The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.
ЗДЕСЬ ОБСУЖДАЕТСЯ СТАТЬЯ

Фидлер Юрий Владимирович – поэт, сатирик, фельетонист, переводчик[править]

1898-1981

Юрий Фидлер


Юрий Фидлер родился 29(16) июня 1898 года в Саратове в семье юриста. Его детские годы прошли в Пятигорске, где он жил с родителями. Рано начал писать стихи.
Сведений о том, когда и при каких обстоятельствах семья Фидлер переехала в Баку, не сохранилось.
Известно, что Юрий Владимирович учился в бакинской гимназии, которую закончил в 1917году.
Она находилась на Гимназической улице в центре Баку.


Нина Алексеева. (Баку.1917)


В гимназические годы Юрий Владимирович знакомится с Ниной Николаевной Алексеевой (1899-1954) - своей музой, любовью и будущей женой и посвящает ей лирические стихи - "Нине".

Автограф стихотворения Фидлера "Нине" (Баку.1917)

Трудовая деятельность Юрия Владимировича началась с должности счетовода в бакинском промбанке на рубеже 20-х годов. Не оставляя службы, он начинает печататься в бакинских газетах: учавствует в стихотворных конкурсах "Буриме" и выходит победителем: 1 премия и денежное вознаграждение.

Женится на Нине Николаевне и в январе 1923 года, а затем в декабре 1924 года становится отцом двоих девочек, Киры (17.01.1923 - 30.12.2020) и Ники (8.12.1924 - 6.07.2004)

Нина Фидлер с дочками Кирой и Никой (Баку.1925)


До 1926 года Юрий Владимирович проживал на Коммунистической улице в доме №5, а в 1926 году молодая семья Фидлер въезжает в новый, построенный для работников Промбанка, дом по улице Свободы, 26 рядом с площадью Свободы, в дальнейшем переименованной в площадь 26 бакинских комиссаров.
В этом доме Юрий Владимирович с семьей прожил с 1926 по 1981 год.

Конец 20-х - середина 30-х – время первого большого успеха и популярности: Егор Ехидный и Артем Проныра… Под этими псевдонимами Ю.Ф.выступает на страницах бакинских газет и центральных сатирических журналов со стихотворными фельетонами на бытовые и производственные темы, обличая лодырей, прогульщиков, бюрократов и головотяпов, высмеивая пошлость и самомнение, эгоизм и стяжательство.

В гостях у Юрия Фидлера


Юрий Владимирович известен и как автор стихотворных реприз,написанных для бакинского молодежного "Театра Агитбригады", с которым он тесно сотрудничает в эти годы.


В декабре 1934 года Ю.Ф.был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и провел в подвале ГПУ более полугода. Одновременно с ним была арестована большая группа бакинской интеллигенции по подозрению в причастности к убийству С.М.Кирова.


Впоследствии известный бакинский ученый - геолог М. Мовсум-заде, сидевший с Юрием Владимировичем, вспоминал, каким оптимизмом и выдержкой тот обладал, как поддерживал товарищей, читал стихи…

Через полгода обвинение с Юрия Фидлера было снято и его выпустили.

С середины 30-х к нему приходит новая волна популярности: он пишет пьесу для детей ,,Буйная ватага", которую ставит Бакинский ТЮЗ, а затем приступает к написанию сценария для одноименного фильма.

В съемках "Буйной ватаги", которые проводились в Баку, были заняты не актеры, а обычные ребята, бакинские школьники.

Кадры из фильма по сценарию Ю.Фидлера "Буйная ватага"


Если у старшего поколения бакинцев был кумир - "Егор Ехидный", и люди открывали газеты, чтобы прочесть его новый фельетон, то бакинские дети знали и любили "дядю Юру"…

В военные годы Юрий Владимирович работает в жанре политического фельетона.

"Бакинский рабочий", 1 января 1942г.


«Его короткие,как автоматная очередь, политические фельетоны били по врагу и всегда попадали в цель",- писал о творчестве Юрия Владимировича поэт А.Плавник.

Объединенные в цикл "Берлин- Москва и обратно", они всегда были любимы читателями и сегодня не устарели.

В 50-е -70-е годы Юрий Владимирович издает стихотворные сборники:

  • "Пещерные люди"(1952)
  • "Школьные знаменитости"(1954)
  • "Между нами говоря" (1958)
  • "Четверка за поведение"(1960)
  • "Накипь"(1962)
  • "Избранное"(1970)

оставаясь верным сатирической музе и теме "отцов и детей", школе и школьным будням.


Его полувековую творческую деятельность невозможно представить без переводов с азербайджанского. Юрий Владимирович переводил стихи и сказки Абдуллы Шаига, басни, сатирические стихи и прозу современных писателей: Хикмета Зия, Рефика Зека, Тофика Муталлибова, Шамседдина Аббасова и других.
Книга переводов "Братья–сатирики"(1966) – итог творческого сотрудничества с различными писателями.

Большая дружба связывала Юрия Владимировича с Азгосцирком. Более 30 лет он был бессменным автором стихотворных сценариев для цирковых представлений.


Помимо литературной деятельности он занимался и увлекался конным спортом: в течение 25 лет был главным судьей на скачках бакинского ипподрома.


Последняя книга стихов и переводов Юрия Владимировича "За полвека" вышла в свет за год до его кончины, в 1980году.

"…Один из счастливых творческих итогов литературной деятельности Юрия Фидлера состоит в том, что он не только прояснял и защищал лучшие приметы своего времени, осуждая искажающие его черты, но и сумел выразить в сатирических стихах черты своего личного характера, что всегда является признаком неподдельности дарования… Даже в политических его фельетонах больше насмешки, чем злости, больше иронии, чем сарказма. Таков уж характер Юрия Фидлера". (А.Плавник.Предисловие к книге).

Ю.Фидлера не стало 14 мая 1981года.



Еще одна грань личности Юрия Фидлера - его безграничная любовь к домочадцам, без рассказа о которой трудно считать его биографию завершенной…

Кира и Ника Фидлер с подружкой

Писатель, сатирик, публичный человек, - в семье Юрий Владимирович был "влюбленный Пьеро...."
Сама любовь, сама забота, само беспокойство – таковым было его отношение к внучкам: Ирине и Наташе Портновым и Лене Фидлер.

Юрий Фидлер с внучками Аришей, Наташей и Леной (Дубулты.1963)

Когда родилась Ирина или Ариша, как называл ее сам дедушка, ему не было и пятидесяти…
Первую и нежно любимую внучку он фотографировал с пеленок, завел тетрадь под названием "Ариша", куда записывал все этапы ее роста и развития, ее первые слова и занятные выражения.

Он провожал и встречал ее из школы, помогал собирать с вечера портфель, гладил пионерский галстук и школьный передник. В детстве Ариша часто болела и привычка прикладывать руку к ее лбу или нащупывать пульс осталась у дедушки надолго. Выражение лица его при этом бывало страдальческим…
Он восхищался и восторгался повзрослевшей Аришей, ее красотой и обаянием.
Носил при себе ее фотографии, но показывал их только тем, к кому имел особое отношение уважения и доверия: Корнею Чуковскому, Илье Сельвинскому, семье Утесовых, Леониду Зорину… С ними он встречался летом в Домах творчества писателей в Переделкино или в Дубултах, в Юрмале, где работал, спасаясь от бакинской жары.

Юрий Фидлер с группой писателей в Дубултах


Когда Ариша готовилась к выпускному вечеру в школе, дедушка прислал ей в подарок из Москвы фантастической красоты белые туфельки на шпильках, в поисках которых принимал участие весь Переделкинский дом во главе с Э.Л. Утесовой.
В день рождения Ариши, 8 мая, он исчезал из дому очень рано, а потом возвращался с цветами: чаще всего это были букеты сирени…


Нашу младшую сестренку Лену дедушка ежедневно встречал из школы и приводил к нам. Путь от школы до дома был "общеобразовательный" - чтение только что придуманных шуточных стихов, исправление ударений в речи Ленчика-Бубенчика, как он ее называл, а также борьба за "правильный" внешний вид,- тут Лена подыгрывала деду, выбегая со школьного двора в пальто нараспашку и без беретки, спрятанной глубоко в портфеле.
Не желая "мириться с подобным безобразием," дедушка картинно вздрагивал и останавливался как вкопанный, ожидая, когда Бубенчик согласится застегнуться на все пуговицы и надеть берет.

Пока наступал "момент истины", прохожие обращали на них внимание и "спектакль" набирал силу.

Юрий Фидлер с внучкой Леной (Дубулты.1963)


Несомненно Лене передался артистизм Юрия Фидлера. Не случайно, что сразу после окончания школы, без всякого специального образования, она вышла на сцену бакинского ТЮЗа и стала артисткой.

О своем отношении ко мне, Натке или Натику, как он ласково меня называл, дедушка рассказал в стихах "Чудеснице Наташе", подаренных мне после окончания университета и работы по распределению в 1979 году.


Я мелькаю и в его стихотворениях "Для приманки" и "Замкнутый круг" из сборника «Избранное" (1970).

Вообще "стихи и рифмы" очень связывали нас. Дедушка приобщил меня к поэзии рано: лет с восьми он разрешал мне брать свою заветную "Книгу шедевров", которая всегда лежала на его рабочем столе.

Книга эта представляла собой переплетенные тетради, куда дедушка с ранней юности выписывал полюбившиеся ему стихи.
"Сусальный ангел" А.Блока, "Сероглазый король" А.Ахматовой, "Концерт Сарасатэ" А.Вертинского, - до сих пор для меня неотделимы от прекрасного почерка деда.
Ему нравились моя самостоятельность, серьезность, "вдумчивость",- как он это называл. Возможно поэтому он поручал мне принимать телефонные звонки, пока отдыхал или уходил по делам.

Чаще других ему звонил З.Я.Стельник (1915 - 1991), музыкант широкого профиля, музыковед, педагог. С дедушкой их связывала дружба, сотрудничество. Они вместе работали над текстами музыкальных комедий, опер и зачастую это был перевод с азербайджанского.
Захар Яковлевич был непревзойденным автором музыкальных "болванок", которые были необходимы поэту для нахождения правильного стихотворного размера. Смысл слов болванки мог быть абсурдным…
Никогда не забуду, как позвонил Стельник и коротко, без особых приветствий попросил передать Юрию Владимировичу, что ария Зульфии идет под размером "Разбился горшок о кувшин", а приветственная песня хора -- "Настали дни тревоги на горе Нептун".

Через полчаса появился дедушка и принял мою "телефонограмму", а через час он уже диктовал Стельнику готовый текст арии Зульфии и приветственную песню хора, а "разбитый горшок" и "дни тревоги" превратились, благодаря творческому союзу музыканта и поэта, - "в простые слова объяснений, любви и невзгод"…


С той поры все экстремальные обстоятельства нашей жизни обозначаются не иначе, как "Настали дни тревоги на горе Нептун", а менее экстремальные как - "Разбился горшок о кувшин"…

Предложение внес дедушка, видя, какое впечатление произвел на меня творческий процесс.

В нашей жизни было счастливое время, когда мы втроем, Ариша, Лена и я отдыхали вместе с дедушкой в Дубултах, в Юрмале. Он брал на себя и повседневные и дорожные хлопоты, когда мы отправлялись в большое путешествие из Баку в Ригу через Харьков или через Москву и ехали в поезде.


Никогда нам не было так хорошо и весело, как тогда вместе с ним.
Сегодня мы, его внучки, живем в разных городах и даже странах… Но светлый образ нашего любимого деда по-прежнему нас объединяет, переплетаясь в воспоминаниях с нашим Баку.



Библиографический перечень произведений Ю.В.Фидлера:[править]


Сатирические стихи

  • "Пещерные люди". - Азернешер.Баку. 1952
  • "Школьные,, знаменитости". - Детюниздат.1954
  • "Сатирические стихи". - Азернешер.Баку.1956
  • "Между нами говоря". - Азернешер.Баку. 1958
  • "Четверка за поведение".  - Детюниздат.Баку.1960
  • "Накипь". - Азернешер.Баку.1962
  • "Избранное". - Азернешер.Баку.1970
  • "За полвека". -  Язычы.Баку.1980


Переводы с азербайджанского

  • Абдулла Шаиг.Стихи и сказки. - Детюниздат.Баку.1950
  • А.Сейфеддин.Сатирические рассказы. - Азернешер.1959
  • Мехти Сеид-заде. Рыбаки. - Детгиз.М., 1960
  • "Братья-сатирики". - Азернешер.Баку.1966



В библиографический перечень не вошли книги, изданные до 1945 года, и публикации из газет и журналов.

Фотоальбом семьи Фидлер[править]


Yampolsky Dubulti Fidler.jpg
  1. Кира Фидлер (17.1.1923 -30.12.2020)

© Наталия Портнова

© При использовании материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"(www.ourbaku.com) ОБЯЗАТЕЛЬНА!


--I am 04:14, 13 ноября 2009 (UTC)

comments powered by Disqus