Jonka (обсуждение | вклад) |
Ksp (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 25 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | ==Театр оперы и балета - Театр бр. Маиловых (Баку)== | |
− | + | '''1910-1911''' | |
− | + | ===Предисловие=== | |
− | |||
− | |||
+ | В этой статье я опиралась только на те факты, которые могли быть подтверждены сведениями из прессы описываемого времени. Со всеми иными рассказами можно ознакомиться в Послесловии к статье, которые даны там в надежде, что и они смогут когда-нибудь, возможно, подтвердиться и занять свое достойное место в «жизнеописании» создания театра. | ||
− | <gallery> | + | [[Image:Маиловский театр.jpg|thumb|center|250px]] |
− | Файл:Театр оперы и балета.jpg | + | |
− | Файл:Театр оперы и балета ( | + | ===История театра=== |
− | Файл:Театр оперы (ул. Низами).jpg | + | |
+ | На рубеже XIX и XX веков Баку представлял собой не только быстро и бурно растущий промышленный центр, но и становился, наряду с Тифлисом, культурным центром Кавказа.<br> | ||
+ | Сюда приезжали гастролирующие драматические и оперные труппы, зрители могли насладиться исполнительским мастерством различных музыкантов – пианистов, скрипачей, виолончелистов.<br> | ||
+ | В городе работали различные любительские театральные кружки. Было создано Артистическое общество. | ||
+ | Спектакли и концерты шли в театре Г.З.А.Тагиева, в здании театра-цирка бр. Никитиных, в помещениях Общественного и Морских собраний, в театре на промыслах Бенкендорфа и т.п. местах.<br> | ||
+ | Однако театра, специально приспособленного для нужд оперного искусства – с хорошей акустикой - в городе не было. И чем чаще приезжали в город хорошие певцы, чем чаще ставились здесь оперные спектакли, тем более ясно становилась необходимость в подобного рода театре. | ||
+ | |||
+ | В журнале «Рампа и жизнь» №3 (16) от 19 апреля 1909 г. была опубликована следующая заметка: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | БАКУ. Выехал в Петербург представитель местных миллионеров, с целью заказать проект нового грандиозного оперного театра, по образцу миланского театра "Dal-Verme" »<ref>[[Файл:Театр-милан.jpg|150px]]''Театр "Dal Verme" (Милан, 1875)''</ref>, причем в одном партере будет до 1500 мест.Весь же театр рассчитан на 3 тыс. зрителей. Постройка его обойдется, по слухам, свыше полумиллиона рублей.</blockquote> | ||
+ | |||
+ | Кто конкретно были эти «местные миллионеры» установить нам пока не удалось, как и не удалось пока найти точных данных о том, были или не были петербургские архитекторы все же задействованы в проектировке здания нового театра... | ||
+ | |||
+ | Автором проекта и строителем театра является арх. Н.Г. Баев. | ||
+ | |||
+ | 2 мая 1910г. В газете «Каспий» №97 появилось сообщение о ходатайстве бр. Маиловых, представителей известного и богатого рода бакинских рыбопромышленников <ref>Младший брат Илья Лазаревич был врачом, старший, Даниил Лазаревич, - бизнесменом, членом учетно-ссудного торгово-промышленного комитета (по сведениям “Кавказского вестника” от 1917 года.) <br> | ||
+ | Братья Маиловы были также известными в России рыбопромышленниками, владеющими рыбными промыслами, а также цехами по производству черной икры</ref>: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | Бр. Маиловы возбудили пред г. градоначальником <ref>подполковником П.И.Мартыновым</ref> ходатайство о разрешении им построить каменный театр на собственном участке земли, находящемся в квартале № 399 по Торговой улице.<br> | ||
+ | Театр предположено построить частью каменный, а частью железно бетонный в стиле «Ренессанс» <ref>Главная отличительная черта ренессанса в архитектуре, и в частности в интерьере, — это легкость, воздушность за счет правильного распределения веса отдельных частей и всей массы объекта. Даже сооружения крупного размера кажутся легче, уютнее, человечнее благодаря делению больших форм на более мелкие и уменьшению размеров отдельных, уже поделенных частей на большое количество деталей, пропорционально соотнесенных между собой. ([http://curtains.com.ua/ru/ren Ренессанс])</ref>.<br> | ||
+ | Главный вход и выход будут устроены с Торговой улицы.<br> | ||
+ | Театр будет состоять из двух ярусов:первый – партер, расчитанный на 740 мест и 38 лож на 156 мест, а во втором ярусе – балкон на 386 мест и галерея на 221 место.<br> | ||
+ | Все здание театра предположено оборудовать центральным воздушным отоплением, электрическим освещением и механической нагнетательной вентиляцией, причем в жаркое время будет функционировать маленькая ледоделательная машина, через которую будет пропускаться воздух во внутренее помещение театра, от чего в последнем температура будет понижена.<br> | ||
+ | Постройку театра, как мы слышали, предполагается закончить к зимнему сезону текущего года. </blockquote> | ||
+ | Таким образом, исходя из содержания этой заметки, становится ясно, что к концу апреля 1910г. проект театра уже существовал и можно было приступить к его практическому осуществлению. | ||
+ | |||
+ | Театр был построен по классической схеме, то есть в нем есть вестибюльная группа, зрительный зал и сцена. Здесь удобная и рациональная планировка здания.<br> | ||
+ | В истории строительства театральных сооружений периода начала ХХ века маиловский театр занимает особое место, так как был готов в рекордные сроки, учитывая уровень строительной техники того времени.<br> | ||
+ | Высокий темп работ, принятый в начале строительства театра, не ослабевал до завершения строительства этого крупного сооружения.<br> | ||
+ | Здание было построено менее, чем за 10 месяцев. | ||
+ | |||
+ | Из найденных в интернете материалах, можно увидеть, что весь период работа продолжалась в три смены, с участием 200 рабочих в каждой. Ночью, во время работы, место работ освещалось прожекторами, чтобы не замедлять темпов строительства. Правильная организация строительных работ позволила Баеву успешно и в кратчайшие сроки завершить все задуманное. | ||
+ | |||
+ | Газета «Каспий» № 41 за 22 февраля 1911г. сообщала: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | Бакинский градоначальник подполковник П.И.Мартынов в сопровождении инженера градоначальства г. Рыбинского третьего дня (т.е. 19.02.1911г. – прим. моё) произвел осмотр законченного постройкой театра Маилова по Торговой ул., рядом с цирком бр. Никитиных.<br>Объяснения давал строитель театра инж. Баев. В общем постройка признана правильной, совпадающей с утвержденным планом. Для детального же освидетельствования театра назначается градоначальником особая техническая комиссия совместно с театральной.</blockquote> | ||
+ | |||
+ | В связи с окончанием строительства оперы газета «Бакинец» поместила в 1911 году восторженную статью: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | «Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева. Действительно, не каждому мастеру удалось бы за семь-восемь месяцев возвысить на голом, пустынном месте столь роскошное, величественное здание. | ||
+ | |||
+ | [[Image:Фасад театра оперы и балета (Баку,1977).jpg|center|400px]] | ||
+ | |||
+ | Этот оперный театр для Баку - бесценный подарок. Ведь для такого большого города с разнообразным населением одного тагиевского театра было, конечно, недостаточно. <br>Потолок здания покрыт несколькими слоями бархата, поверх которого уложен войлок. Такая изоляция создает в зале и на сцене отличную акустику». </blockquote> | ||
+ | |||
+ | Новый театр под названием «Большой оперный театр бр. Маиловых» был открыт в понедельник, 28 февраля 1911г. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Опера-анонс-1911.jpg|500px|center]] | ||
+ | :::''"Каспий" №44 (26.02.1911)'' | ||
+ | |||
+ | Самой первой первой тетральной труппой, выступавшей в театре, явилась «Русская опера» антерпренера М.П.Хрюкова. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Опера-анонс-1911-2.jpg|500px|center]] | ||
+ | :::''"Каспий" №45 (27.02.1911)'' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Театр открылся постановкой оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».<br> | ||
+ | В заглавной роли - А.И.Мозжухин.<br> | ||
+ | Григорий - Р.И.Чаров<br> | ||
+ | Мария Мнишек - Ард<br> | ||
+ | Князь Шуйский - Муравьев<br> | ||
+ | Дирижер А.И.Асланов | ||
+ | |||
+ | Первая и практически единственная подробная заметка с описанием открытия нового театра появилась в газете «Каспий» №48 за 2 марта 1911г.<br> | ||
+ | Автор заметки под псевдонимом "Театрал" описывает открытие как "Вавилонское столпотворение", такое количество народа прибыло в театр. | ||
+ | |||
+ | <blockquote> | ||
+ | Дневник театрала<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | '''В новом театре'''<br> | ||
+ | Цирк бр. Никитиных рядом, такой печальный, невзрачный и жалкий. От моря яркого света, в котором утопал выросший рядом с ним Маиловский театр, он съежился и, казалось, хотел отодвинуться назад, вглубь, подальше от людского взора. Иногда казалось, что он укоризненно смотрит своими темными окнами на проезжающую нарядную публику и шлет ей нерешительный упрек:<br> | ||
+ | - Давно ли вы бросались в мои объятия, и так скоро окончательно забыли.<br> | ||
+ | Но люди, привыкшие всегда бросать старых друзей, как только в них минует надобность, не слушали его упреков и сетований.<br> | ||
+ | А дерзкий конкурент стоял рядом, яркий, принаряженный. Широко раскрывал двери и приветливо улыбался многочисленными электрическими глазами.<br> | ||
+ | А публика прибывала и прибывала. Будущий историк Нового театра, описывая вечер его открытия, несомненно озаглавит свое описание так:<br> | ||
+ | - Вавилонское столпотворение.<br> | ||
+ | Это будет самым лучшим и удачным заглавием. | ||
+ | |||
+ | Трудно описать, что творилось в фойе во время съезда публики.<br> | ||
+ | Строители прекрасного театра упустили из виду одну маленькую подробность: публика зимою приезжает в театр в пальто и шляпах и имеет привычку не входить в полном облачении и зрительную залу, а сдавать верхнее платье капельдинерам на хранение. Капельдинеры для этой надобности имеют в своем распоряжении нумерованные вешалки. Эту мелочь строители забыли и на пару тысяч зрителей заготовили несколько вешалок, с несколькими крючочками на каждой. Публика ходила от вешалки к вешалке, просила, заискивала у капельдинеров, но везде получала один ответ:<br> | ||
+ | - Извольте, только мы не в ответе, если пропадет.<br> | ||
+ | Такое обещание мало кого удовлетворяло, и блуждающая с верхним платьем на руках публика напоминала толкучий рынок.<br> | ||
+ | |||
+ | Устроившись кое-как с платьем, публика устремилась осматривать театр. Впечатление получилось удовлетворительное. Красиво, просторно и светло. Хорошее впечатление производят открытый вид бель-этажа, балкона и галерки.<br> | ||
+ | Спектакль начался ровно в 9 часов. Взвился занавес, и хор с оркестром исполнил народный гимн.<br> | ||
+ | Оставляя разбор исполнения на долю коллеги рецензента, мы перейдем к антрактам. | ||
+ | |||
+ | В первом антракте, когда публика разбрелась по фойе, вдруг пронесся сенсационный слух. Сначала высказал его кто-то неуверенно, потом более смело, потом стали утверждать категорически:<br> | ||
+ | - Дама в шароварах.<br> | ||
+ | Началось невероятное движение по лестницам. Бегали сверху вниз и снизу вверх, толкали друг друга и на ходу расспрашивали:<br> | ||
+ | - Видали даму в шароварах? Где она? Где?<br> | ||
+ | Точного ответа, однако, не могли получить, так как спустившиеся вниз узнавали, что дама только что поднялась вверх, а поднявшиеся наверх узнавали, что она только что спустилась вниз. После долгих усилий ее, однако, удалось застигнуть в нижнем фойе.<br> | ||
+ | Дама в шароварах выдержала натиск любопытной толпы героически. Так оглядывала своих врагов властным взором Жанна д’Арк, сознавая в душе, что она носит на своем знамени борьбу за великую идею. Дама в шароварах молчала, но глаза ее ясно говорили:<br> | ||
+ | - Ну вот, я доказала миру, что женщина не застряла на одном месте, а двигается все вперед, ищет в жизни новых форм. Вот вам новые формы. Кто посмеет теперь упрекать женщину<br>? | ||
+ | Чувствовалось, что она знает цену своему героическому поступку. Сознает, что своим самоотвержением она поставила Баку рядом с Парижем.<br> | ||
+ | Публика была так взволнована шароварами, что прозевала все звонки и ринулась в залу, когда занавес уже был поднят.<br> | ||
+ | В следующем антракте уже начали делиться впечатлениями об игре артистов. В общем, в театре царило оживление. | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | В том же номере газеты можно было познакомиться и с рецензией на этот спектакль. Нас же интересует только то, что сказано было в ней о самом театре: певцы боролись с «неблагоприятными акустическими условиями, объясняющимися тем, что воздух насыщен был тяжеловесной сыростью». Недостаток, разумеется, был временным, т.к.театр был открыт непосредственно по завершению его строительства. | ||
+ | |||
+ | Спектакли начинались ежевечерне в 8:30 – 9:00 часов вечера, причем постановки менялись кадый день.<br> | ||
+ | В течение марта 1911г. бакинские любители оперы смогли посмотреть и послушать «Травиату» Д.Верди (1.03.), «Кармен» Ж.Бизе (2.03.), «Фауст» Гуго (3.03), «Евгения Онегина» Чайковского (4.03), «Лакмэ» Л.Делиба (5.03), «Риголетто» Д.Верди, «Севильского цирюльника» Д.Россини, «Аиду» Д.Верди, «Паяцев» Р. Леонкавалло и др. постановки. | ||
+ | |||
+ | 6 марта 1911г. «Каспий» (№52) по-прежнему отмечал непорядки у вешалки: малое количество работников привело к тому, что трое городовых должны были помогать на раздаче. Да и самое малое количество вешалок очень мешало посетителям театра. | ||
+ | |||
+ | 8 марта 1911г. (№53) газета уже смогла отметить улучшение в этой области: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | Вешалку временно поставили в нишах фойе, где предполагалось устроить витрины.<br> | ||
+ | Тетральная прислуга успешно обучается вежливому обращению с публикой, усердно посещающей театр.</blockquote> | ||
+ | |||
+ | 10 марта администрация оперной труппы была по распоряжению граноначальника оштрафована на 50 рублей за позднее окончание спектакля 9 марта – спектакль окончился около 1 часа ночи («Каспий»). | ||
+ | |||
+ | В середине марта в работе театра был сделан перерыв, за время которого были произведены некоторые переделки в театре:<br> | ||
+ | В партере с обеих сторон были убраны по две ложи, вместо них были устроены места для учащихся. На галерее прорубили входную дверь. Увеличили количество вешалок в театре.<br> | ||
+ | Кроме того, было уменьшено число почетных билетов. | ||
+ | |||
+ | В одну из сред марта 1911г. руководство города произвело ложную тревогу в театрах бр. Маиловых и Г.З.А.Тагиева: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | ...во время представлений... градоначальник подполковник П.И.Мартынов в присутствии помощника своего Б.А.Ровнякова и полицмейстера ротмистра В.И.Назанского произвел ложную тревогу для определения срока, в который можно очистить зрительные залы при возникновении пожара или др. каких-либо случаев, требующих немедленного выхода публики. Присутствующая в театрах публика была предупреждениа о ложной тревоге.<br> | ||
+ | Залы были очищены:<br> | ||
+ | театра бр. Маиловых – в 1,5 минуты и<br> | ||
+ | театр Г.З.А.Тагиева – приблизительно в тот же срок</blockquote> | ||
+ | |||
+ | Неудобства доставляло зрителям состояние Торговой ул., на которой был расположен театр. Её не успели замостить, и после дождя грязь здесь поднималась до колен. Многие, чтобы не запачкаться, нанимали за деньги амбалов. Утопая в непролазной грязи, те несли на закорках до фаэтонов и карет разнаряженных мужчин и женщин. | ||
+ | |||
+ | На следующий, 1912 год театр бр. Маиловых был сдан за 19.000 рублей антерпренеру Муссури.<br> Следующий зимний сезон должен был начаться в сентябре 1911г. болгарской опереттой, а с декабря должны были уже идти оперные спектакли. | ||
+ | |||
+ | В 1916 г. бакинцам удалось добиться открытия постоянно действующего музыкального театра. В октябре 1916 г. в помещении оперного театра начала свой постоянный сезон оперная группа антрепренера П.И.Амираго. | ||
+ | |||
+ | 17 мая 1920 года был издан первый декрет «о национализации театров, кино, музеев», а 1-гo июня 1920 года специальным постановлением все театры Баку были переданы в ведение правительства, и оперный театр стал Азербайджанским государственным театром оперы и балета. | ||
+ | |||
+ | В 1925 году азербайджанская оперная труппа отделилась от драматической (до этого они еще не было дифференцированы) и объединилась с труппой русской оперы. | ||
+ | |||
+ | Этапными спектаклями театра были "Шахсенем" Глиера (1934 г.), "Наргиз" Магомаева (1935 г.), "Кёроглы" Гаджибекова (1937г.), "Семь красавец" (1952г.), "Тропою грома" (1960г.) Караева, "Легенда о любви" Меликова (1962г.).<br> | ||
+ | В 1940 году был поставлен первый азербайджанский балет "Девичья башня" А. Бадалбейли, | ||
+ | |||
+ | В 1928г. оперному театру было присвоено имя великого драматурга М.А.Ахундова.<br> | ||
+ | |||
+ | Свой современный облик театр получил после реконструкции в 1987г. | ||
+ | |||
+ | ===Послесловие, или Бакинские мифы и легенды=== | ||
+ | |||
+ | Баку – город, многие дома которого и поныне связываются с различными событиями, правдивость которых можно отнести к области городских мифов. Не обошли они и историю постройки здания Театра оперы и балета.<br> | ||
+ | Возможно, само по себе столь быстрое создание этого великолепного здания не могло обойтись без подобных легенд, возможно, что и было что-то, заставившее людей рассказывать эти истории...<br> Доказательств их истинности пока нет, но и не хочется просто отмахиваться от них. То, что неизвестно сейчас, может еще подтвердиться какими-то новыми, до сих пор нам неизвестными документами. Буду только рада перенести тогда все то, о чем сейчас напишу, в саму статью как доказанные сведения. | ||
+ | |||
+ | '''Миф 1-ый''' | ||
+ | |||
+ | ''В 1910-м году в Баку приехала с гастролями известная певица. Ее красота и бесподобный голос очаровали местную публику. А один из старших братьев миллионеров Маиловых влюбился в певицу без памяти. Оказывая ей всяческие «знаки внимания», осыпал золотом и драгоценностями.''<br> | ||
+ | ''Певица провела в Баку около месяца - давала концерты в здании Биржи, в «Зимнем клубе», а то и в деревянном цирке бр. Никитиных. После окончания гастролей в «Казино» устроили торжественные проводы певицы.''<br> | ||
+ | ''Во время обеда у примадонны спросили: «Когда вы еще обрадуете бакинцев своим приездом!»'' | ||
+ | ''Певица пожала плечами: «Наверное, никогда. Я не привыкла выступать в казино, в цирке. Я просто поражаюсь, почему в вашем прекрасном, богатом городе, где живут такие щедрые рыцари, нет оперного театра, где бы певцы могли демонстрировать свое искусство».''<br> | ||
+ | ''Маилов спросил: «Ханум, куда вы намерены отправиться сейчас!» Певица ответила, что ей предстоят гастроли в Японию и что через год она вернется в Россию. Тогда Маилов сказал: «Приезжайте в наш город через год. Мы построим достойное вашего искусства здание, а вы его откроете».''<br> | ||
+ | ''На том и порешили.''<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | '''Моё примечание''':<br> | ||
+ | В некоторых статьях, опубликованных в интернете, называется имя Антонины Васильевны Неждановой как певицы ради которой был выстроен театр. Однако она вообще никогда не бывала в Баку, равно как и в Японии..<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | ''Маилов поручает подготовку проекта архитектору Баеву и просит его выстроить здание, похожее на тифлисскую оперу''<ref>[[Файл:Опера-тифлис.jpg|100px]] ''Тифлисский театр оперы и балета''</ref>, ''только более красивое и внушительное.''<br> | ||
+ | ''После постройки театра Маилов дает телеграмму певице, приглашая ее на открытие оперы. Она приезжает в Баку и принимает участие в торжествах.''<br> | ||
+ | ''На открытии театра была поставлена опера «Борис Годунов». В главной роли выступал Мозжухин.'' | ||
+ | ''После исполнения первой арии певицу осыпали золотым дождем. Сцена была завалена цветами.'' ''Маилов и здесь отличился. Он преподнес своей пассии венок, составленный из ассигнаций разного достоинства - пятисотенных, сотенных, пятидесятирублевых и четвертных билетов. Об этом по городу еще долго ходили пересуды.'' | ||
+ | |||
+ | '''Моё примечание''':<br> | ||
+ | На самом деле, при открытии театра исполнялась опера «Борисом Годуновым», и главную роль в ней играл Мозжухин, однако никакой '''специально''' приглашенной на женскую роль певицы не было – роль Марины Мнишек исполняла госпожа Ард, входившая в состав гастролирующей весь сезон в Баку труппы «Русской оперы».<br> | ||
+ | Женщины-певицы, входившие в труппу "Русской оперы:<br> | ||
+ | Бронская, артистка Импер. театра.<br> | ||
+ | Донская-Эйхенвальд<br> | ||
+ | Тиманина<br> | ||
+ | Алешко<br> | ||
+ | Лелина<br> | ||
+ | Калинина<br> | ||
+ | Ард<br> | ||
+ | Стрежнева<br> | ||
+ | Феррари<br> | ||
+ | и т.д. (2-ые партии, т.е. 2-ой состав)<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Миф рассказывал, что приглашенная певица, ради которой строился театр, пела на премьере. Однако среди участников премьеры нет там никого "со стороны", кроме тех, кто был запланирован для участия в работе труппы на весь сезон. То есть никаких разовых гастролеров! | ||
+ | И в течение всего месяца марта, т.е. первого месяца работы театра, никаких певиц "со стороны" не отмечено, хотя рецензент писал в каждом номере "Каспия" о прошедшем спектакле. Почему так часто? А потому, что каждый день на сцене ставилась новая опера. Были показаны "Аида", "Кармен", "Лекме", "Риголетто", "Евгений Онегин", "Паяцы" и др.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Единственным скандалом, т.е. событием, привлекшим огромнейшее внимание публики, явилась дама, пришедшая на спектакль в шароварах. Эта сенсация стала самой важной новостью театра в первом антракте, настолько важной, что об этом написала газета «Каспий», отличающаяся огромным интересом к самым мельчайшим событиям бакинской жизни.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Никаких букетов из денежных ассигнаций и бриллиантов никто никому, видимо, не дарил, т.к. об этом не сказано в газетной заметке об открытии театра ни слова, хотя в других заметках о различных бенефисах актеров, гастролирующих в Баку, всегда были упоминания о подарках и букетах, им преподнесенных. Здесь же об этом ни слова.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | Произошло в феврале еще одно событие в жизни братьев Маиловых, сделавших, на мой взгляд бакинки, всяческие появления любовных бесчинств в адрес приезжей певицы на глазах всего города невозможным - 8 февраля 1911г., т.е. за 20 дней до открытия театра, у них умерла мать.<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | '''Миф 2-ой'''<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | ''Услышал о том, что бр. Маиловы запланировали на постройку театра один год, Гаджи Зейнал Абдин Тагиев и при встрече с Маиловым поинтересовался, как идут дела. Маилов ответил, что архитектор Баев уже ознакомился с чертежами оперного театра в Тифлисе и, вернувшись в Баку, засел за проект. Гаджи Зейналабдин сказал: «Не представляю, как можно построить такое здание за год! Я сам был каменщиком, подрядчиком, немало домов выстроил. В этом деле, можно сказать, собаку съел. И знаю, что это почти невозможно».''<br> | ||
+ | ''Маилов усмехнулся и говорит: «Гаджи, давай поспорим. Если здание не будет готово за год, я завершу строительство и отдам оперу тебе. Но если я уложусь в срок, то ты возместишь мне затраченные на строительство средства. А здание останется мне». Тагиев согласился. Маилов построил здание за восемь месяцев.''<br> | ||
+ | <br> | ||
+ | '''Моё примечание''':<br> | ||
+ | Мне остается и в этом случае сослаться на газету «Каспий», никогда не упоминавшую этот спор. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Image:Театр оперы и балета (Баку, 2008).JPG|center|500px]] | ||
+ | |||
+ | ===Фотоальбом "Театр оперы и балета (Баку)=== | ||
+ | <gallery widths="300" heights="250"> | ||
+ | Файл:Opera-shiraslan.jpg|Театр бр. Маиловых (Баку, 1912) | ||
+ | Файл:Mailoff theatre.jpg|Баку. Театр бр.Маиловых | ||
+ | Файл:1000560040.jpg|Баку. Большой оперный театр бр.Маиловых. О.А.О. Баку. | ||
+ | Файл:Театр оперы и балета (1927).jpg|Театр оперы и балета (Баку, 1927) | ||
+ | Файл:Опера-1932.jpg|Театр оперы и балета (Баку, 1932) | ||
+ | Файл:TOB - 20-e.jpg|Театр оперы и балета (Баку) | ||
+ | Файл:Театр оперы (ул. Низами).jpg|Театр оперы и балета (Баку) | ||
+ | Файл:Театр оперы и балета (Баку,1960).jpg|Театр оперы и балета (Баку, 1960) | ||
+ | Файл:Opera-1987.jpg|Театр оперы и балета (Баку, 1987) | ||
+ | Файл:Опера-2009.jpg|Театр оперы и балета (Баку, 2009) | ||
+ | Файл:Ворота во внутренний двор Театра оперы и балета.JPG|Ворота во внутренний двор Театра оперы и балета (Баку, 2008) | ||
+ | Файл:Baku-2007-гардероб.jpg|Театр оперы и балета. Гардероб (Баку, 2007) | ||
+ | Файл:Baku-2007-фойе партера.jpg|Театр оперы и балета. Фойе партера (Баку, 2007) | ||
+ | Файл:Baku-2007-лестница.jpg|Театр оперы и балета (Баку, 2007) | ||
+ | Файл:Baku-2007-зал-1.jpg|Театр оперы и балета. Зрительный зал (Баку, 2007) | ||
+ | Файл:Baku-2007-зал-3.jpg|Театр оперы и балета. Зрительный зал (Баку, 2007) | ||
+ | Файл:Sablin Staff Otello Baku.jpg|Коллектив рабочих сцены спектакля "Отелло" с участием А.Азрикана (на переднем плане столяр театра Василий Саблин) | ||
+ | Файл:Opera profsouz.jpg|Профсоюзный актив БГТА. 1928 г. | ||
</gallery> | </gallery> | ||
+ | |||
+ | ===Программы спектаклей Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова (Баку)=== | ||
+ | |||
+ | <gallery perrow="5"> | ||
+ | Файл:Красный мак-1.jpg|Сезон 1944/1945г. | ||
+ | Файл:Лебед озеро.jpg|Сезон 1945/1946г. | ||
+ | Файл:Лебед озеро-2.jpg|Сезон 1945/1946г.(оборотная сторона программы) | ||
+ | Файл:Трубадур-1.jpg|Сезон 1948/1949г. | ||
+ | Файл:Трубадур-2.jpg|Сезон 1948/1949г.(оборотная сторона программы) | ||
+ | Файл:Тоска-1.jpg|Сезон 1950/1951г. | ||
+ | </gallery> | ||
+ | |||
+ | Примечание: | ||
+ | <references/><references/><references/><references/> | ||
+ | |||
+ | Источники:<br> | ||
+ | газета "Каспий"<br> | ||
+ | М.Сулейманов "Дни минувшие" | ||
+ | |||
+ | '''''При полном или частичном использовании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.''''' | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | --Jonka 08:53, 9 ноября 2009 (UTC) | ||
+ | Новая редакция статьи: --[[Участник:Jonka|Jonka]] 17:04, 29 августа 2011 (CEST) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
− | |||
[[Category:Здания]] [[Category:Архитектура]] [[Category:Театр_и_кинематограф]] | [[Category:Здания]] [[Category:Архитектура]] [[Category:Театр_и_кинематограф]] |
1910-1911
В этой статье я опиралась только на те факты, которые могли быть подтверждены сведениями из прессы описываемого времени. Со всеми иными рассказами можно ознакомиться в Послесловии к статье, которые даны там в надежде, что и они смогут когда-нибудь, возможно, подтвердиться и занять свое достойное место в «жизнеописании» создания театра.
На рубеже XIX и XX веков Баку представлял собой не только быстро и бурно растущий промышленный центр, но и становился, наряду с Тифлисом, культурным центром Кавказа.
Сюда приезжали гастролирующие драматические и оперные труппы, зрители могли насладиться исполнительским мастерством различных музыкантов – пианистов, скрипачей, виолончелистов.
В городе работали различные любительские театральные кружки. Было создано Артистическое общество.
Спектакли и концерты шли в театре Г.З.А.Тагиева, в здании театра-цирка бр. Никитиных, в помещениях Общественного и Морских собраний, в театре на промыслах Бенкендорфа и т.п. местах.
Однако театра, специально приспособленного для нужд оперного искусства – с хорошей акустикой - в городе не было. И чем чаще приезжали в город хорошие певцы, чем чаще ставились здесь оперные спектакли, тем более ясно становилась необходимость в подобного рода театре.
В журнале «Рампа и жизнь» №3 (16) от 19 апреля 1909 г. была опубликована следующая заметка:
БАКУ. Выехал в Петербург представитель местных миллионеров, с целью заказать проект нового грандиозного оперного театра, по образцу миланского театра "Dal-Verme" »[1], причем в одном партере будет до 1500 мест.Весь же театр рассчитан на 3 тыс. зрителей. Постройка его обойдется, по слухам, свыше полумиллиона рублей.
Кто конкретно были эти «местные миллионеры» установить нам пока не удалось, как и не удалось пока найти точных данных о том, были или не были петербургские архитекторы все же задействованы в проектировке здания нового театра...
Автором проекта и строителем театра является арх. Н.Г. Баев.
2 мая 1910г. В газете «Каспий» №97 появилось сообщение о ходатайстве бр. Маиловых, представителей известного и богатого рода бакинских рыбопромышленников [2]:
Бр. Маиловы возбудили пред г. градоначальником [3] ходатайство о разрешении им построить каменный театр на собственном участке земли, находящемся в квартале № 399 по Торговой улице.
Театр предположено построить частью каменный, а частью железно бетонный в стиле «Ренессанс» [4].
Главный вход и выход будут устроены с Торговой улицы.
Театр будет состоять из двух ярусов:первый – партер, расчитанный на 740 мест и 38 лож на 156 мест, а во втором ярусе – балкон на 386 мест и галерея на 221 место.
Все здание театра предположено оборудовать центральным воздушным отоплением, электрическим освещением и механической нагнетательной вентиляцией, причем в жаркое время будет функционировать маленькая ледоделательная машина, через которую будет пропускаться воздух во внутренее помещение театра, от чего в последнем температура будет понижена.
Постройку театра, как мы слышали, предполагается закончить к зимнему сезону текущего года.
Таким образом, исходя из содержания этой заметки, становится ясно, что к концу апреля 1910г. проект театра уже существовал и можно было приступить к его практическому осуществлению.
Театр был построен по классической схеме, то есть в нем есть вестибюльная группа, зрительный зал и сцена. Здесь удобная и рациональная планировка здания.
В истории строительства театральных сооружений периода начала ХХ века маиловский театр занимает особое место, так как был готов в рекордные сроки, учитывая уровень строительной техники того времени.
Высокий темп работ, принятый в начале строительства театра, не ослабевал до завершения строительства этого крупного сооружения.
Здание было построено менее, чем за 10 месяцев.
Из найденных в интернете материалах, можно увидеть, что весь период работа продолжалась в три смены, с участием 200 рабочих в каждой. Ночью, во время работы, место работ освещалось прожекторами, чтобы не замедлять темпов строительства. Правильная организация строительных работ позволила Баеву успешно и в кратчайшие сроки завершить все задуманное.
Газета «Каспий» № 41 за 22 февраля 1911г. сообщала:
Бакинский градоначальник подполковник П.И.Мартынов в сопровождении инженера градоначальства г. Рыбинского третьего дня (т.е. 19.02.1911г. – прим. моё) произвел осмотр законченного постройкой театра Маилова по Торговой ул., рядом с цирком бр. Никитиных.
Объяснения давал строитель театра инж. Баев. В общем постройка признана правильной, совпадающей с утвержденным планом. Для детального же освидетельствования театра назначается градоначальником особая техническая комиссия совместно с театральной.
В связи с окончанием строительства оперы газета «Бакинец» поместила в 1911 году восторженную статью:
«Мы склоняем головы перед энергией, талантом и неистощимым трудолюбием архитектора Баева. Действительно, не каждому мастеру удалось бы за семь-восемь месяцев возвысить на голом, пустынном месте столь роскошное, величественное здание.
Этот оперный театр для Баку - бесценный подарок. Ведь для такого большого города с разнообразным населением одного тагиевского театра было, конечно, недостаточно.
Потолок здания покрыт несколькими слоями бархата, поверх которого уложен войлок. Такая изоляция создает в зале и на сцене отличную акустику».
Новый театр под названием «Большой оперный театр бр. Маиловых» был открыт в понедельник, 28 февраля 1911г.
Самой первой первой тетральной труппой, выступавшей в театре, явилась «Русская опера» антерпренера М.П.Хрюкова.
Театр открылся постановкой оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
В заглавной роли - А.И.Мозжухин.
Григорий - Р.И.Чаров
Мария Мнишек - Ард
Князь Шуйский - Муравьев
Дирижер А.И.Асланов
Первая и практически единственная подробная заметка с описанием открытия нового театра появилась в газете «Каспий» №48 за 2 марта 1911г.
Автор заметки под псевдонимом "Театрал" описывает открытие как "Вавилонское столпотворение", такое количество народа прибыло в театр.
Дневник театрала
В новом театре
Цирк бр. Никитиных рядом, такой печальный, невзрачный и жалкий. От моря яркого света, в котором утопал выросший рядом с ним Маиловский театр, он съежился и, казалось, хотел отодвинуться назад, вглубь, подальше от людского взора. Иногда казалось, что он укоризненно смотрит своими темными окнами на проезжающую нарядную публику и шлет ей нерешительный упрек:
- Давно ли вы бросались в мои объятия, и так скоро окончательно забыли.
Но люди, привыкшие всегда бросать старых друзей, как только в них минует надобность, не слушали его упреков и сетований.
А дерзкий конкурент стоял рядом, яркий, принаряженный. Широко раскрывал двери и приветливо улыбался многочисленными электрическими глазами.
А публика прибывала и прибывала. Будущий историк Нового театра, описывая вечер его открытия, несомненно озаглавит свое описание так:
- Вавилонское столпотворение.
Это будет самым лучшим и удачным заглавием.Трудно описать, что творилось в фойе во время съезда публики.
Строители прекрасного театра упустили из виду одну маленькую подробность: публика зимою приезжает в театр в пальто и шляпах и имеет привычку не входить в полном облачении и зрительную залу, а сдавать верхнее платье капельдинерам на хранение. Капельдинеры для этой надобности имеют в своем распоряжении нумерованные вешалки. Эту мелочь строители забыли и на пару тысяч зрителей заготовили несколько вешалок, с несколькими крючочками на каждой. Публика ходила от вешалки к вешалке, просила, заискивала у капельдинеров, но везде получала один ответ:
- Извольте, только мы не в ответе, если пропадет.
Такое обещание мало кого удовлетворяло, и блуждающая с верхним платьем на руках публика напоминала толкучий рынок.
Устроившись кое-как с платьем, публика устремилась осматривать театр. Впечатление получилось удовлетворительное. Красиво, просторно и светло. Хорошее впечатление производят открытый вид бель-этажа, балкона и галерки.
Спектакль начался ровно в 9 часов. Взвился занавес, и хор с оркестром исполнил народный гимн.
Оставляя разбор исполнения на долю коллеги рецензента, мы перейдем к антрактам.В первом антракте, когда публика разбрелась по фойе, вдруг пронесся сенсационный слух. Сначала высказал его кто-то неуверенно, потом более смело, потом стали утверждать категорически:
- Дама в шароварах.
Началось невероятное движение по лестницам. Бегали сверху вниз и снизу вверх, толкали друг друга и на ходу расспрашивали:
- Видали даму в шароварах? Где она? Где?
Точного ответа, однако, не могли получить, так как спустившиеся вниз узнавали, что дама только что поднялась вверх, а поднявшиеся наверх узнавали, что она только что спустилась вниз. После долгих усилий ее, однако, удалось застигнуть в нижнем фойе.
Дама в шароварах выдержала натиск любопытной толпы героически. Так оглядывала своих врагов властным взором Жанна д’Арк, сознавая в душе, что она носит на своем знамени борьбу за великую идею. Дама в шароварах молчала, но глаза ее ясно говорили:
- Ну вот, я доказала миру, что женщина не застряла на одном месте, а двигается все вперед, ищет в жизни новых форм. Вот вам новые формы. Кто посмеет теперь упрекать женщину
? Чувствовалось, что она знает цену своему героическому поступку. Сознает, что своим самоотвержением она поставила Баку рядом с Парижем.
Публика была так взволнована шароварами, что прозевала все звонки и ринулась в залу, когда занавес уже был поднят.
В следующем антракте уже начали делиться впечатлениями об игре артистов. В общем, в театре царило оживление.
В том же номере газеты можно было познакомиться и с рецензией на этот спектакль. Нас же интересует только то, что сказано было в ней о самом театре: певцы боролись с «неблагоприятными акустическими условиями, объясняющимися тем, что воздух насыщен был тяжеловесной сыростью». Недостаток, разумеется, был временным, т.к.театр был открыт непосредственно по завершению его строительства.
Спектакли начинались ежевечерне в 8:30 – 9:00 часов вечера, причем постановки менялись кадый день.
В течение марта 1911г. бакинские любители оперы смогли посмотреть и послушать «Травиату» Д.Верди (1.03.), «Кармен» Ж.Бизе (2.03.), «Фауст» Гуго (3.03), «Евгения Онегина» Чайковского (4.03), «Лакмэ» Л.Делиба (5.03), «Риголетто» Д.Верди, «Севильского цирюльника» Д.Россини, «Аиду» Д.Верди, «Паяцев» Р. Леонкавалло и др. постановки.
6 марта 1911г. «Каспий» (№52) по-прежнему отмечал непорядки у вешалки: малое количество работников привело к тому, что трое городовых должны были помогать на раздаче. Да и самое малое количество вешалок очень мешало посетителям театра.
8 марта 1911г. (№53) газета уже смогла отметить улучшение в этой области:
Вешалку временно поставили в нишах фойе, где предполагалось устроить витрины.
Тетральная прислуга успешно обучается вежливому обращению с публикой, усердно посещающей театр.
10 марта администрация оперной труппы была по распоряжению граноначальника оштрафована на 50 рублей за позднее окончание спектакля 9 марта – спектакль окончился около 1 часа ночи («Каспий»).
В середине марта в работе театра был сделан перерыв, за время которого были произведены некоторые переделки в театре:
В партере с обеих сторон были убраны по две ложи, вместо них были устроены места для учащихся. На галерее прорубили входную дверь. Увеличили количество вешалок в театре.
Кроме того, было уменьшено число почетных билетов.
В одну из сред марта 1911г. руководство города произвело ложную тревогу в театрах бр. Маиловых и Г.З.А.Тагиева:
...во время представлений... градоначальник подполковник П.И.Мартынов в присутствии помощника своего Б.А.Ровнякова и полицмейстера ротмистра В.И.Назанского произвел ложную тревогу для определения срока, в который можно очистить зрительные залы при возникновении пожара или др. каких-либо случаев, требующих немедленного выхода публики. Присутствующая в театрах публика была предупреждениа о ложной тревоге.
Залы были очищены:
театра бр. Маиловых – в 1,5 минуты и
театр Г.З.А.Тагиева – приблизительно в тот же срок
Неудобства доставляло зрителям состояние Торговой ул., на которой был расположен театр. Её не успели замостить, и после дождя грязь здесь поднималась до колен. Многие, чтобы не запачкаться, нанимали за деньги амбалов. Утопая в непролазной грязи, те несли на закорках до фаэтонов и карет разнаряженных мужчин и женщин.
На следующий, 1912 год театр бр. Маиловых был сдан за 19.000 рублей антерпренеру Муссури.
Следующий зимний сезон должен был начаться в сентябре 1911г. болгарской опереттой, а с декабря должны были уже идти оперные спектакли.
В 1916 г. бакинцам удалось добиться открытия постоянно действующего музыкального театра. В октябре 1916 г. в помещении оперного театра начала свой постоянный сезон оперная группа антрепренера П.И.Амираго.
17 мая 1920 года был издан первый декрет «о национализации театров, кино, музеев», а 1-гo июня 1920 года специальным постановлением все театры Баку были переданы в ведение правительства, и оперный театр стал Азербайджанским государственным театром оперы и балета.
В 1925 году азербайджанская оперная труппа отделилась от драматической (до этого они еще не было дифференцированы) и объединилась с труппой русской оперы.
Этапными спектаклями театра были "Шахсенем" Глиера (1934 г.), "Наргиз" Магомаева (1935 г.), "Кёроглы" Гаджибекова (1937г.), "Семь красавец" (1952г.), "Тропою грома" (1960г.) Караева, "Легенда о любви" Меликова (1962г.).
В 1940 году был поставлен первый азербайджанский балет "Девичья башня" А. Бадалбейли,
В 1928г. оперному театру было присвоено имя великого драматурга М.А.Ахундова.
Свой современный облик театр получил после реконструкции в 1987г.
Баку – город, многие дома которого и поныне связываются с различными событиями, правдивость которых можно отнести к области городских мифов. Не обошли они и историю постройки здания Театра оперы и балета.
Возможно, само по себе столь быстрое создание этого великолепного здания не могло обойтись без подобных легенд, возможно, что и было что-то, заставившее людей рассказывать эти истории...
Доказательств их истинности пока нет, но и не хочется просто отмахиваться от них. То, что неизвестно сейчас, может еще подтвердиться какими-то новыми, до сих пор нам неизвестными документами. Буду только рада перенести тогда все то, о чем сейчас напишу, в саму статью как доказанные сведения.
Миф 1-ый
В 1910-м году в Баку приехала с гастролями известная певица. Ее красота и бесподобный голос очаровали местную публику. А один из старших братьев миллионеров Маиловых влюбился в певицу без памяти. Оказывая ей всяческие «знаки внимания», осыпал золотом и драгоценностями.
Певица провела в Баку около месяца - давала концерты в здании Биржи, в «Зимнем клубе», а то и в деревянном цирке бр. Никитиных. После окончания гастролей в «Казино» устроили торжественные проводы певицы.
Во время обеда у примадонны спросили: «Когда вы еще обрадуете бакинцев своим приездом!»
Певица пожала плечами: «Наверное, никогда. Я не привыкла выступать в казино, в цирке. Я просто поражаюсь, почему в вашем прекрасном, богатом городе, где живут такие щедрые рыцари, нет оперного театра, где бы певцы могли демонстрировать свое искусство».
Маилов спросил: «Ханум, куда вы намерены отправиться сейчас!» Певица ответила, что ей предстоят гастроли в Японию и что через год она вернется в Россию. Тогда Маилов сказал: «Приезжайте в наш город через год. Мы построим достойное вашего искусства здание, а вы его откроете».
На том и порешили.
Моё примечание:
В некоторых статьях, опубликованных в интернете, называется имя Антонины Васильевны Неждановой как певицы ради которой был выстроен театр. Однако она вообще никогда не бывала в Баку, равно как и в Японии..
Маилов поручает подготовку проекта архитектору Баеву и просит его выстроить здание, похожее на тифлисскую оперу[5], только более красивое и внушительное.
После постройки театра Маилов дает телеграмму певице, приглашая ее на открытие оперы. Она приезжает в Баку и принимает участие в торжествах.
На открытии театра была поставлена опера «Борис Годунов». В главной роли выступал Мозжухин.
После исполнения первой арии певицу осыпали золотым дождем. Сцена была завалена цветами. Маилов и здесь отличился. Он преподнес своей пассии венок, составленный из ассигнаций разного достоинства - пятисотенных, сотенных, пятидесятирублевых и четвертных билетов. Об этом по городу еще долго ходили пересуды.
Моё примечание:
На самом деле, при открытии театра исполнялась опера «Борисом Годуновым», и главную роль в ней играл Мозжухин, однако никакой специально приглашенной на женскую роль певицы не было – роль Марины Мнишек исполняла госпожа Ард, входившая в состав гастролирующей весь сезон в Баку труппы «Русской оперы».
Женщины-певицы, входившие в труппу "Русской оперы:
Бронская, артистка Импер. театра.
Донская-Эйхенвальд
Тиманина
Алешко
Лелина
Калинина
Ард
Стрежнева
Феррари
и т.д. (2-ые партии, т.е. 2-ой состав)
Миф рассказывал, что приглашенная певица, ради которой строился театр, пела на премьере. Однако среди участников премьеры нет там никого "со стороны", кроме тех, кто был запланирован для участия в работе труппы на весь сезон. То есть никаких разовых гастролеров!
И в течение всего месяца марта, т.е. первого месяца работы театра, никаких певиц "со стороны" не отмечено, хотя рецензент писал в каждом номере "Каспия" о прошедшем спектакле. Почему так часто? А потому, что каждый день на сцене ставилась новая опера. Были показаны "Аида", "Кармен", "Лекме", "Риголетто", "Евгений Онегин", "Паяцы" и др.
Единственным скандалом, т.е. событием, привлекшим огромнейшее внимание публики, явилась дама, пришедшая на спектакль в шароварах. Эта сенсация стала самой важной новостью театра в первом антракте, настолько важной, что об этом написала газета «Каспий», отличающаяся огромным интересом к самым мельчайшим событиям бакинской жизни.
Никаких букетов из денежных ассигнаций и бриллиантов никто никому, видимо, не дарил, т.к. об этом не сказано в газетной заметке об открытии театра ни слова, хотя в других заметках о различных бенефисах актеров, гастролирующих в Баку, всегда были упоминания о подарках и букетах, им преподнесенных. Здесь же об этом ни слова.
Произошло в феврале еще одно событие в жизни братьев Маиловых, сделавших, на мой взгляд бакинки, всяческие появления любовных бесчинств в адрес приезжей певицы на глазах всего города невозможным - 8 февраля 1911г., т.е. за 20 дней до открытия театра, у них умерла мать.
Миф 2-ой
Услышал о том, что бр. Маиловы запланировали на постройку театра один год, Гаджи Зейнал Абдин Тагиев и при встрече с Маиловым поинтересовался, как идут дела. Маилов ответил, что архитектор Баев уже ознакомился с чертежами оперного театра в Тифлисе и, вернувшись в Баку, засел за проект. Гаджи Зейналабдин сказал: «Не представляю, как можно построить такое здание за год! Я сам был каменщиком, подрядчиком, немало домов выстроил. В этом деле, можно сказать, собаку съел. И знаю, что это почти невозможно».
Маилов усмехнулся и говорит: «Гаджи, давай поспорим. Если здание не будет готово за год, я завершу строительство и отдам оперу тебе. Но если я уложусь в срок, то ты возместишь мне затраченные на строительство средства. А здание останется мне». Тагиев согласился. Маилов построил здание за восемь месяцев.
Моё примечание:
Мне остается и в этом случае сослаться на газету «Каспий», никогда не упоминавшую этот спор.
Примечание:
Источники:
газета "Каспий"
М.Сулейманов "Дни минувшие"
При полном или частичном использовании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.
--Jonka 08:53, 9 ноября 2009 (UTC) Новая редакция статьи: --Jonka 17:04, 29 августа 2011 (CEST)