I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 105: | Строка 105: | ||
*46. Уплата жалования рабочим натурой воспрещается. Платеж жалования производится еженедельно, в часы занятий. | *46. Уплата жалования рабочим натурой воспрещается. Платеж жалования производится еженедельно, в часы занятий. | ||
*47. Абсолютно недопустимы какие-то ни были штрафы, уплата стоимости попорченного материала и вообще всякие вычеты из жалованья рабочих. | *47. Абсолютно недопустимы какие-то ни были штрафы, уплата стоимости попорченного материала и вообще всякие вычеты из жалованья рабочих. | ||
− | *48. Для надзора за всеми фабриками, заводами, предприятиями и др. назначается надлежащий кадр фабричной инспекции. Правительственные заводы и фабрики также подлежат | + | *48. Для надзора за всеми фабриками, заводами, предприятиями и др. назначается надлежащий кадр фабричной инспекции. Правительственные заводы и фабрики также подлежат надзору инспекции. Равным образом подлежит надзору инспекции домашняя прислуга. Для защиты интересов трудящихся и проведения в жизнь рабочих законов полностью, рабочие выбирают из своей среды особых уполномоченных, жалованье которым платит правительство. Эти уполномоченные контролируют производства труда. |
− | |||
− | надзору инспекции. Равным образом подлежит надзору инспекции домашняя прислуга. Для защиты интересов трудящихся и проведения в жизнь рабочих законов полностью, рабочие выбирают из своей среды особых уполномоченных, жалованье которым платит правительство. Эти уполномоченные контролируют производства труда. | ||
*49. Для надзора за внутренним распорядком, гигиеническими условиями помещений, сдаваемых хозяевами своим рабочим, за условиями их платежа и за невмешательством эксплуататоров в домашнюю жизнь рабочих устанавливается контроль, в котором участвуют представители рабочих. | *49. Для надзора за внутренним распорядком, гигиеническими условиями помещений, сдаваемых хозяевами своим рабочим, за условиями их платежа и за невмешательством эксплуататоров в домашнюю жизнь рабочих устанавливается контроль, в котором участвуют представители рабочих. | ||
*50. Во всех фабриках заводах мастерских и др. организуется медицинский надзор не зависящий от хозяина предприятия. Рабочий пользуется медицинской помощью за счет предпринимателя. В случае болезни, рабочий получает полностью следуемое ему жалованье. | *50. Во всех фабриках заводах мастерских и др. организуется медицинский надзор не зависящий от хозяина предприятия. Рабочий пользуется медицинской помощью за счет предпринимателя. В случае болезни, рабочий получает полностью следуемое ему жалованье. | ||
*51. Предприниматели, уличенные в нарушении условий и законов труда, привлекаются к уголовной ответственности. | *51. Предприниматели, уличенные в нарушении условий и законов труда, привлекаются к уголовной ответственности. | ||
− | |||
52. При всех фабриках, заводах и тому подобных учреждениях организуются на паритетных началах примирительные камеры. | 52. При всех фабриках, заводах и тому подобных учреждениях организуются на паритетных началах примирительные камеры. | ||
− | |||
*53. Организация биржи труда для подыскания работ и должностей для приезжих и местных рабочих и служащих возлагается на местные органы самоуправления.<br> | *53. Организация биржи труда для подыскания работ и должностей для приезжих и местных рабочих и служащих возлагается на местные органы самоуправления.<br> | ||
− | + | На биржах труда местный совет рабочих и профессиональный союз имеют своих представителей. | |
− | На биржах труда местный совет рабочих и профессиональный союз имеют своих представителей. | ||
=== Судоустройство === | === Судоустройство === |
(принятая в 1917 году 26 октября на первом партийном съезде в Баку).
(Перевод с тюркского). Баку, 1919.
Предисловие
Жизнь человека — это постоянная борьба с природой. Цивилизация — это завоевания человечества в этой борьбе. Цель и стремление человечества заключается в упрочении (культуры) и в распределении ее благ. Общечеловеческая цивилизация есть сумма культурных завоеваний отдельных наций.
Для упрочения завоеваний цивилизаций и для общественной жизни человека необходимо создание культурного государства. И раз неоспорим этот факт, что общечеловеческая культура есть сумма национальных культур, то следует признать, что самым нормальным и рациональным государством должно считаться государство национальное, ибо ни один народ, не располагающий ни самостоятельностью, ни национальной автономией не будет в состоянии отстаивать свою культуру и свободу.
Нация — это существо органическое, а не механическое соединение отдельных личностей. Она живет, мыслит, имеет свои цели и стремления. И поэтому каждая человеческая личность связана с нацией, а не с государством. Нация — это человеческое общество, связанное общностью языка, религии, традиции, литературы, культуры, истории и нравов. Единство одной лишь религии не создает нации, как это ошибочно думают некоторые из наших современников.
Каждая нация определяется главным образом по общему языку, обычаям и литературе. С этой точки зрения тюрки составляют одну единую нацию. Положив в основу понятия о национальности указанные выше факторы, тем не менее, никоим образом нельзя отрицать и значения общности религии. Религия - это один из важнейших факторов в жизни человека.
Каждая религия создавала между своими последователями известную связь: буддийская, христианская и магометанская цивилизации могут служить образцами этой связи. Подобная религиозная связь носит не национальный, а интернациональный характер.
Только федеративная децентралистическая система государства может обеспечить политические права нации по отношению к государству и духовно-культурные права по отношению к религии.
Федерация не есть разрыв сношений с центром, наоборот это — система, дающая возможность умело и уместно распределить обязанности, что создаст еще большую связь с центром.
Как у каждого государства и входящих в его состав национальностей, у каждой религии и ее толками наряду с частичными расхождениями существует, тем не менее, нечто общее, так и среди отдельных групп населения имеются те же самые расхождения и общность. Вот потому-то естественным путем всякого политического, религиозного и национального единства является и путь федерации. Каждая нация, помимо духовных интересов имеет и экономические.
Нация состоит из различных классов. Подавляющее большинство нации составляет класс трудящихся и с этой точки зрения нация главным образом состоит из демократических элементов. Истинные националисты — это народники, потому что сила и мощь нации — это мощь народа, и наоборот, мощь народа — это мощь нации. Национальное Государство только тогда будет считаться истинно-народным, когда оно будет защищать и отстаивать интересы не одного избранного класса, а всего народа.
Тюркская демократическая партия федералистов «Мусават», видя пользу тюркской демократии в проведении в жизнь бывшей старой Россией вышеизложенных принципов, требует, чтобы новая Россия вылилась в форму федеративной демократической республики, основные законы которой обеспечили бы нижеследующие положения.
Партия добивается автономии Азербайджана, Туркистана, Киргизии и Башкирии. Поволжские и Крымские татары, в случае невозможности проведения в жизнь территориальной автономии, имеют право на культурно-национальную автономию.
Примечание. Партия считает своей святой обязанностью помогать всеми силами другим единоверцам не тюркам, в получении права на автономию.
Преобладающее большинство нашего народа составляет крестьянство, живущее землей. Чем больше, полнее будет земельный надел, тем счастливее, обеспеченнее будет народ, Поэтому, в интересах страны, живущей земледелием, чтобы крестьянство имело вдоволь земли.
Партия «Мусават», поставившая своей главной целью служение народу, состоящему преимущественно из крестьянства, требует, чтобы все земли автономных областей не поступали в государственный фонд. Фонд этот должен быть распределен между крестьянами на следующих основаниях:
Для облегчения условий труда рабочих, партия требует:
52. При всех фабриках, заводах и тому подобных учреждениях организуются на паритетных началах примирительные камеры.
На биржах труда местный совет рабочих и профессиональный союз имеют своих представителей.
Вопрос о народном просвещении, согласно децентралистическо-демократическим началам, разрешается следующим образом: