Строка 131: Строка 131:
 
И еще одно парадоксальное совпадение. На месте разрушенного католического костела впоследствии выросло здание клуба им. Феликса Дзержинского, по мрачной иронии судьбы являвшегося этническим католиком. В результате вышеописанных трагических событий католичество в Азербайджане, по сути, прекратило свое существование.
 
И еще одно парадоксальное совпадение. На месте разрушенного католического костела впоследствии выросло здание клуба им. Феликса Дзержинского, по мрачной иронии судьбы являвшегося этническим католиком. В результате вышеописанных трагических событий католичество в Азербайджане, по сути, прекратило свое существование.
  
 +
===Фотоальбом===
 
<gallery>
 
<gallery>
 +
Файл:Костел2а.jpg
 
Файл:Kostel 2.jpg
 
Файл:Kostel 2.jpg
 
Файл:Собор девы Марии.jpg
 
Файл:Собор девы Марии.jpg
 
Файл:Собор девы Марии1.jpg
 
Файл:Собор девы Марии1.jpg
 +
Файл:Костел2а.jpg
 
</gallery>
 
</gallery>
  

Версия 03:02, 14 июня 2011

Римско-католическая церковь в Баку и костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы.[править]

Сбор Девы Марии и здание коммерческого училища (Баку.1916)


По некоторым сведениям, в Азербайджане в 1847 году насчитывалось только 9 католиков, но после обретения Баку статуса губернского города в 60-х годах здесь существовала католическая община. Так уже в середине XIX века представители католического вероисповедания обратились в губернское управление с просьбой о постройке католического храма в Шамахе и о разрешении начать сбор добровольных пожертвований на строительство храма в Каспийской области.

Ведь по законам того времени римско-католической и армяно-католической церквям не разрешалось строить храмы без согласия императора. Утвердили план строительства (1860 г.) молитвенного дома в Шамахе и собрали 584 рубля, но губернское начальство посчитало, что и католиков, и, соответственно, собранных средств слишком мало, а посему строительство решено было отложить.

В 1879 году в Баку проживало уже 1200 католиков. Церковную службу проводил приезжий ксендз, для этих целей арендовали специальное помещение. Все насущнее возникала потребность в строительстве молитвенного дома. Тут-то и начинаются хождения по мукам.

В связи с резко увеличившимся числом верующих католиков городская Дума в 1884 году выделила участки на углу Телефонной (ул.28 Мая) и Вокзальной улиц (ул.Пушкина), а также на углу Каспийской (ул.Р.Бейбутова) и Меркурьевской (пр. Азербайджана) улиц - соответственно для постройки молитвенного дома и школы. Но отсутствие финансовых средств не позволяло это осуществить.

Богослужения проводились в различных арендованных помещениях: в доме Манафова напротив Михайловской больницы (род.дом им. Азизмекова) или в доме Мусы Нагиева на Б.Морской улице (здание офицерского клуба), где размещалась католическая часовня.

Вновь выделенное властями место (1884 г.) по странному стечению обстоятельств оказывается... старым мусульманским кладбищем. (Это место впоследствии было отдано православной церкви, где и был возведен в 1898 году собор Александра Невского).

23 декабря 1891 года отведенный городской Думой для строительства католического костела участок около Биржевой площади (позднее пл.26-ти бакинских комиссаров) был увеличен до 506 кв. саженей. Но строительство вновь не начиналось из-за отсутствия материальных средств. Количество прихожан тем не менее увеличивалось.

К 1895 году в Баку уже проживало около 1500 католиков (725 мужчин и 656 женщин), а к 1898 году их количество составляло 1342 мужчин и 1009 женщин. В очередной раз (к 1892 г.) добровольных пожертвований было собрано 1756 руб. Половина собранных средств была израсходована на постройку жилого дома, остальные средства отданы на хранение итальянскому вице-консулу Стефанини.

В 1892 году в газете "Кавказ" появляется заметка о том, что строится двухэтажное здание, в котором предполагается открыть католическую школу. Небольшая корреспонденция наделала много шума и вызвала определенные неприятности. Связано это было с тем, что Дума выделила участок безвозмездно, но так как ни римско-католического прихода, ни римско-католического общества юридически не существовало (они не были зарегистрированы официально, но жили и плодотворно развивались де-факто), то и дар по сути передавать было некому и не для чего.

Губернатор запретил строительство приходского дома на том основании, что его план был создан для Шамахи, а для Баку он не был составлен и утвержден.

В 1893 г. в Департамент духовных дел иностранных исповеданий поступает депеша о передаче здания римско-католического молитвенного дома в ведение местного губернского управления, вплоть до возможного разрешения строительства здания в установленном порядке.

И уже в 1894 году Министерство внутренних дел издает запрет на сбор денег на постройку дома; оставшиеся же средства в размере 15 рублей сдаются в казначейство на хранение.

К декабрю 1894 года был построен приходской дом, в котором разместилась квартира священника и была устроена часовня Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако из-за отсутствия официальной регистрации прихода здание было сочтено возведенным незаконно и конфисковано. Выстроенный католиками дом было поручено сдавать внаем до конца 1894 года за 33 рубля. Надзор за ним, а также приходским имуществом было поручено вести полиции.

Около года священник Конрад Келлер совершал богослужения в арендуемой квартире, пока они не были запрещены властями.

Борьба за жизнь католической общины продолжалась. Дом сдают в аренду прокурору бакинского окружного суда. Судья в свою очередь передает его в наем военному капеллану Келлеру. Около года священник Конрад Келлер совершал богослужение в арендуемой квартире, пока и эти действия не были запрещены властями.

Можно лишь предполагать, сколько усилий пришлось приложить верующим и подвижникам-миссионерам, чтобы убедить власти в возможности развития католицизма и получить благословение на создание бакинского католического прихода.

В 1894 г. подаются в различные инстанции все новые и новые прошения об учреждении в Баку римско-католического прихода. Капеллан Келлер является автором множества писем в самые разные инстанции о необходимости развития католической общины в Азербайджане (Государственный архив республики свидетельствует об этом).

Свою настойчивость Келлер мотивирует тем, что в Баку к тому времени проживает уже более 2000 католиков. Однако губернатор не дает соизволения проводить службу в построенном здании, нет высочайшего разрешения и на создание римско-католического прихода. Свой отказ губернатор мотивирует тем, что Келлер преувеличил число воинов-католиков и хотел сдать дом в аренду третьим лицам, на более выгодных условиях, и Келлера вскоре принудительно выселяют.

В августе 1895 года Келлеру делают внушение и предупреждают, что всякое неповиновение с его стороны навлечет на него самое строгое взыскание. В последующих документах архива имя капеллана Келлера уже не упоминается, и остается только строить догадки о его судьбе.

В 1896 г. следуют повторные ходатайства об учреждении в Баку римско-католического прихода. Четыре года ходят бумаги о разрешении на создание азербайджанской римско-католической общины по инстанциям. Верующие обращались с просьбой о содействии и в грузино-императорскую синодальную контору, к экзарху Грузии, но все было безрезультатно.

И вот наконец 30 марта 1900 года император разрешает постройку в Баку римско-католической церкви на собственные средства. 2 мая 1900 года разрешено учредить в Баку римско-католический приход, которым руководит ксендз Юлиан Добкевич.

А 7 ноября 1900 года городская Дума вновь увеличивает участок под строительство костела близ Биржевой площади до 864 кв. саженей. Одновременно был начат ремонт существующего на этом участке здания, который обошелся в три тысячи рублей. До окончания возведения храма разрешалось построить временный молитвенный дом.

25 марта 1901 года временно исполняющий должность магистра богословия Юлиан Добкевич провел освящение католического молитвенного дома, и с того времени богослужения проводились уже в собственном доме польского прихода.

27 мая на общем собрании, где обсуждался вопрос связанный с проектом костела и выборами членов строительного комитета, ксендз Добкевич предложил строить не костел, а молитвенный дом, мотивировав это тем, что в связи с наступившим в Баку кризисом и оттоком населения существующее в настоящее время помещение свободно вмещает всех прихожан.

Но приход не одобрил его предложение и избрал строительный комитет костела в составе Плошко, Огулевича, Фейгля и др.

В 1902 году в Баку прибыл новый настоятель прихода, ксендз, доктор права, философии и богословия Владислав Кубик. Это послужило еще одним поводом для обращения в 1902 году верующих к губернатору с просьбой о разрешении начать сбор денег на постройку храма.

5 января 1903 года были образованы Римско-католическое благотворительное общество и Польское католическое общество - Открытый дом. В задачи образованного бакинского Римско-католического благотворительного общества входило оказывать материальную и моральную помощь проживающим в Баку бедным католикам.

В 1903 году на кладбище в Баку была построена каменная часовня Святого Креста.

Общество также открыло библиотеку-читальню и начальную школу, наметило организовать приют дял немощных, престарелых, детей, бесплатную чайную и столовую.

Читальня общества являлась единственной в городе бесплатной читальней. Обществом также было открыто начальное училище; для этих целей внаем снимались дома.

В 1903 году всемилостивейше было разрешено строительство костела и объявлен сбор пожертвований. Согласно существующему законодательству, средства на строительство можно было собирать только в течение трех лет и только в Бакинской губернии.

27 апреля 1903 года был освящен фундамент церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии прибывшим из Саратова епископом бароном Эдуардом Роппом. К этому времени (1903 г.), по данным прихода, число католиков составляло уже 9-10 тыс. человек, если учесть не только поляков и армян-католиков, но и немцев, французов, итальянцев.

Однако новая церковь по замыслу создателей должна была вмещать всего 1200 человек, и необходимо было предусмотреть наличие достаточной площади вокруг храма для совершения крестного хода. Выделенный же участок этим целям явно не соответствовал. Поэтому прихожане ходатайствовали о его увеличении. Дума постановила в четыре года возвести костел. Но дело не двигалось.

В 1904 году была основана одноклассная четырехгодичная школа римско-католического прихода, которая арендовала помещение на Николаевской улице. Патером Демуровым было освящено это просторное помещение на 23 ученика.

28 сентября 1904 года в молитвенном доме прошло собрание католического прихода, на котором синдик Журковский, кандидаты Скуревич и Плошко, а также патер Демуров предложили проект постройки католической церкви, представленный варшавским архитектором Дзенковским, а также был избран строительный комитет взамен выбывших членов гг. Глинского, Дилькевича, Когновицкого, Урбановича и Лукашевича. . ..Сборы пожертвований на строительство храма продолжались. Время было неспокойное. Шел 1905 год. Пожертвований не хватало, ведь католиками, в основном, являлись представители узкой неимущей социальной прослойки - рабочие и военные со своими семьями.

Обращения верующих в высокие государственные инстанции следовали вновь и вновь: вначале за разрешением делать сборы пожертвований на территории Кавказа и Закавказья, а затем и по всей Российской империи; просьбы дать с этой целью сообщения в газетах, рассылать письма и принимать пожертвования, в том числе от представителей других вероисповеданий.

Азербайджанские католики обращались за помощью и в правление нефтепромышленного товарищества Братья Нобелъ. Так что можно сказать, что бакинский храм Пресвятой Девы Марии помогала строить вся Российская империя.

Проект костела был одобрен 18 августа 1905 года. В 1907 году МВД Российской империи разрешило строительство костела, однако необходимо было вынести проект на обсуждение Думы. Средств на строительство вновь не хватало.


Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой девы Марии. Баку. 1916


В апреле 1908 года прошел слух, что председатель католической общины Баку купец 1-й гильдии Стефан Рыльский выделил 100 тысяч рублей на постройку костела.

9 декабря 1908 года городская Дума предлагает вернуть городу участок, отведенный в 1894 году католикам для постройки церкви на углу Каспийской и Меркурьевской улиц и выделить им другой участок. Это было связано с тем, что католики за почти 25-летний срок ничего не построили на этом участке, а тем временем его цена выросла до полумиллиона рублей.

Это решение заставило бакинскую католическую общину срочно приступить к строительству долгожданного костела. 25 декабря 1908 г. на Рождество было созвано срочное собрание прихода. Подрядчиком строительства был назначен Гаджи Касумов, который в это время строил коммерческое училище.

12 апреля 1909 года настоятель римско-католического прихода Демуров пригласил после святой литургии прихожан с целью выбора синдиков и членов комитета для постройки римско-католического костела. И уже в мае того же года произошла его торжественная закладка.

Строительство продолжалось вплоть до 1915 года. Существует мнение, что автором проекта был известный специалист, гражданский инженер И.К.Плошко. Однако по другой версии архитектором костела явился польский специалист Дзенковский, Плошко был талантливым исполнителем этого проекта.

Построен в 1915 и разрушен в 1931 году

Длина здания составляла 23 сажени (приблизительно 50 метров), ширима 14 саженей (30 метров), площадь 270,7 кв. саженей. Известно, что при разработке проекта костела не были повторены известные готические соборы Польши, но авторы сумели передать в образном выражении характерные особенности польской готики.



Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Баку.1915


Известно, что польская готика не отличалась особой пышностью и богатством архитектурных и декоративных форм, свойственных французской или английской готике. Архитектура польских костелов значительно скромнее, но, использовав особые декоративные и композиционные приемы, зодчие добились большой выразительности.

Именно таким образом специалистами трактуется бакинский костел в неоготическом стиле с его главным фасадом в виде пластичной двухбашенной композиции.

Ш.Фатуллаев в книге “Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX-начала XX века ” (1986 г.) отмечает, что хорошо найденный силуэт костела определяется крутой линией скатов кровли, оформленных ступенчато, с выступающими над линией скатов вертикальными ребрами щипцов, а также граненными открытого типа башнями, кровля которых украшена краббами.

Нижняя часть фасада отмечена строгой пластичностью рисунка, подчеркнута порталом и окном-розой, столь уместно включенным в общую композицию. Боковые фасады расчленены контрфорсами и аркбутанами, которые усиливают значительность объемной структуры.

В 1917 году в единственном католическом приходе Азербайджана в Баку насчитывалось более двух с половиной тысяч верующих; в основном это были иностранцы. Но уже после большевистского апрельского переворота 1920 г. и установления советской власти в Азербайджане все религиозные организации стали подвергаться постоянно нараставшему давлению со стороны властей.

В 1920—30-е годы прошли массовые репрессии против духовенства, были закрыты многие храмы, репрессированы и высланы десятки тысяч священнослужителей и простых верующих.

В 1931 г. католическая церковь в Баку была разрушена (в помещении бывшей церковной школы, построенной в 1911 году, в последующем расположился музыкальный музей), а настоятель прихода священник Стефан Демуров в 1937 г. был арестован и затем расстрелян.

Но католики продолжали проводить совместные богослужения; они встречались тайно, на отдельных квартирах, зачастую рискуя собственными жизнями. Известно, что по любопытному стечению обстоятельств среди прихожан разрушенной церкви Пресвятой Девы Марии был и владелец одной из аптек Баку Януарий Феликсович Вышинский, отец Андрея Вышинского - печально известного в годы сталинских репрессий прокурора-карателя.

И еще одно парадоксальное совпадение. На месте разрушенного католического костела впоследствии выросло здание клуба им. Феликса Дзержинского, по мрачной иронии судьбы являвшегося этническим католиком. В результате вышеописанных трагических событий католичество в Азербайджане, по сути, прекратило свое существование.

Фотоальбом[править]

©

comments powered by Disqus