The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Сейран Велиев. Зороастризм и средневековой Баку[править]

СЕЙРАН ВЕЛИЕВ,
главный научный сотрудник Института географии НАНА,
доктор географических наук



В начале XV века Абд ар - Рашид ибн Салих ибн Нури аль - Бакуви взялся за сокращение энциклопедического труда по географии всего мира выдающегося арабского ученого Закария аль - Казвини «Памятники стран и сообщения о рабах Аллаха» (то есть людях - С. В.). В то время подобные сокращения были обычны. Они составлялись для тех читателей, которые не могли или не хотели читать обширные труды. Обычно эти сокращения ценны при утрате основного произведения. Но труд Казвини до нас дошел, и сочинение аль-Бакуви ценно для нас тем, что он только сокращал, но и добавил некоторые новые данные, не имевшиеся у Казвини. При этом наиболее ценны его описание Баку - единственное для средних веков.

В числе этих оригинальных сообщений и следующее:

«В одном фарсахе от города есть место, из которого выбрасывается никогда не гаснущий огонь. Говорят, что это рудник серы. Около этого огня расположено селение, жители которого – христиане ... Близ города много селений, и каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами. Все жители этих селений - христиане (?), а жители города исповедывают толк имама аш-Шафи'и - да будет доволен ими Аллах! Это - родина родителя моего, имама, ученого Салиха ибн Нури, который был средоточием достоинств... в 806 (1403 - 04) году в возрасте семидесяти семи лет (по 3.М.Буниятову, вероятно, дата смерти)» [1].

Приведенное сообщение о том, что сами бакинцы - мусульмане, а жители всех окрестных селений христиане (точнее, ан-насара, ан-насранийа, т.е. несториане) вызывает недоумение. Правда о том, что в селениях около Баку проживали христиане, свидетельствуют 3 мавзолея: в Бузовнах, Шагане и Ени Сураханы, относящиеся к XIV в. (соответственно, 1306, 1320-1321 и 1400 гг.). О том, что здесь были погребены христиане, свидетельствуют два хачкары (кресты), вмонтированные во внутренние стены мавзолея, их немусульманские имена. При это в мавзолее в Бузовнах прямо отмечается, что погребенный был «тарса», «насрани», т.е. «христиан-несториан». В Бузовнах на проживание христиан-несторианцев указывает и название одного из кварталов – «Назранлы» [2]. Последнее говорит о том, что число христиан на Абшероне было значительным, и они образовывали собственный квартал в Бузовнах. Но название квартала, само по себе, говорит о том, что они составляли население лишь одного квартала.
Наверняка, собственные кварталы христиане имели и в некоторых других бакинских селениях, но составлять основное население всех этих селений они не могли. Иначе, до нас дошло бы намного больше свидетельств о христианстве на Абшероне, а не только выше приведенные.

Чтобы ответить на вопрос о том, почему Абд ар-Рашид аль-Бакуви назвал всех жителей селений вокруг Баку, христианами, прежде всего, обратим внимание на то, что Баку он называет родиной отца Салиха ибн Нури, а не самого себя. Поэтому сведениями о Баку он обязан, скорее всего, ему.

В числе этих сведений было и сообщение о резком поднятии уровня Каспийского моря. По имеющимся же данным, это повышение происходило в первой половине XIV века, т.е. в годы молодости отца автора сочинения.
Вероятнее всего, Салих ибн Нури тогда и покинул родной город. Иначе своему сыну он сообщил бы и о прекращении подъема уровня Каспия. Поэтому сообщение Абд ар-Рашид аль-Бакуви о Баку датируется первой половиной XIV в. и восходят к его отцу. Сам он Баку и в глаза не видел.

И вот тут привлекает внимание то обстоятельство, что он и жителей селения около вечного огня (без сомнения, Сураханов) называет христианами. В связи с этим представляет интерес описание Сураханов, сделанное Кемпфером и относящееся к 1683г. Он сообщает:

«Здесь мы нашли около десятка людей, занятых работами возле огней: одни, поставив медные и глиняные сосуды на не слишком пылающую расселину, готовили пищу для жителей соседнего селения Срогани (Сураханы - С. В.) атесгави названного так по этому огню: другие, наложив на огонь кучу собранных в других местах камней, обжигали известь, а уже готовую собирали, чтобы отвозить на судах; двое из потомков племени древних персов, пришельцы, индусы - огнепоклонники сидели бездеятельно вокруг выстроенной ими стены и молились вечному божеству, взирая на вырывающееся из земли пламя и поклонялись ему...» и далее «...раньше в пятистах шагах (расстояния) были видны в одном ряду семь трещин, из которых некогда горело это пламя, когда оно погасло, оно вырвалось наружу в том месте, которое я описал» [3].

Приведенное описание Кемпфера интересно во многих отношениях. Во-первых, из него мы узнаем, что уже в это время индусы начали строительство собственного храма для поклонения огню, предшественника нынешнего Атешгя. Как показывают надписи на нем, этот храм никакого отношения к зороастризму не имеет. Во - вторых, оно говорит о том, что название «Атешгя» - «Место (храм) огня» древнее самого храма и входило в состав названия самого селения. Отсюда следует, что здесь зороастрийский «Храм огня» располагался несколько ранее, но в 50 м от нынешнего.

Баку. Атешкях..jpg
Сураханы. Храм огнепоклонников Атешкях. Фото - И. Рубенчик.

Храм в Сураханах не был единственным храмом зороастрийцев на Апшероне. Как отмечает С. Б. Ашурбейли, «не случайно среди жителей Баку и доныне существует предание о том, что «Джума-мечеть» и армянская церковь, стоящие в крепости Баку, построены на месте древних храмов огнепоклонников» [4].
Имелась и легенда, согласно которой и на месте «Сыныг-гала» ранее стоял храм огнепоклонников[5].
Также еще недавно среди местного населения существовало предание о том, что на острове Артема был храм огня, на поклонение к которому шли жители селений Гюрган, Тюркян и Зиря, в прошлом огнепоклонники [6].
А бакинский публицист начала ХХ в. М.С.Саяпин писал, что ему лично старик крестьянин из села Говсаны «говорил, что еще в его памяти вокруг него жили старики, поклонявшиеся огню, когда их дети уже были от рождения исламитами. Значит, всего лет 100» [7].

В пользу того, что еще недавно вблизи Баку жили зороастрийцы, свидетельствует и бывшее название Гобустана – Габристан. Его переименовали, так как оно переводилось с азербайджанского, как «Страна могил», т.е. «кладбище». Но Г. Асланов показал, что «Габристан» означает «Страна гебров»[8].
Гебрами, т.е. «неверными» в современном Иране называют зороастрийцев, которые здесь сохранились в наиболее пустынных областях[9]. Также и в Гобустане зороастрийцы дольше всего удерживались на территории Азербайджна.

Не перепутал ли аль-Бакуви сведения своего отца? Не отнес ли он к христианам и зороастрийцев - огнепоклонников? Ведь и те, и другие для Бакуви были одинаковыми иноверцами. Правда, возникает вопрос - неужели в это время на территории Азербайджана еще существовали зороастрийские общины?
Ведь прошло уже несколько веков после того, как арабы принесли на землю Азербайджана ислам, и ни один из известных нам источников ни о каком зороастризме здесь не упоминает.
Кроме того, о ликвидации всех зороастрийских общин прямо говорит Низами, который в своей поэме «Искендернаме» специальную главу посвящает борьбе Александра Македонского с последователями Зороастра. Там есть такие строки:

«Не осталось огня ни у одного последователя Зердушта.
После этого взвешивающим сокровища магам
Никто уже не наполнял кладами капища» [10].

Как будто ясно, ко времени Низами, то есть к XIII в., зороастрийцев уже не было. Но стоит обратиться к первой поэме Низами «Сокровищница тайн», как увидим, что до окончательной победы ислама над зороастризмом в это время было еще далеко. Иначе, зачем Низами писал следующие строки:

Обратись ты лицом к вере, которая является великой опорой,
Спиной же обратись к солнцу, ибо оно (источник) зороастризма
-
Перед каким - то жрецом огня спину не делай крестом,
Не считай ты себя (заржавленным) мечом хатибов[11].

Зачем Низами так предостерегать от зороастризма, если он был уже давней историей? В этой связи, особенно интересные следующие строки:

Под этой башней молчания (дахмы) для узников,
Если бы жар (души) служителей духа излучал свет.
То волк скверно дышащий не стал бы Юсуфом души,
(Отважные мужи) с львиным сердцем не стали бы кухонной кошкой[12].

Рустам Алиев так объясняет это четверостишие:

В данном контексте «башня молчания» - небосвод, узники - люди, населяющие землю. Смысл бейтов: если бы над всеми витал дух праведности; если бы жар души служителей духа источал свет, то на земле господствовали бы чистота помыслов, красотой подобных Юсуфу, а не торжествовали бы низменные волчьи страсти и отважные мужи с львиными сердцами не были бы превращены в «кухонных кошек[13])

.

Мы привели это объяснение для того, чтобы показать, что здесь башня молчания означает просто погребение, и Низами мог бы воспользоваться каким - нибудь мусульманским термином, но он приводит именно зороастрийский термин.

Другой великий поэт Азербайджана Хагани Ширвани, живший немного раньше Низами, также неоднократно обращается к зороастризму. Нами обнаружено два таких места:

«А коль найдется на земле поэт, похожий на меня,
Пусть иноверцем стану я, пойду молиться в храм огня».
«Когда ж кейсар захочет суть Зардушта ведать, то ему
Из тьмы забвения глухой я «Зенд - Авесту» подыму,
И объясню я смысл огня, открою, что такое «Зенд»,
И всей Авесты древней суть, и как произошел «Пазенд» [14]
.


Приведенные строки показывают, что Хагани не просто был готов молиться огню, но и хорошо изучил «Авесту».

Если Низами предостерегал от поклонения огню, а Хагани не шел дальше угроз стать огнепоклонником, то Насими почти в каждом своем стихотворении прославляет огонь, нередко прямо отождествляя его с богом.
Правда, он ссылается на то, что библейскому пророку Моисею, которого под именем Муса чтят и мусульмане, бог явился в виде огня. В действительности, Насими придавал огню такое значение, какое ни ислам, ни христианство одобрить не могли. В одном месте Насими прямо называет себя приверженцем огня:

«Я - Насими, не значусь я в великой книге бытия,
Хранить приверженцев огня в сей книге не надо» [15].


Насими относился к хуруфитам - одной из шиитских мусульманских сект. И здесь мы подходим к вопросу о сектах.

Ислам, в отличие от христианства, позволяет представителям других религий исповедовать свою веру. Но за это они должны были платить дополнительный налог, подвергались определенным дискриминациям (запрет ношения оружия, езды верхом и т. п.). Те же, кто принимал ислам, не только освобождался от дискриминаций, но на несколько лет получал даже дополнительные льготы. К тому же, ислам совершенно не терпел отступников, и поэтому не только те, кто принял ислам, но и их потомки вернуться в прежнюю веру уже не могли.

Вместе с тем, ислам разрешал внутри себя существование различных направлений и сект. Достаточно было исполнять пять главных обязанностей веры: веровать в то, что Аллах единственное божество, а Магомед – его посланник, совершать молитвы, соблюдать пост, совершать (если есть возможность) хадж и выплачивать обязательный налог на нужды общины и делать добровольные пожертвования на милостыню. Поэтому в остальном мусульманин мог придерживаться различных представлений.

Как известно, вначале произошел раскол на 2 основных направления – фундаментальное - суннизм и оппозиционное - шиизм.
Последним обстоятельством и воспользовались зороастрийцы.

Вынужденные принять ислам, они присоединялись к шиитам – «партии Али».
Шииты были недовольны первыми преемниками Магомеда - халифами и проклинали их. Последнее вполне соответствовало пожеланиям зороастрийцев. Шииты считали, что один из этих халифов – Осман, принявший канонический Корана, исказил его текст, управ упоминание Али. А так как другого Корана уже не было, то шииты стали толковать Коран. К тому же у шиитов не было единства, они образовывали множество сект. Это позволяло зороастрийцам создавать собственные секты или присоединяться к сектам, наиболее подходящим им по духу. В итоге, шиизм стал наиболее популярным в Иране и Азербайджане, где до ислама господствовал зороастризм.

Наиболее яркий пример – хуррамиты – последователи Абу Муслима, предательски убитого Аббасидами. Вокруг него объединились маздакиды и крайние шииты. Последователем хуррамидов объявил себя и Бабек [16]. Когда же он стал побеждать, то он открыто объявил о своем зороастриме и борьбе с исламом [17].

Исмаилиты – одно из основных направлений шиитов, официально связывали свое происхождение с одним из потомков Магомеда. Но современники их возникновения отмечали, что главной задачей исмаилитов является уничтожение ислама и восстановление зороастризма [18].

К исмаиллизму и по духу, и по форме был близок упомянутый выше хуруфизм, которому принадлежал Насими.
Основоположник хуруфизма Наими был родом из Астрабаде, но только в Баку приобрел настоящих соратников и здесь основал хуруфизм. Хуруфиты даже после того, как по приказу Наими покинули Баку для распространения своего учения, продолжали считать Баку - Каабой хуруфизма[19].

Почему именно Баку? Не связано ли это с влиянием существовавшей здесь зороастрийской общины?
Как указывал уже аль-Бакуви, вокруг Баку «каждое селение имеет укрепленную цитадель с прочными стенами». Это башни, которые ныне сохранились в нескольких селениях. Но ранее они располагались во всех селениях, что свойственно только культовым сооружениям.
Надписи на них и их особенности говорят о том, что они были мусульманскими – своеобразными мечетями и возводились в XI-XIII вв.[20].
Эти башни- мечети указывают на то, что жители бакинских селений формально приняли ислам в форме одной из шиитских сект. Но во многом оставались еще зороастрийцами. И это было ясно представителям официального ислама – суннитам-шафиитам, живших в Баку. Отсюда и противопоставление бакинцам жителям бакинских селений.

Подытоживая вышеприведенное, мы можем сказать, что зороастрийские общины еще в XII-XV вв., а, вероятнее всего, и позднее существовали в Азербайджане, в том числе и в Баку, по крайней мере, в его окрестностях.
Отсутствие прямых указаний на их существование объясняется тем, что они играли уже незначительную роль. Их перестали замечать.
Немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Азербайджан и Иран в 30-ых годах XVII в., пишет, что огнепоклонников, т.е. зороастрийцев, во всей Персии уже нет, сохранилась лишь одна их секта в Индии[21]. Они же, как известно, живут в Иране поныне. Кроме того, зороастризм дал начало большому числу шиитских сект, получивших широкое распространение у азербайджанцев, персов и других народов, исповедовавших до принятия ислама, зороастризм.

Примечания (использованная литература):

  1. Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва аджаиб ал-малик ал-калхар. Москва: Наука. 1971, с. 89-90
  2. Неймат М.С.Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Баку: Элм. 1991, с. 49,50,57,129,131,133.
  3. Ашурбейли С.Б. Об истории Сураханского храма храма огнепоклонников. // Памятники архитектуры Азербайджана. 1946, с. 45.
  4. Ашурбейли С.Б. Очерк истории средневекового Баку. Баку: Изд. АН Азерб. ССР. 1964, с. 45.
  5. 5. Рзаев Н. Мечеть Мухаммеда.// Архитектура Азербайджана. Очерки. Баку. 1952, с. 635.
  6. Гюль К.К. Каспийское море. Баку: Азнефтеиздат. 1956, с. 58-59.
  7. Саяпин М.С. Бакинские древности. Взгляды обывателя. Баку. 1930, с 3 (Рукопись, Фонд ЦБ НАНА)
  8. Асланов Г. Реликвии домусульманских верований в Азербайджане (по материалам археологии и этнографии). 1985, с. 8.
  9. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. Москва: Наука. 1982
  10. Низами. Искендер-наме. Баку: Элм. 1983, с. 162.
  11. Низами. Сокровищница тайн. Баку: Элм. 1983, с. 80.
  12. Низами. Сокровищница тайн. Баку: Элм. 1983, с. 223.
  13. Низами. Сокровищница тайн. Баку: Элм. 1983, с. 223.
  14. Хагани. Лирика. Баку: Язычи. 1982, с. 68-73
  15. Насими И. Ибранная лирика. Баку: Азернешр.1976, т.2, с. 176.
  16. Ислам. Краткий справочник. Москва: Наука. 1983, с. 120.
  17. Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку: Изд. АН Азерб. ССР. 1965, с. 235, 245.
  18. Кули-заде З. Хуруфизм и его последователи в Азербайджане. Баку «Элм». 1970, с. 65.
  19. Кули-заде З. Хуруфизм и его последователи в Азербайджане. Баку «Элм». 1970, с. 92-93.
  20. Велиев С.С. Башни Абшерона – первые мечети. // Баку – столицв исламской культуры 2009. Тезисы международной конференции.2009, с.64-65.
  21. Путешественники об Азербайджане. Баку: Изд. АН Азерб. ССР. 1961, с. 273.

Мы благодарим сына Сейрана Велиева - Тогрула Велиева - за присланную нам для публикации статью на столь интересную тему.


Храм огнепоклонников (Сураханы) - фотоальбом[править]

comments powered by Disqus