(Новая страница: «== Прокудин-Горский Сергей Михайлович - ученый-химик, фотохудожник, коммерсант == [[Файл:Prokud…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
== Прокудин-Горский Сергей Михайлович - ученый-химик, фотохудожник, коммерсант  ==
 
== Прокудин-Горский Сергей Михайлович - ученый-химик, фотохудожник, коммерсант  ==
  
[[Файл:Prokudin Gorsky.jpg|thumb|300px|left]]К началу ХХ века фотография сильно дифференцировалась. Прошло время первых универсалов, которые делали все сами. Ученый химик, фотохудожник, прекрасный организатор, патриот и коммерсант Сергей Михайлович Прокудин-Горский оказался исключением из этого правила. Он был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой дом №22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».
+
[[Файл:Prokudin Gorsky.jpg|thumb|300px|left]]Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., по всей вероятности, в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в  Технологическом институте в Петербурге, получил, вероятно, химическое образование. После этого он еще в течение двух лет продолжил образование в Германии. Здесь он знакомится с работами немецкого химика А.Мите (Miethe) по цветовоспроизведению. С этого времени он увлекается фотографией и начинает исследования в новой области - цветной фотографии.
  
Неудивительно, что когда в Министерстве Императорского Двора возникла идея напечатать высококачественные репродукции с картин русских художников из собрания Музея Александра III (ныне Русский музей), то обратились не к кому-нибудь, а к Прокудину-Горскому. Напечатав такую коллекцию российских живописцев от Семирадского до Нестерова, Сергей Михайлович не отказывал в своих услугах и начинающим художникам. Печатал он и репродукции полотен модных живописцев. Пусть они и не обладали высокими художественными достоинствами, однако пользовались большой популярностью у широкой публики. Тиражировал серии цветных иллюстраций для книг и периодических изданий.
+
Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой дом №22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».
  
Но более всего Прокудин-Горский горел идеей создания и распространения широкомасштабного фотообозрения всей Империи, с ее многочисленными народами, памятниками архитектуры и истории, с разнообразием пейзажей и технических достижений. Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов. Это были Новый Афон и Сайменский канал, Ялта и Кисловодск, Средняя полоса России и Карелия, виды Санкт-Петербурга и Крыма. Были среди них и жанровые сцены: «Сиротки», «Крестьянские дети», «У околицы», «Девочки с ягодами».
 
  
Цветную фотографию в то время можно было увидеть или проецируя на экран или печатая типографским способом, как это делал Прокудин со своими открытками. Существующей сегодня цветной химической фотопечати тогда еще не было. Да она и не нужна была Прокудину-Горскому. Русский ученый хотел, чтобы «святую матушку-Россию» видели в цвете и бесплатно учащиеся всей Империи. Его же открытые письма (открытки) хоть и расходились хорошо, но были малы и продавались пусть не за большие, но все же за деньги.
+
В 1902 г. Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе получения цветных фотографий. В 1903 г. он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 г. на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО)  
 +
С 1906 до 1909 г. Прокудин-Горский издавал журнал "Фотограф-любитель". В каждом номере журнала помещались полиграфические отпечатки цветных снимков.
  
Другое дело проецирование на большой экран в школьной аудитории… Но стоимость специальной пластины для цветной фотографии была очень высокой. Прокудин-Горский же мечтал о тысячах снимков! А стоимость тиражирования пластин? А проецирующие аппараты с непростой системой линз и зеркал? Все это, пожалуй, смутило бы любого другого, но не этого человека! Сергей Михайлович, засучив рукава, взялся за дело. А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии  «Российская Империя в цвете».
+
Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов.
  
 +
В 1908 г. Прокудин-Горский посетил Ясную Поляну и сделал цветной портрет Л.Н.Толстого.
 +
В том же году работа Прокудина-Горского привлекает внимание Великого Князя Михаила Александровича, и тот способствует представлению фотографа Николаю II. 3 мая 1909 г. Прокудин-Горский демонстрировал цветные фотографии императору.
  
По материалам Интернета и [http://www.veinik.by/prokudin.htm САЙТА]
+
Его работы вызвали большой интерес у Николая II, и Прокудин-Горский смог получить официальную поддержку для своего грандиозного замысла: "Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах" (поддержка была организационной и не предусматривала предоставление денег). Задумано было сделать около 10000 фотографий, на которых должны были быть показаны достопримечательности всей России от западных границ до Тихого океана.
 +
 
 +
В 1909 - 1912 гг. фотограф совершил поездки по разным районам Российской Империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).
 +
А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии  «Российская Империя в цвете».
 +
 
 +
С началом больших поездок по России Прокудин-Горский прекратил работу в журнале "Фотограф-любитель". В то же время он нередко выпускал книжные иллюстрации - нередко только как изготовитель клише, но иногда и как автор самостоятельных работ.
 +
 
 +
В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал - сначала в Англию (где он занимается работами по созданию цветной кинопленки), а с 1922 г. - во Францию. Здесь он организует фотоателье, а с 30-х годов отходит от активной деятельности и передает дело сыновьям.
 +
Прокудин-Горский умер в Париже в сентябре 1944 г., вскоре после освобождения Парижа от нацистских оккупантов.
 +
 
 +
 
 +
По материалам Интернета, [http://ps-spb2008.narod.ru/ САЙТА] и [http://www.veinik.by/prokudin.htm САЙТА]
  
  

Версия 01:51, 14 мая 2010

Прокудин-Горский Сергей Михайлович - ученый-химик, фотохудожник, коммерсант[править]

Prokudin Gorsky.jpg

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 г., по всей вероятности, в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, получил, вероятно, химическое образование. После этого он еще в течение двух лет продолжил образование в Германии. Здесь он знакомится с работами немецкого химика А.Мите (Miethe) по цветовоспроизведению. С этого времени он увлекается фотографией и начинает исследования в новой области - цветной фотографии.

Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой дом №22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».


В 1902 г. Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе получения цветных фотографий. В 1903 г. он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами», а в январе 1905 г. на собрании фотографического отдела Императорского Русского Технического общества (ИРТО) С 1906 до 1909 г. Прокудин-Горский издавал журнал "Фотограф-любитель". В каждом номере журнала помещались полиграфические отпечатки цветных снимков.

Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов.

В 1908 г. Прокудин-Горский посетил Ясную Поляну и сделал цветной портрет Л.Н.Толстого. В том же году работа Прокудина-Горского привлекает внимание Великого Князя Михаила Александровича, и тот способствует представлению фотографа Николаю II. 3 мая 1909 г. Прокудин-Горский демонстрировал цветные фотографии императору.

Его работы вызвали большой интерес у Николая II, и Прокудин-Горский смог получить официальную поддержку для своего грандиозного замысла: "Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах" (поддержка была организационной и не предусматривала предоставление денег). Задумано было сделать около 10000 фотографий, на которых должны были быть показаны достопримечательности всей России от западных границ до Тихого океана.

В 1909 - 1912 гг. фотограф совершил поездки по разным районам Российской Империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия). А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии «Российская Империя в цвете».

С началом больших поездок по России Прокудин-Горский прекратил работу в журнале "Фотограф-любитель". В то же время он нередко выпускал книжные иллюстрации - нередко только как изготовитель клише, но иногда и как автор самостоятельных работ.

В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал - сначала в Англию (где он занимается работами по созданию цветной кинопленки), а с 1922 г. - во Францию. Здесь он организует фотоателье, а с 30-х годов отходит от активной деятельности и передает дело сыновьям. Прокудин-Горский умер в Париже в сентябре 1944 г., вскоре после освобождения Парижа от нацистских оккупантов.


По материалам Интернета, САЙТА и САЙТА


Фотоальбом "Бакинская губерния"[править]

comments powered by Disqus