The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Ровшан Аскеров "В этом городе..." (Впечатления)[править]

Askerov Rovshan.jpg



Автор эссе – талантливый литератор, член российской сборной команды телеигры «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров просит считать это свое произведение признанием в любви к родному городу – Баку




Впечатление № 1[править]

Есть города, в которых здорово бы было родиться и провести детство. Потом, конечно, уехать и тосковать. А еще позже, почувствовав за спиной большой мир, принявший тебя, с удовольствием пользоваться птенцовым правом на короткие возвращения, на память и маленькие секреты, на грусть и смешную обиду из-за изменений, случающихся в твое отсутствие, на тонкие, незаметные чужому глазу искривления пространства родного города, вызванные тобой и только тобой.
Именно к этой последней категории относится Баку.

Море там пахнет, как Вселенная, – нефтью.
По вечерам полгорода собирается в открытых кафешках пить чай и играть в нарды.
Там много красивых людей, и мужчин, и женщин.
Там много добрых людей.
Там есть Башня со стенами толщиной в человеческий рост. К ней прилагается куча дивных легенд и ни одного рационального объяснения.
Там на набережной стоит старый-престарый автомат «Морской бой» родом из детства поколения пепси. И самое удивительное и непостижимое – он работает.
Там, чтобы встретить кого-нибудь, с кем давно не сводила судьба, достаточно просто пройтись по Торговой.
Там продают старые самовары, а машины на узких улицах Древнего города колесят по коврам ручной работы, выложенным торговцами для продажи.
Там поют часы.
Там дивно вкусная пахлава.
Там заборам предпочитают стены, сложенные из плоских камней-блинов.
Там никто не ездит по правилам и никто не переходит дорогу по зебрам.
Там две трети памятников – поэтам.
Там растут фисташки.
Там цветут гранаты, и цветы их не роняют лепестков.
Там, в этом странном, милом, детски непосредственном городе Баку, хо-ро-шо :))

В Старом городе ничего не меняется и меняется все. Кажется, действительно существуют только несколько улиц, остальное – и есть, и нет, по мере необходимости.
Так случается с местами, настоящей географии которых никто не знает и не помнит: улицы сплетаются то так, то эдак, и как повезет, за одним и тем же углом в прошлом году вас ждала серая стена и кривое окошко, вчера – глухой забор с покосившейся старой дверью, полуоткрытой в длинную темную анфиладу арок, сегодня та же дверь, но уже ведущая в узкий внутренний дворик, уходящий высоко вверх тесно слепленными балконами, переходами, галерейками, лестницами.

Но главное очарование Баку – это Торговая.
Улица-нерв всего города. Главная, пульсирующая артерия. Хотя на самом деле Торговая – лишь небольшая, хоть и самая живописная и характерная, но все же часть длинной улицы имени Низами, протянувшейся на 9 километров.
Это самая волшебная и невероятная часть улицы, а может, и всего города.
Если ты хочешь встретить человека, которого не видел лет десять-пятнадцать, смело иди на Торговую. Пофланируй по ней раза три в обоих направлениях (это максимум) – и ты увидишь, кого искал. Вы просто обречены на встречу. Даже если ты знаешь, что некоторое время назад он сменил страну проживания. Ведь колдовские чары Торговой способны именно для тебя, только один раз в году приманить эмигранта на эту мостовую, чтобы состоялось ваше рандеву.
Не верите?
Вот-вот, и моя жена, когда впервые приехала в Баку, отказалась поверить в эту городскую легенду, давно ставшую правдой. Но когда мы прошли с ней по Торговой, а я за 15 минут встретил половину нашего университетского курса, а потом и огромное количество знакомых, чьи имена за давностью лет уже успели выветриться из памяти, она просто поразилась. Теперь верит. И даже пользуется методом «встретимся на Торговой». Это в Баку даже не обсуждается – и так встретимся. Куда денемся-то?

Торговая – это не улица. Это провал во времени и в пространстве, попадая в который, ты способен оказаться в любой эпохе, в любом моменте своей биографии. Причем сам не знаешь заранее – в каком именно. Это машина времени бакинца.
Не случайно на здании, где когда-то был расположен кинотеатр «Вятян» («Родина»), архитектор оставил изображение часов. Барельеф вечно показывает застывшее время. Это понятно. Над Торговой оно не властно.

Впрочем, и понятие пространства для города весьма и весьма условно. Я часто показывал фотографии центральных улиц Баку своим приятелям и друзьям, никогда не посещавшим город на Каспии. Предлагал угадать, в какой точке планеты была нажата кнопка фотомыльницы, запечатлевшей сей урбанистический пейзаж. Ответы были довольно разнообразны: Прага, Барселона, Париж, Тегеран...
И дело не только и не столько в архитектуре. Характер – его ведь не спрячешь.

Красоте многочисленных загадочных легенд, связанных с одной только Девичьей башней, позавидует готическая Прага, отношению к дамам и любви к жизни Парижу впору поучиться у Баку. Горячий южный темперамент и морские пейзажи не уступят каталонским, а восточный колорит и суета базара роднят его со всеми городами благодатного полумесяца.

Но больше всего схожих черт обнаружил в силуэтах древнего Баку итальянский Неаполь. Причем настолько схожих, что братство городов неоспоримо. Вот потому и побратались город на берегу Каспийского моря-озера и город, омываемый волнами Тирренского моря. Та же подковообразная бухта, те же терраски, торопливо сбегающие к воде. Те же типажи в узких переулках старого города. Если удастся посмотреть шедевр Нино Манфреди Operazzione San Gennaro, обратите внимание на вид Неаполя с высокой точки. Близнец Баку.

И именно поэтому я верю в историю, которую мне рассказал один мой старинный приятель, частенько общающийся с кинематографическими знаменитостями.
В 1972 году Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра приехали в Баку в поисках места для съемок фильма. Они действительно влюбились в город. Им нравилось буквально все: дома, улицы, люди, пейзажи. Что это, как не лишнее подтверждение истины: бакинец и неаполитанец – братья по крови?
И вот наконец придирчивый Гуэрра объявляет, что город подходит идеально, но потребуется построить лишь одну декорацию: необходимо сделать трамвайные рельсы, которые ведут в никуда, обрываясь в песке. Разговор происходил на берегу, и тут один из шоферов, постоянно возивших итальянскую делегацию и услышавший о требованиях гостя из обрывков фраз переводчика, схватил Тонино за рукав, потянул за собой и завел за угол дома. Указав на землю, он спросил: «Смотри, тебе это нужно?»
А там были настоящие трамвайные рельсы, которые внезапно тонули в песке, точь-в-точь, как описывал Гуэрра.

Да, не повезло лауреату Нобелевки-1907, не бывал Редьярд Киплинг в Баку, иначе не выдал бы он свою крайне спорную сентенцию о несхожести Востока и Запада. Сошли они с мест. И двинулись навстречу друг другу. 40 градусов 23 минуты северной широты и 49 градусов 59 минут восточной долготы – это то самое место, где состоялась историческая встреча двух культур, двух философий, если хотите.
Да, Баку удивительным образом похож на многие европейские и восточные города, но при этом имеет свое собственное незабываемое лицо.
Баку – кокет. Любитель примерять на себя маски и наряды. А чего вы хотели от города, над обликом которого трудились азербайджанцы, поляки, немцы, русские? От города, лучшие образцы архитектуры которого – плод безудержной фантазии нуворишей-олигархов. Да и первый вразумительный генплан развития города составил Николай Августович фон дер Нонне. Само имя этого маэстро – подлинный образчик эклектики, которой и славен Баку.

Говорите, архитектура – застывшая в камне музыка? Так вот знайте – здание филармонии в Баку, храма этой самой музыки, – точная копия казино, что расположено в Монако. И именно казино изначально размещалось в этом здании, носившем имя Летнего клуба городского общественного собрания. Пьянящая музыка звона монет со временем в этих стенах сменилась не менее волнующей мелодией мировых классиков.
Понравилось помпезное здание на Лазурном Берегу бакинским нефтяным миллионерам, и захотелось им видеть сей шедевр на берегу Каспийском. Вот так, широко, с размахом привыкли жить здесь люди. Здесь каждый мнил себя Ротшильдом или Нобелем. Впрочем, почему мнил?
Кстати, своим расположением – на вершине холма, резво спускающегося к набережной, филармония действительно задает тон всей музыке квартала, оставаясь лейтмотивом, определяющей мелодией в многоголосии стилей центра города.
Город, расположенный амфитеатром в Апшеронской бухте, отдал храму музыки едва ли не самое выигрышное место. Чего не сделаешь из любви к искусству.

Ну а еще одним искусством – искусством перевоплощения – Баку владеет в совершенстве. Он киногеничен до неприличия. Именно потому, что столица Азербайджана разом похожа на все города мира, ей довелось в кино сыграть немало колоритных ролей.
В «Бриллиантовой руке» он был Стамбулом. В «Человеке-амфибии» мастерски перевоплотился в Буэнос-Айрес. В «Тегеране-43» образцово сыграл заглавную роль. Довелось ему примерить маску и пакистанского города в фильме «Человек, который брал интервью». Так что в отличие от Риги, блистательно исполнившей Лондон в масленниковском сериале о Шерлоке Холмсе, Баку не был актером одного жанра. Он мог играть христианскую Латинскую Америку и мусульманский Восток.

Но все же самым популярным искусством в Баку, искусством, в котором жители этого града достигли поистине наивысших успехов, остается искусство жить. Вкусно есть и вдосталь пить.
В бакинских заведениях все по-домашнему. С одной стороны, это хорошо и трогательно: пахлава на блюдечке, варенье и сахар, принесенные, как само собой разумеющееся, к чаю, с другой стороны, вас не постесняются посадить на столетние канцелярские стулья за стол с не очень чистой скатертью: чего уж там стесняться, все свои люди...
Но это еще ничего. Бывает, что могут и вовсе не пустить, если вы попали в часы досуга неспешного чайханщика. Нехотя оторвавшись от доски с нардами, он попросит вас зайти попозже: «Не работаем мы сейчас, закрыты до конца партии».

Впечатление № 2[править]

Туроператорам на заметку – где просить гастрономического убежища

Да, они ничего не боятся. Практически все мои друзья, побывавшие в Баку, спрашивают: «Как в стране с такой кухней успешно развивается сеть «Макдоналдсов»?»
В какой-нибудь Франции, пропиаренной за счет лягушачих лапок, циррозной печенки спившихся уток и жюльенов, антиглобалисты давно бы разнесли заведение с большой желтой «М» на крыше. Но в Баку?
Никогда!

Местные повара и рестораторы не боятся конкуренции. Да ее и нет в принципе. «Макдоналдс» – заведение для детишек, которые идут сюда за игрушками в «Хэппи-мил» и чудными клоунами в интерьере. А настоящая кухня обитает совсем в другом месте.

За секс-туризмом – очереди в Таиланд, за шоп-туризмом – в Турцию и Китай. Но за гурмания-туризмом – только в Азербайджан! Иной выбор выдаст в вас дилетанта.
В Москве ресторации делают ставку на «концепт» – модное словечко!
В Баку же вас сразу околдовывают умением поваров. Кухня берет в полон сразу и не отпустит уже никогда.
Я знаю евреев, которые не эмигрировали в Израиль, аргументировав свое решение очень неожиданно: «А где я вам в Хайфе или Тель-Авиве найду такие кутабы, как в Баку?!». Серьезно. И мне нечем было крыть эту неубиенную карту.
Был я и в Израиле. В Земле обетованной еда – культ, в Азербайджане – обыденное занятие, но потому к ней здесь относятся серьезно. Здесь едят много, вкусно.

ВКУСНО – это ключевое слово. И, черт возьми, какой кудесник касался этого куска мяса, которое еще полчаса назад бегало и блеяло? Или мычало? Неужто еще час назад сие нежнейшее филе, благоухающее на моей тарелке, плавало в море и носило название Acipenser? Если у нас есть такие волшебники от плиты, неужто какой-то фастфуд их победит?
Нет, дорогой, пускай будет – да! Детям радость. Подмастерья кухни игрушками пусть привлекают неразумных чад. А мы, взрослые, серьезные люди, понимаем, что к чему и где тут праздник для настоящего знатока.

А вот те, кто любит покушать, – пожалуйте в «Картонажку», «К Аге» или в «Свинарник». Названия-то народные. Потому что расположены заведения рядом с бывшей картонажной фабрикой, а в другом шеф-повара зовут Ага, а в третьем подают лучший кебаб из свинины. А «Бях-бях»? На русский язык название этого ресторана переводится просто как «М-м-м!» Но не «Магги». Просто там работают обыкновенные маги кулинарии.
Как, вы еще читаете эти записки, а не стоите в очереди за билетами на самолет до Баку? Тогда вы ни черта не смыслите в искусстве кулинарии, даже если обедаете в пятизвездочном ресторане.

Наш ответ Мишлену!

А знаете ли вы, где лучше всего изучать азербайджанскую географию и ономастику? В ресторанах столицы прикаспийской!
Национальные заведения общепита в Баку предоставляют такую уникальную возможность. В качестве названия для оных в ход идут имена рек, озер, городов, селений, водопадов, гор, перевалов, любимых, жен, дочерей, сынов, родителей, троюродных бабушек, сводных и разводных мостов...
Иногда кажется, что хозяева харчевен просто открывают географический атлас Азербайджана и методом тыка находят название для будущей ресторации. Ну, если нет атласа, в ход идет телефонная книга. Старина Сименон в подобном справочнике искал имена своих персонажей? Наш ресторатор найдет там название своему бизнесу!

Ресторан в Баку – это субкультура. Не более того. Но уж никак и не менее.
Да, ресторанов у нас много. И ведь все забиты бывают что в будни, что в выходные.
Блюда – роскошные. Помню, как один гость из Москвы, заказывая третью порцию люля подряд, виновато заметил:
– Ничего не могу с собой поделать. Подсел я на люля.

А официанты в Баку – это песня! Практически никогда ничего не записывают, обещают все запомнить.
Но если принесут что-то, что вы не заказывали, долго будут отпираться, ни за что не признаются, что перепутали и постараются убедить вас, что именно это вы и просили. Только, видать, запамятовали. Даже если не убедят – все равно оставьте и попробуйте принесенное. Это ж тоже очень вкусно!

Что творят с мясом и рыбой волшебники от гастрономии на наших кухнях, я не знаю, но шедевры там стоят на потоке.
Более солидные порции, чем в Баку, я едал лишь в Соединенном Королевстве.
И еще могу сказать точно: христианство зародилось явно не в Азербайджане. Если бы каноны этой религии формировались на нашей территории, чревоугодие не просто не включили бы в список грехов, а напротив – объявили поводом для канонизации.

Архитектура – застывшая музыка, говорите? Скрябин – отец цветомузыки? Так знайте, что азербайджанская кухня – музыка ароматная. Такой эклектики, как в Лянкярани, такой строгой классики, как в Ширване, такого джаза, как в Нахчыване, или рэгги, как в Закаталах, вы больше не испробуете нигде в мире.

Варенье из лепестков розы – это подлинный Моцарт! Настоящий, а не тот, что вам предлагают в Вене и Зальцбурге в виде шоколадных кугелей. А белая черешня, из которой вынуты косточки и на их место вставлен цельный фундук – разве это не изыск в стиле Вивальди?

Понятие «концепт» чуждо ресторану а-ля Баку. Тут главное – кухня. Ее величество Кухня, где повар – дирижер и композитор.
В заведения приходят есть. Чревоугодничать, вкушать плоды скотоводства и земледелия. А что создало роспись на стенах – кисть нового Шагала или потрескавшаяся краска и плесень, – не столь важно. И если на столе у вас нежнейший сыр, острая аджика и щекочущий нос горячим ароматом кутаб – разве имеет значение, что узор на скатерти не работа мастериц-ткачих, а следствие неаккуратного разлива вина предыдущим гостем? В конце концов, внесите свои краски в эту палитру!

Как в театре идут на актера, так в бакинском ресторане знатоки идут на повара. На его искусство.
И если игра стоит ваших денег, то мы простим слабую работу декоратора.

И еще... Что-то мне подсказывает, что не зря римский поход в Азербайджан возглавил Лукулл. Старина Луций Лициний был тот еще гурман и точно знал, где самая лучшая кухня. Неужто такой рекомендации недостаточно?

Послевкусие одного чемпионата

Иногда мне кажется, что все международные форумы и турниры, проводящиеся в Баку, имеют своей главной целью промоушн отечественной кухни. И ведь неплохо получается!
Уверяю вас, уже через 30 секунд после того, как материалы журналистов всего мира были сданы в набор, они забыли имена и фамилии азербайджанских спортсменов-лауреатов домашнего чемпионата-2007 мира по борьбе. Местные пехлеваны не владели их умами и сердцами долее времени, что длится поединок на чемпионате мира по борьбе.
А вот названия блюд азербайджанской кухни и их вкус еще долго будут самым ярким воспоминанием о неделе турнира в Баку.
Кутабы, дющбяря, фысынджан, лявянги, джыз-быз, долма... Тезаурус гостей пополнился основательно.
Я уж не говорю о дежурных люля и кебабах!
Вот о вкусе «той белуги, что подавали нам в семейном ресторанчике у Дома охотника», корреспонденты ведущих спортивных изданий России будут рассказывать дольше, чем об итогах турнира. По признанию многих, «этот волшебный вкус до сих пор не отпускает» их.

Честное слово, когда я слушал эти оды нашей кухне, я радовался больше, чем ежели бы мне сообщили, что Азербайджан выиграл у сборной Франции с Зиданом во главе со счетом 5:0. Может, кто-то захочет вновь приехать в Баку, чтобы повторить «вкус белуги»? Вот это я понимаю – пиар родине!
И почему в Азербайджане не проводится чемпионат мира по барбекю? А ведь такой существует! Он есть. ЕСТЬ! Я бы с удовольствием записался в судьи такого чемпионата. Пусть меня научат! Только при условии, что судить я буду нашу, родную сборную. И когда я отдам ей все победные баллы, уверен, никто не осудит меня за пристрастность.

В кулинарном поединке азербайджанскому повару трудно оппонировать. В такой Олимпиаде мы соберем все золото мира.
А вообще, был бы суперчемпионат мира. Только представьте: от каждой страны выставляется одно блюдо, которое готовит самый лучший повар. А дегустаторы выставляют баллы.
Вообразите афишу: «Вареники с вишней» (Украина) – «Долма» (Азербайджан). Ну и кто откажется сходить на поединок? Я бы билеты на футбольный матч Бразилия–Аргентина обменял бы с доплатой. По-любому!
А вот свидетельством истинного триумфа азербайджанской кухни над гламуром западных цивилизаций стал случай, рассказанный одним моим приятелем.

Дуэль мэтров

Дело было в Москве, куда один из олигархов азербайджанского происхождения (из скромности умолчим об его имени) сумел заманить звезду высокой моды Пако Рабанна для участия в некоем презентационном шоу.
По окончании вечера бизнесмен устроил роскошный ужин для мэтра в одном из своих ресторанов, желая поразить художника от мира моды изысками азербайджанской кухни.
Нужно отметить, что шеф-поваром у олигарха, большого ценителя родной кулинарии, был самый обычный азербайджанский кебабчи, тонкий знаток и умелец готовить нежнейшие шашлыки, владевший секретом превращать мясо в гастрономический шедевр. Но при этом человек весьма неотесанный, чуждый политесов. Да и зачем они ему? Место повара у плиты и мангала, а не на светских раутах.
Так полагал этот кудесник шампура, в чем его поддерживал хозяин. Вот и рассчитывал наш олигарх попотчевать заморского гостя самым шиком от своего повара.
Ну а сеньор Пако оказался особой привередливой. Каждое подаваемое ему блюдо он придирчиво осматривал, обнюхивал и с вежливой улыбкой отклонял:
– Нет, что вы, слишком жирно. Простите, но слишком остро. Нет-нет, тут же так много холестерина...
Вечер не клеился, ужин разваливался, Рабанн не ел, и настроение хозяина портилось стремительно.
Рабанедо-Куэрво вел себя, как последняя курва, пока официант не вынес фирменное блюдо заведения – кебаб из яичек барана. Высокий гость, не разобравший на глаз и запах, что это, решил распробовать блюдо на вкус.
После первого кусочка бровь сеньора Франсиско поднялась, он одобрительно хмыкнул, смел быстро все и попросил повторить. Вторая тарелка также была опростана и на смену ей пришла третья. Мэтр был явно доволен. В восторге пребывал и хозяин.
Когда Пако Рабанн насытился, он обратился к хозяину:
– Это блюдо – просто шедевр. Никогда я не ел ничего более восхитительного и волшебного. Могу я видеть ШЕФА, чтобы лично выразить ему свое восхищение и благодарность?
Желание гостя – закон. И вот в зал помпезного ресторана вразвалочку входит небритый коренастый мужчина в заляпанном кровью и жиром некогда белом халате. Он подходит к гостю. Кутюрье встает, с жаром жмет волосатую руку повара, затем снимает с шеи галстук и отдает его повару со словами:
– От маэстро – маэстро.
Тот явно удивлен, неужто ради этого его оторвали от мангалов и плиты, от серьезного дела? Ради галстука?
– Спасыбо, – отвечает повар, сворачивает галстук от Пако Рабанна и запихивает его в грязный нагрудный карман. Разворачивается и уходит обратно на кухню.


И еще одна бакинская байка на кулинарную тему. В славном городе Баку проводился международный шахматный турнир. Мастера двигать деревянные фигурки по 64-клеточным досочкам со всего обитаемого мира съехались в Азербайджан.
Поселили их в отеле «Интурист». И был среди гостей один необычный гроссмейстер. Он, видите ли, оказался вегетарианцем. Что ж, у каждого свои развлечения в жизни. Но чтобы не огорчать дорогого гостя и не дать ему умереть от голода или, что хуже, не ослабить его во время шахматных баталий, организаторы решили проинструктировать повара отеля о вкусах одного из гостей.
Далее – диалог повара «П» и члена оргкомитета турнира «О».
О: Мамед, учти, этому гостю мяса не подавай. Он не ест мяса. Понял?
П: Нет проблем, не ест мяса – подам ему рыбу. Осетрину. Свежую...
О: Ты не понял, Мамед, он рыбу тоже не ест. Никакую.
П: Понял, почему нервничаешь, дорогой? Не ест рыбу – подам курицу. В лучшем виде...
О: Мамед, понимаешь, он и курицу не ест. Ни мяса, ни рыбы, ни курицы не ест. Понимаешь?
Повар задумался на секунду. Затем в глазах вспыхнул огонек догадки:
– Пидарас, да?
Нет-нет, он вовсе не был гомофобом, этот повар. Просто он не понимал, как это человек способен отказаться по своей воле от всех этих изысков. И смутно догадывался, что есть модное иностранное словечко, которым таких странных людей называют. Откуда он мог знать, что сам граф Лев Николаевич тоже был из этой самой категории?

Ну а завершу рассказ о своем любимом городе, украшу свое самое дорогое блюдо приправой из глубин моей памяти. Все-таки учился я в этом городе многому. И любви в том числе.
И увез я с собой из родного Баку в чемодане воспоминаний не только перчинки разочарований.


Источник:
газета «Азербайджанский конгресс» (часть 1)
газета «Азербайджанский конгресс» (часть 2)

comments powered by Disqus