I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 29: | Строка 29: | ||
опубликованная в сборнике "25 лет Бакинской партийной организации большевиков" | опубликованная в сборнике "25 лет Бакинской партийной организации большевиков" | ||
− | :::::Пролетарий всех стран, соединяйтесь! | + | :::::::Пролетарий всех стран, соединяйтесь! |
:::::Бакинский Комитет Азербайджанской коммунистической партии. | :::::Бакинский Комитет Азербайджанской коммунистической партии. | ||
− | ::ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ БАКИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИКОВ | + | ::"ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ БАКИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИКОВ" Кооперативное издательство при БК АКП «БАКИНСКИЙ РАБОЧИЙ», Баку, 1924 |
− | |||
− | |||
− | |||
'''Три периода работы в Баку.''' | '''Три периода работы в Баку.''' | ||
Строка 69: | Строка 66: | ||
::До 1901г. я в Баку бывал только наездами и непосредственной связи с Бакинской организацией не имел. Вся моя связь ограничивалась только тем, что я получал в Асхабаде от Бакинского Комитета литературу. | ::До 1901г. я в Баку бывал только наездами и непосредственной связи с Бакинской организацией не имел. Вся моя связь ограничивалась только тем, что я получал в Асхабаде от Бакинского Комитета литературу. | ||
− | [[Шендриковское движение]] я знаю довольно хорошо. | + | ::[[Шендриковское движение]] я знаю довольно хорошо. |
::Самих братьев Шендриковых я знал с 1901 г., когда познакомился с ними в Ташкенте. В Ташкенте Шендриковы были в связи преимущественно, с эс-эрами. В то время там была труппа революционеров, человек в 18, которые постоянно между собой сносились, но никакой особой организации из себя не представляли. В этой группе были люди различных толков и направлений. С приездом в Ташкент члена социал-демократической партии Валериана Бузанского была организована группа Социал-демократов человек в шесть. Эта группа не порывала связи с эс-эрами. Так, мы пользовались шапирографом, который достали эс-эры, и печатали на нем свою литературу, но совместной работы у нас не было. Среди этой общей группы и были братъя Шендриковы. Я знал всех трех: Илью, Льва и Дмитрия. В конце 1905 г., когда я был командирован делегатом от областного Туркестанского Комитета на съезд социал- демократической партии в Баку, я встретил там братьев Шендриковых. | ::Самих братьев Шендриковых я знал с 1901 г., когда познакомился с ними в Ташкенте. В Ташкенте Шендриковы были в связи преимущественно, с эс-эрами. В то время там была труппа революционеров, человек в 18, которые постоянно между собой сносились, но никакой особой организации из себя не представляли. В этой группе были люди различных толков и направлений. С приездом в Ташкент члена социал-демократической партии Валериана Бузанского была организована группа Социал-демократов человек в шесть. Эта группа не порывала связи с эс-эрами. Так, мы пользовались шапирографом, который достали эс-эры, и печатали на нем свою литературу, но совместной работы у нас не было. Среди этой общей группы и были братъя Шендриковы. Я знал всех трех: Илью, Льва и Дмитрия. В конце 1905 г., когда я был командирован делегатом от областного Туркестанского Комитета на съезд социал- демократической партии в Баку, я встретил там братьев Шендриковых. |
1874 - 1935
Аршак Михайлович родился 20 ноября 1874 года в Баку. Отец его был цирюльником.
В Баку окончил городскую школу и стал работать рабочим-печатником.
В 1895 г. арестован в Баку по подозрению в печати и распространении прокламаций, но вскоре освобожден. В 1901 году вошел в кружок РСДРП.
7 ноября 1903 года арестован за работой в нелегальной типографии, выпушен под залог и выслан в Туркестанский край.
С 1904 в Асхабаде ортанизовал группу РСДРП. Арестован и осужден Ташкентской судебной палатой в Асхабаде 23—24 мая 1905 года к 2-м годам крепости, по делу опубликования воззвания Асхабадского комитета РСДРП.
Амнистирован в октябре 1905 года. В 1906 г. участвовал в выборной кампании в Государственную думу в Ташкенте и Самарканде, в связи с чем дважды арестован.
В 1910 г. был арестован по обвинению в принадлежности к РСДРП, выслан на место жительства. Еще раз арестован в Ростове-на-Дону и выслан в Нарымский край на 3 года.
Член ВКП(б). Членский билет Общества Политкаторжан № 2798.
Это вот достоверно о нем в книге политкаторжан. Работал на различных должностях в Тбилиси, Баку и Ереване. Скончался в 1935 году, Похоронен в Тбилиси, в аллее почетного захоронения.
опубликованная в сборнике "25 лет Бакинской партийной организации большевиков"
Три периода работы в Баку.
Аршак Хачиев
У меня есть книга, озаглавленная:
«Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. Политическая каторга и ссылка (биографический справочник членов о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев) Москва 1934 год.»
В этой книге есть дед моей жены Хачиев А.М.. В книге есть закладки, очевидно, это его знакомые (соратники по классовой борьбе?).
Лебедева в этой книге нашел мой папа. Папа учился в одном классе с его сыном Борисом (дядя Боря для меня). Причем Лебедева репрессировали и при Сталине, в следствии чего дядя Боря так и не смог поступить в институт (как сын врага народа).
Если кто-то знает, что его родственники пострадали от кровавого царского режима, я с удовольствием могу поискать в книге их биографии.
Собственно этот фолиант с абзацем (в котором уместилась целая жизнь), пара фотографий и визитная карточка – все, что осталось от дедушки.
Супруга моя обладает некоторым упрямством и периодически ищет в интернете данные о своих родственниках. Не смотря на мои замечания о том, что вряд ли кому-то нужны революционеры, что никто в нашей стране этим сейчас заниматься не будет, и если в советское время этим никто не занимался, то сейчас тем более. И вот в одной из ссылок она нашла что-то вроде: А. Хачиев «Три периода работы в Баку.» "Искра" № 54 за 1903 г.
Таким образом, она решила, что в газете «Искра» есть статья ее дедушки. «Хочу прочесть!» - найди мне в интернете. Беглый просмотр показал, что нет газеты «Искра» в интернете. Я даже заходил на сайт библиотеки Конгресса США (говорят, там есть все), но «Искры» и дедушки там не нашел (может быть плохо искал?).
«Пойдем в библиотеку!» ,- что не сделаешь… Как говорится: «Только волею пославшей мя жены…». В ближайшую субботу поехали в «Ленинку», обратились в каталог. Тетенька №1 (их, тетенек, будет еще много) с умным видом послала нас в отдел фильмокопий, объяснив дорогу. Дорога шла через очень красивый читальный зал, с портретами, с балкончиком, вдоль стен – книжные шкафы. За солидными столами приятные интеллигентные люди с лысинами (как у меня) и умные, красивые, женщины в очках. На каждом столе лампа с зеленым абажуром. Короче, как из прошлой жизни.
Что бы попасть в отдел фильмокопий, надо пройти весь читальный зал насквозь, подняться на балкон, а там справа небольшая дверца с табличкой. Нашли, зашли. Тетенька №2. Да, да, все есть «Искры» в ассортименте, пожалуйста, на балконе стоит картотека, найдите, заполните, увидите. Искали, не нашли. Т.е. нашли, но кончается 51 номером. То есть все номера с первого по 51. А дальше – тишина… Тогда мне это еще не показалось подозрительным. Взяли ящичек с карточками, возвращаемся к тетеньке №2. А…, говорит тетенька №2, у нас нет. Это вам надо в Химки, там отдел библиотеки, где есть ваще все периодические издания. А где это в Химках? – спрашиваем мы. Около выхода из библиотеки есть кабинет №106, это справочная, там вам все расскажут. Вышли, получили вещи в гардеробе, зашли в справочную, и тетенька №3, нам дала карточку химкинского филиала с телефонами, адресами. Пришли домой, жена позвонила и узнала, что да, все есть приезжайте, смотрите, можно и копию снять и на флешку записать. Ладно.
Через неделю, опять в субботу поехали в Химки. На метро до «Речного вокзала», потом на автобусе, за МКАД, где-то на окраине, ул. Библиотечная, 15. Добрались, очень большое современное здание этажа 4, по периметру много вентиляционных вытяжек, я так понял, что там большое подземное хранилище. На входе написано отдел хранения периодических изданий и диссертаций. Зашли, узнали, куда идти. По дороге видел отдел кандидатских диссертаций, отдельно докторских. Подумалось, сколько же ерунды хранят, наверное. Это ж и по истории КПСС и по экономике социализма и про интернационализм с атеизмом то же есть, наверное…
Дошли до нашего отдела. Говорим тетеньке №4, «Искру», мол, нам надо за 1903 год. Да запросто. Присаживайтесь, сейчас принесем. Сели, приносят. Три тома. Т.е. Три переплетенные небольшие книжки, размером может быть с «Юность». Открываем, первый том 1903 год, номера до 38, второй до 44, третий до… правильно, до 51. Издание это «репринт», т.е. в 25-29 году переиздали «Искру» с 1-51 номер с комментариями Н.К. Крупской и еще других видных большевиков. И таких экземпляров хранится достаточно много (по каталогу).
Подходим к тетеньке №4, и говорим, а где же дальше? Нам бы 54 номер. Тетенька №4 начинает где-то смотреть и говорит, что все остальное находится в музее редкой книги. А где музей? Подойдите к нашему дяденьке №1 (на самом деле она сказала что-то вроде Валентина Петровича). Он все расскажет. Пошли к дяденьке. Очень любезный дяденька. Если честно, то ВСЕ, с кем мы общались, были ОЧЕНЬ любезны и приветливы. Дяденька №1 нам сказал, что музей редкой книги и хранилище находится в «Ленинке», но в другом подъезде, дал телефоны, посетовал на то, что нас в такую даль послали и что надо на них жалобу написать. Мы пообещали, что напишем.
Когда мы вернулись домой, тут я полез в интернет, что бы узнать, что ж случилось после 51 номера. Да. Конечно же, все это мы когда-то «проходили». В основном, проходили мимо. Как писали классики в ответ на вопрос об отчестве у сына л-та Шмидта: «Да… забывать у нас стали героев революции…». Отвлекся. Оказалось: лихо закручен сюжет! Всего было издано с 1900 по 1905 годы 112 номеров. Ленин был в редакции «Искры» с 1 по 51 номер, потом он там с Плехановым расплевался и ушел из редакции. Таким образом, по 51 номер газету переиздавали, изучали и называли «ленинской», все остальное – от лукавого. Тут меня начали терзать сомнения, а дадут ли нам вообще эту газету? И еще. Ну ладно, я неуч. Согласен. Но тетеньки, которые всю жизнь там просидели? Они же должны знать, что В.И. Ленин в октябре 1903 года вышел из редакции «Искры»? Или не должны?
Через неделю, в субботу поехали опять в «Ленинку». В справочной, у тетеньки №3 узнали, куда нам идти. Прошли, разделись, (кстати, везде вход только по читательским, проход через рамки металлоискателей. И в Химках то же). Поднялись на четвертый этаж, проход в читальный зал и хранилище через очень небольшой, но интересный музей редкой книги. На обратном пути мы его посмотрели. Очень интересно. Есть книги из библиотеки Александра III (вензель на футляре), Александра II – книга в серебряном переплете, с эмалью, написано изготовлен в мастерской Овчинникова (придворный ювелир) книга Гуттенберга (факсимиле 1913 года, в Лейпциге), тибетские, старые китайские свитки, папирусы, книги первопечатника Федорова. Опять отвлекся. Просто музей интересный и малоизвестный, я о нем никогда не знал. И папа мне о нем не говорил. А уж папа знал толк в музеях! Всем рекомендую.
Быстро сказка сказывается. Дошли мы до тетеньки №5. Да, есть все!, по каталогу смотрите номер. Открываем ящичек… Так и хочется сказать какое-нибудь экспрессивное междометие, но мы люди кулютурные, по библиотекам ходим, не будем. Короче, нет «Искры», т.е. есть, но №№ 1-51. В полной растерянности возвращаемся к столу тетеньки №5, ее нет, стоим, ждем, и тут появляется, маленькая, сгорбленная тетенька №6, а в руках у нее какой-то переплет, не очень толстый, форматом А3, или чуть более. "Вы, - говорит, - «Искру» ищите?" Пока я думал признаваться или «уходить в несознанку». Жена радостно так – да, да, это мы. Я уж ждал, что из хранилища выйдут, серьезные люди и начнут проверять документы, но тетенька №5 стала заполнять формуляр, по ходу объясняя, что вы же понимаете, что был период, когда меньшивистскую литературу изымали, просто так на руки не давали, поэтому в общем каталоге ее нет, а есть еще служебный каталог. Пока еще порядок в общем каталоге не навели. (подумаешь, всего 20 лет прошло, как перестали изымать меньшевистскую литературу). Да и нужна она была, если бы не ДЕДУШКА!).
Открываем, и в правду, «Искра»! начинается подшивка с 52 номера. Тут я подумал о мерзопакостности большевиков, которые считали, что история начинается с них и кончается ими же. Ленин ушел и все. На этом история обрывается. Люди боролись, писали, переправляли газету нелегально. Скорее всего можно было и схлопотать в 37-м за участие в «неправильной Искре». А что же №54??? Не буду тянуть.
Статьи не оказалось. Жена смешала 2 ссылки, которые шли одна за другой и выглядело это так:
Сборник "25 лет Бакинской организации большевиков"- статья: А. Хачиев «Три периода работы в Баку.»
"Искра" № 54 за 1903 г.; № 67 за1904 г. : статьи «Хроника революционной борьбы.»
Это я уже потом посмотрел, на то что она из интернета выписывала.
А что же в «Искре» написано? А вот что:
Баку. 7 ноября арестована типографiя местнаго комитета съ 8.000 отпечатан, листковъ. При ней взяты печатникъ Аршакъ Хачьянцъ. наборщикъ И. Егоровъ (рецидивистъ) и С.М.Гуревичъ (студ. Женевск. унив.). Предполагаютъ провокацию. Въ тотъ же день взято: учительница частной школы О.П.Рубцова (съ литературой), Е.М.Познеръ. Влад.Швайцеръ (18 л., сотрудн. «Бакинск. Изв.»), Сол. Вирновский (инт., съ литературой), Кириллъ Грошевъ (сотрудн. Изв., съ листками), служащая въ городской управе А. Ратнеръ- (съ литературой), Р.Ратнеръ и Л.Ратнеръ. 19 ноября отсюда, высланы въ Архангельскую губ. Баграмъ Авакьянцъ, Баграмъ. Багирiанцъ и Сергей Асирiанцъ — рабочiе за демонстр. 1 марта 1903 г. По ложному доносу арестованъ, какъ соучастникъ стрелявшихъ въ Голицына, гласный думы Ам. Меликовъ.
Мы нашли дедушку!
Ну, а далее его выслали в Асхабад, там он не успокоился, организовал что-то и получил каторгу.
Несколько слов о газете. Раз уж мы добрались до нее, решили полистать. На одном из номеров, на титульном листе, стоял синий овальный штамп с надписью по-французски: цена 60 сантимов. Много сообщений о стачках, забастовках в Баку. Забастовка на промыслах, на табачной фабрике. Одна из статей называется «Бакинския зверства царскаго режима», Много корреспонденций с мест. В основном Петербург, Москва, Киев, Одесса, Таганрог, Ростов-на-Дону, Омск. Это понятно, промышленные центры.
Но на одну заметку я обратил внимание. Вдруг среди этих часто повторяющихся городов мелькнуло Ставрополь. Так как я достаточно долго прожил в крае, меня заинтересовали «вести с мест». Читаю – была сходка, собралось около 40 человек, слушали оратора, звучали лозунги «Долой самодержавие!» собрали на вооружение 3 руб. 51 коп. Я очень веселился. Ай да Ставропольчане! Настоящие революционеры!
Много статей о событиях в Баку в феврале 1905 года. Удивило, как быстро статьи, письма, дошли до Женевы и были опубликованы. Удивительно, что за прошедшие 100 лет люди не изменились практически. Так в номере 110 от 1905 года, есть заметка подписанная «Студент» о февральских событиях в Баку. Там он пишет (вольный пересказ): На учебу вышли только 15 февраля. В городе тревожно. Ходят листовки «Бей жидов!». Собрались в гимназии, решили, что после погромов заниматься нет никаких сил и постановили просить у администрации, что бы аттестаты выдавали без выпускных экзаменов. Подошли ремесленники, вместе с ними пошли по учебным заведениям, призывая всех не учится. Никто и не учился, кроме Первой гимназии. Мы повыбивали стекла и двери для того чтобы они прекратили занятия и разошлись по домам.
И так далее. Ничто не меняется…
На последней странице кроссворда нет, анекдотов и телепрограммы то же. Но есть сообщения, кого посадили, кто сбежал, некрологи. Интересные заметки (иногда с фото) Осторожно предатель! Осторожно провокатор! Сообщения о сборе денег, Причем с указанием на что. К примеру 12 франков на библиотеку. И т.д.
Как только мы нашли упоминание о дедушке, я жене сказал, давай сфотографируем. Фотографировал на мобильный. Поэтому качество не очень. Но мы надеялись на сканер. Тут подходит тетенька №5 и говорит: "Я узнавала, документы очень старые, сканировать низзя, (во всем мире – наоборот, что бы старое сохранить – сканируют). Но можно сфотографировать. Надо придти со своим фотоаппаратом, получить разрешение на съемку (стоит около 1000 руб, но точную цифру не назвала)." - И тут супруга: "Ой, а мы уже сфотографировали, что же делать?." Я ее в бок пихаю, а она: "Да мы не знали…, да извините." Тетенька №5: тут у нас везде камеры, за всеми наблюдают, если бы поймали, то лишили бы читательского билета, если бы не я здесь была, а другая тетенька (№7?), то вас бы выгнали с позором. Ну, мы пообещали, что больше не будем. Если б я знал, я бы побольше бы снимков сделал. А так что есть.
Теперь надо найти Сборник "25 лет Бакинской организации большевиков".
Тут несколько прозаичней, без особых приключений. Я поехал в «ленинку», Сразу отправился в отдел редких книг, мне выдали сборник «25 лет…» по первому требованию, без препон, подлинник, сразу же я нашел статью, которую написал дедушка моей супруги. Озаглавил он ее «Три периода работы в Баку» (настоящий диалектик: так и хочется добавить- три периода, три составные части…).
Копировать низзя, сканировать низзя, но вся книга переведена в микрофильм, а с него в специальном отделе делают копии. Что я и сделал (за умеренную плату – 15 руб. за лист (полдоллара для тех, кто не в курсе курса). Сама фильмокопия – отвратительна. Жена сканировала, потом текст распознали, исправили неопознанное и я представляю на всеобщее обозрение этот текст. Можно по разному относится к царскому режиму и к большевикам, но это то же часть жизни и истории Баку, возможно, кому-то будет интересно. Интересно, что сама книга была в 1961 году внесена в список книг, подлежащих изъятию из библиотек?! Надо понимать, что для работы с ней так же требовались какие-то согласования и разрешения.
Так же выставляю сами сканированные страницы сборника и пропуск в один из московских архивов, выписанный на супругу (у меня такой же). Расследование продолжается. Истина где-то рядом.
Материал предоставлен внучкой - Еленой Хачиевой.
Большое спасибо Евгению Шеину и Елене Хачиевой.
--I am 18:24, 15 февраля 2011 (UTC)