Строка 4: Строка 4:
  
 
Бенедикт Рафаилович Телингатер, известный в Грузии и Азербайджане театральный художник, график, признанный специалист по художественной отделке интерьеров частных особняков и общественных зданий.  
 
Бенедикт Рафаилович Телингатер, известный в Грузии и Азербайджане театральный художник, график, признанный специалист по художественной отделке интерьеров частных особняков и общественных зданий.  
 +
 +
Бенедикт Рафаилович был профессиональным художником юмористических журналов, и, кроме того, высококвалифицированным мастером альфрейных работ, выполнявшим отделку интерьеров частных особняков и общественных зданий (театров, гостиниц, вокзалов). Он работал также художником-декоратором в тбилисском и бакинском театрах. Был автором рисунков первых советских денег в Азербайджане. Выходец из бедной местечковой семьи, с ранних лет он был вынужден зарабатывать себе на хлеб. Одновременно с этим упорно осваивал специальность художника-декоратора в Одесском художественном училище, а затем — в передвижной театральной труппе Гайдебурова. Именно благодаря таланту, упорству, мужеству и трудолюбию Бенедикт Рафаилович смог утвердить свой авторитет художника. Эти замечательные черты характера унаследовал его сын Моня. Сарра Ицковна никакой специальности не имела, а была домашней хозяйкой, матерью семейства. Кроме Соломона она родила Адольфа (1905) и Евгения (1918).Родители моего отца были верующими людьми, хотя строгой религиозностью не отличались. До переезда в Баку в 1910 г. в семье еще соблюдались традиции еврейского быта: отмечали национальные праздники, учили мальчиков разговаривать на идиш, водили в синагогу, знакомили с Талмудом. Впоследствии религиозные идеи были вытеснены совершенно другими.
  
 
:"А теперь и кинематографы, все на Михайловском проспекте - "Одеон", "Мулен-Электрик" и новый "Аполло", его расписывает Бенедикт Телингатер, просто Бено, красавец мужчина! Нет, кажется, "Аполло" расписывает итальянец Долижани, а Бено роскошный дом рыбопромышленника Абазова на том же Михайловском." Из писем Ирины Берхман<ref>Это подлинные [http://samlib.ru/t/tegjulx_m/pers40-1.shtml письма] дочери генерала Добровольческой армии Георгия Эдуардовича Берхмана, Ирины Берхман, своей гимназической подруге Людмиле Бычковской в Тифлис.Написаны были 90 лет тому назад.</ref>  
 
:"А теперь и кинематографы, все на Михайловском проспекте - "Одеон", "Мулен-Электрик" и новый "Аполло", его расписывает Бенедикт Телингатер, просто Бено, красавец мужчина! Нет, кажется, "Аполло" расписывает итальянец Долижани, а Бено роскошный дом рыбопромышленника Абазова на том же Михайловском." Из писем Ирины Берхман<ref>Это подлинные [http://samlib.ru/t/tegjulx_m/pers40-1.shtml письма] дочери генерала Добровольческой армии Георгия Эдуардовича Берхмана, Ирины Берхман, своей гимназической подруге Людмиле Бычковской в Тифлис.Написаны были 90 лет тому назад.</ref>  

Версия 01:24, 2 января 2018

Телингатер Бенедикт Рафаилович - театральный художник, график, дизайнер[править]

1876 - ок.1960

Бенедикт Рафаилович Телингатер, известный в Грузии и Азербайджане театральный художник, график, признанный специалист по художественной отделке интерьеров частных особняков и общественных зданий.

Бенедикт Рафаилович был профессиональным художником юмористических журналов, и, кроме того, высококвалифицированным мастером альфрейных работ, выполнявшим отделку интерьеров частных особняков и общественных зданий (театров, гостиниц, вокзалов). Он работал также художником-декоратором в тбилисском и бакинском театрах. Был автором рисунков первых советских денег в Азербайджане. Выходец из бедной местечковой семьи, с ранних лет он был вынужден зарабатывать себе на хлеб. Одновременно с этим упорно осваивал специальность художника-декоратора в Одесском художественном училище, а затем — в передвижной театральной труппе Гайдебурова. Именно благодаря таланту, упорству, мужеству и трудолюбию Бенедикт Рафаилович смог утвердить свой авторитет художника. Эти замечательные черты характера унаследовал его сын Моня. Сарра Ицковна никакой специальности не имела, а была домашней хозяйкой, матерью семейства. Кроме Соломона она родила Адольфа (1905) и Евгения (1918).Родители моего отца были верующими людьми, хотя строгой религиозностью не отличались. До переезда в Баку в 1910 г. в семье еще соблюдались традиции еврейского быта: отмечали национальные праздники, учили мальчиков разговаривать на идиш, водили в синагогу, знакомили с Талмудом. Впоследствии религиозные идеи были вытеснены совершенно другими.

"А теперь и кинематографы, все на Михайловском проспекте - "Одеон", "Мулен-Электрик" и новый "Аполло", его расписывает Бенедикт Телингатер, просто Бено, красавец мужчина! Нет, кажется, "Аполло" расписывает итальянец Долижани, а Бено роскошный дом рыбопромышленника Абазова на том же Михайловском." Из писем Ирины Берхман[1]

До революции сотрудничал с Сатирические журналы Азербайджана (1906-1920)журналами "Джигит" и Зянбур".

Окончательно переход тюрко-татарской письменности на латинизированный алфавит был установлен постановлением ЦИК Азербайджанской ССР от 1 января 1929 года, в соответствии с которым из описания герба в Конституции (Основного Закона) Азербайджанской ССР были убраны слова «и старом». С 1930 года в гербе Азербайджанской ССР надписи изображались только на латинизированном алфавите.

Бено герб 1927.gifТелингартен герб.gif

Это было закреплено в новой редакции Конституции (Основного Закона) Азербайджанской ССР, принятой 14 февраля 1931 года VII Всеазербайджанским съездом Советов, которой было установлено новое описание герба Азербайджанской ССР, рисунок которого был создан театральным художником, графиком Бенедиктом Рафаиловичем Телингатером (Бено), автором рисунков всех почтовых марок Азербайджанской ССР в 1921-1923 годах.


Первая эмиссия почтовых марок Азербайджанской ССР состоялась 1 октября 1921 года. Это была серия из 15 беззубцовых марок различных номиналов, отпечатанная литографским способом на сероватой бумаге[2].
Точного изображения герба установлено не было и использовались различные изображения, включающие серп, молот, полумесяц и 5-конечную звезду, чаще всего – в венке из колосьев, а надписи были на тюрко-татарской письменности на основе арабского алфавита.

Талингартен Бено марки.gif

В частности, такая композиция изображалась на всех почтовых марках Азербайджанской ССР, бывших в обращении с 1 октября 1921 года, автором рисунков которых был бакинский график-сатирик Бенедикт Рафаилович Телингатер (Бено).


"Два его сына Моня и его младший брат Адольф с юношеским максимализмом заявили, что выполненные из гипса пухлые амурчики и изысканные орнаменты безнадежно устарели для нового коммунистического быта, а буржуйские особняки с подобными украшениями интерьеров будут либо разрушены, либо перестроены и отданы трудовому народу.
Он был искренне возмущен и после скандала выгнал сыновей из дому. Моне было шестнадцать лет, его брату — четырнадцать."

Пишет внук Бенедикта Рафаиловича - Владимир Соломонович в своих воспоминаниях (журнал “Искусство Кино”. № 8 за 2004 год)





  1. Это подлинные письма дочери генерала Добровольческой армии Георгия Эдуардовича Берхмана, Ирины Берхман, своей гимназической подруге Людмиле Бычковской в Тифлис.Написаны были 90 лет тому назад.
  2. Отсюда


РЕЕСТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.)





comments powered by Disqus