Jonka (обсуждение | вклад) (Новая страница: «==Рабочие клубы Баку конца 1920-ых – начала 1930-ых годов (по книге С.Х. Магометова «Архитекту…») |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 18: | Строка 18: | ||
В конце 20-х - начале 30-х годов в Азербайджане побеждает новая архитектура. Создавая современные по планировке, конструкциям и облику здания, архитекторы стремились при их проектировании учесть местные природные и бытовые особенности.<br> | В конце 20-х - начале 30-х годов в Азербайджане побеждает новая архитектура. Создавая современные по планировке, конструкциям и облику здания, архитекторы стремились при их проектировании учесть местные природные и бытовые особенности.<br> | ||
<br> | <br> | ||
− | Характерны в этом отношении рабочие клубы, построенные в стиле конструктивизма в эти годы в Баку и в окрестностях города по проектам братьев Весниных.<br> | + | Характерны в этом отношении рабочие клубы, построенные в стиле [[Конструктивизм в Баку|конструктивизма]] в эти годы в Баку и в окрестностях города по проектам братьев Весниных.<br> |
Решенные по принципу павильонной композиции и занимая целый квартал с внутренним двором или глубоким курдонером<ref>Курдёнер - парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями. От улицы, площади, дороги Курдонёр обычно отделяется сквозной оградой с воротами.(БСЭ)</ref>, эти клубы имеют сложное объемно-пространственное построение и своим внешним обликом (галереи, открытые террасы, лоджии, балконы) органично включаются в традиционную застройку. | Решенные по принципу павильонной композиции и занимая целый квартал с внутренним двором или глубоким курдонером<ref>Курдёнер - парадный двор дворца, усадьбы или особняка, образуемый главным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями. От улицы, площади, дороги Курдонёр обычно отделяется сквозной оградой с воротами.(БСЭ)</ref>, эти клубы имеют сложное объемно-пространственное построение и своим внешним обликом (галереи, открытые террасы, лоджии, балконы) органично включаются в традиционную застройку. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
+ | Архитектурно-художественная концепция авторов, характерная, кстати, и для других их работ, ясна. | ||
+ | |||
+ | Она четко сформулирована в авторском творческом кредо, которое сложилось в советские годы и которого они неизменно придерживались, независимо от объема и характера проектируемых сооружений — «в архитектуре идти в ногу со строителями новой жизни, своим трудом содействовать, укреплять завоеванные позиции, разрешать новые проблемы, выдвигаемые жизнью». | ||
+ | |||
+ | <blockquote> | ||
+ | «В ряде работ по бакинским клубам, — писали Веснины, — кроме общеархитектурных, были выдвинуты и задачи учета климатических и местных условий южного кавказского города (тенистые внутренние дворы с фонтанами и зелеными насаждениями)». | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | И все же дворцы эти очень индивидуальны. Композиция архитектурных масс определялась логикой объемно-пространственного решения, более живописного на Баилове и более строгого в Черном городе. | ||
+ | |||
+ | В основу внутренней планировки обоих дворцов положено четкое разделение функционально связанных помещений — зрелищных, клубных и т. д. | ||
+ | |||
+ | Логика связи внутренних объемов нашла свое внешнее выражение в архитектурном строе фасадов. | ||
+ | |||
+ | Как и во многих подобных сооружениях, примерно одновременно строившихся в крупнейших промышленных городах страны, главным образом в рабочих районах, художественный облик их, как правило, был навеян формами фабрично-заводской архитектуры. | ||
+ | |||
+ | Формы эти были подчас не просто лаконичными, а подчеркнуто оголенными, лишенными каких-либо конструктивно неоправданных элементов. | ||
+ | |||
+ | Правда, суховатость внешнего облика бакинских Дворцов культуры несколько смягчают удачно размещенные открытые веранды. Они масштабны, композиционно интересны и не лишены привлекательности. | ||
+ | |||
+ | На эстетико-архитектурный характер дальнейшей застройки своего окружения дворцы существенно не влияли. Но последующие работы по реконструкции и благоустройству районов все же не могли не учитывать планировочно-организующего значения этих зданий. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | |||
Строка 27: | Строка 56: | ||
<gallery widths="200" heights="250"> | <gallery widths="200" heights="250"> | ||
− | Файл:DK-Bailov.jpg|Рабочий клуб ( | + | Файл:DK-Bailov.jpg|Рабочий клуб (Дворец культуры) на Баилове (Баку) |
− | Файл:DK-Bailov-2.jpg|Рабочий клуб ( | + | Файл:DK-Bailov-2.jpg|Рабочий клуб (Дворец культуры) на Баилове (Баку). Общий вид |
− | Файл:Bailov-Pabochij klub-1.jpg|Рабочий клуб ( | + | Файл:Bailov-Pabochij klub-1.jpg|Рабочий клуб (Дворец культуры) на Баилове (Баку). План. |
+ | Файл:DK Bailovo steps.jpg|Дворец культуры на Баилове (Баку) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
===Рабочий клуб в Сураханах (Баку), 1928г.=== | ===Рабочий клуб в Сураханах (Баку), 1928г.=== | ||
Строка 42: | Строка 71: | ||
Файл:Rabochuj klub-Surachany-fasad.jpg|Рабочий клуб в Сураханах (Баку). Фасад | Файл:Rabochuj klub-Surachany-fasad.jpg|Рабочий клуб в Сураханах (Баку). Фасад | ||
Файл:Rabochuj klub-Surachany-fragment.jpg|Рабочий клуб в Сураханах (Баку). Фрагмент здания | Файл:Rabochuj klub-Surachany-fragment.jpg|Рабочий клуб в Сураханах (Баку). Фрагмент здания | ||
+ | Файл:DK Suraxany Vesniny.jpg|ДК в Сураханах (Баку) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
===Рабочий клуб в Черном городе (Баку). 1929г.=== | ===Рабочий клуб в Черном городе (Баку). 1929г.=== | ||
Строка 53: | Строка 82: | ||
Файл:Rabochij klub-CherhyGorod-1.jpg|Рабочий клуб в Черном городе (Баку). Перспектива | Файл:Rabochij klub-CherhyGorod-1.jpg|Рабочий клуб в Черном городе (Баку). Перспектива | ||
Файл:Rabochij klub-CherhyGorod-2.jpg|Рабочий клуб в Черном городе (Баку). Общий вид | Файл:Rabochij klub-CherhyGorod-2.jpg|Рабочий клуб в Черном городе (Баку). Общий вид | ||
+ | Файл:Chernii gorod DK.jpg|Рабочий клуб в Черном городе - ДК им.С.Шаумяна (Баку) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
− | |||
===Рабочий клуб в поселке им. Степана Разина (Баку). 1932г.=== | ===Рабочий клуб в поселке им. Степана Разина (Баку). 1932г.=== | ||
− | + | Нереализованный проект здания рабочего клуба.<br> | |
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины. | Архитекторы - Александр и Леонид Веснины. | ||
Строка 66: | Строка 95: | ||
</gallery> | </gallery> | ||
+ | ===ДК 26 бакинских комиссаров=== | ||
+ | Архитектор - И. Никитин | ||
+ | |||
+ | <gallery widths="200" heights="250"> | ||
+ | Файл:DK 26komissarov.jpg|Дворец культуры 26 бакинских комиссаров (Баку) | ||
+ | Файл:Dvorez 26.jpg|Дворец культуры 26 бакинских комиссаров (Баку) | ||
+ | Файл:Kashepava klub 26.JPG|Здание многократно реконструировалось. Современный вид Дворца культуры 26 комиссаров (Баку) | ||
+ | </gallery> | ||
Примечание: | Примечание: | ||
<references/> | <references/> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Источник:<br> | ||
+ | Селим Хан-Магомедов "Архитектура советского авангарда" - [http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_115.html]<br> | ||
+ | Л.С. Бретаницкий "Баку. Архитектурно-художественные памятники" | ||
+ | |||
+ | |||
+ | --[[Участник:Jonka|Jonka]] 20:45, 8 апреля 2013 (CEST) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Category:Архитектура]][[Category:История города]] |
Формирование в советских республиках современных национальных архитектурных школ протекало в 20-е годы в чрезвычайно сложных и неблагоприятных условиях: различие традиций и уровней развития местной архитектуры, дефицит кадров, засилье эклектики и стилизации, неразработанность художественно-композиционных приемов новой архитектуры и т. д. Приходилось не только преодолевать эклектику и "национальную стилизацию", но и проходить через первоначальный период освоения новой архитектуры, который внешне воспринимался как нивелирование национальных особенностей архитектуры.
Лишь освоив все функционально-конструктивные и художественно-композиционные приемы новой архитектуры, можно было в процессе новаторских поисков создавать национальную архитектурную школу (в пределах стилевого единства новой архитектуры).
В целом такой процесс развития архитектуры и происходил в национальных республиках в рассматриваемый период, но он не успел завершиться практически нигде и был прерван в начале 30-х годов на различной стадии.
Для многих республик весь процесс развития архитектуры в эти годы можно условно разделить на три этапа, приблизительно равные по времени (четыре - шесть лет).
Для первого этапа (во время которого во многих республиках еще продолжалась борьба за советскую власть) характерно преобладание эклектики и стилизации в различных "исторических" стилях.
Второй этап (1923-1928) - время наиболее интенсивных поисков "национальных стилей" на базе использования местных архитектурных традиций прошлого.
Третий этап (конец 20-х - начало 30-х годов) характеризуется постепенным утверждением новаторских течений в архитектуре республик, интенсивным освоением опыта новой архитектуры, формированием современных национальных школ.
Возможности для таких процессов формирования современных национальных школ подготавливались в 20-е годы как разработкой теоретических проблем, связанных с проблемой национального и интернационального в современной архитектуре, так и созданием новых кадров для республик.
Сторонники архитектурного авангарда не отрицали необходимости поисков национального своеобразия архитектуры. Но в отличие от сторонников "национальных стилей", ориентировавшихся на использование форм исторической архитектуры, они главное видели в учете местного быта, климата, природного окружения.
При этом они принципиально отвергали формы архитектуры прошлого, связанные с типами зданий, обслуживавших господствующие классы и религию, считая, что прогрессивные национальные традиции более полно отразились в народном зодчестве, при этом прежде всего не в декоре, а в учете местных условий (климата, быта и т. д.) и в характере объёмно-пространственной композиции сооружении.
В конце 20-х - начале 30-х годов в Азербайджане побеждает новая архитектура. Создавая современные по планировке, конструкциям и облику здания, архитекторы стремились при их проектировании учесть местные природные и бытовые особенности.
Характерны в этом отношении рабочие клубы, построенные в стиле конструктивизма в эти годы в Баку и в окрестностях города по проектам братьев Весниных.
Решенные по принципу павильонной композиции и занимая целый квартал с внутренним двором или глубоким курдонером[1], эти клубы имеют сложное объемно-пространственное построение и своим внешним обликом (галереи, открытые террасы, лоджии, балконы) органично включаются в традиционную застройку.
Архитектурно-художественная концепция авторов, характерная, кстати, и для других их работ, ясна.
Она четко сформулирована в авторском творческом кредо, которое сложилось в советские годы и которого они неизменно придерживались, независимо от объема и характера проектируемых сооружений — «в архитектуре идти в ногу со строителями новой жизни, своим трудом содействовать, укреплять завоеванные позиции, разрешать новые проблемы, выдвигаемые жизнью».
«В ряде работ по бакинским клубам, — писали Веснины, — кроме общеархитектурных, были выдвинуты и задачи учета климатических и местных условий южного кавказского города (тенистые внутренние дворы с фонтанами и зелеными насаждениями)».
И все же дворцы эти очень индивидуальны. Композиция архитектурных масс определялась логикой объемно-пространственного решения, более живописного на Баилове и более строгого в Черном городе.
В основу внутренней планировки обоих дворцов положено четкое разделение функционально связанных помещений — зрелищных, клубных и т. д.
Логика связи внутренних объемов нашла свое внешнее выражение в архитектурном строе фасадов.
Как и во многих подобных сооружениях, примерно одновременно строившихся в крупнейших промышленных городах страны, главным образом в рабочих районах, художественный облик их, как правило, был навеян формами фабрично-заводской архитектуры.
Формы эти были подчас не просто лаконичными, а подчеркнуто оголенными, лишенными каких-либо конструктивно неоправданных элементов.
Правда, суховатость внешнего облика бакинских Дворцов культуры несколько смягчают удачно размещенные открытые веранды. Они масштабны, композиционно интересны и не лишены привлекательности.
На эстетико-архитектурный характер дальнейшей застройки своего окружения дворцы существенно не влияли. Но последующие работы по реконструкции и благоустройству районов все же не могли не учитывать планировочно-организующего значения этих зданий.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Нереализованный проект здания рабочего клуба.
Архитекторы - Александр и Леонид Веснины.
Архитектор - И. Никитин
Примечание:
Источник:
Селим Хан-Магомедов "Архитектура советского авангарда" - [1]
Л.С. Бретаницкий "Баку. Архитектурно-художественные памятники"
--Jonka 20:45, 8 апреля 2013 (CEST)