Обсуждение статьи ЗДЕСЬ

Трипольская Елизавета Родионовна - скульптор[править]

1881 - 1958

tumb

Елизавета Родионовна (Радионовна) родилась 19(31) ноября 1881 года в селе Опошня Полтавской губернии в семье богатых помещиков имевших владения в Опошне, Должке и Зенькове.

В 1889 году Елизавета поступает, а в 1896 году с серебряной медалью оканчивает училище в Полтаве.

С юности девушка начинает лепить из глины небольшие фигурки крестьян.
По некоторым данным, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил Иванович Холодовский (1855 – 1926 гг.). Очевидно, именно он рекомендовал свою племянницу Василию Алексеевичу Волкову, который тогда преподавал в Полтавском институте благородных девиц.

У Василия Алексеевича девушка получила начальное профессионально-художественное образование, а дальше, с 1897 года, продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В. Беклемишева, Р. Баха; в Петербургской художественной школе Общества поощрения художников; у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского в Петербурге.
А в 1903 году художница уже принимает участие в художественной выставке к открытию памятника И.П.Котляревскому в Полтаве.

В это время, как раз на рубеже 1890-х – 1900-х годов, в Опошне, наравне с Миргородом, экспериментальным путем налаживался выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Вероятно, контакт Василия Григорьевича Кричевского, который в это время работал в Полтаве над проектом здания Полтавского земства, Елизаветы Трипольской и администрации Опошнянского училища происходил постоянно. Тем более, что в дальнейшем Трипольская планировала отливку своих скульптур на базе Миргородской художественно-промышленной школы, что, скорее всего, было для нее привычным делом, учитывая, что она была наследницей больших поместий, и, возможно, как тогда было принято, входила в попечительские советы.

В это же время она едет в Париж, где продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля (1906 – 1907 гг.), где обучается искусству обработки мрамора. После возвращения, вдохновенная, она в 1907 году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для фонтана перед зданием Полтавского земства.

Исследователь А.В. Нименко так описывал проект этой монументально-декоративной скульптуры: “Девушка идет по воду. Водяной, который вдруг выбегает ей навстречу, переворачивает ведра красавицы, набирает в рот воды и с юмором запускает ей в лицо струю. Проект фонтана был должным образом оценен и одобрен для сооружения. Скульптор вылепила и отформовала в своей миргородской мастерской из гипса фигуры девушки и водяного, но по каким-то причинам фонтан так и не был сооружен”

В течение 1904 – 1909 годов Елизавета Трипольская работает с различными материалами. В эти годы появляются: «Портрет мальчика» 1908 г. (мрамор), которая экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек, анималистическая скульптура (изображение собак, свиней, коров), бюсты сельских мужиков „Дядька Кривонос”, „Крестьяне”, молодиц – „Цокотуха” (1909 г.), которая со временем получила Куинджевскую премию.

Гипсовый этюд „Свинья” и бронзовая статуэтка „Английский хорт” (1910), были впервые выставлены на третьей выставке картин группы художников в Киеве в 1910 г. Уже в следующем году она дебютирует на весенней выставке в Петербургской академии художеств с „Головкой ребенка” (1910, мрамор) и на четвертой выставке украинских художников со скульптурами из глины „Застыдилась”, „Паниматка”, "Дядька Кривонос”. Эти скульптуры стали настоящими событиями художественной жизни Украины того времени.

В это время Трипольская живет в собственном имении в Зенькове. Именно здесь она создает в январе 1912 года свои скульптуры „Осетин” (гипс), „Панна” (гипс) и „Крестьянин” (глина).

Трипольская Екатерина.jpg

В 1914-м году она выполнила еще один почетный заказ – модель пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).




В 1916 – 1917-м году появляются ее скульптуры в бронзе „Былиночка”, „Шутит”(“Жартує” укр.), „Катерина”. В 1918-м была выполнена майоликовая группа – „На ярмарке”. В этом же году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве.

В 1918-м художница пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет судьбой всей ее жизни. Все это время она работает в Полтаве и Киеве. В этот период гончары Опошни по ее эскизам создают фигурки „Украинская свадьба”, которые затем вошли в историю отечественной керамологии.

В 1920-х годах Елизавета Родионовна была командирована ВХУТЕИНом в Баку. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем художественно-техническом институте, открытом в Петербурге в 1922 году на базе Академии художеств.

С 1922 года она уже постоянно проживает в столице Азербайджана, где выполняет барельефы и горельефы „Земледелие”, „Музыка”, „Прометей”, „Наука” для столичных интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР; фигуру рабочего к памятнику 26-ти бакинским комиссарам в Баку (1923 г., не сохранился). Была автором модели памятника В.И. Ленину (бронза, керамика), установленного в 1927 году в Ашхабаде, столице Туркменской ССР.

В 1927 году Трипольская выполнила для Ломоносовского фарфорового завода несколько скульптур: „Восточная женщина”, „Афганка” („Восточная женщина, закутанная в чадру” и „Восточная женщина, снимающая чадру”), „Восточный носильщик (Амбал)”.

По данным Центрального государственного архива народного хозяйства СССР, в перечне фарфоровых изделий Государственного фарфорового завода, принятых на юбилейную выставку Моссовета 18 ноября 1927 года, под №55, значится фигура „Восточной женщины”, рисунок Е.Трипольской. Т.е. один из вариантов известной „Афганки”, который представляет собой вместе с тем один из лучших произведений зрелой Е.Трипольской, мог быть изготовлен уже в конце текущего года.

В течение 1928 – 1933 годов Е. Трипольская работает на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках, где, среди прочего, создала так называемые „Туркменские шахматы”, один экземпляр которых, был подарен Советским правительством президенту США Ф. Рузвельту.

В 1931 году бригадой художников (В. Васильев, П. М. Кожин, Е. И. Трипольская, А. Б. Траскунов), командированных ВХУТЕИНом на Дмитровский фарфоровый завод[1] , было создано около 30 образцов росписи чайной посуды, которые отражали революционные события и новую бытовую культуру советской эпохи (преобладали изображения работниц в платках, рабочих с молотом, тракторов, станков). Торговые организации отказывались заказывать посуду с таким оформлением. Но, тем не менее, благодаря этим скульптурам, Трипольская стала известна на весь бывший Советский Союз.

Сохранились данные, что скульптор с 1928 года была членом Союза художников Азербайджана, творила в русле соцреализма. С 1930-х гг. известны скульптурные портреты первой летчицы-азербайджанки Мамедовой, инженера С.Рагимовой работы Е.Трипольской, а также статуя „Колхозница”, произведение „Победа” (1949 г.).

Неизвестно, где находится могила[2]. выдающегося скульптора и остались ли у нее наследники[3].

В России произведения Трипольской хранятся в Государственном русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее Дмитровского фарфорового завода.

  1. Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфорового черепка, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.
  2. Умерла Елизавета Радионовна 6 ноября 1958 года в Баку.Была похоронена на Арменикендском кладбище, а в ноябре-декабре 1982 года Олег Владимирович перезахоронил ее на новое кладбище рядом со своей мамой Анной Васильевной. Он установил надгробие, на котором написал "От Союза Художников Азербайджана".
  3. О том, что наследники есть можно судить по нашей публикации.

Альбом памяти Елизаветы Трипольской [править]

В основу изложенного выше легли немногочисленные материалы Интернета. Но нам повезло связаться с потомками и наследниками Елизаветы Радионовны и мы получили от них бесценный материал. Дело в том, что в Баку в 1925 году к ней приехал брат Владимир с семей. О нем мы постараемся рассказать отдельно, но после его ареста в 1935 году и последующей гибели, его сын Олег остался самым близким ей человеком.
И после смерти Елизаветы Радионовны Олег Владимирович создал альбом, который смело можно назвать памятником достойным ее, но прежде всего выражением огромной любви.


Работы Елизаветы Трипольской[править]

Архитектурные детали[править]


Мелкая скульптура[править]


Трипольская пара.jpg
Трипольская 7.jpg

Е.Р. Трипольская. Карандашница " Физкультурник на спирали".Парная карандашница "Красноармеец с биноклем в руке". Фигура пограничника по модели В.П. Николаева. Фарфор белый и окрашенный (зеленый), лепка. Высота- 22, 21см. Диаметр- 10,11см.1931год.






Трипольская 6.jpg

Шахматные фигуры на тему Сельское хозяйство:

Король- миниатюрная трехгранная стелла с рельефными изображениями тракториста, колхозного механизатора у молотилки, цепной передачи и колоса пшеницы. Высота- 8,7см.
Пешка- скомпанована из реторты, колбы и книги с формулой кислотно-азотного удобрения и символизирует химизацию сельского хозяйства. Высота-3,8см.



Две шахматные фигуры ("Слон") из набора "Индустрия и сельское хозяйство".

Шахматные фигуры на тему Индустриализация:
король - миниатюрная трехгранная стелла с рельефными изображениями сталевара у доменной печи, станкостроителя в цехе, инженера в лаборатории. Высота - 7,8см.
Пешка скомпанована из лампочки, куска угля и провода и символизирует электрификацию народного хозяйства. Высота- 3,8см. Находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.

СССР, Дмитровский фафоровый завод в Вербилках, начало 1930-ых гг[1]. В 1929 г. поступила на Дмитровский Фарфоровый завод. Набор шахмат опубликован в каталоге "Русский фарфор 250 лет истории", в книге "Советский фарфор" Фонд Сандретти русского искусства ХХ века. авт. Л. Андреева. Находится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.




  1. По другим данным в 1934 году Дмитровский фарфоровый завод выпустил шахматы по модели Е.Р.Трипольской.

Семья[править]

Трипольская семья.jpg

Семья была большая и дружная. Отец - Родион Павлович служил в Земских учреждениях, мать Мария Феликсовна - вела дом, воспитывала детей - дочь Елизавету и пятерых сыновей: Сергея, Дмитрия, Владимира, Георгия, Николая.

Революция и Гражданская война разбросали их и разорвали связи. Елизавета Радионовна с братом -Владимиром оказалась в Баку











Статья создается с помощью и при участии потомков Елизаветы Радионовны.



В работе также использовались материалы с сайтов
Полтава,
Школьная Ольга Владимировна "Адаптация носителей славянской культуры в исламском социуме: творчество азербайджанской художницы украинского происхождения Елизаветы Трипольской",
Фарфор,
Форум Серебряковой
Форум коллекционеров


Обсуждение статьи ЗДЕСЬ


При полном или частичном использовании материалов статьи ссылка на наш сайт обязательна.


--I am 18:58, 23 марта 2011 (CET)

comments powered by Disqus