I am (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Программа Тюркской Демократической Партии Федералистов «Мусават» == (принятая в 1917 году…») |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
*1. Государственный строй в России должен быть в форме федеративной демократической республики, на началах национально-территориальной автономии. | *1. Государственный строй в России должен быть в форме федеративной демократической республики, на началах национально-территориальной автономии. | ||
*2. Свобода слова, совести, печати, союзов, собрании, стачек; проведение в жизнь рабочего закона основные реформы земельного вопроса; политического устройства всех автономных единиц федеративной республики и прочие демократические реформы должны быть утверждены конституцией и гарантированы государством. | *2. Свобода слова, совести, печати, союзов, собрании, стачек; проведение в жизнь рабочего закона основные реформы земельного вопроса; политического устройства всех автономных единиц федеративной республики и прочие демократические реформы должны быть утверждены конституцией и гарантированы государством. | ||
− | *3. Обладающие определенной территорией (т. е. составляющие явное большинство той или иной области России) народы, имеют право на автономию. | + | *3. Обладающие определенной территорией (т. е. составляющие явное большинство той или иной области России) народы, имеют право на автономию.<br> |
− | + | Партия добивается автономии Азербайджана, Туркистана, Киргизии и Башкирии. Поволжские и Крымские татары, в случае невозможности проведения в жизнь территориальной автономии, имеют право на культурно-национальную автономию. <br> | |
− | Партия добивается автономии Азербайджана, Туркистана, Киргизии и Башкирии. Поволжские и Крымские татары, в случае невозможности проведения в жизнь территориальной автономии, имеют право на культурно-национальную автономию. | ||
− | |||
Примечание. Партия считает своей святой обязанностью помогать всеми силами другим единоверцам не тюркам, в получении права на автономию. | Примечание. Партия считает своей святой обязанностью помогать всеми силами другим единоверцам не тюркам, в получении права на автономию. | ||
Строка 53: | Строка 51: | ||
*16. Постоянная воинская повинность упраздняется, и оборона страны возлагается на народную милицию, заменяющую постоянное войско. | *16. Постоянная воинская повинность упраздняется, и оборона страны возлагается на народную милицию, заменяющую постоянное войско. | ||
− | Национальные вопросы. | + | ===Национальные вопросы. === |
*17. Для обсуждения и разрешения общих вопросов, касающихся всех тюркских народов в России, организуется культурно-национальный союз. | *17. Для обсуждения и разрешения общих вопросов, касающихся всех тюркских народов в России, организуется культурно-национальный союз. | ||
*18. Форма организации, права и обязанности союза устанавливаются первым съездом автономных тюркских единиц. | *18. Форма организации, права и обязанности союза устанавливаются первым съездом автономных тюркских единиц. | ||
− | Религиозные вопросы. | + | ===Религиозные вопросы. === |
*19. Для обсуждения и разрешения общих религиозных вопросов, касающихся населяющих Россию мусульман, без различия национальностей и религиозных толков, выбирается Муфтий (или Шейх-уль-ислам), под председательством которого организуется комиссия по религиозным делам из представителей мусульман всех областей и наций. В эту комиссию, кроме представителей автономных областей, входят также и представители мусульман не тюркского племени, как-то: курды, ингуши, осетины, черкесы и др. | *19. Для обсуждения и разрешения общих религиозных вопросов, касающихся населяющих Россию мусульман, без различия национальностей и религиозных толков, выбирается Муфтий (или Шейх-уль-ислам), под председательством которого организуется комиссия по религиозным делам из представителей мусульман всех областей и наций. В эту комиссию, кроме представителей автономных областей, входят также и представители мусульман не тюркского племени, как-то: курды, ингуши, осетины, черкесы и др. |
(принятая в 1917 году 26 октября на первом партийном съезде в Баку).
(Перевод с тюркского). Баку, 1919.
Предисловие
Жизнь человека — это постоянная борьба с природой. Цивилизация — это завоевания человечества в этой борьбе. Цель и стремление человечества заключается в упрочении (культуры) и в распределении ее благ. Общечеловеческая цивилизация есть сумма культурных завоеваний отдельных наций.
Для упрочения завоеваний цивилизаций и для общественной жизни человека необходимо создание культурного государства. И раз неоспорим этот факт, что общечеловеческая культура есть сумма национальных культур, то следует признать, что самым нормальным и рациональным государством должно считаться государство национальное, ибо ни один народ, не располагающий ни самостоятельностью, ни национальной автономией не будет в состоянии отстаивать свою культуру и свободу.
Нация — это существо органическое, а не механическое соединение отдельных личностей. Она живет, мыслит, имеет свои цели и стремления. И поэтому каждая человеческая личность связана с нацией, а не с государством. Нация — это человеческое общество, связанное общностью языка, религии, традиции, литературы, культуры, истории и нравов. Единство одной лишь религии не создает нации, как это ошибочно думают некоторые из наших современников.
Каждая нация определяется главным образом по общему языку, обычаям и литературе. С этой точки зрения тюрки составляют одну единую нацию. Положив в основу понятия о национальности указанные выше факторы, тем не менее, никоим образом нельзя отрицать и значения общности религии. Религия - это один из важнейших факторов в жизни человека.
Каждая религия создавала между своими последователями известную связь: буддийская, христианская и магометанская цивилизации могут служить образцами этой связи. Подобная религиозная связь носит не национальный, а интернациональный характер.
Только федеративная децентралистическая система государства может обеспечить политические права нации по отношению к государству и духовно-культурные права по отношению к религии.
Федерация не есть разрыв сношений с центром, наоборот это — система, дающая возможность умело и уместно распределить обязанности, что создаст еще большую связь с центром.
Как у каждого государства и входящих в его состав национальностей, у каждой религии и ее толками наряду с частичными расхождениями существует, тем не менее, нечто общее, так и среди отдельных групп населения имеются те же самые расхождения и общность. Вот потому-то естественным путем всякого политического, религиозного и национального единства является и путь федерации. Каждая нация, помимо духовных интересов имеет и экономические.
Нация состоит из различных классов. Подавляющее большинство нации составляет класс трудящихся и с этой точки зрения нация главным образом состоит из демократических элементов. Истинные националисты — это народники, потому что сила и мощь нации — это мощь народа, и наоборот, мощь народа — это мощь нации. Национальное Государство только тогда будет считаться истинно-народным, когда оно будет защищать и отстаивать интересы не одного избранного класса, а всего народа.
Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават», видя пользу тюркской демократии в проведении в жизнь бывшей старой Россией вышеизложенных принципов, требует, чтобы новая Россия вылилась в форму федеративной демократической республики, основные законы которой обеспечили бы нижеследующие положения.
Партия добивается автономии Азербайджана, Туркистана, Киргизии и Башкирии. Поволжские и Крымские татары, в случае невозможности проведения в жизнь территориальной автономии, имеют право на культурно-национальную автономию.
Примечание. Партия считает своей святой обязанностью помогать всеми силами другим единоверцам не тюркам, в получении права на автономию.
Вопросы экономические и финансовые
Преобладающее большинство нашего народа составляет крестьянство, живущее землей. Чем больше, полнее будет земельный надел, тем счастливее, обеспеченнее будет народ, Поэтому, в интересах страны, живущей земледелием, чтобы крестьянство имело вдоволь земли.
Партия «Мусават», поставившая своей главной целью служение народу, состоящему преимущественно из крестьянства, требует, чтобы все земли автономных областей не поступали в государственный фонд. Фонд этот должен быть распределен между крестьянами на следующих основаниях:
Для облегчения условий труда рабочих, партия требует:
надзору инспекции. Равным образом подлежит надзору инспекции домашняя прислуга. Для защиты интересов трудящихся и проведения в жизнь рабочих законов полностью, рабочие выбирают из своей среды особых уполномоченных, жалованье которым платит правительство. Эти уполномоченные контролируют производства труда.
52. При всех фабриках, заводах и тому подобных учреждениях организуются на паритетных началах примирительные камеры.
На биржах труда местный совет рабочих и профессиональный союз имеют своих представителей.
Вопрос о народном просвещении, согласно децентралистическо-демократическим началам, разрешается следующим образом: