Материал из OurBaku
Версия от 09:09, 13 ноября 2011; Ksp (обсуждение | вклад) (Церковь Михайло-Архангельская (бывшая Сальянского полка, бывшая Флотская). Баку.)

Перейти к: навигация, поиск

Церковь Михайло-Архангельская (бывшая Сальянского полка, бывшая Флотская). Баку.

до 1849 - по настоящее время Престольный праздник 8 ноября


Михаила Архангела Сапунов.jpg

Михайло-Архангельская церковь г. Баку - старейшая из сохранившихся церквей города. Находится на углу улиц Видади (бывшая Церковная) и Заргярпалан (бывшая Спасская), 38.

Церковь эта имеет свою историю, тесно связанную с историей местных (расквартированных в Баку) войск.

В своей книге "История церквей и приходов Бакинской губернии", опубликованной в 1906 году, протоиерей Александр Иванович Юницкий, говоря про церковь Сальянского полка (бывшую Флотскую), отмечал – "когда возведено здание и кем церковь освящена, об этом в церковном архиве сведений не имеется.
В храме один престол. Он посвящен Св. Архистратигу Божию Михаилу."[1]

По косвенным данным, взятым из статистических сведений города Баку, можно полагать, что церковь была построена в период между 1841 и 1849 годами. Церковь была вписана в структуру двухэтажного караван-сарая, который занимал флотский экипаж или, как тогда говорили, флотский двор (ул. К. Измайлова, ныне Заргярпалан, д. 38).[2]

Здание церкви принадлежало Каспийской флотилии. И церковь именовалась Флотской.
После постройки на Баилове для морского ведомства новой церкви, здание Флотской церкви, по Высочайшему государя императора повелению, состоявшемуся 15 августа 1873 года, было передано военному ведомству для надобностей 66-го Бакинского губернского батальона (впоследствии переформированного в Сальянский полк). Церковь стала именоваться Батальонной, а впоследствии – Полковой. Хотя в городе ее по-прежнему называли, да называют еще и теперь "Флотской".
Отправление богослужения было оставлено на обязанности одного из священников бакинской портовой церкви.[14]

В 1889 году инспектор бакинского реального училища разрешил петь хору певчих, из воспитанников училища, во Флотской церкви в праздничные дни.[11]

В 1891 году была учреждена походная (при сформированном полку[1] {батальоне?}) церковь.[3] В штат батальона вновь был включен церковный причт[2], и потому священник бакинского порта был откомандирован. Перешедшая таким образом церковь в окончательное ведение батальона крайне нуждалась во внутреннем благоустройстве и обновлении.

Михаила Архангела1.jpg

В 1891[3] году была учреждена походная (при сформированном полку) церковь.[3]
С разрешения протопресвитера военного и морского духовенства, в ведении которого находились все церкви армии и флота, в ноябре 1891 года началась реставрация здания Флотской церкви, закончившаяся к ноябрю 1892 года. Реставрация проходила на средства Священного Синода и обошлась в 22 тысячи рублей. Были устроены новые царские врата и жертвенник, переделаны и другие части. Все живописные работы были выполнены Эмцем. В церкви – один престол во имя Св. Архистратига Михаила.[4]

1 ноября 1892 года благочинный Бакинского округа протоиерей Александр Иванович Юницкий с собором духовенства совершил чин освящения нового отреставрированного православного храма во имя Св. Архистратига Михаила на Спасской улице (К. Измайлова, ныне Заргярпалан).[5]

Среди множества икон в церкви выделялись две иконы: Святителя Алексия, Митрополита Московского, и Слезоточивая Божья Матерь, присланная в дар Сальянскому полку из Афонского Пантелеймонова монастыря.

8 (21 по новому стилю) ноября 1899 года церкви Сальянского полка по случаю престольного храмового праздника была преподнесена в дар икона Святого Архистратига Михаила – покровителя полка.[4]

С 1899 года эта церковь Св. Архангела Михаила (Старо-флотская) именовалась полковой 262 Сальянского полка, который в 1910 году был назван 206-м пехотным Сальянским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея полком.

После перевода Сальянского полка, расквартированного до того в казармах в крепости и в казармах неподалеку от Губернского правления, на углу Губернской и Верхней Тазапирской улиц (ныне ул. Низами и М. Субхи), в новый военный городок – в Сальянские казармы, и постройки там в 1909 году нового храма Сальянского полка в честь Св. Архистратига Михаила, старая Флотская церковь была приписана к нему.

По штату при церкви положен был один священник. Казенная квартира для священника находилась подле Флотской церкви.[3]

19 марта 1869 г. в 66-й Бакинский губернский батальон был перемещен священник Павел Пузанов (из Бакинской морской церкви? – прим. KSP).[9]

24 июля того же 1869 года состоялось перемещение священников Павла Пузанова и Ивана Костянского одного на место другого.[10]

В 1889 г. священником старой Флотской церкви был иерей о. Гречко.[13]

В сентябре 1890 г. священник Николай Миролюбов был перемещен из батальонной (Флотской) церкви в Алексеевскую портовую церковь на Баилов мыс.[12]

В период (1890?)1892-1914 гг. батальонным, а затем полковым священником был Иоанн Виссарионович Лиадзе (к сожалению, за другой период сведений нет).[5][6]

В 1920 г. настоятелем Старо-флотской Михайло-Архангельской церкви был П. Давидов.[7]

Затем, с 1921(?) по 1923 год настоятелем этой церкви был Сергий Городцев (сначала, после перевода в Баку из Елизаветполя – ныне Гянджи, в 1920 г. он был назначен настоятелем Александро-Невского собора, а затем – Флотской церкви), будущий Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей.

В 1936 году церковь закрыли, и там разместилось общежитие. И лишь после окончания второй мировой войны, оценив роль религии в победе над фашизмом, советское правительство возвратило здание Православной Церкви. В 1946 году храм вновь открыли для богослужения, и больше он не закрывался.


В 1966 году на святках в храме случился пожар. Протоиерей Иоанн Колодий (духовник Новосибирской епархии, служивший в те годы священником в Михайло-Архангельской церкви города Баку) вспоминал, что по делам ремонта ему пришлось поехать в Москву, где он встретился со своим одноклассником по семинарии епископом Гермогеном (Ореховым). Детство и юность Владыки Геромогена прошло в Баку, он прекрасно помнил Флотскую Михайло-Архангельскую церковь и поэтому принял самое деятельное участие в горе прихожан и духовенства храма-погорельца. Владыка сумел организовать встречу отца Иоанна со Святейшим Патриархом Алексием II, который в те годы был архиепископом Таллиннским и Эстонским, Управляющим делами Московской Патриархии. С помощью архиепископа Алексия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, для Бакинской Флотской Михайло-Архангельской церкви был передан старый иконостас одного из закрытых и снесенных московских храмов и строительные материалы.



Через много лет, 25 мая 2001 года во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм Святого Архистратига Божия Михаила, восстановлению которого он способствовал, и совершил в нем молебен.[8]


Михайло-Архангельская церковь в наши дни. (Баку)

  1. В источнике указан полк, возможно, ошибочно,т.к. полк был сформирован лишь в 1892г.
  2. Священник состоял в штате батальона с 25 ноября 1833 г. Но в 1868 г. последовало распоряжение об исключении из штата батальона церковного причта. Отправления же церковных треб для батальона стали производиться в Николаевском соборе, до 1873 г. В означенном году для надобностей батальона была передана Флотская церковь.
  3. Вероятно, в источнике опечатка - полк был сформирован в 1892 г.
  4. Сведения, выделенные курсивом, из книги Т. Гумбатовой "Баку и немцы", содержащей очень большое количество неточностей, ошибок и выдуманных сведений. Поэтому нуждаются в проверке
  5. Из достоверного источника: "В воскресенье, 2 февраля (1892 г.), предстоит освящение нового православного храма во имя св. архистратига Михаила. Церковь сооружена на средства синода. Стоимость постройки обошлась в 22 тыс. руб. Храм рассчитан на 200 человек. Освящение будет совершено благочинным протоиереем о. Юницким, соборне с другим духовенством." Но поскольку из текста нельзя однозначно сопоставить Флотскую церковь и новую церковь во имя св. архистратига Михаила, исправления в статью пока не внесены.


Литература.

1. Юницкий А. И. История церквей и приходов Бакинской губернии. 1906.
2. Фатуллаев Ш. С. Архитектурная энциклопедия Баку. Баку – Анкара, 1998.
3. Цитович Г. Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. В двух частях. – Пятигорск, 1913.
4. Гумбатова Т. Ф. Баку и немцы.
5. Ежегодник г. Баку на 1893 г. Изд. А. М. Мишон. 1893.
6. Кавказский календарь. 1910-1915 гг.
7. Адрес-календарь Азербайджанской Республики на 1920 г. – Баку, 1920
8. Почему отец Сергий Городцев уехал из Тифлиса.
9. РГИА. Ф. 806, оп.18, д.431-16.
10.РГИА. Ф. 806, оп.18, д.481-67
11.Газета «Каспий». 1889, №32
12.Газета «Каспий». 1890 г. №191
13.Газета «Каспий». 1889, №42


--Ksp 18:40, 12 февраля 2011 (UTC)

comments powered by Disqus
Рекомендация close

Главная страница