Родился в Баку – 1.01.1916 г. Поступает на рабфак и работает в Бакинской живописной мастерской рекламы - 1933 г. Поступает на 2-й курс живописного факультета Бакинского художественного училища по классу ученика И. Репина – И. Г. Рыженко – 1934 г. Азербайджанский музей изобразительных искусств приобретает несколько работ А. Д. Тихомирова, посвященных юбилею Шота Руставели – 1935 г. Работает в художественном отделе Азербайджанского Антирелигиозного музея – 1938 г. Вступает в Союз Азербайджанских художников – 1938 г. Работает в Художественном комбинате Азербайджанского отделения художественного фонда – 1941-1945 г. Поступает на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова по классу А. Осмеркина – 1945 г. Работает в Комбинате монументально-декоративного искусства – 1949-1976 гг. Уходит на пенсию и продолжает воплощать живописные замыслы, работы художника приобретают музеи и коллекционеры – 1976-1995 гг. Умер в Москве – 30.03.1995 г.

В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).

ПЕРИОДЫ ТВОРЧЕСТВА

Краткая биография


Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя. После 6 классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке. В 1934 г. поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Начиная с 3-го курса, учился под руководством художника И. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина), давшего ему, по словам А. Тихомирова, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру». В 1935 г. 18-летним юношей участвовал в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Его талант был замечен широкой художественной общественностью, работы были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств. По окончании училища в 1938 г. работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея. В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. В это же время вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами и портретами героев Отечественной войны. По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота. В 1945 г. поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осмеркина. Но на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи. Ко времени учебы относится знакомство А. Тихомирова с Р. Фальком, которое перешло в дружеские отношения. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма - Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества. Среди друзей А. Тихомирова были художники И. М. Ильин, Е. Симкин, С. Адливанкин, А. Лабас, А. Глускин, Б. Отаров, Б. Пинхасович, И. Дризе, Б. Тальберг, А. Передний, написавший портрет художника.

В 1950-76 гг. А. Тихомиров работал в Москве в Комбинате Монументально-декоративного искусства. Участвовал в праздничных оформлениях г. Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина. Вместе с художником И. М. Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для фасада Министерства иностранных дел размером 42 x 22 м, за который был награжден золотой медалью на выставке наглядной агитации ВДНХ. По мнению искусствоведа В. А. Матвеева, творчество художника можно условно разделить на три этапа: импрессионистический (1940-50-е гг.), фовистический (1960-е гг.), новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х гг. В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач. Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах. Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений. В работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув гла­за зрачками в душу». Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им? «Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник. Тема Петрушки и Балерины, навеянная балетом Стравинского «Петрушка», тема необычайно сильной и нежной любви - одна из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда». Тонкий знаток и ценитель классической музыки, он писал свои полотна, слушая произведения Стравинского, Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена. Друзья художника – композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой». «Александр Дмитриевич, - рассказывает В. А. Матвеев, - ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг». Как замечает художник, искусствовед, критик Л. Ф. Дьяконицын, «думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».



Баку Александр Дмитриевич Тихомиров родился 1 января 1916 года в Баку в семье инженера-строителя. Детство и юность провел в Баку, где жил с родителями и сестрами в квартире на втором этаже большого дома с верандами, окруженного садом. Рисовать Александр Дмитриевич начал с 15 лет. Древний город с его яркими красками, морскими пейзажами, причудливой архитектурой, живописными улицами, сверкающим многоцветьем базаров, экстравагантными мусульманскими праздниками производил на молодого художника сильное впечатление, заряжал энергией, становился стимулом для творчества, источником вдохновения. Из воспоминаний Натальи Анатольевны Виноградовой, жены художника: «До прихода Советской власти (в 1920 г.) в Баку, благодаря наличию богатого месторождения нефти, а также трудолюбию азербайджанского населения, среди которого было много прекрасных земледельцев, возникло неведомое ранее изобилие. Этому способствовало и расположение города на берегу Каспийского моря, что давало возможность осуществлять связь со странами Азии, используя морские пути. Кроме того, сыграло свою роль появление в городе достаточно большого числа крупных миллионеров (Визировы, Нобили, Рокфеллеры, Ротшильды)». В 1930-40-е годы Баку был одним из крупнейших культурных центров. Сюда приезжали на гастроли известные зарубежные и лучшие музыканты Москвы и Ленинграда, городская филармония каждую неделю давала по несколько концертов классической музыки. Бакинский Рабочий театр, из стен которого вышло много замечательных актеров, ставил интересные, смелые спектакли, преимущественно новаторские, привлекающие в основном молодежь постановки. Работали многочисленные музеи и выставки. Да и сама атмосфера в городе, находившемся далеко от Москвы и Ленинграда, была более открытой, жизнерадостной, дружелюбной, здесь не так сильно ощущалось давление официальной жизни, политический климат был значительно мягче московского. Все это вкупе располагало к творчеству. Именно годы жизни в Баку оказали большое влияние на формирование личности будущего художника, который в дальнейшем был известен как человек энциклопедических знаний в области культуры и искусства. Александр Дмитриевич работал в Бакинской живописной мастерской рекламы. В 1942 году он уехал в Худат – пригород Баку. Брал там постоянно заказы, гонорары за которые были ощутимым подспорьем для большой семьи. Тихомиров работал над портретами героев войны, картинами на военную тематику, агитплакатами. В 1943 году поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища по классу ученика И. Репина – И. Г. Рыженко. В 1935 году впервые участвовал в живописной выставке. Она была посвящена юбилею Шота Руставели. Для 18-летнего юноши привлечь внимание художественной общественности - означало добиться успеха. Несколько работ Тихомирова после выставки приобрел Азербайджанский музей изобразительных искусств. Художник продолжал совершенствовать мастерство академического рисунка, писал портреты, натюрморты, пейзажи, обнаженную модель. Из воспоминаний дочери, художника Анны Тихомировой: «Несмотря на то, что в Баку создалась прекрасная среда для развития творческой личности, молодежь грезила о Москве, ее музеях, выставках. Мечтала о возможностях общения с известными художниками, не понимая, что в Бакинском художественном училище чудом выжила старая, серьезная школа живописи и рисунка, а в столичных художественных институтах правили бал советские академики, озабоченные только партийной карьерой. И все же многие бакинские художники переехали в столицу – А. Саханов, В. Артамонов, В. Бордзиловский.» Из воспоминаний Натальи Анатольевны Виноградовой: «Александр Дмитриевич тоже принял решение о переезде в Москву, но отнюдь не из соображений карьеры, мысль о которой была ему абсолютно чужда. Наряду со стремлением поступить в институт и иметь возможность наслаждаться созерцанием работ великих мастеров, Александр Дмитриевич надеялся попасть в среду людей, увлеченных проблемами творчества, что, как он считал, поможет ему решать свои личные задачи, стоящие на пути его дальнейшего творческого развития».




Жизнь в Москве В январе 1944 года Александр Дмитриевич покинул Баку. В Москве он намеревался поступить в Художественный институт им. Сурикова. Приняли его в 1945 году сразу на 3-й курс, в мастерскую А. Осмеркина, но учиться пришлось недолго: уже на 4-м курсе Тихомирова отчислили за «формалистические» проявления в живописи. Какое-то время он работал как свободный художник, а в 1949 году начал работать в Комбинате декоративно-прикладного искусства

Брюсовский переулок Московский период жизни художника связан с домом в Брюсовском переулке, где он прожил вместе с семьей почти 20 лет. Этого красивого трехэтажного дома с эркерами сейчас уже, увы, не существует. В Брюсовском, ныне Брюсовом, переулке осталось совсем немного зданий того времени и замечательная церковь Воскресения, фрески которой особенно нравились художнику. В трехэтажном кирпичном доме, в коммунальной квартире с огромной кухней и черным ходом обитали шесть семей. Жили дружно и интересно. Одними из соседей Тихомировых были супруги Петровы – Вера Семеновна и Аркадий Николаевич. Из воспоминаний Натальи Анатольевны Виноградовой: «Вера Семеновна устраивала дома концерты классической музыки, привлекая к участию в них известных музыкантов. Бывало, что на эти вечера приглашались и интересные художники. Именно на одном из концертов и состоялось знакомство Александра Тихомирова с Робертом Рафаиловичем Фальком, которое перешло в дружеские отношения. Фальк пригласил молодого художника в свою мастерскую, где Александр Дмитриевич познакомил его со своими работами, в том числе натюрмортами и пейзажами, выполненными в импрессионистической манере. Работы Тихомирова произвели на Фалька очень хорошее впечатление. В разговоре он отметил, что Александр Дмитриевич обладает «французским глазом» в живописи и пригласил его написать этюд из окна своей мастерской. Александр Дмитриевич рассказывал, что близость взглядов на проблемы творчества позволила найти им много точек соприкосновения. В дальнейшем Тихомиров стал часто бывать в мастерской Фалька. Теплые дружеские отношения установились у Александра Дмитриевича с художником Евгением Андреевичем Додоновым. Этот большой и глубокий художник перенес страшные испытания в жизни, проведя несколько лет в сталинских лагерях, но сумел пронести через этот ужас любовь к искусству и способность продолжать свою работу. Дружеские отношения сложились у Тихомирова и с талантливым художником Ефимом Давидовичем Симкиным». Тихомиров поддерживал дружбу со многими художниками, в том числе А. Лабасом, Б. Тальбергом, А. Передним, И. Ильиным, И. Дризе, Б. Отаровым. Сдружился с соседом по квартире – художником Б. Пинхасовичем. Среди его друзей и знакомых были музыканты и композиторы. Увлекшись в юности симфонической музыкой, Александр Дмитриевич через всю жизнь пронес страстную любовь к ней. Еще в Баку он собирал грампластинки, закрывшись в комнате, подолгу слушал оперы, симфонии. Живя в Москве, свою коллекцию пополнял постоянно, и нотные, равно как и книжные, магазины были обязательным пунктом в маршруте пеших прогулок, столь любимых художником. Произведения Скрябина и Стравинского, Бетховена и Моцарта, Чайковского, Дебюсси, Карла Орфа слушались им часто и подолгу. Он любил бывать на концертах, часто ходил в Консерваторию, был тонким знатоком и ценителем классической музыки, вдумчивым слушателем, и, по мнению друзей, знал ее так, как не знает порой и сам музыкант. Он всегда работал под музыку, и непременным предметом в комнате в коммуналке, летом – на даче, а позже в мастерской была старенькая радиола «Регонда». Еще одним увлечением художника было кино. В Баку Тихомиров коллекционировал открытки с фотографиями киноактеров. В Москве увлечение кинематографом неожиданно получило продолжение. Жена Наталья работала в Научно-исследовательском кинофотоинституте, была возможность смотреть новинки зарубежного кинематографа. Позже Александр Дмитриевич будет высоко ценить фильмы Ф. Феллини, которые привлекут его своей психологичностью и театральностью образов, и впечатления от этих фильмов найдут отражение в живописи и графике художника.


Екатерина Гоголева

http://www.soviet-michelangelo.ru/pages/main.html

comments powered by Disqus