I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 31 промежуточная версия 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | == Ремесленники и торговцы на улицах Баку == | |
− | Hеумолимое время кое-где еще пощадило дома, расположенные за главным бакинским pынком - Тезе базаром. Одноэтажные, редко двухэтажные стpоения с маленькими двоpиками практически не претерпели изменений. | + | Hеумолимое время кое-где еще пощадило дома, расположенные за главным бакинским pынком - Тезе базаром. Одноэтажные, редко двухэтажные стpоения с маленькими двоpиками практически не претерпели изменений. Здесь сохpанились тот же устоявшийся быт и традиции людей, привыкших решать свои дела неторопливо, как и много лет назад. |
− | Здесь сохpанились тот же устоявшийся быт и традиции людей, привыкших решать свои дела неторопливо, как и много лет назад. | ||
− | Двигаясь по направлению к Городской телефонной станции, мы попадаем на старую улицу ремесленников, издавна занимающихся медным и лудильным делом. Вместо броской рекламы мастера выставили медные тазы, никелевые обмедненные самовары, уголь для шашлыка, негашеную известь. | + | Двигаясь по направлению к Городской телефонной станции, мы попадаем на старую улицу ремесленников, издавна занимающихся медным и лудильным делом. Вместо броской рекламы мастера выставили медные тазы, никелевые обмедненные самовары, уголь для шашлыка, негашеную известь. |
− | Кажется, что эти мастерские не изменились за последние 80 лет: здесь все так же сумрачно от копоти на стенах и потолке, которая собирается от разгоревшегося тигля, на котором уже лежит готовый к действию лудильный паяльник. | + | Кажется, что эти мастерские не изменились за последние 80 лет: здесь все так же сумрачно от копоти на стенах и потолке, которая собирается от разгоревшегося тигля, на котором уже лежит готовый к действию лудильный паяльник. |
− | Мастер Васиф сидит на небольшой скамейке в залоснившейся куртке и рассматривает казан, который я принес залудить. | + | Мастер Васиф сидит на небольшой скамейке в залоснившейся куртке и рассматривает казан, который я принес залудить. |
− | - Работа большая, - неторопливо и еле слышно говоpит мастер. - Уйдет много припоя, так что придется раскошелиться. | + | - Работа большая, - неторопливо и еле слышно говоpит мастер. - Уйдет много припоя, так что придется раскошелиться. |
− | И называет цену - 5 манатов. Я спорю, и мы ударяем по рукам, скинув еще один манат. Сажусь на предложенную скамью, и пока мастер подбрасывает древесные угли в лудильный тигель, слушаю историю Васифа. | + | И называет цену - 5 манатов. Я спорю, и мы ударяем по рукам, скинув еще один манат. Сажусь на предложенную скамью, и пока мастер подбрасывает древесные угли в лудильный тигель, слушаю историю Васифа. |
Отец его родом из Лагича - обители народных умельцев, медных дел мастеров. Здесь, в мастерских медников, еще их деды ковали изящные кувшины для воды, казаны для плова, подносы, тарелки, самовары, котлы, словом, утварь, которую можно увидеть в музее, а не в домашнем обиходе. | Отец его родом из Лагича - обители народных умельцев, медных дел мастеров. Здесь, в мастерских медников, еще их деды ковали изящные кувшины для воды, казаны для плова, подносы, тарелки, самовары, котлы, словом, утварь, которую можно увидеть в музее, а не в домашнем обиходе. | ||
− | Но и сегодня почти в каждом доме многих поселков эта медная утварь еще в ходу. Правда, сегодня в Лагиче наберется не больше десятка медников. Старые мастера уходят из жизни, унося с собой секреты выделки медной посуды, а молодежь подалась на заработки. | + | Но и сегодня почти в каждом доме многих поселков эта медная утварь еще в ходу. Правда, сегодня в Лагиче наберется не больше десятка медников. Старые мастера уходят из жизни, унося с собой секреты выделки медной посуды, а молодежь подалась на заработки. |
В советское время многие медники переехали в Баку, создали свой клан медников и лудильщиков, ходили в поисках pаботы по дворам, зарабатывали копейки, выполняя план Комбината бытового обслуживания населения на дому. | В советское время многие медники переехали в Баку, создали свой клан медников и лудильщиков, ходили в поисках pаботы по дворам, зарабатывали копейки, выполняя план Комбината бытового обслуживания населения на дому. | ||
− | Теперь не ходят, невыгодно, не осталось у горожан старой медной утвари, распродали, чтобы прокормить семью, или выбросили за ненадобностью... | + | Теперь не ходят, невыгодно, не осталось у горожан старой медной утвари, распродали, чтобы прокормить семью, или выбросили за ненадобностью... |
− | В мастерскую приходят только те, кто живет по соседству. Хорошо, что в свое время сумел покойный отец Васифа - Али - приватизировать мастерскую, купить лицензию. Сегодня сын работает на себя. | + | В мастерскую приходят только те, кто живет по соседству. Хорошо, что в свое время сумел покойный отец Васифа - Али - приватизировать мастерскую, купить лицензию. Сегодня сын работает на себя. |
Когда нет клиентов, продает древесный уголь для мангалов, керосин, кислоту, а в особо тяжелые месяцы - то медный ковшик, то дуршлак, то черпачок, некогда привезенные из района его отцом. | Когда нет клиентов, продает древесный уголь для мангалов, керосин, кислоту, а в особо тяжелые месяцы - то медный ковшик, то дуршлак, то черпачок, некогда привезенные из района его отцом. | ||
− | Будто знал о предстоящих трудных днях сына старый лудильщик. Так и живут Васиф и его коллеги по ремеслу в соседних мастерских. "Еще немного, и придется закрываться, - считает Васиф,- ремесло уже не кормит." | + | Будто знал о предстоящих трудных днях сына старый лудильщик. Так и живут Васиф и его коллеги по ремеслу в соседних мастерских. "Еще немного, и придется закрываться, - считает Васиф,- ремесло уже не кормит." |
Собирается мастер уезжать в Россию, бpат его уже туда перебрался - кует там медные тазы под варенье и успешно продает на рынке. Деньги платят хорошие, домой уже прислал несколько сот долларов. | Собирается мастер уезжать в Россию, бpат его уже туда перебрался - кует там медные тазы под варенье и успешно продает на рынке. Деньги платят хорошие, домой уже прислал несколько сот долларов. | ||
− | Работа закончена, я плачу деньги, беру остуженный и блестящий после работы казан и неторопливо ухожу, оставляя Васифа наедине с воспоминаниями. | + | Работа закончена, я плачу деньги, беру остуженный и блестящий после работы казан и неторопливо ухожу, оставляя Васифа наедине с воспоминаниями. |
− | А ведь было время, когда здесь, в этом старом квартале Баку, было до двух-трех десятков мастерских медников, в которых ковали изделия 120 наименований. | + | А ведь было время, когда здесь, в этом старом квартале Баку, было до двух-трех десятков мастерских медников, в которых ковали изделия 120 наименований. Сегодня это мастерство умирает на глазах, а у государства нет возможности для продления этой жизни еще на сто-двести лет, так что в скором времени потомки будут читать о мастерстве медников только в книжках. |
− | Сегодня это мастерство умирает на глазах, а у государства нет возможности для продления этой жизни еще на сто-двести лет, так что в скором времени потомки будут читать о мастерстве медников только в книжках. | ||
Но вымирает не только ремесло медников. В городе сведены на нет услуги мастеров по заточке ножей, ножниц, кусачек. | Но вымирает не только ремесло медников. В городе сведены на нет услуги мастеров по заточке ножей, ножниц, кусачек. | ||
Строка 39: | Строка 37: | ||
Когда-то ходили по дворам мастера и, неся точильный станок на плече, выкрикивали:"Ножи, ножницы точить!" В Баку таких мастеров было несколько сотен. | Когда-то ходили по дворам мастера и, неся точильный станок на плече, выкрикивали:"Ножи, ножницы точить!" В Баку таких мастеров было несколько сотен. | ||
− | [[ | + | [[Image:Точильщик.jpg|thumb|center|500px]] |
Сегодня на эту профессию претендуют многие продавцы, установив рядом с ларьком электроточило. За небольшую цену - от 20 гяпик и выше - поточат нож и ножницы. | Сегодня на эту профессию претендуют многие продавцы, установив рядом с ларьком электроточило. За небольшую цену - от 20 гяпик и выше - поточат нож и ножницы. | ||
− | Но все это - видимость, настоящего эффекта от работы, как и настоящего мастера, сегодня редко где увидишь, потому так быстро затупляются ножи. Ведь и здесь надо приложить искусство и талант мастера. | + | Но все это - видимость, настоящего эффекта от работы, как и настоящего мастера, сегодня редко где увидишь, потому так быстро затупляются ножи. Ведь и здесь надо приложить искусство и талант мастера. |
Один из таких старых мастеров - Манаф Агаев из Ичеpи шехеp, уже более 30 лет обслуживает все мужские парикмахерские города, 20 лет затачивал по заказу медиков хирургические скальпели и ланцеты. Он и сегодня нарасхват у тех, кто доверяет его таланту. | Один из таких старых мастеров - Манаф Агаев из Ичеpи шехеp, уже более 30 лет обслуживает все мужские парикмахерские города, 20 лет затачивал по заказу медиков хирургические скальпели и ланцеты. Он и сегодня нарасхват у тех, кто доверяет его таланту. | ||
− | В мастерской, которую он сам создал на месте мусорной кучи, есть все: и специальные шлифовальные порошки, и пасты, и точильные ремни, и электроприборы разного назначения | + | В мастерской, которую он сам создал на месте мусорной кучи, есть все: и специальные шлифовальные порошки, и пасты, и точильные ремни, и электроприборы разного назначения. |
− | + | Он как-то показал мне фокус: одним ударом военного тесака перерубил громадный толстый стальной гвоздь. И тоже говорил о жизни, что уже на излете, об учениках, которых не удержишь в мастерской, которую не дают приватизировать. | |
− | + | Сколько таких Васифов и Манафов осталось в городе, который захлестнула волна заокеанской цивилизации? Давно люди не едят из медных тарелок, а на смену кухонному инвентарю пришли одноразовые пластмассовые ножи и ножницы, пластиковые тарелки и стаканы. | |
+ | Ученые-этнографы справедливо считают, что без поддержки государства или отдельных меценатов вновь не возродится много старинных ремесел: кузнечное, кожевенное, медное. | ||
− | < | + | Даже ювелирное дело потеряло свою былую красоту и изящество. Вместо изысканного колье в ходу сегодня только тяжелые золотые цепи "сюнбюль", пpостые по работе кольца, брошки и серьги. |
− | + | ||
− | + | Как будто не было мастеров в старом Баку, о которых с восхищением отзывался известный немецкий путешественник Адам Олеарий. Этими промыслами, как и творениями древних зодчих и строителей, веками славилась наша стpана. | |
− | + | ||
− | + | Сегодня все это осталось в качестве экспонатов разве что в Музее истории Азербайджана или в Музее искусств, куда давно забыли дорогу горожане, вечно занятые поисками средств... | |
− | < | + | |
+ | '''''Фуад Исламов''''' | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | == Из воспоминаний Игоря Абросимова == | ||
+ | |||
+ | [[Игорь Абросимов. Частная жизнь бакинской семьи. Часть II: послевоенные тревоги и надежды. (Из воспоминаний)|ЗДЕСЬ]] | ||
+ | |||
+ | Библиотека находилась на Балаханской улице, шумной торговой улице, мало изменившейся с дореволюционных времен. Правда тротуары и мостовую заасфальтировали и по всей улице проложили трамвайные пути. Одно- и двухэтажные дома на Балаханской были заняты, в основном, мелкими лавками и кустарными мастерскими. | ||
+ | |||
+ | Я подолгу стоял и смотрел, как сноровисто работают пожилые мастера в чемоданных мастерских. Чемоданы изготавливались из тонкой фанеры. Запирались они висячим замочком на петлях. | ||
+ | |||
+ | Было любопытно наблюдать за отделкой готовых чемоданов. Вначале их покрывали желтой краской, а когда краска высыхала, то снаружи еще и красной. По свежей красной краске мастер лихо проводил в разных направлениях специальным гребешком, оставляя на крышке, днище и боковинах замысловато расположенные волнистые желтые полосы. Тут же чемоданы и продавались. Такие деревянные красно-желтые чемоданы самых разных размеров и с самыми разными причудливыми узорами долго еще были популярны в сельских районах республики. | ||
+ | |||
+ | На Балаханской улице также можно было увидеть прохожих с кустарными деревянными чемоданами. В конце Балаханской находился вокзал «электрички» - Сабунчинский вокзал, чуть дальше - бакинский железнодорожный вокзал. На этой же улице, между домами, на огороженной площади, располагался в те времена самый большой городской базар. Позднее площадь застроили многоэтажным корпусом проектного института «Бакпроект». Поэтому в любое время на Балаханской можно было встретить людей, приехавших в город из села. И у многих из них в руках были деревянные расписные чемоданы. | ||
+ | |||
+ | На Балаханской находились также мастерские жестянщиков, где на продажу и на заказ изготавливали ведра, баки, противни, водосточные желоба и трубы. Работали также слесари и лудильщики, которые ремонтировали примусы, керосинки, старые замки и старую металлическую посуду. Ведь уже много лет все вынуждено пользовались тем, что осталось с довоенных времен. Поэтому прохудившуюся кастрюлю, к примеру, или чайник не выбрасывали, а относили в мастерскую запаять. Если кастрюля или чайник были совсем уж дырявыми и запаять их было просто невозможно, мастер ставил новое жестяное днище целиком. | ||
+ | |||
+ | До войны в Баку, как и везде на Кавказе, в большом почете была медная посуда. В каждом доме имелись массивные медные казаны, кастрюли, кувшины, кружки. В первые же военные годы начался сбор цветных металлов. Для нужд обороны нужно было сдать многие тонны меди, и посуда пошла в ход. Помню, как во дворе нашего дома увесистой кувалдой приводил дворник Федор в негодность казаны, тазы и самовары, чтобы никто не польстился на добротные и красивые вещи, и они на самом деле были бы использованы для изготовления патронных и снарядных гильз. | ||
+ | |||
+ | Сохранившуюся медную посуду все очень ценили, но ее лужение нужно было обновлять, так как глубокие царапины на внутренней поверхности делали казан опасным для использования из-за возможности пищевого отравления. Так что лудильщикам с Балаханской работы всегда хватало. | ||
+ | |||
+ | Во всю трудились также в сапожных, шляпных и пошивочных мастерских. Кстати, мужские фуражки местное население всегда предпочитало заказывать в мастерской, а не покупать готовыми в магазине. | ||
+ | |||
+ | В послевоенные годы в моде у простого народа были так называемые фуражки–«восьмиклинки» с козырьком-лопатой и пуговкой посредине. Позднее кавказцы облачились в фуражки–«аэродромы», поражавшие поначалу жителей центральных районов России своими несуразными размерами. | ||
+ | |||
+ | Даже военные, проходившие службу в Баку, особенно офицеры Каспийской флотилии, носили форменные фуражки, сшитые на заказ. Фуражка, которую можно было получить в Военторге, не отличалась тем шиком, какой придавал своему изделию бакинский мастер. | ||
+ | |||
+ | Вот почему на Балаханской мне было всегда очень интересно постоять и понаблюдать за работой умелых мастеров. И поэтому походы в библиотеку довольно часто сильно затягивались, а мама начинала волноваться, куда я это так надолго подевался... | ||
+ | |||
+ | <br> | ||
+ | |||
+ | == [[Ремесленники и торговцы на улицах Баку - фотоальбом|Фотоальбом]] == | ||
− | <gallery> | + | <gallery widths="300" heights="250"> |
− | Файл:Портрет будет-хоть в паспорт клей.jpg | + | Файл:Shooclener 1912.jpg|Чистильщик обуви (Баку.1912) |
+ | Файл:Tearoom 1910.jpg|Чайхана (Баку.1910) | ||
+ | Файл:Tearoom xruzik.jpg|Чайхана (Баку) | ||
+ | Файл:Tearoom.jpg|Чайхана (Баку) | ||
+ | Файл:Горшечники.jpg|Горшечники (Баку | ||
+ | Файл:Faeton Oleg Litvin.jpg|"Фаэтонщик" фото Олега Литвина | ||
+ | Файл:Ambal 1895.jpg|Амбал (Баку.1895) | ||
+ | Файл:Arobshik.jpg|Аробщик | ||
+ | Файл:Baku arba.jpg|Аробщик | ||
+ | Файл:Baku arbi.jpg|Аробщик | ||
+ | Файл:Camel.jpg|Верблюды на улицах Баку | ||
+ | Файл:Camel 1914.jpg|Верблюды на улицах Баку (1914) | ||
+ | Файл:Camels.jpg|Верблюды на улицах Баку | ||
+ | Файл:Camels 1.jpg|Верблюды на улицах Баку | ||
+ | Файл:Ichery camels.jpg|Верблюды на улицах Баку | ||
+ | Файл:Packeg camels.jpg|Верблюды на улицах Баку | ||
+ | Файл:Turk donkey.jpg|Турок на осле | ||
+ | Файл:Брадобрей.jpg|Брадобрей | ||
+ | Файл:Brado 1914 хрузик.jpg|Брадобрей (1914) | ||
+ | Файл:Pitixana 1914 хрузик.jpg|Питихана (Баку.1914) | ||
+ | Файл:Kyabab 1901.jpg|Кябабная (Баку.1901) | ||
+ | Файл:Kaljan.jpg|Кальяная | ||
+ | Файл:Nogul sweet 1901.jpg|Изготовление конфет "Ногул" (Баку.1901) | ||
+ | Файл:Afishglue Kalinin.jpg|Расклейщик афиш.фото В.Калинина | ||
+ | Файл:Milk Kulishov 1958.jpg|Развоз молока на Корганова у магазина Шахновича (Баку). фото Кулешова | ||
+ | Файл:Jiz biz 1918.jpg|Джыз-бызная (Баку.1918) | ||
+ | Файл:Lavash 1901.jpg|Лавашная (Баку.1901) | ||
+ | Файл:Piti 1918.jpg|Разносчик пити (Баку.1918) | ||
+ | Файл:Water 1918.jpg|Продажа воды для питья (Баку.1918) | ||
+ | Файл:Vodovoz.jpg|Водовоз (Баку) | ||
+ | Файл:Churek 1906.jpg|Тындырная (Баку.1906) | ||
+ | Файл:Embroidery of silk 1900.jpg|Вышивальщики по шелку (Баку.1900) | ||
+ | Файл:Lavka obuvi.JPG|Обувная лавка | ||
+ | Файл:Вам шляпу, кепку или кобуру.jpg|Шляпная мастерская | ||
+ | Файл:Лето-пора лысых детей.jpg|Детская парикмахерская | ||
+ | Файл:Не все пекарни белые.jpg|Пекарня | ||
+ | Файл:Capmaker.jpg|Папахчи | ||
+ | Файл:Портрет будет-хоть в паспорт клей.jpg| | ||
Файл:Сдайте наконец свою раскладушку и приобретите швейную машину.jpg|Комиссионка | Файл:Сдайте наконец свою раскладушку и приобретите швейную машину.jpg|Комиссионка | ||
− | Файл:Фастфуд стриткутабмейкер.jpg | + | Файл:Фастфуд стриткутабмейкер.jpg| |
+ | Файл:Bootmaker.jpg| | ||
+ | Файл:Dry wool 2006.jpg|Стегальщица шерстяного одеяла (Баку.2006) | ||
</gallery> | </gallery> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | <br> '''''Фото Вячеслава Сапунова и не только''''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Category:Ремесленники]][[Category:Повседневная_жизнь]][[Category:Жизнь в Баку - фотоальбомы]] |
Hеумолимое время кое-где еще пощадило дома, расположенные за главным бакинским pынком - Тезе базаром. Одноэтажные, редко двухэтажные стpоения с маленькими двоpиками практически не претерпели изменений. Здесь сохpанились тот же устоявшийся быт и традиции людей, привыкших решать свои дела неторопливо, как и много лет назад.
Двигаясь по направлению к Городской телефонной станции, мы попадаем на старую улицу ремесленников, издавна занимающихся медным и лудильным делом. Вместо броской рекламы мастера выставили медные тазы, никелевые обмедненные самовары, уголь для шашлыка, негашеную известь.
Кажется, что эти мастерские не изменились за последние 80 лет: здесь все так же сумрачно от копоти на стенах и потолке, которая собирается от разгоревшегося тигля, на котором уже лежит готовый к действию лудильный паяльник.
Мастер Васиф сидит на небольшой скамейке в залоснившейся куртке и рассматривает казан, который я принес залудить.
- Работа большая, - неторопливо и еле слышно говоpит мастер. - Уйдет много припоя, так что придется раскошелиться.
И называет цену - 5 манатов. Я спорю, и мы ударяем по рукам, скинув еще один манат. Сажусь на предложенную скамью, и пока мастер подбрасывает древесные угли в лудильный тигель, слушаю историю Васифа.
Отец его родом из Лагича - обители народных умельцев, медных дел мастеров. Здесь, в мастерских медников, еще их деды ковали изящные кувшины для воды, казаны для плова, подносы, тарелки, самовары, котлы, словом, утварь, которую можно увидеть в музее, а не в домашнем обиходе.
Но и сегодня почти в каждом доме многих поселков эта медная утварь еще в ходу. Правда, сегодня в Лагиче наберется не больше десятка медников. Старые мастера уходят из жизни, унося с собой секреты выделки медной посуды, а молодежь подалась на заработки.
В советское время многие медники переехали в Баку, создали свой клан медников и лудильщиков, ходили в поисках pаботы по дворам, зарабатывали копейки, выполняя план Комбината бытового обслуживания населения на дому.
Теперь не ходят, невыгодно, не осталось у горожан старой медной утвари, распродали, чтобы прокормить семью, или выбросили за ненадобностью...
В мастерскую приходят только те, кто живет по соседству. Хорошо, что в свое время сумел покойный отец Васифа - Али - приватизировать мастерскую, купить лицензию. Сегодня сын работает на себя.
Когда нет клиентов, продает древесный уголь для мангалов, керосин, кислоту, а в особо тяжелые месяцы - то медный ковшик, то дуршлак, то черпачок, некогда привезенные из района его отцом.
Будто знал о предстоящих трудных днях сына старый лудильщик. Так и живут Васиф и его коллеги по ремеслу в соседних мастерских. "Еще немного, и придется закрываться, - считает Васиф,- ремесло уже не кормит."
Собирается мастер уезжать в Россию, бpат его уже туда перебрался - кует там медные тазы под варенье и успешно продает на рынке. Деньги платят хорошие, домой уже прислал несколько сот долларов.
Работа закончена, я плачу деньги, беру остуженный и блестящий после работы казан и неторопливо ухожу, оставляя Васифа наедине с воспоминаниями.
А ведь было время, когда здесь, в этом старом квартале Баку, было до двух-трех десятков мастерских медников, в которых ковали изделия 120 наименований. Сегодня это мастерство умирает на глазах, а у государства нет возможности для продления этой жизни еще на сто-двести лет, так что в скором времени потомки будут читать о мастерстве медников только в книжках.
Но вымирает не только ремесло медников. В городе сведены на нет услуги мастеров по заточке ножей, ножниц, кусачек.
Когда-то ходили по дворам мастера и, неся точильный станок на плече, выкрикивали:"Ножи, ножницы точить!" В Баку таких мастеров было несколько сотен.
Сегодня на эту профессию претендуют многие продавцы, установив рядом с ларьком электроточило. За небольшую цену - от 20 гяпик и выше - поточат нож и ножницы.
Но все это - видимость, настоящего эффекта от работы, как и настоящего мастера, сегодня редко где увидишь, потому так быстро затупляются ножи. Ведь и здесь надо приложить искусство и талант мастера.
Один из таких старых мастеров - Манаф Агаев из Ичеpи шехеp, уже более 30 лет обслуживает все мужские парикмахерские города, 20 лет затачивал по заказу медиков хирургические скальпели и ланцеты. Он и сегодня нарасхват у тех, кто доверяет его таланту.
В мастерской, которую он сам создал на месте мусорной кучи, есть все: и специальные шлифовальные порошки, и пасты, и точильные ремни, и электроприборы разного назначения.
Он как-то показал мне фокус: одним ударом военного тесака перерубил громадный толстый стальной гвоздь. И тоже говорил о жизни, что уже на излете, об учениках, которых не удержишь в мастерской, которую не дают приватизировать.
Сколько таких Васифов и Манафов осталось в городе, который захлестнула волна заокеанской цивилизации? Давно люди не едят из медных тарелок, а на смену кухонному инвентарю пришли одноразовые пластмассовые ножи и ножницы, пластиковые тарелки и стаканы.
Ученые-этнографы справедливо считают, что без поддержки государства или отдельных меценатов вновь не возродится много старинных ремесел: кузнечное, кожевенное, медное.
Даже ювелирное дело потеряло свою былую красоту и изящество. Вместо изысканного колье в ходу сегодня только тяжелые золотые цепи "сюнбюль", пpостые по работе кольца, брошки и серьги.
Как будто не было мастеров в старом Баку, о которых с восхищением отзывался известный немецкий путешественник Адам Олеарий. Этими промыслами, как и творениями древних зодчих и строителей, веками славилась наша стpана.
Сегодня все это осталось в качестве экспонатов разве что в Музее истории Азербайджана или в Музее искусств, куда давно забыли дорогу горожане, вечно занятые поисками средств...
Фуад Исламов
Библиотека находилась на Балаханской улице, шумной торговой улице, мало изменившейся с дореволюционных времен. Правда тротуары и мостовую заасфальтировали и по всей улице проложили трамвайные пути. Одно- и двухэтажные дома на Балаханской были заняты, в основном, мелкими лавками и кустарными мастерскими.
Я подолгу стоял и смотрел, как сноровисто работают пожилые мастера в чемоданных мастерских. Чемоданы изготавливались из тонкой фанеры. Запирались они висячим замочком на петлях.
Было любопытно наблюдать за отделкой готовых чемоданов. Вначале их покрывали желтой краской, а когда краска высыхала, то снаружи еще и красной. По свежей красной краске мастер лихо проводил в разных направлениях специальным гребешком, оставляя на крышке, днище и боковинах замысловато расположенные волнистые желтые полосы. Тут же чемоданы и продавались. Такие деревянные красно-желтые чемоданы самых разных размеров и с самыми разными причудливыми узорами долго еще были популярны в сельских районах республики.
На Балаханской улице также можно было увидеть прохожих с кустарными деревянными чемоданами. В конце Балаханской находился вокзал «электрички» - Сабунчинский вокзал, чуть дальше - бакинский железнодорожный вокзал. На этой же улице, между домами, на огороженной площади, располагался в те времена самый большой городской базар. Позднее площадь застроили многоэтажным корпусом проектного института «Бакпроект». Поэтому в любое время на Балаханской можно было встретить людей, приехавших в город из села. И у многих из них в руках были деревянные расписные чемоданы.
На Балаханской находились также мастерские жестянщиков, где на продажу и на заказ изготавливали ведра, баки, противни, водосточные желоба и трубы. Работали также слесари и лудильщики, которые ремонтировали примусы, керосинки, старые замки и старую металлическую посуду. Ведь уже много лет все вынуждено пользовались тем, что осталось с довоенных времен. Поэтому прохудившуюся кастрюлю, к примеру, или чайник не выбрасывали, а относили в мастерскую запаять. Если кастрюля или чайник были совсем уж дырявыми и запаять их было просто невозможно, мастер ставил новое жестяное днище целиком.
До войны в Баку, как и везде на Кавказе, в большом почете была медная посуда. В каждом доме имелись массивные медные казаны, кастрюли, кувшины, кружки. В первые же военные годы начался сбор цветных металлов. Для нужд обороны нужно было сдать многие тонны меди, и посуда пошла в ход. Помню, как во дворе нашего дома увесистой кувалдой приводил дворник Федор в негодность казаны, тазы и самовары, чтобы никто не польстился на добротные и красивые вещи, и они на самом деле были бы использованы для изготовления патронных и снарядных гильз.
Сохранившуюся медную посуду все очень ценили, но ее лужение нужно было обновлять, так как глубокие царапины на внутренней поверхности делали казан опасным для использования из-за возможности пищевого отравления. Так что лудильщикам с Балаханской работы всегда хватало.
Во всю трудились также в сапожных, шляпных и пошивочных мастерских. Кстати, мужские фуражки местное население всегда предпочитало заказывать в мастерской, а не покупать готовыми в магазине.
В послевоенные годы в моде у простого народа были так называемые фуражки–«восьмиклинки» с козырьком-лопатой и пуговкой посредине. Позднее кавказцы облачились в фуражки–«аэродромы», поражавшие поначалу жителей центральных районов России своими несуразными размерами.
Даже военные, проходившие службу в Баку, особенно офицеры Каспийской флотилии, носили форменные фуражки, сшитые на заказ. Фуражка, которую можно было получить в Военторге, не отличалась тем шиком, какой придавал своему изделию бакинский мастер.
Вот почему на Балаханской мне было всегда очень интересно постоять и понаблюдать за работой умелых мастеров. И поэтому походы в библиотеку довольно часто сильно затягивались, а мама начинала волноваться, куда я это так надолго подевался...
Фото Вячеслава Сапунова и не только