Строка 9: Строка 9:
 
По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее повеление.<br>
 
По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее повеление.<br>
 
<blockquote>
 
<blockquote>
'''''Отношение ген. Ртищева к кн. Голицыну, от 21 ноября 1815 г., № 157'''''<br>
+
'''''Отношение ген. Ртищева к кн. Голицыну, от 21 ноября 1815 г., №157'''''<br>
 
''Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – ''прим. KSP'') Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.''<br>
 
''Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – ''прим. KSP'') Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.''<br>
 
</blockquote>
 
</blockquote>

Версия 13:18, 18 февраля 2012

Церковь Св. Николая Миро-Ликийского Чудотворца (Старая, или Первоначальная)[править]

1818 - 1869

Бакинское ханство было присоединено к Российской Империи 3 октября 1806 года, и окончательно уступлено России персидским правительством, в силу заключенного мира в Гюлистане, 12 октября 1813 года. Вскоре вместо ханства была образована Бакинская провинция. Центром провинции был город Баку, занимающий очень выгодную позицию, как лучший порт на Каспийском море и важный стратегический пункт, через который проходили оживленные торговые пути.

В Баку не было постоянной православной церкви, а только передвижная военная. Поэтому вопрос о строительстве православных храмов для нужд военных и чиновников был насущен, причем не только для Баку, а для всего Кавказа.

По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее повеление.

Отношение ген. Ртищева к кн. Голицыну, от 21 ноября 1815 г., №157
Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – прим. KSP) Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.

Рядом с Девичьей башней, в так называемых «Темных рядах», находилось здание бывшей мечети, возведенное на фундаменте древнего храма огнепоклонников. Здание старой мечети к тому времени было передано военному ведомству, которое приспособило здание под арестантскую камеру - там содержались преступники, сосланные в крепостную работу. Затем здание служило военным "провиантским магазином" (складом).
Именно это здание в 1818 г. перестроили в православную церковь Святителя Николая Миро-Ликийского Чудотворца. Впоследствии ее стали именовать Старой или Первоначальной.

Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. Церковь эта была мала и неудобна, и вскоре возник вопрос о строительстве нового православного храма.
В 1858 году, вместо пришедшей в ветхость старой церкви, в крепости, близ Шемахинских ворот, около гауптвахты, был построен новый храм во имя Cв. Николая Чудотворца.

После его постройки возбуждался вопрос о том, чтобы старую православную церковь обратить в католический костел или мечеть. Но с этим мнением не согласился высокопреосвященный митрополит Исидор[1], экзарх Грузии. В предписании его на имя церковного старосты – смотрителя уездного училища надворного советника Городенского, от 4 июня 1858 г. за № 1417, написано следующее: «На рапорт Ваш, от 11 минувшего мая (№ 4) имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что старая православная церковь в г. Баку не может быть обращена в католическую церковь, тем менее на мечеть, и что я разрешаю – разобрать ее и устроить на том месте в пользу Бакинской церкви лавки».

В 1869 году по ветхости церковь стояла запертой. В 1870-х годах она пришла в совершенное разрушение.
В 1880-х годах на этом месте были лишь руины, частью огороженные и давно служащие местом свалки нечистот, сваливаемых туда близживущим населением. По этому поводу городская управа обращалась к экзарху Грузии с предложением очистить место от развалин, а на месте бывшего алтаря поставить каменную возвышенность с водруженным крестом, и само место оградить чугунной решеткой.
В 1889 году бакинский Николаевский собор, по законной давности пользования, утвердил за собой участок земли, на котором некогда стояла старая церковь, составляющий 88 кв. саж. И при доброй инициативе настоятеля Николаевского собора о. Юницкого бывший некогда храм снова возродился, в виде часовни.
В 1892 году на месте разрушившейся от времени старой церкви с благословения Высокопреосвященнейшего Экзарха Грузии, Архиепископа Палладия была построена Варфоломеевская часовня.

В 1851 году священником приходской церкви Св. Николая Чудотворца (Старой) был Дмитрий Алексапольский.


  1. Скорее всего, в источнике опечатка в дате, т. к. высокопреосвященный митрополит Исидор был экзархом Грузии до 1 марта 1858 г.


Литература.
1. Энвер Пашазаде. Православные храмы старого Баку.
2. А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)
3. А. И. Юницкий. Закладка Бакинского Александро-Невского собора. -Прибавления к Церковным ведомостям. №45, 1888 г.
4. Кавказский календарь на 1852 год.
5. Газета «Каспий». 1889, № 42


--Ksp 16:04, 1 апреля 2010 (UTC)

comments powered by Disqus