Материал из OurBaku
Перейти к: навигация, поиск
Строка 24: Строка 24:
 
За 10 лет  работы в театре Корша Туганов сыграл роли Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова, Гамлета («Гамлет» В.Шекспира), Петруччио («Укрощение строптивой» В.Шекспира) и др.
 
За 10 лет  работы в театре Корша Туганов сыграл роли Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова, Гамлета («Гамлет» В.Шекспира), Петруччио («Укрощение строптивой» В.Шекспира) и др.
  
 +
 +
[[Файл:Penza. Narodnyi teatr..jpg|100px|left]] ''Пенза Народный. театр.''
 +
 +
"Летом в помещении Пензенского народного театра играли профессионалы, и когда в зимних театрах кончался сезон и наступал великий пост, отец ехал в Москву и в Театральном бюро, куда съезжались со всех концов России актеры и антрепренеры, формировал труппу на лето.
 +
<br>Пензенское летнее дело считалось солидным и приятным. Город буквально утопал в садах и легко мог заменить дачу. Актеры охотно подписывали к нам ангажементы.
 +
<br>Труппа формировалась по традиционной схеме. Во главе стоял главный режиссер. В этом качестве я помню Залесова, Туганова, Михайловского, а впоследствии, когда отец отошел от театра, Собольщикова-Самарина и Любимова-Ланского. Весь состав труппы набирался по амплуа: в мужской части — герой-любовник, герой-резонер, первый и второй любовники, фат, комик, резонер, простак и исполнители на эпизодические и выходные роли. В женской труппе — пожилая и молодая героини, инженю-драматик и инженю-комик, гранд-кокет, драматическая и комическая старухи и артистки на выходные и второстепенные роли. Помощником режиссера был шустрый Коля Жабин, а потом любитель итальянского пения Легаров, которого поэтому звали Легарелло.  Был профессиональный декоратор и прочие технические работники.
 +
<br>Несмотря на ограниченный состав труппы, можно было играть такие сложные пьесы, как «Горе от ума». Собственно, бессмертная комедия Грибоедова и была тем мерилом, по которому расценивалось, правильно ли собрана труппа. Если «Горе от ума» расходилось, были Фамусов, Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Софья, Лиза и другие, это значило, что все в порядке. Сейчас, увы, часто значительно более многочисленные труппы не имеют в своем составе ни настоящего Фамусова, ни Чацкого, ни других грибоедовских действующих лиц.
 +
<br>Пока драматический кружок был народным театром и не стал Кружком имени Белинского, он был подчинен особым цензурным репертуарным опискам, куда не входили многие, даже классические произведения. Составление репертуара зависело и от стажа приглашенных артистов. Ведь спектакль ставился с двух-трех репетиций, поэтому у актеров должно было быть известное количество игранных ролей, а у режиссера — осуществленных постановок.
 +
<br>Помню, у Туганова существовали своего рода конторские книги, куда он вносил чертежи и планировку каждой поставленной им пьесы. Декорации, костюмы, бутафория и реквизит подбирались для каждого очередного спектакля. Как правило, у первых персонажей были свои костюмы для современных пьес, а костюмы для исторических пьес они получали из гардероба театра.
 +
<br>Я упомянул имя Александра Александровича Туганова, и мне хочется более подробно поговорить о нем, ибо с ним я встречался и дружил не только в мои детские годы, но и значительно позже.
 +
<br>Туганов неоднократно приезжал в Пензу на летний сезон и всякий раз был частым гостем в нашем доме. Я был еще гимназистом первых классов, и мы оба, любившие ездить на велосипеде, совершали послеобеденные прогулки в казенный лес и, доехав до второй будки, пили у лесника холодное молоко с посоленным черным хлебом.
 +
<br>По своему амплуа Туганов был героем-любовником. Плотно сложенный, он особенно подходил к пополнению ролей римских патрициев — префекта Марка Великолепного в мелодраме «Новый мир», или Петрония в 10 инсценировке «Камо грядеши». Античные плащи и туники обнимали его крепкое тело, а звучный голос четко доносил слова роли. До сих пор в моих ушах звучат фразы из «Нового мира» — «Витурий, очисть улицу!», и в конце: «Рим, — я христианин!» И во всех, особенно костюмных ролях, Туганов был очень живописен. Как актер он принадлежал к числу тех «прочных» исполнителей, на которых можно было положиться.
 +
<br>Я затрудняюсь вспомнить какие-нибудь психологические оттенки в его игре. Он был актером прямых линий и в этом качестве был любим публикой.
 +
<br>В середине своего творческого пути Туганов стал режиссером. И здесь он не стремился ни к какому новаторству. Но его консерватизм был благороден. И, самое главное, он умел так строить мизансцены, что в них было удобно играть. Его, как режиссера, можно было назвать другом актеров.
 +
<br>Последние годы своей долгой жизни Туганов провел в Тбилиси и Баку. Он уже перестал играть и стал руководителем детских и взрослых театров в Баку, а потом преподавателем истории балета в Азербайджанском хореографическом училище. <br>В 1930 году Туганов привез в Москву на первую национальную олимпиаду «Гамлета». Самым оригинальным в этой постановке было то, что действие знаменитой шекспировской трагедии было перенесено в какую-то восточную страну и Гамлет из датского стал восточным принцем и носил чалму.
 +
<br>У меня с Тугановым была многолетняя переписка. Александр Александрович любил вспоминать прошлое и тем не менее пристально следил за тем, что происходит в русском театре. Мне было приятно посылать ему книжные новинки по сценическому искусству. Я хорошо знал, с каким вниманием он читал полученные книги.
 +
<br>К одной из юбилейных дат его жизни я написал помещенную в «Огоньке» с его портретом небольшую биографическую заметку. И это доставило радость не только ему, но и его многочисленным ученикам. У Туганова был щедрый дар передавать молодежи накопленный им опыт. И за это его любили.
 +
<br>Когда я решил приехать к Туганову в Баку, он превратил мой приезд в цикл лекций о Станиславском, которые  я прочитал почти во всех бакинских театрах. И Александр Александрович с любовью следил за каждым моим выступлением. До конца жизни я оставался для него Колей Волковым, хотя давным-давно моя голова была седой."  <br>(Волков Н.Д. "Театральные вечера."  [http://teatr-lib.ru/Library/Volkov/Vechera/#_page013])      <ref>Николай Дмитриевич Волков (10 декабря 1894, Пенза — 3 апреля 1965, Москва) — советский драматург и либреттист, теоретик театра, автор монографии о Мейерхольде. <br>Сын Д. С. Волкова, одного из основателей пензенского Народного театра. </ref>
 +
 +
[[Файл:Tyganov A.A. 1911 yr..jpg|100px|left]]''Пенза. Парк им. В.Г. Белинского.''
 +
 +
"4 июня 1911 года  в Пензе было организовано несколько мероприятий, связанных с празднованием 100-летия со дня рождения В.Г. Белинского.  <br>Вечером в переименованном парке, на сцене Народного театра, проходило чествование столетней годовщины В.Г. Белинского и празднование 15-летия деятельности Пензенского Драматического кружка. <br>Затем была разыграна пьеса, открывшая в своё время первый сезон Народного театра в 1896 году, — «Бедность не порок» А.Н. Островского в постановке режиссёра А.А. Туганова; роль Любима Торцова прекрасно исполнил артист С.В. Валуа." [http://penza-online.ru/kultura/index.php?ELEMENT_ID=3021]
 +
 +
"24 августа 1911 года в театре Пензенской сельскохозяйственной выставки состоялся бенефис артиста-режиссёра труппы Народного театра Александра Александровича Туганова. Ставились пьеса Пьера Бертана «Марсельская красотка», в которой А.А. Туганов играл роль Наполеона Бонапарта, и 2-й акт из драмы А. Дюма «Кин, или Гений и беспутство» — «при переполненном зрительном зале и громадной массе публики с входными билетами». <br>После второго акта пьесы под аплодисменты зрителей состоялось чествование бенефицианта, зарекомендовавшего себя талантливым исполнителем и «очень опытным, корректным во всех отношениях и вполне интеллигентным режиссёром»."  [http://test-po.rosoperator.ru/novost/kultura/penza-zabytaya?ELEMENT_ID=4654]
  
  

Версия 21:34, 7 февраля 2017

Туганов Александр Александрович - народный артист Азербайджанской ССР, актёр, режиссёр, профессор

1871—1960

Туганов.jpg

Родился 1 апреля 1871г. в Москве, в зажиточной семье. Отец его рано умер, и родственники, желая сделать из мальчика делового человека, отдали его на обучение в Петропавловское реальное училище Москвы, в котором особое внимание уделялось не только коммерческим классам, но и иностранным языкам, т.к. там работало много учителей-иностранцев.
После обучения в училище Александр поступил в Московскую академию коммерческих наук, которую окончил в 1890 году. В Академии, помимо основных предметов, занимались и воспитанием хороших манер у студентов, давались уроки гимнастики, фехтования, верховой езды, музыки и танца. Словом, все то, что в последствии пригодилось в актерской жизни А.Туганова. А именно туда и влекла любовь Александра – не в коммерцию, а на сцену.
Еще будучи студентов он становится членом любительского театралтного кружка «Театр юных сил». Поэтому понятен был выбор выпускника Коммерческой Академии – не в Англию для дальнейшего образования, а в театр.

В 1890г., помимо окончания Академии, в его жизни происходит еще одно знаменательное событие.
Александр отправляется верхом в путешествие из Москвы в Крым, по дороге заезжая в Ясную Поляну, где проводит несколько дней. Здесь он знакомится с самим Львом Толстым, о чем Туганов вспоминал всю жизнь.

Тугаев-театр Панаева.jpg
Петербург, театр Панаева

За время путешествия укрепилось желание посвятить себя сцене, и в 1892г. он уже работает актером в театре В.А.Панаева в Петербурге.


В 1898г. Туганов впервые попадает на Кавказ - в составе гастролирующей труппы московского театра Ф.А. Корша он приезжает в Тифлис.

Туганов-театр Корша.jpg
Москва, частный театр Ф. А. Корша

За 10 лет работы в театре Корша Туганов сыграл роли Чацкого («Горе от ума» А.Грибоедова, Гамлета («Гамлет» В.Шекспира), Петруччио («Укрощение строптивой» В.Шекспира) и др.


Пенза Народный. театр.

"Летом в помещении Пензенского народного театра играли профессионалы, и когда в зимних театрах кончался сезон и наступал великий пост, отец ехал в Москву и в Театральном бюро, куда съезжались со всех концов России актеры и антрепренеры, формировал труппу на лето.
Пензенское летнее дело считалось солидным и приятным. Город буквально утопал в садах и легко мог заменить дачу. Актеры охотно подписывали к нам ангажементы.
Труппа формировалась по традиционной схеме. Во главе стоял главный режиссер. В этом качестве я помню Залесова, Туганова, Михайловского, а впоследствии, когда отец отошел от театра, Собольщикова-Самарина и Любимова-Ланского. Весь состав труппы набирался по амплуа: в мужской части — герой-любовник, герой-резонер, первый и второй любовники, фат, комик, резонер, простак и исполнители на эпизодические и выходные роли. В женской труппе — пожилая и молодая героини, инженю-драматик и инженю-комик, гранд-кокет, драматическая и комическая старухи и артистки на выходные и второстепенные роли. Помощником режиссера был шустрый Коля Жабин, а потом любитель итальянского пения Легаров, которого поэтому звали Легарелло. Был профессиональный декоратор и прочие технические работники.
Несмотря на ограниченный состав труппы, можно было играть такие сложные пьесы, как «Горе от ума». Собственно, бессмертная комедия Грибоедова и была тем мерилом, по которому расценивалось, правильно ли собрана труппа. Если «Горе от ума» расходилось, были Фамусов, Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Софья, Лиза и другие, это значило, что все в порядке. Сейчас, увы, часто значительно более многочисленные труппы не имеют в своем составе ни настоящего Фамусова, ни Чацкого, ни других грибоедовских действующих лиц.
Пока драматический кружок был народным театром и не стал Кружком имени Белинского, он был подчинен особым цензурным репертуарным опискам, куда не входили многие, даже классические произведения. Составление репертуара зависело и от стажа приглашенных артистов. Ведь спектакль ставился с двух-трех репетиций, поэтому у актеров должно было быть известное количество игранных ролей, а у режиссера — осуществленных постановок.
Помню, у Туганова существовали своего рода конторские книги, куда он вносил чертежи и планировку каждой поставленной им пьесы. Декорации, костюмы, бутафория и реквизит подбирались для каждого очередного спектакля. Как правило, у первых персонажей были свои костюмы для современных пьес, а костюмы для исторических пьес они получали из гардероба театра.
Я упомянул имя Александра Александровича Туганова, и мне хочется более подробно поговорить о нем, ибо с ним я встречался и дружил не только в мои детские годы, но и значительно позже.
Туганов неоднократно приезжал в Пензу на летний сезон и всякий раз был частым гостем в нашем доме. Я был еще гимназистом первых классов, и мы оба, любившие ездить на велосипеде, совершали послеобеденные прогулки в казенный лес и, доехав до второй будки, пили у лесника холодное молоко с посоленным черным хлебом.
По своему амплуа Туганов был героем-любовником. Плотно сложенный, он особенно подходил к пополнению ролей римских патрициев — префекта Марка Великолепного в мелодраме «Новый мир», или Петрония в 10 инсценировке «Камо грядеши». Античные плащи и туники обнимали его крепкое тело, а звучный голос четко доносил слова роли. До сих пор в моих ушах звучат фразы из «Нового мира» — «Витурий, очисть улицу!», и в конце: «Рим, — я христианин!» И во всех, особенно костюмных ролях, Туганов был очень живописен. Как актер он принадлежал к числу тех «прочных» исполнителей, на которых можно было положиться.
Я затрудняюсь вспомнить какие-нибудь психологические оттенки в его игре. Он был актером прямых линий и в этом качестве был любим публикой.
В середине своего творческого пути Туганов стал режиссером. И здесь он не стремился ни к какому новаторству. Но его консерватизм был благороден. И, самое главное, он умел так строить мизансцены, что в них было удобно играть. Его, как режиссера, можно было назвать другом актеров.
Последние годы своей долгой жизни Туганов провел в Тбилиси и Баку. Он уже перестал играть и стал руководителем детских и взрослых театров в Баку, а потом преподавателем истории балета в Азербайджанском хореографическом училище.
В 1930 году Туганов привез в Москву на первую национальную олимпиаду «Гамлета». Самым оригинальным в этой постановке было то, что действие знаменитой шекспировской трагедии было перенесено в какую-то восточную страну и Гамлет из датского стал восточным принцем и носил чалму.
У меня с Тугановым была многолетняя переписка. Александр Александрович любил вспоминать прошлое и тем не менее пристально следил за тем, что происходит в русском театре. Мне было приятно посылать ему книжные новинки по сценическому искусству. Я хорошо знал, с каким вниманием он читал полученные книги.
К одной из юбилейных дат его жизни я написал помещенную в «Огоньке» с его портретом небольшую биографическую заметку. И это доставило радость не только ему, но и его многочисленным ученикам. У Туганова был щедрый дар передавать молодежи накопленный им опыт. И за это его любили.
Когда я решил приехать к Туганову в Баку, он превратил мой приезд в цикл лекций о Станиславском, которые я прочитал почти во всех бакинских театрах. И Александр Александрович с любовью следил за каждым моим выступлением. До конца жизни я оставался для него Колей Волковым, хотя давным-давно моя голова была седой."
(Волков Н.Д. "Театральные вечера." [1]) [1]

Tyganov A.A. 1911 yr..jpg
Пенза. Парк им. В.Г. Белинского.

"4 июня 1911 года в Пензе было организовано несколько мероприятий, связанных с празднованием 100-летия со дня рождения В.Г. Белинского.
Вечером в переименованном парке, на сцене Народного театра, проходило чествование столетней годовщины В.Г. Белинского и празднование 15-летия деятельности Пензенского Драматического кружка.
Затем была разыграна пьеса, открывшая в своё время первый сезон Народного театра в 1896 году, — «Бедность не порок» А.Н. Островского в постановке режиссёра А.А. Туганова; роль Любима Торцова прекрасно исполнил артист С.В. Валуа." [2]

"24 августа 1911 года в театре Пензенской сельскохозяйственной выставки состоялся бенефис артиста-режиссёра труппы Народного театра Александра Александровича Туганова. Ставились пьеса Пьера Бертана «Марсельская красотка», в которой А.А. Туганов играл роль Наполеона Бонапарта, и 2-й акт из драмы А. Дюма «Кин, или Гений и беспутство» — «при переполненном зрительном зале и громадной массе публики с входными билетами».
После второго акта пьесы под аплодисменты зрителей состоялось чествование бенефицианта, зарекомендовавшего себя талантливым исполнителем и «очень опытным, корректным во всех отношениях и вполне интеллигентным режиссёром»." [3]


В 1912 году Туганов вновь оказывается в Тифлисе уже как актер и режиссер труппы антрепренера П.Заречного. На этот раз он остается в Тифлисе уже на долгие годы...


Туганов-афиша.JPG
Афиша (фрагмент) спектакля ТАРТО (Тифлис, 1917)

В 1915г. А.А.Туганов организует «Товарищество артистов русского театрального общества (ТАРТО)» с театром «Артистическое общество», который в 1921 году был преобразован в Русский академический театр. Репертуар театра был разнообразен, включая как произведения западных авторов, так и классическую и современную русскую драматургию.
Александр Александрович являлся распорядителем Товарищества и режиссером театра.


В 1923г. грузинская театральная общественность отмечает 35-летний сценический юбилей А.А.Туганова, ему присуждается звание заслуженного артиста Грузии.
В этом же 1923г. Туганова приглашают в Тифлисский государственный азербайджанский драматический театр на пост художественного руководителя и режиссера.
Труппа театра и новый режиссер помогали друг другу во всем: от овладения ритмикой и пластикой артистами до постижения Востока режиссером.

Успехи театра отмечались прессой, и в 1924г. Туганов получил приглашение из Баку на постоянную работу – он становится художественным руководителем и главным режиссером азербайджанского драматического театра, получившего позднее имя М.Азизбекова.

В это время в Баку был организован театральный техникум, столь необходимый для создания новой плеяды профессиональных азербайджанских актеров и режиссеров. Туганов стал преподавателем этого техникума.

В техникуме в 1924г. произошло знакомство Туганова с Джафаром Джабарлы, перешедшее в дружбу. Туганов приравнивал ее эмоциональное воздействие к встрече со Львом Толстым.

О годах создания азербайджанского театра в Баку Туганов, позднее вспоминая, говорил, что в этом нелегком деле каждый год можно было считать за три.
В театре в этот период играли такие замечательные актеры как Марзия Давудова, Мустафа Марданов, Мирза Ага Алиев, Сидги Рухулла, Селимбеков и многие другие.
Вместе с ними и осуществлял Туганов свои очень необычные не только для того времени постановки. Так, например, действия событий переведенной с помощью Джафара Джабарлы[2] на азербайджанский язык пьесы Шекспира «Гамлет» были перенесены из северной Дании на Восток для более легкого восприятия ее зрителями...
Туганов позднее писал об этом:

"Не может быть, чтобы весь смысл «Гамлета» сводился к черному трико и шляпе с пером, и с надетой на голову чалмой этот смысл менялся".

Пресса высоко оценила спектакль, признав, что «молодой азербайджанский театр сдал экзамен на зрелость».

В 1931г. Туганов переезжает на Дальний Восток, где проработал до 1935 года. Затем он создавал театр в Чечне.
По работе Туганову часто приходилось бывать в Москве, где произошла его встреча с Джафаром Джабарлы, во время которой он дал слово вернуться на работу в Баку. Этот разговор состоялся в августе 1934г., а 31 декабря Джабарлы скончался.
Актеры отправили Туганову телеграмму «Мы осиротели. Выезжайте немедленно».

В январе 1935года пришло официальное приглашение от Наркомпроса вернуться на работу в Азербайджанский драматический театр.
В марте 1936г. Туганов ставит в театре «Макбет» Шекспира. За постановку этого спектакля А.А.Туганов и исполнительница роли леди Магбет Мария Давудова были награждены званиями народных артистов Азербайджана.

Одновременно с режиссерской работой в азербайджанском театре драмы, театре русской драмы и ТЮЗе Туганов продолжал свою педагогическую деятельность – в хореографическом училище читал лекции по истории балета, в консерватории, театральном училище и оперном театре преподавал актерское мастерство.

Туганов-3.JPG
А.А.Туганов и студенты Аз. театрального института (1946)

В 1945 году в Баку был основан Азербайджанский государственный театральный институт, где Туганов вел два курса: для азербайджанского сектора – режиссерский и для русского сектора – актерское мастерство.
В 1947г. А.А.Туганов стал профессором Аз. театрального института.


Туганов-2.JPG
А.А.Туганов дома с супругой Евгенией Артемьевной

В статье С.Курочкиной «Я сделал все что мог. Кто может, пусть сделает лучше» ("Азерб. известия" от 13.01.2007г.), на основе которой и написана эта биография, прекрасно рассказано не только о жизни и творчестве режиссера, но и о добром и открытом для друзей и соратников доме семьи Тугановых, Александра Александровича и его жены Евгении Артемьевны.


30 лет своей жизни отдал Туганов служению азербайджанскому драматическому театру им. М.Азизбекова и другим театрам г. Баку.


Умер А.А.Туганов 6 марта 1960г.


Постановки А.А.Туганова в Баку:

в Азерб. т-ре драмы им. Азизбекова:

  • "Ревизор" (1924),
  • "На дне (1925);
  • "Вильгельм Телль" Шиллера (1925),
  • "Дон Жуан" Мольера (1926),
  • "Гаджи Кара" Ахундова (1926),
  • "Севиль" (1928),
  • "Алмас" (1931),
  • "Невеста огня" (1928) Джабарлы,
  • "Гамлет" (1926),
  • "Загмук" Глебова (1929),
  • "Макбет" (1936)
  • "Тартюф" (1937)
  • "Проделки Скапена" Мольера (1937)
  • "Ромео и Джульета" Шекспира (1937) и др.

в Бакинском русском драматическом театре

  • "Ромео и Джульетта" (1937)

в Театре юного зрителя

  • "Ревизор" (1939) –
  • "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1941)

в Бакинском армянском театре

  • "Разбойники" (1937)


Примечание:

  1. Николай Дмитриевич Волков (10 декабря 1894, Пенза — 3 апреля 1965, Москва) — советский драматург и либреттист, теоретик театра, автор монографии о Мейерхольде.
    Сын Д. С. Волкова, одного из основателей пензенского Народного театра.
  2. Совместной работе режиссера Александра Туганова и драматурга Джафара Джабарлы посвящена диссертация Л.А.Рагимовой «Взаимодействие драматургии и режиссуры в процессе становления советского сценического искусства (Азербайджанский театр им. Азизбекова 20-е - 30-е годы)»


Источники:
Основной источник - статья С.Курочкиной «Я сделал все что мог. Кто может, пусть сделает лучше» в газете "Азерб. известия" от 13.01.2007г.
Русский архив
Театральная энциклопедия
Тбилисский государственный азербайджанский драматический театр
Азербайджанский государственный академический драматический театр

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница