Строка 4: Строка 4:
  
 
<br>[[Image:Александро-Невск 1898.jpg|thumb|center|300px]]  
 
<br>[[Image:Александро-Невск 1898.jpg|thumb|center|300px]]  
 
+
Мысль о постройке в Баку нового обширного собора возникла в начале 1870-х годов, когда в Баку стал в большом количестве производиться керосин, для чего потребовалась  масса русских бондарей и других рабочих рук. С тех пор Бакинский Николаевский собор (в крепости) в праздничные дни не мог вмещать в себе и четвертой доли желавших молиться. С 16 июня 1879 года, с высочайшего разрешения, была открыта повсеместная подписка на сооружение в Баку нового соборного храма. Впрочем, от такой подписки до 1886 года собрано было всего 8000 рублей. <br>
 +
<br>
 +
В начале 80-х годов, в бытность главноначальствующим на Кавказе князя Дондукова-Корсакова, прихожане бакинского собора, по инициативе бывшего управляющего таможенной конторой К. Ф. Спасского-Автономова, много раз подавали прошение князю об отводе места для постройки православного храма, указывая при этом на различные места: на Парапет, на площадь, где впоследствии и будет выстроен новый собор (это место во время войн бакинского хана с русскими представляло общее для всех павших воинов кладбище) и другие.<br>
 +
<br>
 +
Долго длились хлопоты, шла переписка, пока, наконец, в 1883 году, во время пребывания в Баку архиепископа Павла– экзарха Грузии, не было окончательно избрано место. Город, однако, не соглашался отвести площадь, на которой находилось старое мусульманское кладбище, а предлагал для постройки нового храма другую местность.<br>
 +
<br>
 +
17 марта 1886 г. высокопреосвященным экзархом Грузии Павлом был учрежден при соборе строительный комитет из Бакинского губернатора и трех представителей из граждан, священников собора и церковного старосты.<br>
 +
<br>
 +
В 1885 году главноначальствующим гражданской частью на Кавказе, князем А. М. Дондуковым-Корсаковым было определено в Баку, наконец, лучшее место для постройки нового собора.<br>
 +
<br>
 +
Ходатайство князя Дондукова-Корсакова об отводе указанной площади для построения собора, несмотря на сопротивление местных думы и управы, в июне 1886 года увенчалось успехом, и на сооружение собора на сей площади последовало высочайшее соизволение. И в том же году отведенное место было принято от города протоиереем о. Александром Юницким.<br>
 +
<br>
 +
Торжество закладки Бакинского собора приурочили к приезду в Баку императора Александра III, его семьи и сопровождающих лиц, совершавших с 18 сентября по 14 октября 1888 г. поездку по Кавказу.<br>
 +
<blockquote>В Баку императорский поезд прибыл в субботу 8 октября 1888 г. в два часа дня.<br>
 +
В четвертом часу дня, в присутствии государя императора Александра III, наследника цесаревича Николая Александровича, великого князя Георгия Александровича, государыни императрицы Марии Федоровны, главноначальствующего на Кавказе князя Дондукова-Корсакова, экзархом Грузии Высокопреосвященнейшим Палладием была совершена торжественная закладка нового православного Бакинского собора во имя благоверного и великого князя Александра Невского.<br>
 +
Перед закладкой собора совершен был крестный ход на место закладки из существовавшего в Баку Николаевского собора. Духовенство стало под шатром;  рядом, перед местом закладки были поставлены хоругви и иконы. Кругом шатра и по пути к нему стояли воспитанники и воспитанницы средних учебных заведений. По улицам, на площадке, у места закладки и всюду на крышах и на балконах расположились зрители. По прибытии их величеств, началось молебствие, которое совершал высокопреосвященнейший экзарх Грузии, архиепископ Палладий, с двумя архимандритами, кафедральным протоиереем Тифлисского кафедрального Сионского  собора, настоятелем Бакинского собора Юницким и другими священнослужителями. По окроплении места закладки, высокопреосвященный, по уставу Церкви, положил в основание храма частицу святых мощей в серебряном ковчеге. Их величества вложили золотые монеты с обозначением года закладки, и затем настоятель собора прочитал надпись на медной, вызолоченной через огонь, доске соответствующую событию надпись о сооружении храма. Экзарх окропил место святой водой, причем государь император положил на доску первый камень. Далее клали камни государыня императрица и их императорские высочества. На положенные камни надвинули громадную плиту и привинтили ее. Закладка закончилась обычным многолетием.</blockquote>
 +
В 1889 г. возбуждено было ходатайство о пособии со стороны государственного казначейства на построение храма и в 1890 г. это ходатайство было уважено. Было ассигновано 300 тысяч рублей. Постройка же собора началась до того на частные пожертвования, которых было 19 тысяч рублей. Но с течением времени обнаружилось, что тех и других денег не хватает на окончание постройки, и в 1897 году было доассигновано еще 60 тысяч рублей.<br>
 +
<br>
 +
Проект храма принадлежал академику-архитектору В. П. Марфельду, уроженцу города Баку, сыну главного врача Каспийского флотского экипажа.
 +
Закладка собора была совершена под руководством  коллежского секретаря, гражданского инженера Д. Д. Буйнова, занимавшего в то время должность производителя работ строительного отдела губернского правления (впоследствии – губернского архитектора).<br>
 +
В 1891 г. вызван был из Петербурга для постройки собора архитектор Тесьмин, который, приехав в Баку, отказался руководить работами. Тогда на место Тесьмина назначен был архитектор г. Гославский, который и довел постройку собора до конца.<br>
 +
<br>
 +
Живопись в соборе принадлежала вольному художнику г. Яровому.<br>
 +
Большое украшение в храме представляла картина академика-художника Шокорева "Сошествие в ад", напоминающая ту же картину в храме Христа Спасителя в Москве.<br>
 +
<br>
 +
Собор – трехпридельный, вышиной по фасаду, с главным венчающим крестом, 38 саж. (~81 метр).<br>
 +
В плане собор представлял вид креста, в углах которого были расположены 4 башенки, составляющие с западной стороны два прохода в боковые приделы, с восточной стороны – алтари тех же приделов. Кругом собора имелась крытая галерея, шириной 5 аршин с тремя выходами наружу. У главного входа крыльцо.br>
 +
<br>
 +
Все внутреннее расположение собора с его светлыми боковыми приделами, со светлым большим куполом напоминала византийский прием. Собор внутри был отделан лепными работами и отчасти живописью. Против входов были поставлены три иконостаса. Главный иконостас – двухъярусный над царскими вратами, был увенчан мраморным шатром с золотой главкой, что отчасти напоминало силуэт собора. Все иконостасы из кутаисского и заграничного мрамора. Пол мозаичный из разноцветного мрамора.<br>
 +
<br>
 +
Длина собора со всеми пристройками 26 саж. (~55,5 метров), ширина 20,5 саж. (~44 метра). Высота внутри до купола 17 саж. (~36 метров). Он был рассчитан на 1700 человек. Наружный вид собора с отделкой деталей, с его средней частью, составляющей барабан, с его венчающим шатром, башенками, луковицами и шпилями чисто в русском стиле. Особенно характерной, кроме общей формы, являлась отделка окон, наружных дверей и форма перекрытия в виде шпилей и золоченых луковиц.<br>
 
<br>
 
<br>
 
+
Собор имел три престола: главный – во имя благоверного и великого князя Александра Невского, и придельные: во имя св. Николая Чудотворца и св. апостола Варфоломея.<br>
Самым большим на Кавказе православным храмом являлся бакинский Александро-Невский собор.  
+
Колокола для собора были отлиты на колокольно-литейном заводе П. Н. Финляндского в Москве.<br>
 
+
Подрядчиком по постройке Александро-Невского собора был С. М. Павлов.<br>
=== Поиск места для собора ===
 
 
 
В 1879 г. бакинский губернатор [[Позен Валериан (Валерий) Михайлович - военный губернатор Бакинской губернии|В.М.Позен]] в письме городскому голове [[Деспот-Зенович Станислав Иванович - городской голова|С. Деспот-Зеновичу]] высказал мнение о том, что в Баку ощущается потребность в сооружении нового православного собора, одновременно сообщив, что вопрос о соборе в 1878 г. был доложен наместнику Кавказа, а тот заручился поддержкой Святейшего Синода.  
 
 
 
 
<br>
 
<br>
 
+
Благодаря стараниям строительного комитета, во главе которого стоял начальник губернии тайный советник В. П. Рогге и благочинного, протоиерея А. Юницкого, сооружение этого величественного собора, первого, можно сказать, по своей грандиозности и благоустройству на Кавказе, во всех частях окончено было в начале 1898 года<br>
Территорию для нового храма предложил протоиерей [[О.С. Ляпидевский]], обратившийся к экзарху Грузии с просьбой позволить отвести для строительства место, на котором находилось старое мусульманское кладбище. Именно это место явилось причиной многолетних споров.
 
 
 
Православное духовенство требовало возведения собора именно на этом месте. Их оппоненты заявляли о целесообразности и желательности выбора другого места, мотивируя свое решение тем, что на кладбище только с 1859 г. прекратилось захоронение мертвых и есть много семей, чьи родственники на нем похоронены.
 
 
 
[[Тагиев Гаджи Зейналабдин - миллионер и меценат|Г.З. Тагиев]] предложил построить собор на Театральной площади, но с этим не согласился уже новый бакинский губернатор барон [[Гибш фон Гросталь Огюст (Юстус), барон – бакинский губернатор|Ю. Гюбш фон Гросталю]].
 
 
 
Предложения поместить собор в иных местах, более удаленных от центра города, тоже не были приняты, равно как и возможность построения нового собора на Парапете.
 
 
 
10 июля 1886 г. было издано распоряжение главноначальствующего на Кавказе князя А.М. Дондукова-Корсакова о передаче старого мусульманского кладбища под строительство нового православного собора, подтвержденное повелением императора Александра III.
 
 
 
Экзарх Грузии архиепископ Павел утвержд строительный комитет в составе бакинского губернатора [[Рогге Владимир Петрович - губернатор Бакинской губернии|В.П.Рогге]], трех представителей от города, священников Николаевского собора и церковного старосты, по ходатайству которых составление проекта и сметы строительства собора было поручено князем [[А.М. Дондуковым-Корсаковым]] академику архитектуры [[Марфельд Роберт Робертович - архитектор|Р.Р.Марфельду.]]
 
 
 
Собор расположился между четырьмя улицами - Персидской, Врангельской, Колюбакинской и Спасской.
 
 
 
=== Закладка и строительство собора ===
 
 
 
В храмовом строительстве второй половины XiXвека главенствует русский стиль. Ведущим типом соборного храма является пятиглавый храм, разработанный архитектором К. А. Тоном и повторяющий в своих формах крестово-купольные соборы московской Руси.
 
 
 
30 июля 1888 г. проект нового бакинского православного собора арх. Р.Р.Марфельда был утвержден.<br>В плане собор имел вид креста с четырьмя башнями.
 
 
 
Церемонию торжественной закладки храма приурочили к [[Визит Его Величества Александра III в Баку (1888г.)|приезду в Баку императора Александра III]] и его семьи, посетивших Баку 8-9 октября 1888г., в ходе их поездки по Кавказу. 
 
 
 
8 октября 1888 г. в присутствии императора Александра III и его семьи был торжественно заложен новый бакинский собор в честь и память князя Александра Невского. Молебствие при закладке собора совершал экзарх Грузии высокопреосвещенный Палладий совместно с двумя архимандритами и шестью священниками.
 
 
 
В котлован фундамента высокие гости положили по кирпичику и золотому червонцу чеканки 1888 г., года закладки собора. Были также вложены медная позолоченная табличка, содержавшая надпись, при ком и когда была совершена закладка храма, и в алтарную стену перед престолом экзархом Палладием были вложены святые мощи.
 
 
 
Строительство собора, которым руководил [[И.В.Гославский,]] завершилось в начале 1898 г. Собор был освящен 8 октября 1898 г. экзархом Грузии архиепископом Флавианом.
 
 
 
В честь освящения собора Г.З. Тагиев пожертвовал 10 000 рублей, бакинское еврейское общество 1000 рублей.
 
 
 
Со всех точек старого Баку хорошо была видна мощная вертикальная композиция, развернувшая вдоль Персидской улицы свой основной фасад. Окружал собор сквер с оградой.
 
 
 
<br>Воспринимаемый с дальних точек как мощный монолит, вблизи собор был очень пластичен. Высота храма с венчающим крестом была около 85 м, длина около 55 м, ширина около 44 м. <br>По главному фасаду снаружи собор украшала икона и надпись.
 
 
 
Собор был рассчитан на 1700 человек.
 
 
 
=== Внутреннее убранство, иконы  ===
 
 
 
Вокруг собора проходила крытая галерея с тремя выходами, против которых поставлены были три иконостаса, изготовленные из кутаисского и иностранного мрамора.<br>
 
 
 
Главный иконостас представлял из себя часовню, имеющую два яруса над Царскими Вратами и увенчанным мраморным шатром с золотой главкой.
 
 
 
Собор имел три престола - Во имя Великого князя Александра Невского, Св. Николая Чудотворца и Св. апостола Варфоломея.
 
 
 
Для внутренней облицовки использовали дорогой мрамор нескольких пород. Внутри собор был отделан лепниной и живописью.
 
 
 
В храме было много икон. В нише стен были выставлены иконы-киоты.
 
 
 
Справа, одна над другой, находились икона Христа Спасителя и икона Георгия Победоносца. Слева - икона Божей Матери у Царских ворот.
 
 
 
В нише находилась икона Св. Благоверного князя Александра Невского, под которой золотыми буквами было написано "Благословлен грядый, во имя Господне!", справа висела икона Св. Николая Чудотворца, покровителя моряков, а слева икона Иоанна Богослова, под которой была надпись "Дом Мой - Домом Молитвы наречется".
 
 
 
Придел Св. Варфоломея имел две местные иконы: на одной был изображен Господь Вседержатель, а на второй - Нерукотворный Спасс, напоминавший о чудесном спасении императорской семьи 17 октября 1888г. В 1892г. была подарена икона Коневской Богоматери с изображением Девы Марии с младенцем, державшем в деснице (правой руке) два голубя.
 
 
 
Придел Св. Петра и Павла был посвящен памяти Государя императора Петра I и генерала-лейтенанта кн. Павла Дмитриевича Цицианова. Местные иконы: икона Воскресения Христа и икона с изображением Иерусалимской Божьей Матери в память о дне заключения Гюлистанского мирного договора - 12 октября 1813г.
 
 
 
10 июля<ref>день, когда Александр II дал разрешение на строительство собора</ref> был праздником иконы Великого князя Александра Невского.<br>Другие праздничные иконы собора - иконы св. равноапостольской Марии Магдалины, святителя Николая, св. равноапостольской Нины, св.Симона и др.
 
 
 
По предложению владыки [[А.И.Юницкого]] было решено отдать заказ на изготовление икон вольному художнику [[Яровому]].<br>
 
 
 
Часть иконостаса была написана киевским иконописцем А.И. Мурашко по образцу икон Васнецова, Ведомского и Нестерова, украшающих киевский собор Св. Владимира (Тайная вечеря, Распятие Спасителя и др.).
 
 
 
Академиком В.В.Шокоревым<ref>Шокорев Василий Вячеславович, художник (1834 -?). Ученик Московского училища живописи и ваяния. В 1853 г. получил от Академии Художеств серебряную медаль за портрет И.И. Шишкина; в 1855 г. - звание неклассного художника по живописи портретной; в 1859 г. - "назначенный" в академики; в 1860 г. - академик живописи исторической и портретной. (Кондаков)</ref> была написана большая картина "Сошедшие в ад", напоминающая одноименную картину Храма Христа Спасителя в Москве.
 
 
 
Внутреняя покраска была отдана в подряд С.М.Павлову.
 
 
 
Колокола для собора были отлиты на колокольно-литейном заводе П.Н.Финляндского в Москве <ref>Самым крупным в России был завод П.Н. Финляндского в Москве. Основанием завода считают 1774 год. В конце XIX - начале XX века во всех рекламных объявлениях завода Финляндского сообщалось: "Завод отливает колокола, первые по своей величине и отделке в России".Завод Финляндского имел 15 наград. Высшую награду - герб России - он получал трижды: в 1873, 1882 и 1898 годах. Из колоколов, отлитых на заводе, сохранилось очень мало: почти все они погибли в 1920-е - 1930-е годы. </ref><br>Доставку в Баку осуществляло Товарищество Бр. Нобель. 5 января 1897г. был поднят 150-типудовый колокол. 19 января установлен большой, 1000-пудовый колокол собора.
 
 
 
Внутри собора были установлены шесть металлических хоругвей и 14 подсвечников.
 
 
 
Каменные и мраморные иконостасы, баллюстраду, пол из мозаичного венецианского тамета и разноцветного мрамора, лепнину и пр. делала Бакинская фабрика мозаики, цементирования и разных мозаичных изделий "Франзи и Ко". Скульптором был А. Мецгер, чьи работы украшали дом Тагиева, Госбанк, пол в Баиловском Морском соборе и др.
 
 
 
Все работы по покрытию куполов были произведены московским товариществом производства золотых, серебрянных и ювелирных изделий "Хлебников И.П., сыновья и Ко"<ref>Хлебников Иван Петрович, основатель фирмы (1842 г.), а затем товарищества «Хлебников И.П., сыновья и Ко» (1888 г.). Московский 1-й гильдии купец. В 1914 г. фабрика насчитывала до 250 рабочих. Поставщик Высочайшего двора с 1881 г. Фирма имела множество наград на российских и зарубежных выставках. Отмечена высшей наградой - «Государственным Гербом» - за выставку 1882 г. в Москве.</ref>.
 
 
 
Облачения были сшиты на фабрике парчовых тканей И.Е. Сытова (Москва).
 
 
 
Церковная утварь изготовлена на придворной фабрике самоваров Н.И. Баташева и наследников *Тула).
 
 
 
Вот как описывался храм в церковных книгах того времени:
 
<blockquote>«Собор этот о трёх престолах был обделан внутри лепными работами и отчасти живописью. Все иконостасы из Кутаисского и заграничного мрамора, пол из мозаичного мрамора. Далеко виден он (храм) и с моря и с суши, блистая своей позлащённой главой и ежеминутно напоминая русскому сердцу имя своего великого основателя». </blockquote>
 
 
<br>
 
<br>
 +
И вот 8 октября того же года, ровно по прошествии десяти лет после закладки фундамента, было назначено освящение собора. Для освящения собора и обозрения церквей г. Баку, 6 октября в 9-30 часов вечера, в служебном салон-вагоне, из  Тифлиса в Баку отбыл  высокопреосвященнейший Флавиан, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, в сопровождении ректора Тифлисской духовной семинарии архимандрита Гермогена, благочинного церквей Закавказской железной дороги И. Нанабова, ключаря Сионского кафедрального собора священника Тотибадзе и прочих членов свиты из 6 человек.
 +
<blockquote>
 +
Ровно в 1 час 25 минут пополудни, 7 октября, при колокольном звоне всех православных церквей, тифлисский поезд подкатил к дебаркадеру Бакинской железнодорожной станции. Встреченный здесь духовенством, во главе с благочинным Бакинского благочиннического округа, протоиереем Юницким, начальником губернии, вице-губернатором, городским самоуправлением в полном составе, представителями от военного, судебного, финансового, таможенного и учебного ведомств, начальниками отдельных частей: управления рыбного, горного, акцизного, чинами пограничной стражи, городской, уездной и жандармской полиции, местного управления государственных имуществ, представителями от коммерческого мира, многими гражданами, среди которых были и мусульмане, и огромной массой народа, – высокопреосвященнейший экзарх Грузии, в сопутствии сопровождавшего его духовенства, вышел из вагона на платформу.
 +
Здесь владыка поздоровался с г. начальником губернии т. с. В. П. Рогге и принял рапорт от протоиерея Юницкого, который представил ему поочередно все духовенство г. Баку. Затем г. губернатор представил владыке вице-губернатора и других начальников частей и управлений. И. д. городского головы, в качестве представителя города, населенного разноплеменным и разноверным народом, поднес его высокопреосвященству на серебряном подносе хлеб-соль.
  
=== Освящение собора  ===
+
Поблагодарив и осенив всех крестным знамением, высокопреосвященный экзарх Грузии последовал [на вокзал] в царские покои, где ожидала его депутация от прихожан православных церквей, во главе с управляющим Бакинской казенной палатойы А. В. Костенским, который, поднесши икону Иверской Божьей матери художественной работы, с серебряной на обратной стороне образа надписью: "Уважаемому архипастырю, высокопреосвященнейшему Флавиану, архиепископу экзарху Грузии, от православных жителей г. Баку в память посещения города 7 – 8 октября 1898 года" (заказ выполнен Постниковым в Москве), обратился с приветственной речью.</blockquote>
 
+
Всенощное бдение, 7 октября вечером было отслужено высокопреосвященнейшим экзархом Грузии торжественно при участии прибывшего с ним из Тифлиса духовенства, соборного причта и прочих приглашенных священников и при стечении огромного количества народа.<br>
Освящал собор экзарх Грузии архиепископ Флавиан, прибыл он в Баку в сопровождении ректора Тифлисской Духовной семинарии архимандрита Гермогена и благочинного Закавказской железной дороги И.Нанобова.  
+
С утра в день освящения собора подул было сильный ветер с моря – осыпавший прохожих пылью и песком, но к счастью ко времени крестного хода он умерился. Торжественное освящение собора было начато высокопреосвященнейшим Флавианом в 9 часов утра при участии тех же священнослужителей. Освящен был только главный престол собора во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи при крестном ходе перенесены были из церкви иконы «Казанской Божьей Матери» первой церковно-приходской школы, отстоящей в саженях шестидесяти от собора.  
 
+
На освящении собора и на божественной литургии присутствовали во главе с г. начальником губернии представители всех ведомств и учреждений, начальники отдельных частей, представители иностранных исповеданий и густая толпа народа без различия национальностей и вероисповеданий, расположенная как в соборе и паперти его, так и во дворе, на площади.<br>
7 октября 1898 г. было отслужено всенощное бдение. 8 октября освящен Главный престол собора Во имя Александра Невского. Перенесены святые мощи кн. Ал. Невского из церковно-приходской школы, располагавшейся рядом. Пели два хора под руководством Максимовича.  
+
При освящении и на божественной литургии пели два хора. Правый соборный хор, управляемый г. Максимовичем, пел весьма мелодично.<br>
 
 
На освящении присутствовали представители всех ведомств и учреждений губернии, а также просто зрители без различия религий и сословий.
 
 
 
Мусульманская делегация состояла из председателя губернского меджлиса Ахунда Молла Джавада Ализаде, членов меджлиса и переводчика бакинской таможни Велибекова.
 
 
 
В 3 часа дня в зимнем помещении Общественного собрания состоялся обед в честь Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии, на котором редактор газеты "Каспий", присяжный поверенный Али Мардан-бек Топчибашев, обратившись к его высокопреосвященству, экзарху Грузии, указал в кратких словах на значение переживаемых торжеств, которые оставят глубокое впечатление на всем населении Баку без различия вероисповеданий.  
 
Остановившись на сочувствии всего населения идее просвящения, на развитии в Баку просветительных учреждений и на отзывчивости имущего класса на добрые дела, и, упомянув о недавно сделанном крупном пожертвовании армян города Баку, г. Топчибашев доложил, что известный благотворитель, бакинский 1-й гильдии купец Г. З. А. Тагиев жертвует в память сегодняшнего торжества и пребывания Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии в Баку 10 тысяч рублей, из коих 7 тысяч рублей на начальные училища Бакинского уезда и 3 тысячи на православные Бакинские церковно-приходские школы.
 
Вслед за этим раввин Бергер доложил экзарху Грузии, что и он уполномочен Бакинским еврейским обществом пожертвовать в ознаменование настоящих торжеств 1000 рублей на дело просвящения Баку.<br>В заключение Н.М. Лавров поднял тост за "выдающуюся личность по энергии, силе и преданности русскому делу на далекой окраине" и предложил выпить за здоровье настоятеля собора протоирея А.И.Юницкого.
 
 
 
 
<br>
 
<br>
 
<br>[[Image:Александро-Невск 1900.jpg|thumb|center|300px]]
 
 
 
<br>
 
<br>
 
=== Из книги Манафа Сулейманова "Дни минувшие"  ===
 
<blockquote>Храм Александра Невского, или, как его называли, «Гызыллы килсеси» («Золоченая церковь»), поднялся на высоком холме в центре города. <br>Золотые купола ослепительно сверкали под солнцем. Они были видны за десятки верст. Капитаны кораблей определяли в море направление по главному куполу, венчавшему храм. <br><br>Александр III, отпустивший ассигнования на сооружение в Баку монументального кафедрального собора, поставил условие, чтобы собор был исключительным по роскоши и красоте. <br>Посовещавшись, зодчие решили строить храм, похожий на церковь в Новом Афоне, но во всем превосходящий ее. Сам академик Марфельд был назначен главным архитекторов.<br>Из Нового Афона привезли чертежи, рисунки. Когда проект был почти готов, выяснилось, что средств отпущенных царем, маловато. Начался сбор пожертвований. Из двухсот тысяч рублей, собранных в Баку, сто пятьдесят тысяч рублей пожертвовали мусульмане. <br><br>В начале октября 1888 года Александр III с женой и двумя сыновьями, в сопровождении огромной свиты прибыл из Тифлиса в Баку.<br>Вокзал был подготовлен к торжественной церемонии: всюду ковры, море цветов, стены расцвечены флагами, на заборах, на плоских крышах одноэтажных привокзальных строений пылали светильники, расставленные в нескольких аршинах друг от друга.<br><br>По одну сторону выстроились миллионеры, дворяне, купцы, по другую – высокие гражданские и военные чины. Сплошной стеной стояли солдаты с оружием наизготове.<br>От населения города приветствовать царя уполномочили Гаджи Зейналабдина Тагиева. Бакинский плотник Муталлиб-киши – очевидец описываемых событий – рассказывал, что за три дня до приезда царя глашатаи обошли все кварталы города с вестью о том, что его величество самодержец всероссийский изволят пожаловать в Баку. <br><br>В объявленный день народ с раннего утра заполнил Балаханскую, Базарную улицы и Кубинскую площадь, по которым должен был проследовать царский экипаж. <br>Вдоль проезжей части выстроились солдаты. Народ прижимался к стенам, толпился за спинами солдат. Впереди стояли русские, за русскими – инородцы. Все с нетерпением ожидали появления царя... <br><br>Карета приближалась к месту старого мусульманского кладбища. Здесь уже - был вырыт огромный котлован под фундамент собора. <br>Крыши близлежащих домишек были усыпаны людьми. Карету встретили рукоплесканиями и криками «Ура!».<br><br>Царь в сопровождении двух священников спустился в котлован. Царю поднесли золотой слиток в виде небольшого кирпича. <br>Тотчас начался молебен. Царь обтер кирпич полой своего мундира и заложил его в кладку собора. Туда же рукой императора были заложены подношения бакинских миллионеров - ларцы с драгоценностями, дубовые ящики с империалами, бронзовые сосуды с золотом и серебром. Царь поместил в тайник слиток, где обозначалась дата строительства храма. Напутствуемые молитвами «святых отцов», каменщики заделали тайник. <br><br>Производитель работ по возведению церкви, архитектор Гославский, трудился денно и нощно, не жалея сил. Однако строительство затянулось на десять лет. Церковь освящали уже после кончины Александра III. <br><br>Интересная деталь: для того, чтобы соборные колокола издавали звучный, внушительный и в то же время мелодичный звон, потребовалось сплавить с бронзой, из которой они отливались, несколько пудов золота и серебра. Опять начался сбор «даров» от местного населения. Женщины отдавали пояса, браслеты, кольца, броши, ожерелья, мужчины - наборные уздечки, золотые и серебряные ножны для кинжалов и мечей, дарили серебряную утварь.<br>В результате мусульмане опередили всех по количеству «даров» для православного собора. <br><br>Колокола отлили на уральских заводах. Самый большой колокол весил сотни пудов. С большим трудом за несколько месяцев доставили его в Баку. С не меньшими усилиями подвесили на колокольне.<br>По кромке колокола славянскими письменами были выгравированы строки из священного писания, в верхней части - изображения апостолов с крестом, евангелием, голубем, факелом в руках. Внутренность колокола блестела, как зеркало, глазам было больно смотреть. Меньшие колокола также представляли собой подлинные произведения искусства. Все колокола - от мала до велика - подвесили геометрически пропорционально. <br><br>В дни церковных праздников - Вознесения, Пасхи - могучий колокольный звон разносился на многие версты от собора, его подхватывали колокола Других храмов и церквей, придавая торжественному богослужению еще большую величавость. <br>В пасхальные дни главный купол собора освещался иллюминацией. Во время этой церемонии вокруг собора скапливались толпы горожан. Останавливалось движение на улицах. Верующие и просто любопытствующие заполняли проезжую часть улиц, тротуары, балконы и крыши домов. <br>Начинался колокольный звон, православные становились на колени, крестились, произносили вслух слова молитвы. Звонарь, человек весьма искусный в своем деле, старался вовсю. Колокола вызванивали протяжно-печальную, умиротворяющую мелодию. Она проникала в самое сердце, наполняя его тихой, светлой грустью. <br><br>Во всем городе был только один человек, который мог, взобравшись на главный купол храма, почистить его и развесить электрические гирлянды. Никто, кроме него, не смел браться за это рискованное дело. Он медленно взбирался наверх по железным скобам, закрепленным в стене во время сооружения «Гызыллы килсеси». Поднимался неторопливо, с остановками. Когда он достигал купола, народ приходил в волнение. Затухал колокольный звон.<br><br>На площади воцарялась напряженная тишина. Словно хоронили кого-то. Человек проходил по скобам под купол и продолжал, невидимый, карабкаться по его внутренней стороне. Казалось, вот-вот сладится он вниз с головокружительной высоты. Женщины, девушки, старики вставали на колени и, крестясь, возносили к господу слова молитвы. <br>Когда человек наконец показывался из-за маковки купола, у огромной толпы вырывался непроизвольный вздох. Люди приходили в шумный восторг, осеняли себя крестным знамением. Снова принимались звонить в колокола, величавая музыка разносилась окрест. Протерев ветошью купол, человек развешивал на нем гирлянды электрических лампочек. Затем он проходил свой смертельно опасный путь в обратном направлении. <br>В церковные и прочие праздники священнослужители в парчовых и шелковых ризах шествовали в собор во главе с архиереем. Соборный причт жил неподалеку. До самого входа в собор от ворот их дома был положен асфальт. По асфальту тянулись ковровые дорожки. <br><br>В Баку было тогда всего два заасфальтированных участка: один - у «Золоченой» церкви, другой - перед зданием, где расположилось градоначальство. Длина каждого участка составляла примерно 500 метров. <br><br>Собор имел свои лавки, гробовую мастерскую. Здесь продавали убранство для погребения усопших, иконы, лампадки. лампадное и деревянное масло, свечи, восковые цветы и пр. <br><br>Внутреннее убранство собора поражало роскошью: множество икон божьих угодников в золотых и серебряных окладах, иконостас, алтари и царские врата отчеканены из серебра с позолотой.<br>Все это лучилось, сияло, мерцало, когда во время вечернего богослужения загорался свет золоченых люстр и бесчисленных канделябров. Пели женский и мужской хоры. <br><br>Когда с наступлением сумерек на главном куполе собора вспыхивали электрические лампочки, по небу разливалось чудесное, разноцветное сияние. Кресты на куполах сверкали в вышине, пронзая бесконечную темноту золотыми лучами. <br>В недосягаемых просторах небес рождалось зрелище, похожее на сказку, на поэтическую легенду. Раздавался колокольный звон. Казалось, наступило второе пришествие, и сам Мессия, Иисус, сын непорочной девы Марии, созерцает землю, окутанный божественными лучами. Все это было чрезвычайно красиво и возвышенно. <br><br>В непосредственной близости от собора разрешалось строительство зданий, выразительных в архитектурном отношении. Однако они не должны были превосходить собор по высоте.<br><br>Кстати, в свое время, еще в самом начале восьмидесятых годов, городская управа предложила построить на месте старого мусульманского кладбища мечеть. Дума даже вынесла по этому поводу специальное решение. Но дело затянулось, и в конце концов на этом месте поставили Александро-Невский собор. </blockquote>
 
<br>Собор был снесен по приказу советских властей в 1936 году.
 
 
В настоящее время на месте собора находится специальная музыкальная школа имени Бюль-Бюля, школы №189 и 190. <br>
 
 
 
<br>
 
<br>
  

Версия 07:34, 28 августа 2011

Собор Александро-Невский (Баку)[править]


1898 - 1936


Александро-Невск 1898.jpg

Мысль о постройке в Баку нового обширного собора возникла в начале 1870-х годов, когда в Баку стал в большом количестве производиться керосин, для чего потребовалась масса русских бондарей и других рабочих рук. С тех пор Бакинский Николаевский собор (в крепости) в праздничные дни не мог вмещать в себе и четвертой доли желавших молиться. С 16 июня 1879 года, с высочайшего разрешения, была открыта повсеместная подписка на сооружение в Баку нового соборного храма. Впрочем, от такой подписки до 1886 года собрано было всего 8000 рублей.

В начале 80-х годов, в бытность главноначальствующим на Кавказе князя Дондукова-Корсакова, прихожане бакинского собора, по инициативе бывшего управляющего таможенной конторой К. Ф. Спасского-Автономова, много раз подавали прошение князю об отводе места для постройки православного храма, указывая при этом на различные места: на Парапет, на площадь, где впоследствии и будет выстроен новый собор (это место во время войн бакинского хана с русскими представляло общее для всех павших воинов кладбище) и другие.

Долго длились хлопоты, шла переписка, пока, наконец, в 1883 году, во время пребывания в Баку архиепископа Павла– экзарха Грузии, не было окончательно избрано место. Город, однако, не соглашался отвести площадь, на которой находилось старое мусульманское кладбище, а предлагал для постройки нового храма другую местность.

17 марта 1886 г. высокопреосвященным экзархом Грузии Павлом был учрежден при соборе строительный комитет из Бакинского губернатора и трех представителей из граждан, священников собора и церковного старосты.

В 1885 году главноначальствующим гражданской частью на Кавказе, князем А. М. Дондуковым-Корсаковым было определено в Баку, наконец, лучшее место для постройки нового собора.

Ходатайство князя Дондукова-Корсакова об отводе указанной площади для построения собора, несмотря на сопротивление местных думы и управы, в июне 1886 года увенчалось успехом, и на сооружение собора на сей площади последовало высочайшее соизволение. И в том же году отведенное место было принято от города протоиереем о. Александром Юницким.

Торжество закладки Бакинского собора приурочили к приезду в Баку императора Александра III, его семьи и сопровождающих лиц, совершавших с 18 сентября по 14 октября 1888 г. поездку по Кавказу.

В Баку императорский поезд прибыл в субботу 8 октября 1888 г. в два часа дня.

В четвертом часу дня, в присутствии государя императора Александра III, наследника цесаревича Николая Александровича, великого князя Георгия Александровича, государыни императрицы Марии Федоровны, главноначальствующего на Кавказе князя Дондукова-Корсакова, экзархом Грузии Высокопреосвященнейшим Палладием была совершена торжественная закладка нового православного Бакинского собора во имя благоверного и великого князя Александра Невского.

Перед закладкой собора совершен был крестный ход на место закладки из существовавшего в Баку Николаевского собора. Духовенство стало под шатром; рядом, перед местом закладки были поставлены хоругви и иконы. Кругом шатра и по пути к нему стояли воспитанники и воспитанницы средних учебных заведений. По улицам, на площадке, у места закладки и всюду на крышах и на балконах расположились зрители. По прибытии их величеств, началось молебствие, которое совершал высокопреосвященнейший экзарх Грузии, архиепископ Палладий, с двумя архимандритами, кафедральным протоиереем Тифлисского кафедрального Сионского собора, настоятелем Бакинского собора Юницким и другими священнослужителями. По окроплении места закладки, высокопреосвященный, по уставу Церкви, положил в основание храма частицу святых мощей в серебряном ковчеге. Их величества вложили золотые монеты с обозначением года закладки, и затем настоятель собора прочитал надпись на медной, вызолоченной через огонь, доске соответствующую событию надпись о сооружении храма. Экзарх окропил место святой водой, причем государь император положил на доску первый камень. Далее клали камни государыня императрица и их императорские высочества. На положенные камни надвинули громадную плиту и привинтили ее. Закладка закончилась обычным многолетием.

В 1889 г. возбуждено было ходатайство о пособии со стороны государственного казначейства на построение храма и в 1890 г. это ходатайство было уважено. Было ассигновано 300 тысяч рублей. Постройка же собора началась до того на частные пожертвования, которых было 19 тысяч рублей. Но с течением времени обнаружилось, что тех и других денег не хватает на окончание постройки, и в 1897 году было доассигновано еще 60 тысяч рублей.

Проект храма принадлежал академику-архитектору В. П. Марфельду, уроженцу города Баку, сыну главного врача Каспийского флотского экипажа. Закладка собора была совершена под руководством коллежского секретаря, гражданского инженера Д. Д. Буйнова, занимавшего в то время должность производителя работ строительного отдела губернского правления (впоследствии – губернского архитектора).
В 1891 г. вызван был из Петербурга для постройки собора архитектор Тесьмин, который, приехав в Баку, отказался руководить работами. Тогда на место Тесьмина назначен был архитектор г. Гославский, который и довел постройку собора до конца.

Живопись в соборе принадлежала вольному художнику г. Яровому.
Большое украшение в храме представляла картина академика-художника Шокорева "Сошествие в ад", напоминающая ту же картину в храме Христа Спасителя в Москве.

Собор – трехпридельный, вышиной по фасаду, с главным венчающим крестом, 38 саж. (~81 метр).
В плане собор представлял вид креста, в углах которого были расположены 4 башенки, составляющие с западной стороны два прохода в боковые приделы, с восточной стороны – алтари тех же приделов. Кругом собора имелась крытая галерея, шириной 5 аршин с тремя выходами наружу. У главного входа крыльцо.br>
Все внутреннее расположение собора с его светлыми боковыми приделами, со светлым большим куполом напоминала византийский прием. Собор внутри был отделан лепными работами и отчасти живописью. Против входов были поставлены три иконостаса. Главный иконостас – двухъярусный над царскими вратами, был увенчан мраморным шатром с золотой главкой, что отчасти напоминало силуэт собора. Все иконостасы из кутаисского и заграничного мрамора. Пол мозаичный из разноцветного мрамора.

Длина собора со всеми пристройками 26 саж. (~55,5 метров), ширина 20,5 саж. (~44 метра). Высота внутри до купола 17 саж. (~36 метров). Он был рассчитан на 1700 человек. Наружный вид собора с отделкой деталей, с его средней частью, составляющей барабан, с его венчающим шатром, башенками, луковицами и шпилями чисто в русском стиле. Особенно характерной, кроме общей формы, являлась отделка окон, наружных дверей и форма перекрытия в виде шпилей и золоченых луковиц.

Собор имел три престола: главный – во имя благоверного и великого князя Александра Невского, и придельные: во имя св. Николая Чудотворца и св. апостола Варфоломея.
Колокола для собора были отлиты на колокольно-литейном заводе П. Н. Финляндского в Москве.
Подрядчиком по постройке Александро-Невского собора был С. М. Павлов.

Благодаря стараниям строительного комитета, во главе которого стоял начальник губернии тайный советник В. П. Рогге и благочинного, протоиерея А. Юницкого, сооружение этого величественного собора, первого, можно сказать, по своей грандиозности и благоустройству на Кавказе, во всех частях окончено было в начале 1898 года

И вот 8 октября того же года, ровно по прошествии десяти лет после закладки фундамента, было назначено освящение собора. Для освящения собора и обозрения церквей г. Баку, 6 октября в 9-30 часов вечера, в служебном салон-вагоне, из Тифлиса в Баку отбыл высокопреосвященнейший Флавиан, архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, в сопровождении ректора Тифлисской духовной семинарии архимандрита Гермогена, благочинного церквей Закавказской железной дороги И. Нанабова, ключаря Сионского кафедрального собора священника Тотибадзе и прочих членов свиты из 6 человек.

Ровно в 1 час 25 минут пополудни, 7 октября, при колокольном звоне всех православных церквей, тифлисский поезд подкатил к дебаркадеру Бакинской железнодорожной станции. Встреченный здесь духовенством, во главе с благочинным Бакинского благочиннического округа, протоиереем Юницким, начальником губернии, вице-губернатором, городским самоуправлением в полном составе, представителями от военного, судебного, финансового, таможенного и учебного ведомств, начальниками отдельных частей: управления рыбного, горного, акцизного, чинами пограничной стражи, городской, уездной и жандармской полиции, местного управления государственных имуществ, представителями от коммерческого мира, многими гражданами, среди которых были и мусульмане, и огромной массой народа, – высокопреосвященнейший экзарх Грузии, в сопутствии сопровождавшего его духовенства, вышел из вагона на платформу. Здесь владыка поздоровался с г. начальником губернии т. с. В. П. Рогге и принял рапорт от протоиерея Юницкого, который представил ему поочередно все духовенство г. Баку. Затем г. губернатор представил владыке вице-губернатора и других начальников частей и управлений. И. д. городского головы, в качестве представителя города, населенного разноплеменным и разноверным народом, поднес его высокопреосвященству на серебряном подносе хлеб-соль.

Поблагодарив и осенив всех крестным знамением, высокопреосвященный экзарх Грузии последовал [на вокзал] в царские покои, где ожидала его депутация от прихожан православных церквей, во главе с управляющим Бакинской казенной палатойы А. В. Костенским, который, поднесши икону Иверской Божьей матери художественной работы, с серебряной на обратной стороне образа надписью: "Уважаемому архипастырю, высокопреосвященнейшему Флавиану, архиепископу экзарху Грузии, от православных жителей г. Баку в память посещения города 7 – 8 октября 1898 года" (заказ выполнен Постниковым в Москве), обратился с приветственной речью.

Всенощное бдение, 7 октября вечером было отслужено высокопреосвященнейшим экзархом Грузии торжественно при участии прибывшего с ним из Тифлиса духовенства, соборного причта и прочих приглашенных священников и при стечении огромного количества народа.
С утра в день освящения собора подул было сильный ветер с моря – осыпавший прохожих пылью и песком, но к счастью ко времени крестного хода он умерился. Торжественное освящение собора было начато высокопреосвященнейшим Флавианом в 9 часов утра при участии тех же священнослужителей. Освящен был только главный престол собора во имя св. благоверного великого князя Александра Невского. Святые мощи при крестном ходе перенесены были из церкви иконы «Казанской Божьей Матери» первой церковно-приходской школы, отстоящей в саженях шестидесяти от собора. На освящении собора и на божественной литургии присутствовали во главе с г. начальником губернии представители всех ведомств и учреждений, начальники отдельных частей, представители иностранных исповеданий и густая толпа народа без различия национальностей и вероисповеданий, расположенная как в соборе и паперти его, так и во дворе, на площади.
При освящении и на божественной литургии пели два хора. Правый соборный хор, управляемый г. Максимовичем, пел весьма мелодично.



Примечания:


Фотоальбом "Александро-Невский собор"[править]

Открытка с видом Александро-Невского собора и визитка священника собора Евгения Порфирьевича Рожденственского с рекомендацией[править]




Использованная литература:
М. Сулейманов. “Дни минувшие”.
О доспримечательностях Баку
http://www.azerbaijan-irs.com
Русский стиль в церковной архитектуре XIX века :Храмы соборного типа и др. сайты.


jonka --I am 04:06, 14 апреля 2011 (CEST)

comments powered by Disqus