Строка 63: Строка 63:
 
<br>Оценивая этот спектакль, известный критик Азиз Шариф писал: "Ульви был в центре внимания зрителей, держал их в напряжении на протяжении всего спектакля".
 
<br>Оценивая этот спектакль, известный критик Азиз Шариф писал: "Ульви был в центре внимания зрителей, держал их в напряжении на протяжении всего спектакля".
  
Журнал "Рабочий зритель" Приложение к газете «Вышка». в 1930 году в статье "Ульви-Гамлет" писал: "Для Ульви активность и боеспособность Гамлета - вне сомнения. Он страстно идет от этапа к этапу борьбе с королем, он парирует все удары, преодолевая беседу с матерью, убивает Полония. С хитроумной изобретательностью он инсценирует спектакль, распознавая врага. Гамлет-Ульви - огромная мощь настоящего таланта творчества, в нем целеустремленность и порыв сливаются с философской глубиной мышления. Изображая Гамлета волевым, целеустремленным, Ульви Раджаб вместе с тем, показывает его переживания, философские раздумья"...
+
Журнал "Рабочий зритель" (приложение к газете «Вышка») в 1930 году в статье "Ульви-Гамлет" писал: "Для Ульви активность и боеспособность Гамлета - вне сомнения. Он страстно идет от этапа к этапу борьбе с королем, он парирует все удары, преодолевая беседу с матерью, убивает Полония. С хитроумной изобретательностью он инсценирует спектакль, распознавая врага. Гамлет-Ульви - огромная мощь настоящего таланта творчества, в нем целеустремленность и порыв сливаются с философской глубиной мышления. Изображая Гамлета волевым, целеустремленным, Ульви Раджаб вместе с тем, показывает его переживания, философские раздумья"...
 
    
 
    
 
С этой постановкой театр был в триумфальной гастрольной поездке по городам Азербайджана,  Грузии,  Армении. <br>В Гяндже театр дал 8 спектаклей при переполненном театре.   
 
С этой постановкой театр был в триумфальной гастрольной поездке по городам Азербайджана,  Грузии,  Армении. <br>В Гяндже театр дал 8 спектаклей при переполненном театре.   

Версия 12:53, 22 января 2013

Раджаб Ульви   (азерб. Ülvi Rəcəb)
Заслуженный артист Азербайджана
[править]

Семья:[править]

Полное имя: Ульви Раджаб Шашик-оглу.

Родился 9 января 1903 года в селе Джаниври близ Батуми.

Имя при рождении: Ульви Раджаб Шашикадзе.

Мать была азербайджанкой, отец - аджарцем, а дед - турком.

Брат - Иззет Раджаб Шашигоглу, офицер царской армии, штабс-капитан, Георгиевский кавалер.

Племянник - народный артист Азербайджана и России Нодар Иззетович Шашиг-оглу.

Жена - Марзия Юсуф кызы Давудова — актриса театра и кино, Народная артистка Азербайджанской ССР (1936), народная артистка СССР (1949).

Дети — сын Рауф, дочь Фирангиз Шарифова (от первого брака жены).

Творчество:
[править]

До революции каждый приезд бакинских мусульманских театральных трупп в гор. Батум превращался в праздник.
В Батуми особенно восхищались игрой известного трагика Гусейнбалы Араблинского.

Обычно азербайджанские драматические артисты покидали Баку и выезжали на гастроли в дни траура “Muharram”, когда на 3 месяца культурная жизнь Баку для мусульман буквально замораживалась.

В мае 1918 года труппа Гусейнбалы Араблинского приехала на гастроли с двумя спектаклями - знаменитой гаджибековской музыкальной комедией "Аршин мал алан" и шекспировской трагедией "Отелло".

Для участия в массовках обычно приглашали самодеятельных местных артистов.
За день до спектакля "Аршин мал алан" неожиданно заболел актер-исполнитель роли Султан бека.
Замену решили искать среди батумских самодеятельных артистов.
Руководитель театра нашел одного актера, который хорошо знал эту комедию.
После репетиции решили выпустить молодого актера-любителя на сцену.
Сомнения были, да и юноша сам сильно волновался перед выходом на сцену.
Но дальнейшее поразило всех.
Молодой актер уверенно вел спектакль, у него был сильный голос и симпатичная внешность.
Зрители наградили земляка дружными аплодисментами, да и бакинцы были в восторге, прочили ему блестящее будущее.

Этим молодым человеком оказался Ульви Раджаб - будущая "звезда" азербайджанского театра.

Все в городе ходили смотреть на Ульви.
Слухи дошли и до его отца, который всегда был недоволен увлечением сына сценой.
Узнав, что он играет в настоящем театре, отец выгнал его из дома.
Ульви очень переживал разлуку с отцом, которого любил.

Пришлось ночевать в здании театра. А потом Ульви увидел блестящее исполнение Г. Араблинским роли Отелло и твердо решил стать профессиональным актером.

В 1920 году батумский театр пригласил Ульви на постоянную работу. Здесь он проработал два года, был трудолюбив, упорно работал над ролями, пользовался успехом у зрителей города. Молодой актер много читал, был хорошо знаком с творчеством Шекспира.

Весной 1922 года батумский театр прибыл на гастроли в Тифлис, но из-за плохой организации театр смог дать всего два спектакля. В свободные вечера Ульви ходил на спектакли тифлисского азербайджанского театра. [1]

Уровень актерского мастерства и репертуар театра ему очень понравились, поэтому он подал заявление для поступления в эту труппу...

Летом 1922 года азербайджанский тифлисский театр совершил гастрольную поездку по городам Азербайджана, выступив с большим успехом в Нухе, Закатале и Белокане.

В 1923 г. Тифлисский государственный азербайджанский драматический театр на пост художественного руководителя и режиссера приглашает Александра Александровича Туганова.
Труппа театра и новый режиссер помогали друг другу во всем: артисты овладевали ритмикой и пластикой, а режиссер постигал Восток .
За два сезона Туганов поставил пьесы "Мертвецы", "Пери джаду", "Гачаг Гара", "Айдын", "Октай Эльоглу", "Отелло" «Шейда», «Дьявол», «Пропасть», «Шейх Санан», «Разбойники», «Кузнец Гавя».

В 1924 году Туганов по приглашению Азербайджанского правительства переезжает в Баку.

19 июня 1924 года назначен главным режиссером Академического Драматического Театра им. Дадаша Буниятзаде.

Вместе с Тугановым в Баку переехали Али Курбанов, Гамер ханум Топурия, С. Кирманшахлы, а через год и Ульви Раджаб.
Они органично влились в труппу театра, где блистали Гусейнбала Араблинский, Аббас Мирза Шарифзаде, Марзия ханум Давудова, Дж. Зейналов, Мирза Ага Алиев, Сидги Рухулла.

Первой ролью Ульви Раджаба в Баку была роль Жака в мелодраме "Две сиротки", а Пьера играл молодой Исмаил Идаятзаде. Оба были молоды, подавали большие творческие надежды. Критика высоко оценила их работу, подчеркивая подкупающую, притягательную силу их эмоционального таланта...

Первой крупной ролью и строгим творческим экзаменом для Ульви стал Гамлет.
А. Туганов смело доверил молодому актеру главную роль в спектакле.
Мощный голос, четкая дикция, богатая мимика, размеренные, но вполне оправданные движения, блестящая игра - Ульви оправдал доверие режиссера.
Оценивая этот спектакль, известный критик Азиз Шариф писал: "Ульви был в центре внимания зрителей, держал их в напряжении на протяжении всего спектакля".

Журнал "Рабочий зритель" (приложение к газете «Вышка») в 1930 году в статье "Ульви-Гамлет" писал: "Для Ульви активность и боеспособность Гамлета - вне сомнения. Он страстно идет от этапа к этапу борьбе с королем, он парирует все удары, преодолевая беседу с матерью, убивает Полония. С хитроумной изобретательностью он инсценирует спектакль, распознавая врага. Гамлет-Ульви - огромная мощь настоящего таланта творчества, в нем целеустремленность и порыв сливаются с философской глубиной мышления. Изображая Гамлета волевым, целеустремленным, Ульви Раджаб вместе с тем, показывает его переживания, философские раздумья"...

С этой постановкой театр был в триумфальной гастрольной поездке по городам Азербайджана, Грузии, Армении.
В Гяндже театр дал 8 спектаклей при переполненном театре.

Во время гастролей театра в Ереване в 1927 году отдельные сцены спектакля "Гамлет" с Ульви в заглавной роли были засняты на кинопленку известным кинорежиссером А. Бекназаровым.
Газета "Рабочая Москва" писала: "Немой экран зажил яркими и мощными чувствами, какими насыщены актерское мастерство исполнителя роли Гамлета молодым азербайджанским актером Ульви.
Необычная пластичность, чисто восточная грация, нервное, подвижное лицо и несомненное умение дать вполне законченный и четкий образ - вот что показали кино кадры, запечатлевшие столь необычного "восточного Гамлета".

В этом спектакле отличилась мастерством Марзия ханум Давудова в роли Гертруды.
Журнал "Жизнь искусства" считал исполнение ею роли королевы безукоризненным: "Лучшая тюркская актриса Марзия ханум продемонстрировала большое изящество и психологическую тонкость искусства"...

16 февраля 1928 года после длительных репетиций Джафар Джаббарлы осуществил в театре постановку собственной пьесы "Од гялини".

Ульви был большим поклонником творчества Дж.Джаббарлы и с большим удовлетворением работал с автором над текстом.

Здесь Ульви впервые выступал в паре со знаменитым трагиком Аббасом Мирзой Шарифзаде.

Это был великолепный по яркости и красочности спектакль. Глубоко полюбив эту роль, Ульви играл ее проникновенно и темпераментно. Во всем поведении Акшина, его интонациях, мимике чувствовался человек сильного характера, непоколебимых убеждений. Своей яркой игрой Ульви усилил драматизм спектакля.
Успех премьерного спектакля был настолько очевиден, что Дж. Джаббарлы и А. Туганов, не дожидаясь реакции зала, бросились за кулисы, стали обнимать и целовать этих двух актеров...
А в это время зал взрывается громом аплодисментов.
После премьеры спектакль показывали четыре дня подряд, а затем и многие годы, и всегда с успехом.

К концу сезона А.Туганов пригласил к себе Ульви и порекомендовал летом заняться прочтением "Отелло" и начать работу над ролью. Ульви всегда мечтал о ней. Предложение было неожиданным, т.к. эту роль в театре прекрасно играл Аббас Мирза Шарифзаде.

Азербайджанский драматический театр уже в 30-е годы получил всесоюзное признание.

В апреле 1930 года театр поехал в Ленинград и Казань, где показал "Невесту огня", "Севиль", "Гаджи Гара" и др.

На встрече творческих коллективов азербайджанского и ленинградского драматического театров Ульви прочитал монолог из "Отелло".

А ленинградский Большой драматический театр в честь азербайджанских гостей поставил спектакль В. Киршова "Город ветров".

Во время спектакля ведущий артист театра В. Монахов обратился к публике со словами: "Товарищи, сегодня у нас присутствуют в качестве гостей артисты тюркского театра. Привет тюркскому театру!", - под горячие аплодисменты зрителей сказал он...

С 15 июня по 11 июля 1930 г. Тюркский Художественный Театр (с 1929 г.) выступал на 1-й Всесоюзной олимпиаде национальных театров (Всесоюзная олимпиада театров и искусства народов СССР) в Москве. [2]

Это был большой смотр 16 национальных театров, игравших на 14 языках в присутствии 120 представителей зарубежного искусства.

Высокое признание зрителей и жюри получила драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А. М. Шарифзаде и Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева, Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тахмасиба.

В 1930 году Марзия ханум Давудова (в первом браке за А.М. Шарифзаде) и Ульви Раджаб поженились.
Чтобы не обострять обстановку в театре, они временно уехали в Тифлис, где работали в азербайджанском театре.
И только спустя два года, после рождения сына Рауфа, они вернулись в Баку. [3]

"Отелло" (в переводе Дж.Джаббарлы), поставленный 7 апреля 1932 года, имел шумный успех.
О своей трактовке роли Ульви писал: "В работе над образом Отелло, я прежде всего старался вскрыть те действенные причины, которые побудили этого умного, испытанного жизнью человека, наделенного чрезвычайной мягкостью и доверчивостью к людям, дать волю своим бушующим страстям, что затмило его рассудок и привело к трагическому финалу".

Роли Отелло в Баку играли Ульви Раджаб и Аббас Мирза Шарифзаде. Но первым и основным исполнителем был уже Ульви Раджаб, хотя оба актера глубоко и правдиво раскрывали многогранный характер Отелло. Им обоим было чуждо делать акцентирование на тему ревности.

Т. Юсифбейли в своей книге "Шекспир на сцене театра" писал что оба актера показывали Отелло благородным, доверчивым человеком. Ульви же, будучи на десять лет моложе А.М.Шарифзаде, играл более темпераментно и страстно...

Большим событием в жизни Республики стало 60-летие Драматического театра им. М. Азизбекова.

За заслуги в театральном искусстве Ульви Раджабу 25 апреля 1933 года было присвоено почетное звание "Заслуженного артиста Азербайджана", чему он искренне радовался и гордился.

В октябре 1934 года Драматический театр им. М. Азизбекова осуществил постановку монументального народно-героического спектакля Гусейн Джавида "Сиявуш" (режиссура Исмаила Идаятзаде, в роли Сиявуша - Ульви, Шарифзаде), который имел невиданный успех.
Подсчитано, что только до 17 апреля 1936 года было сыграно свыше 100 спектаклей.

Лебединой песней артистической карьеры Ульви Раджаба стала первая пьеса драматурга Мирзы Ибрагимова "Хаят" (1937, реж. Искендеров, Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова, Абас - Афганлы, Мешади - Гусейн Герайбейли)

Отказ - первая реакция Ульви на предложение исполнять роль Сулеймана, т.к. этот сценический образ был несвойственен его творческому почерку.
Зрители любили Ульви, как создателя образов талантливых и благородных людей, а тут махровый и хитрый враг.
Но выпускник московского театрального института молодой режиссер Адыль Искендеров убедил артиста возможностью создать сложный негативный образ врага.
Ульви согласился с трактовкой образа и не стал показывать врага слабым и недалеким.
Поэтому зрители аплодировали актерскому мастерству Ульви и в сугубо отрицательной роли Сулеймана...

В искусстве Ульви Раджаба реалистическая глубина сочеталась с романтическим пафосом.
За свою недолгую творческую жизнь он создал выдающиеся сценические образы Отелло, Гамлета, Ромео («Отелло», «Гамлет», «Ромео и Джульетта» Шекспира), Франца Моора («Разбойники» Шиллера).
Среди его лучших ролей в русской и национальной драматургии: Сатин («На дне» Горького), Кречет(«Платон Кречет» Корнейчука) , Сиявуш, Шейх Сенан («Сиявуш», «Шейх Сенан» Г. Джавида), Акшин, Яшар («Невеста огня», «Яшар» Дж. Джабарлы).

Арест... Приговор... Реабилитация.
[править]

11 сентября 1937 года счастливый, улыбающийся Ульви Раджаб возвращался из театра после спектакля "Хаят".
Он был под впечатлением успеха спектакля и бурных аплодисментов зала. В руках букеты цветов от зрителей, которые благодарили талантливого актера за мастерство и убедительность в создании образа махрового врага народа.

Шел и не подозревал, что сегодня он сыграл свою последнюю роль на сцене театра, а через час уже в жизни он будет обвинен органами НКВД во враждебной деятельности против народа.

Подходя к своему дому на Водовозной улице № 17, он не заметил черную "Эмку", стоявщую в тени деревьев.
Дверь в квартиру была настежь открыта, в квартире чужие люди бесцеремонно копались во всех шкафах и ящиках, вываливая из них все на пол.
А в углу стояли трое соседей, опустив головы и не глядя на Ульви.

У него изьяли, согласно сохранившемуся в деле протоколу обыска - 8 патефонных пластинок иностранного производства, 14 книг, журналов и брошюр. Вот и весь "улов".

А через несколько минут черная "Эмка" уже мчалась по безлюдным улицам Баку, увозя в "Дом на набережной" одного из самых талантливых актеров Азербайджана.

Арест был произведен по представлению начальника 4-го отдела Управления государственной безопасности капитана Цинмана на основании показаний Али Керимова, бывшего заведующего отдела искусств Наркомпросса Азербайджана.

Ульви обвиняли в участии антисоветской, контрреволюционной, буржуазно-националистической организации. Ему было предъявлено обвинение сразу по трем статьям за участие в подготовке вооруженного восстания с целью отторжения Азербайджанской Республики от СССР и создание буржуазно-националистического государства...

Несмотря на жесткое давление со стороны следователя С. Зыкова, на первом допросе 12 сентября 1937 года Ульви Раджаб категорически отрицал все предъявленные ему обвинения, и ни по одной статье себя виновным не признавал.

4 октября 1937 года на очной ставке подследственный А. Керимов утверждал, что он в 1935 году в своем служебном кабинете Наркомпросса завербовал Ульви Раджаба Шашикзаде в контрреволюционную, буржуазно-националистическую организацию, которая ставила своей целью свержение Советской власти в Азербайджане и создание буржуазно-националистического государства.
И таких завербованных актеров в театре есть еще несколько, в том числе Рза Афганлы, Аббас Мирза Шарифзаде, Кямалов и Нусрат Фатуллаев.

Однако Ульви Раджаб все показания А. Керимова в свой адрес, как и на первом допросе, категорически отверг...

Допрос 1 ноября 1937 года. На вопрос следователя С. Зыкова "Признаете ли вы, что были завербованы в буржуазно-националистическую организацию?" Ульви Раджаб неожиданно ответил утвердительно.

Допросы... допросы... вопросы... вопросы... уточнения... обвинения..., а доказательств не было и нет.

Весь процесс судебного расследования дела Ульви Раджаба, начатый 16 сентября, закончился 15 ноября 1937 года. 16 ноября ему было предъявлено уголовное обвинение по трем статьям: 73, 64 и 70 УК Азерб.ССР.

"Шашикзаде Ульви Раджаб был завербован террористом Али Керимовым в состав антисоветской террористической организации буржуазных националистов, существовавшей в Азербайджане.
Шашикзаде Ульви Раджаб был в курсе всей повстанческой деятельности, направленной на подготовку вооруженного восстания против Советской власти, в целях создания буржуазно-националистического государства.
Полностью разделяя террористические устои организации Ульви Раджаб был осведомлен о подготовке террористического акта против секретаря ЦК КП(б) Азербайджана М.Дж. Багирова"...

21 декабря 1937 года года в Баку состялось подговительное заседание Военной Коллегии Верховного Суда СССР, под председательством Диввоенюриста Никитченко.
Слушали обвинительное заключение НКВД Азербайджана по делу обвиняемого Шашикзаде Ульви Раджаба, по статьям 73, 64 и 70, с применением Закона от 1 декабря 1934 года.
Решили дело слушать в закрытом судебном заседании без вызова свидетелей и без участия сторон обвинения и защиты.

2 января 1938 года состоялась выездная сессия Военной Коллегии Верховного Суда СССР.
Суд рассмотрел дело по обвинению Шашикзаде Ульви Раджаба, 1903 года рождения, гражданина СССР, служащего, бывшего артиста Аз.гос.драмы им. М.Азизбекова, в преступлениях, предусмотренных от ст. 73, 64, 70 УК Азерб. ССР.
Дело слушалось в закрытом судебном заседании без вызова свидетелей и без участия сторон обвинения и защиты.

Судебное заседание началось в 17.30 и закончилось в 18.00 час.

Подсудимый Ульви Раджаб заявил суду, что он себя виновным не признает и отказывается от всех своих показаний, данных во время следствия.

От последнего слова отказался...

Но эти «мелочи» никого не интересовали...

Ульви Раджаб был приговорён Военной Коллегией Верховного Суда СССР к смертной казни и расстрелян 2 января 1938 года в Баку.

7 декабря 1955 года приговор был отменён за отсутствием состава преступления.

Шашикзаде Ульви Раджаб реабилитирован посмертно.

Память:
[править]

Ylvi7.JPG

В воспоминаниях Барат-ханум Шекинской есть неточности в изложении некоторых фактов биографии Ульви Раджаба.


В статье использованы материалы из открытых источников INTERNET'а.


Примечания :

  1. “ С 1922 года театр получил статус государственного и стал официально называться Тифлисский государственный азербайджанский драматический театр. В театре организовались две труппы под руководством Мир-Сейфеддина Кирманшахлы и Мирза-Хана Кулиева. Театр стал своего рода кузницей актерских и режиссерских кадров для всего Советского (и даже зарубежного Востока). В стенах театра воспитались и прошла боевую закалку целая плеяда кадров театрального искусства: Ибрахим Исфаханлы, Алекбер Сейфи, Али Гурбанов, Мирза-Али Аббасов, Ашраф Юзбашев, Мовсун Санани, Исмаил Хагги, Ульви Раджаб, Али-Акбер Шахсабахлы, Лидия Танаилиди,... и многие-многие другие.” [1]
  2. " ОЛИМПИАДА НАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
    (Всесоюзная олимпиада театров и искусства народов СССР) (по имени древнегреч. состязаний в г. Олимпии) - смотр театр. иск-ва народов СССР; явился первым показом нац. искра республик СССР.
    Проходил с 15 июня по 11 июля 1930 в Москве.
    В О. н. т. приняли участие 16 т-ров. Среди них: Т-р им. Руставели (Грузия), Первый гос. т-р (Армения, ныне Т-р им. Сундукяна), тюркский Художеств. т-р (ныне Т-р им. Азизбекова, Азербайджан), узб. Т-р им. Хамзы, Узб. муз. т-р, Туркм.т-р, Первый Белорус. т-р (ныне Т-р им. Я. К у палы), Белорус. евр. т-р, Тат. акад. т-р драмы, Башк. т-р, латышская студия "Скатувэ" (Москва), Ленингр. ТРАМ и др.
    Помимо т-ров, в олимпиаде участвовали муз. и хореографич. ансамбли." Всего в О. н. т. участвовало 1014 чел., показано 30 спектаклей. [2]
  3. "Расставшись с Аббасом Мирзой Шарифзаде, мама два года была одна, а потом вышла замуж за выдающегося актера - Ульви Раджаба.
    Они уехали в Тифлис. В апреле 1931 года у них родился сын Рауф, а к началу сезона, в сентябре, мы все возвратились в Баку, и они продолжили работать в своем театре.
    Нет, все-таки интересно все тогда складывалось! Ульви Раджаб - аджарец, в Баку приехал, проработав некоторое время в тифлисском театре. Он был женат на актрисе Гамер Топурия, но детей у них не было. Гамер ханум была интересной актрисой - помню, все восхищались тем, как у нее получалась роль Дильбяр в спектакле Джафара Джабарлы "Севиль".
    Когда Ульви женился на маме и родился Рауф, Гамер ханум, представьте себе, с удовольствием возилась с нами - детьми. Сколько себя помню, она шила мне модные платья, в том числе и то, в котором папа впервые вывел меня на сцену, - в лакированных туфлях, с золотыми кудряшками…" [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]



Использование любых материалов данной статьи без ссылки на сайт "НАШ БАКУ"
является нарушением авторских прав !



--Sibor 20:04, 21 января 2013 (CET)

comments powered by Disqus