The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Сергей Озорин "Осквернитель прадедовой славы"[править]

Моей Йокнапатофой, альма матером, и всем прочим в детстве до школы была квартира на улице Видади в Баку. Дед с бабкой с утра уходили на работу, оставляя меня наедине со старенькой прабабкой Броней, жившей в полудрёме, и не всегда успевавшей следить за моими перемещениями и затеями.

Я выбирал момент и украдкой залезал то в комод за старыми фотографиями, то в книжный шкаф, а то и в особой секретности секретер, где лежали кучи всяких документов, облигации Государственного займа 1948 года, и пачки прадедушкиных большевистских удостоверений участника всяких съездов и партийных конференций. Часть из корочек алела кумачом славных трудовых побед в период индустриализации Страны Советов, часть была солидного темно-бордового и коричневого цвета, цвета важных партийных решений.

Одно из моих вторжений в славное прошлое моего прадеда кончилось тем, что внутри красных удостоверений я нарисовал простым карандашом звёзды, большая часть из которых была пятиконечными, написал пароли для майора Вихря, Рихарда Зорге и других доблестных наших разведчиков, а внутри остальных аусвайсов с тёмной корочкой означил фашистские кресты, потому что это коричневая чума. Рядом со свастикой на всякий случай я хитро вывел: «пароль адманчивый».

Вскоре про удостоверения я напрочь забыл, и переключился на книжный шкаф, где меня заинтересовали альбомы репродукций картин. Я пытался не только приобщиться к великому искусству, но и старался внести свою лепту в мировое культурное наследие, решив пополнить скудные коллекции репродукций собраний Эрмитажа и Третьяковки и прочих музеев своим самобытным искусством.

Помимо собственных нетленных полотен с пасторальными домиками и пёсиками, выведенных непорочной детской рукой на чистых листах, руководствуясь высокой моралью и врожденной нравстенностью, я пририсовал юбочки всяким там толстым голым теткам Рубенса и Рембрандта, а вот на квадратах Малевича я споткнулся. Вечером я самонадеянно предъявил деду с десяток черных квадратов, намалеванных на листочках в клетку и просил сличить с подлинником.

- Мать твою за ногу, что понаделал, парши...

Дед сглотнул конец фразы, потом долго хохотал, разглядывая добавления в мировую классику, сделанные его первенцем-внуком. Отложив в сторону ластик, он сказал мне, что Малевич вложил в свои картины, включая разные там квадраты, свою энергию души, а я вложил кривой карандаш, за который мне следует вложить по первое число. Наказания в тот раз мне удалось избежать, но свято-ремешковое место пусто не бывает...

Мой судный день настал, когда однажды к нам вечером зашел заместитель директора Института Истории Польской объединенной рабочей партии, которого звали Януш. Он собирал материалы о поляках, участниках Октябрьской революции и гражданской войны, и приехал за помощью к моему деду, сыну участника первого съезда Компартии Азербайджана.

Выбрав из альбома несколько фотографий, дед открыл секретер, дабы приобщить документы исторического значения к славной биографии нашего прадеда-революционера.

- Матка боска...,- только и сумел прошептать наш гость при виде свастики на партийных документах. Хорошо, что на дворе стояла хрущевская оттепель...

Я представляю, как хохотали во время работы реставраторы, стирая с важных документов мои «адманчивые пароли».

comments powered by Disqus