I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
Культурная жизнь в городе [Кривой Рог] проходила на самодеятельной основе. Крошечный кинотеатр на Карла Маркса (до строительства кинотеатра имени Ленина) не мог вместить всех желающих, и помощь приходила от вездесущих пионеров, При их отрядах — живые театрализованные газеты, которые в вечных соревнованиях друг с другом создавали довольно занятные представления. Одним из таких коллективов руководил сын хирургов Рисманов, в будущем ставший главным дирижёром Одесского оперного театра. Звали его Генрих Рисман. [http://club.berkovich-zametki.com/?p=20473 Марк Горловский: Старый город.] | Культурная жизнь в городе [Кривой Рог] проходила на самодеятельной основе. Крошечный кинотеатр на Карла Маркса (до строительства кинотеатра имени Ленина) не мог вместить всех желающих, и помощь приходила от вездесущих пионеров, При их отрядах — живые театрализованные газеты, которые в вечных соревнованиях друг с другом создавали довольно занятные представления. Одним из таких коллективов руководил сын хирургов Рисманов, в будущем ставший главным дирижёром Одесского оперного театра. Звали его Генрих Рисман. [http://club.berkovich-zametki.com/?p=20473 Марк Горловский: Старый город.] | ||
− | ''Во время войны Генрих Ильич служил на Малой земле и руководил армейским ансамблем. Именно здесь он начал писать музыку к песням:'' | + | '''''Во время войны Генрих Ильич служил на Малой земле и руководил армейским ансамблем. Именно здесь он начал писать музыку к песням:''''' |
− | По золотым крупинкам-голосам собирал Генрих Ильич Рисман свой армейский ансамбль. | + | ===Из повести Владимира Семеновича Моложавенко «И с песней уходили в бой... Повесть о друге»=== |
− | В воскресенье, 22 июня 1941 года, в Одесском театре оперы и балета шел «Дубровский». Дирижировал Рисман. В зале было много нарядной публики, школьников. Когда начался второй акт, зрители стали вдруг один за другим уходить со спектакля, и к самому концу в зале никого не осталось. | + | По золотым крупинкам-голосам собирал Генрих Ильич Рисман свой армейский ансамбль.<br>В воскресенье, 22 июня 1941 года, в Одесском театре оперы и балета шел «Дубровский». Дирижировал Рисман. В зале было много нарядной публики, школьников. Когда начался второй акт, зрители стали вдруг один за другим уходить со спектакля, и к самому концу в зале никого не осталось. |
А три дня спустя Рисман был уже в военной форме — его назначили капельмейстером 134-го запасного полка. | А три дня спустя Рисман был уже в военной форме — его назначили капельмейстером 134-го запасного полка. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В армейском ансамбле служило человек шестьдесят. А первыми доверили отправиться с концертами на плацдарм только им, семерым. Что-нибудь это все-таки да значило... После них Рисман посылал на передовую еще и другие «десантные бригады», они выступали с концертами в землянках, в блиндажах, в окопах — в общей сложности дали сто четырнадцать концертов. Но Николай Щербаков со своей шестеркой был первым. | В армейском ансамбле служило человек шестьдесят. А первыми доверили отправиться с концертами на плацдарм только им, семерым. Что-нибудь это все-таки да значило... После них Рисман посылал на передовую еще и другие «десантные бригады», они выступали с концертами в землянках, в блиндажах, в окопах — в общей сложности дали сто четырнадцать концертов. Но Николай Щербаков со своей шестеркой был первым. | ||
− | [http://militera.lib.ru/prose/russian/molozhavenko_vs/04.html | + | [http://militera.lib.ru/prose/russian/molozhavenko_vs/04.html «Где горячо, там и мы...» - Ради жизни на земле: Сборник/Сост. Олийник В. Г. — М.: ДОСААФ, 1988. — 446 с.] |
+ | ______________________________________________________________________ | ||
+ | |||
+ | Общее руководство солдатской самодеятельностью осуществлял Иван Теснек. 19 января 1944 года уже капитан административной службы Иван Теснек приказом штаба 18-й армии был награжден медалью «За отвагу». «Товарищ Теснек своим вниманием, заботой и находчивостью создал все необходимые условия для нормальной работы ансамбля…» | ||
+ | |||
+ | Также в наградном листе были приведены и цифры: подготовили 223 номеров и провели за два года 797 концертов, половина из которых была для бойцов переднего края. Кстати, художественным руководителем ансамбля был композитор и дирижер из Одессы Генрих Ильич Рисман, который уже в послевоенные годы некоторое время проработал в Донецком театре оперы и балета. | ||
+ | |||
+ | [https://vsednr.ru/kapitan-kultury-donbassa/ Капитан культуры Донбасса. Апр 18, 2017. Интернет справочник «Все о Донбасе»] | ||
+ | |||
+ | '''''В 1948-49 Генрих Ильич Рисман - музыкальный руководитель и главный дирижёр Татарского Государственного Театра Оперы и Балета.''''' | ||
+ | |||
+ | ===Потом судьба забросила Генриха Ильича в Донецк:=== | ||
+ | Первая премьера оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» в Сталинском (Донецком) государственном русском театре оперы и балета состоялась 23 декабря 1956 года.<br>Постановку осуществили:<br> | ||
+ | Режиссер-постановщик – главный режиссер театра, народный артист УССР Александр Здиховский<br>Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Генрих Рисман | ||
+ | |||
+ | [https://donbassopera.com/ru/news/iz-arhiva-teatra-bal-maskarad-1956-goda.html Донецкий театр оперы и балета] | ||
+ | |||
+ | |||
1903 - 1982
Подробностей биографии Генриха Ильича Рисмана нам найти не удалось, но отдельные эпизоды из его жизни могут дать представление об этом талантливом человеке.
В Баку Генрих Рисман работал дирижером в Театре оперы и балета, а жил в доме «Верный путь» на ул. Первомайской, 225 угол ул. лейтенанта Шмидта
Культурная жизнь в городе [Кривой Рог] проходила на самодеятельной основе. Крошечный кинотеатр на Карла Маркса (до строительства кинотеатра имени Ленина) не мог вместить всех желающих, и помощь приходила от вездесущих пионеров, При их отрядах — живые театрализованные газеты, которые в вечных соревнованиях друг с другом создавали довольно занятные представления. Одним из таких коллективов руководил сын хирургов Рисманов, в будущем ставший главным дирижёром Одесского оперного театра. Звали его Генрих Рисман. Марк Горловский: Старый город.
Во время войны Генрих Ильич служил на Малой земле и руководил армейским ансамблем. Именно здесь он начал писать музыку к песням:
По золотым крупинкам-голосам собирал Генрих Ильич Рисман свой армейский ансамбль.
В воскресенье, 22 июня 1941 года, в Одесском театре оперы и балета шел «Дубровский». Дирижировал Рисман. В зале было много нарядной публики, школьников. Когда начался второй акт, зрители стали вдруг один за другим уходить со спектакля, и к самому концу в зале никого не осталось.
А три дня спустя Рисман был уже в военной форме — его назначили капельмейстером 134-го запасного полка.
Он покидал Одессу, когда завязались бои на окраинах города. А перед этим успел дать последний концерт для моряков, уходивших на передовую. В полутемном зале (окна были заложены мешками с песком), при свечах (электростанция уже не работала) встал Рисман в последний раз за дирижерский пульт, уже не во фраке, в котором одесситы привыкли видеть его на протяжении многих лет, а в армейской гимнастерке. Открывался концерт «Героической симфонией» Бетховена... Час спустя они грузились на корабль — фашисты уже обстреливали Одесский порт. Вместе с Рисманом успела уехать тогда в Севастополь, а оттуда перебралась в Донбасс, в город Серго, маленькая группа солистов оперы и музыкантов. Она и стала костяком, основой будущего армейского ансамбля.
Поначалу, когда еще формировался ансамбль, находились среди командиров такие, кто сомневался — примут ли красноармейцы столь далекие, казалось бы, от них романсы и арии из классических опер? Но первый же концерт (ансамбль давал его в станице Маркинской) рассеял сомнения. Ария Сусанина, например, для одних стала напоминанием о мирной жизни, о театре, посещавшемся некогда всей семьей, рождала горячее желание возвратить все, что отняла война. Других волновал сам образ русского крестьянина-патриота. А третьи, может быть, запомнив лишь слова «Ты взойдешь, моя заря...» — вкладывали в них свой смысл: они непременно увидят зарю счастья, зарю победы. А как внимательно слушали красноармейцы арию князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу...» или хор «Ноченька» из «Демона»!.. Кто это выдумал, что люди грубеют на войне? На фронте, в боевой обстановке, сердце у человека было открыто для любви и нежности, для воспоминаний и надежд... Фронту нужны были, конечно, и песни о солдатских буднях. И ансамбль пел со всей страстностью «Священную войну», «Песню о Днепре», «Вечер на рейде»... Хотел того Рисман или не хотел, но вскоре и ему самому пришлось стать композитором.
Однажды, приехав в 383-ю Шахтерскую дивизию Провалова, стоявшую на отдыхе, [капитан] Рисман узнал о том, что в недавних боях отличился пулеметчик Василий Чепель. Хорошо бы поздравить его, сказал комдив, но как? Ведущим в ансамбле был Анатолий Миленченко — в прошлом актер и режиссер Краснодарской оперетты. Ведущим и — по совместительству — поэтом: он писал слова песен. Рисман посоветовался с ним, попросил задержать на полчаса концерт, и вот со сцены уже зазвучала «Баллада о подвиге солдата»:
Где б в боях отчаянных не жгли мы
Злых фашистов струями свинца,
Метко бил всегда неутомимый
Пулемет у Чепеля-бойца...
А в припеве звучало: «Там, где Чепель, немец не пройдет!»
Песню эту доверили исполнять Николаю. Он пел не с листа — умел и прежде схватывать слова на лету. А в первом ряду сидел Вася Чепель — простой паренек с рыжими веснушками, совсем мальчишка, и щеки у него были пунцовыми от смущения: никак не ожидал, что сложат про него песню...
В армейском ансамбле служило человек шестьдесят. А первыми доверили отправиться с концертами на плацдарм только им, семерым. Что-нибудь это все-таки да значило... После них Рисман посылал на передовую еще и другие «десантные бригады», они выступали с концертами в землянках, в блиндажах, в окопах — в общей сложности дали сто четырнадцать концертов. Но Николай Щербаков со своей шестеркой был первым.
«Где горячо, там и мы...» - Ради жизни на земле: Сборник/Сост. Олийник В. Г. — М.: ДОСААФ, 1988. — 446 с. ______________________________________________________________________
Общее руководство солдатской самодеятельностью осуществлял Иван Теснек. 19 января 1944 года уже капитан административной службы Иван Теснек приказом штаба 18-й армии был награжден медалью «За отвагу». «Товарищ Теснек своим вниманием, заботой и находчивостью создал все необходимые условия для нормальной работы ансамбля…»
Также в наградном листе были приведены и цифры: подготовили 223 номеров и провели за два года 797 концертов, половина из которых была для бойцов переднего края. Кстати, художественным руководителем ансамбля был композитор и дирижер из Одессы Генрих Ильич Рисман, который уже в послевоенные годы некоторое время проработал в Донецком театре оперы и балета.
Капитан культуры Донбасса. Апр 18, 2017. Интернет справочник «Все о Донбасе»
В 1948-49 Генрих Ильич Рисман - музыкальный руководитель и главный дирижёр Татарского Государственного Театра Оперы и Балета.
Первая премьера оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» в Сталинском (Донецком) государственном русском театре оперы и балета состоялась 23 декабря 1956 года.
Постановку осуществили:
Режиссер-постановщик – главный режиссер театра, народный артист УССР Александр Здиховский
Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Генрих Рисман