. Прессман
 +
</gallery></center>
 +
 
  
 
'''1870-1941'''
 
'''1870-1941'''
  
Родился в Ростове-на-Дону.<br>  
+
Матвей Леонтьевич Прессман<ref>Прессман и Пресман - встречаются и активно используются оба варианта написания этой фамилии. Сам же Матвей Леонтьевич подписал свою "Автобиографию" как проф. М. Прессман, так что надо счмитать именно это написание верным </ref> родился 23 октября 1870 г. в Ростове-на-Дону.<br>  
В детстве переехал с семьей во Владикавказ, где начал обучаться игре на фортепиано.<br>  
+
С 10 лет начал обучение на фортепиано.<br>  
 
<br>   
 
<br>   
В 1883-1886 гг. учился на младшем отделении Московской консерватории в классе фортепиано профессора Н.С.Зверева вместе с юным Сергеем Рахманиновым, с которым потом поддерживал дружеские отношения всю жизнь.  
+
В 1883-1884 г. поступил в Московскую консерваторию на младшее отделение в класс фортепиано профессора Н.С. Зверева, вместе с ним учился Сергей Рахманинов, с которым потом поддерживал дружеские отношения всю жизнь.<br>
 +
В 1886 г. Сергей Рахманинов и Матвей Прессман исполнили для П.И.Чайковского его программную симфонию «Манфред» по драматической поэме Байрона в переложении Рахманинова для двух роялей.<br> 
 +
После перехода на старшее отделение был зачислен в класс проф. В.И. Сафонова, под руководством которого окончил в 1891 г. полный курс Московской консерватории, получив звание "свободного художника" и был награжден большой серебряной медалью.
  
[[Файл:Пресман-Зверев.jpg|thumb|450px|center|Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман.]]
+
<center><gallery widths="680" heights="550">
 +
Файл:Пресман-Зверев.jpg|''Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Прессман''.
 +
</gallery></center>
 +
После окончания консерватории он сразу был приглашен на работу директором музыкального училища Тифлисского отделения ИРМО (Императорского Российского Музыкального Общества). Здесь он преподавал игру на фортепиано. Жил у родителей в Тифлисе.<br>
 +
Через пять лет , в 1896 г., М.Л. Прессман был приглашен на работу в Ростов-на-Дону на должность директора и преподавателя фортепиано музыкальных классов Ростовского музыкального общества.<br>
 +
В том же 1896 г. М.Л. Прессман преобразовал музыкальные классы Ростовского музыкального общества в музыкальные классы Ростовского отделения ИРМО, в 1900 г. ставшего музыкальным училищем,которое он возглавлял 16 лет, до 1912 г.<br>
 +
Ростовское музыкальное училище стало одним из лучших в стране. Здесь преподавали игру на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, арфе, флейте, кларнете, валторне, трубе, гобое, фаготе, пение, сольфеджио, гармонию, историю музыки и драматического искусства, элементарную теорию музыки.<br>
 +
   
 +
<center><gallery widths="350" heights="550">
 +
Файл:Pressman-1.jpg
 +
</gallery></center>
  
В 1886 г. Сергей Рахманинов и Матвей Пресман исполнили для П.И.Чайковского его программную симфонию «Манфред» по драматической поэме Байрона в переложении Рахманинова для двух роялей.<br>
+
Прессман сам вел класс фортепиано, преподавал в оперном и оркестровом классах  теоретические предметы, организовал и дирижировал симфоническим оркестром из преподавателей и студентов училища, выступал в качестве солиста.<br>
В 1891 г. Пресман окончил с большой серебряной медалью Московскую консерваторию по классу фортепиано профессора В.И.Сафонова.<br>  
+
2 февраля 1902 г. преподаватели училища М.Л. Прессман и М.С. Высотская впервые в
<br>
+
Ростове-на-Дону исполнили сюиту Рахманинова для 2-х фортепиано №2, оп.17.<br><br>
Жил у родителей в Тифлисе, до 1895г. преподавал в местном музыкальном училище при Тифлисском отделении Императорского Русского Музыкального Общества (ТО ИРМО). Первым наставником Пресмана в Тифлисе стал директор училища М.М.Ипполитов-Иванов. По его совету молодой педагог ездил изучать постановку музыкального образования в Германии.  
+
16 февраля 1902 г., также впервые в городе, Прессман и Высотская исполнили сонату
 
+
Рахманинова для фортепиано и виолончели g-moll, оп.19.<br><br>  
В 1895 году, после стажировки в Германии, Пресман вернулся в Ростов -на-Дону, организовал Ростовское отделение ИРМО <ref>Императорское Российское Музыкальное общество</ref>, затем организовал и возглавил Музыкальные классы при нем.<br>  
+
14 апреля 1902 г. по представлению Дирекции РО ИРМО директору Музыкального училища М.Л. Прессману
 +
был Всемилостивейше пожалован орден Св. Станислава 3-й степени.<br>
 +
<br>
 +
В 1902 г. под руководством Прессмана студенты дважды разными составами исполнили оперу Рахманинова «Алеко» и первые два акта оперы Россини «Севильский цирюльник».<br>  
 +
<br>
 +
Рахманинов посвятил Прессману свою сонату №2, оп.36.<br> 
 +
В 1910 г. Прессмана пригласили быть членом жюри 5-ого Международного конкурса имени Ан. Гр. Рубинштейна.<br>  
 +
6 декабря 1905 года по ходатайству Дирекции РО ИРМО директору Музыкального училища М.Л. Прессману даже был Всемилостивейше пожалован орден Св. Анны 3-й степени.
 
<br>  
 
<br>  
В 1900 г. его стараниями на базе этих  музыкальных классов было создано первое в истории донского края музыкальное училище, директором которого Пресман оставался 12 лет.<br> 
+
В 1912 г. Рахманинову, в качестве помощника по музыкальной части председателя Главной дирекции ИРМО, пришлось разбираться в длительном запутанном конфликте Пресмана и местной дирекции отделения ИРМО. Рахманинов занял сторону Прессмана:
Училище это стало одним из лучших в стране. Здесь преподавали игру на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, арфе, флейте, кларнете, валторне, трубе, гобое, фаготе, пение, сольфеджио, гармонию, историю музыки и драматического искусства, элементарную теорию музыки.<br>  
+
<blockquote>
Пресман вел класс фортепиано, теоретические пред¬меты, организовал и дирижировал симфоническим оркестром из преподавателей и студентов училища, выступал в качестве солиста.<br>  
+
"Лично я считаю Прессмана честнейшим человеком, высоко способным педагогом и любящим своё дело до самозабвения. Только при таком человеке и понятен рост училища и образцовая постановка там преподавания".</blockquote>
+
Однако Главная дирекция РМО Рахманинова не поддержала. Как сообщал «Приазовский край» от 8 мая 1912 года, конфликт «окончился финалом маловероятным с точки зрения обычной человеческой логики – Прессман уволен, Рахманинов вышел из Главной дирекции».<br>
Он постоянно пропагандировал музыку С.В.Рахманинова, впервые в Ростове-на-Дону исполнил его сюиту для 2-х фортепиано №2 оп.17 и сонату для фортепиано и виолончели g-moll, оп.19. В 1902 г. под руководством Пресмана студенты дважды разными составами исполнили оперу Рахманинова «Алеко» и первые два акта оперы Россини «Севильский цирюльник».<br>  
 
 
<br>
 
<br>
Рахманинов посвятил Пресману свою сонату №2, оп.36.<br>
+
В 1912 г. Прессман был избран Художественным советом и утвержден Главной дирекцией ИРМО профессором новой консерватории ИРМО в Саратове.<br>
В 1910 г. Пресмана пригласили быть членом жюри 5-ого Международного конкурса имени Ан. Гр. Рубинштейна.<br>  
+
В 1915 г., как писал М. Прессман в своей "Автобиографии", он "по коллективной просьбе жителей Ростова-на-Дону снова вернулся в Ростов, где основал "Донскую консерваторию" и работал в ней в качестве Директора и профессора фортепианного класса".<br>  
 
<br>  
 
<br>  
В 1912 г. Рахманинову в качестве помощника по музыкальной части председателя Главной дирекции РМО пришлось разбираться в длительном запутанном конфликте Пресмана и местной дирекции РМО. Рахманинов занял сторону Пресмана.
+
После установления Советской власти на Дону и в Закавказье, в 1921 г. Прессман был приглашен во вновь созданную Бакинскую консерваторию на должность ректора и профессора класса фортепиано. В Бакинской консерватории он прослужил 10 лет. Здесь, кроме класса фортепиано, в течение шести лет он вел и оперный класс.
<blockquote>
+
28 декабря 1926 г. Азгосконсерватория совместно с научно-художественной секцией Государственного ученого совета Наркомпроса торжественно отпраздновали 35-летие его педагогической деятельности, тогда же ему было присвоено звание Заслуженного артиста АзССР.<br>
"Лично я считаю Пресмана честнейшим человеком, высокоспособным педагогом и любящим своё дело до самозабвения. Только при таком человеке и понятен рост училища и образцовая постановка там преподавания".</blockquote>
 
Однако Главная дирекция РМО Рахманинова  не поддержала. Как сообщал «Приазовский край» от 8 мая 1912 года, конфликт «окончился финалом маловероятным с точки зрения обычной человеческой логики – Пресман уволен, Рахманинов вышел из Главной дирекции».
 
 
 
В 1913 г. Пресман переехал В Саратов, где стал профессором консерватории, но в 1916г. снова вернулся в Ростов, где возглавил частную консерваторию, в которую проводился приём по классу пения, скрипки, виолончели, теории и сценического искусства.<br>
 
Позднее консерватория получила название Донской.<br> 
 
В должности профессора Донской консерватории оставался до 1921 г.<br>  
 
 
<br>  
 
<br>  
В 1921г. Пресман  перешел на должность профессора Азербайджанской консерватории в Баку.<br> 
+
Вместе с ним в этой консерватории работала профессором его  жена – оперная певица (сопрано) Екатерина Григорьевна Маршад-Прессман (1868-1923).<br>   
Вместе с ним в этой консерватории работала профессором его  жена – оперная певица (сопрано) Екатерина Григорьевна Маршад-Пресман (1868-1923).<br> 
 
Среди учеников Пресмана в Баку выделялся будущий известный пианист и музыковед Натан Львович Фишман.<br>   
 
 
<br>  
 
<br>  
С 1923 г. жил в Москве, преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, был преподавателем и директором Музыкального училища имени М.М.Ипполитова-Иванова.<br>
+
1 марта 1933 г. проф. М. Прессман по приглашению Наркомпроса РСФСР и лично композитора М.М Ипполита-Иванова переехал на работу в Москву на должность директора исполнительского музыкального техникума имени М.М.Ипполитова-Иванова.<br>
 +
<br>
 +
С 1 сентября 1939 г. работал преподавателем фортепиано, а с сентября 1940 г. стал заведующим кафедрой фортепианного факультета Центрального Заочного музыкально-педагогического института.<br>
 
<br>  
 
<br>  
5 апреля 1936 г. в газете «Советское искусство» на первой полосе была напечатана редакционная статья «Директор Пресман. Школа музыкальных неучей», в которой директор и заведующий учебной частью Образцового музыкального техникума имени М.М.Ипполитова-Иванова профессор М.Л.Пресман по чьему-то заказу разруган.<br> 
+
Умер Прессман в Москве в ноябре 1941 года и похоронен на Востряковском кладбище.
Уже 11 апреля 1936 г. газета сообщила о смене руководства училища.<br>
 
<br> 
 
Умер Пресман в Москве в ноябре 1941 года и похоронен на Востряковском кладбище.
 
 
<br>  
 
<br>  
Перу Пресмана принадлежат разработки по методике обучения игре на фортепиано и воспоминания [http://www.senar.ru/memoirs/Presman «Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов»].
+
За время музыкально-педагогической деятельности М.Л. Прессмана он неоднократно являлся  членом жюри Международных Рубинштейновских конкурсов (Берлин (1895), Париж (1905), Петербург (1910)).
 
+
Перу Прессмана принадлежат разработки по методике обучения игре на фортепиано и воспоминания о Рахманинове.
  
 
Примечание:
 
Примечание:
Строка 55: Строка 69:
  
 
Источник:<br>  
 
Источник:<br>  
[http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/136075/Gontmaher_-_Evrei_na_Donskoii_zemle.pdf ЗДЕСЬ]
+
[http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/136075 Gontmaher_-_Evrei_na_Donskoii_zemle.pdf ЗДЕСЬ]<br>
 +
[http://rostcons.ru/assets/refdisser/2017/kokkezova_dis.pdf Коккезова А.М. "Матвей Пресман - музыкально-общественный деятель: характер и судьба]<br>
 +
[http://www.senar.ru/memoirs/Presman Прессман И.Л.«Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов»].
  
  
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 20:22, 20 апреля 2011 (CEST)
+
--[[Участник:Jonka|Jonka]] 20:22, 20 апреля 2011 (CEST) - 19.04.2019

Версия 21:19, 19 апреля 2019



Прессман Матвей Леонтьевич - пианист, педагог, общественно-музыкальный деятель[править]


1870-1941

Матвей Леонтьевич Прессман[1] родился 23 октября 1870 г. в Ростове-на-Дону.
С 10 лет начал обучение на фортепиано.

В 1883-1884 г. поступил в Московскую консерваторию на младшее отделение в класс фортепиано профессора Н.С. Зверева, вместе с ним учился Сергей Рахманинов, с которым потом поддерживал дружеские отношения всю жизнь.
В 1886 г. Сергей Рахманинов и Матвей Прессман исполнили для П.И.Чайковского его программную симфонию «Манфред» по драматической поэме Байрона в переложении Рахманинова для двух роялей.
После перехода на старшее отделение был зачислен в класс проф. В.И. Сафонова, под руководством которого окончил в 1891 г. полный курс Московской консерватории, получив звание "свободного художника" и был награжден большой серебряной медалью.

После окончания консерватории он сразу был приглашен на работу директором музыкального училища Тифлисского отделения ИРМО (Императорского Российского Музыкального Общества). Здесь он преподавал игру на фортепиано. Жил у родителей в Тифлисе.
Через пять лет , в 1896 г., М.Л. Прессман был приглашен на работу в Ростов-на-Дону на должность директора и преподавателя фортепиано музыкальных классов Ростовского музыкального общества.
В том же 1896 г. М.Л. Прессман преобразовал музыкальные классы Ростовского музыкального общества в музыкальные классы Ростовского отделения ИРМО, в 1900 г. ставшего музыкальным училищем,которое он возглавлял 16 лет, до 1912 г.
Ростовское музыкальное училище стало одним из лучших в стране. Здесь преподавали игру на фортепиано, скрипке, виолончели, контрабасе, арфе, флейте, кларнете, валторне, трубе, гобое, фаготе, пение, сольфеджио, гармонию, историю музыки и драматического искусства, элементарную теорию музыки.

Прессман сам вел класс фортепиано, преподавал в оперном и оркестровом классах теоретические предметы, организовал и дирижировал симфоническим оркестром из преподавателей и студентов училища, выступал в качестве солиста.
2 февраля 1902 г. преподаватели училища М.Л. Прессман и М.С. Высотская впервые в Ростове-на-Дону исполнили сюиту Рахманинова для 2-х фортепиано №2, оп.17.

16 февраля 1902 г., также впервые в городе, Прессман и Высотская исполнили сонату Рахманинова для фортепиано и виолончели g-moll, оп.19.

14 апреля 1902 г. по представлению Дирекции РО ИРМО директору Музыкального училища М.Л. Прессману был Всемилостивейше пожалован орден Св. Станислава 3-й степени.

В 1902 г. под руководством Прессмана студенты дважды разными составами исполнили оперу Рахманинова «Алеко» и первые два акта оперы Россини «Севильский цирюльник».

Рахманинов посвятил Прессману свою сонату №2, оп.36.
В 1910 г. Прессмана пригласили быть членом жюри 5-ого Международного конкурса имени Ан. Гр. Рубинштейна.
6 декабря 1905 года по ходатайству Дирекции РО ИРМО директору Музыкального училища М.Л. Прессману даже был Всемилостивейше пожалован орден Св. Анны 3-й степени.
В 1912 г. Рахманинову, в качестве помощника по музыкальной части председателя Главной дирекции ИРМО, пришлось разбираться в длительном запутанном конфликте Пресмана и местной дирекции отделения ИРМО. Рахманинов занял сторону Прессмана:

"Лично я считаю Прессмана честнейшим человеком, высоко способным педагогом и любящим своё дело до самозабвения. Только при таком человеке и понятен рост училища и образцовая постановка там преподавания".

Однако Главная дирекция РМО Рахманинова не поддержала. Как сообщал «Приазовский край» от 8 мая 1912 года, конфликт «окончился финалом маловероятным с точки зрения обычной человеческой логики – Прессман уволен, Рахманинов вышел из Главной дирекции».

В 1912 г. Прессман был избран Художественным советом и утвержден Главной дирекцией ИРМО профессором новой консерватории ИРМО в Саратове.
В 1915 г., как писал М. Прессман в своей "Автобиографии", он "по коллективной просьбе жителей Ростова-на-Дону снова вернулся в Ростов, где основал "Донскую консерваторию" и работал в ней в качестве Директора и профессора фортепианного класса".

После установления Советской власти на Дону и в Закавказье, в 1921 г. Прессман был приглашен во вновь созданную Бакинскую консерваторию на должность ректора и профессора класса фортепиано. В Бакинской консерватории он прослужил 10 лет. Здесь, кроме класса фортепиано, в течение шести лет он вел и оперный класс. 28 декабря 1926 г. Азгосконсерватория совместно с научно-художественной секцией Государственного ученого совета Наркомпроса торжественно отпраздновали 35-летие его педагогической деятельности, тогда же ему было присвоено звание Заслуженного артиста АзССР.

Вместе с ним в этой консерватории работала профессором его жена – оперная певица (сопрано) Екатерина Григорьевна Маршад-Прессман (1868-1923).

1 марта 1933 г. проф. М. Прессман по приглашению Наркомпроса РСФСР и лично композитора М.М Ипполита-Иванова переехал на работу в Москву на должность директора исполнительского музыкального техникума имени М.М.Ипполитова-Иванова.

С 1 сентября 1939 г. работал преподавателем фортепиано, а с сентября 1940 г. стал заведующим кафедрой фортепианного факультета Центрального Заочного музыкально-педагогического института.

Умер Прессман в Москве в ноябре 1941 года и похоронен на Востряковском кладбище.
За время музыкально-педагогической деятельности М.Л. Прессмана он неоднократно являлся членом жюри Международных Рубинштейновских конкурсов (Берлин (1895), Париж (1905), Петербург (1910)). Перу Прессмана принадлежат разработки по методике обучения игре на фортепиано и воспоминания о Рахманинове.

Примечание:

  1. Прессман и Пресман - встречаются и активно используются оба варианта написания этой фамилии. Сам же Матвей Леонтьевич подписал свою "Автобиографию" как проф. М. Прессман, так что надо счмитать именно это написание верным


Источник:
Gontmaher_-_Evrei_na_Donskoii_zemle.pdf ЗДЕСЬ
Коккезова А.М. "Матвей Пресман - музыкально-общественный деятель: характер и судьба
Прессман И.Л.«Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов».


--Jonka 20:22, 20 апреля 2011 (CEST) - 19.04.2019

comments powered by Disqus