(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Категория:Культовые сооружения]][[Категория:Православная община в Баку ]]
 
[[Категория:Культовые сооружения]][[Категория:Православная община в Баку ]]
 
== Церковь Св. Николая Миро-Ликийского Чудотворца (Старая, или Первоначальная)  ==
 
== Церковь Св. Николая Миро-Ликийского Чудотворца (Старая, или Первоначальная)  ==
'''1818 - 1869'''
+
'''1815 - 1869'''
  
Бакинское ханство было присоединено к Российской Империи  3 октября 1806 года, и окончательно уступлено России персидским правительством, в силу заключенного мира в Гюлистане, 12 октября 1813 года. Вскоре вместо ханства была образована Бакинская провинция. Центром провинции был город Баку, занимающий очень выгодную позицию, как лучший порт на Каспийском море и важный стратегический пункт, через который проходили оживленные торговые пути. <br>
+
Бакинское ханство было присоединено к Российской Империи  3 октября 1806 года, и окончательно уступлено России персидским правительством, в силу заключенного мира в Гюлистане, 12 октября 1813 года. Вместо ханства была образована Бакинская провинция. Центром провинции был город Баку, занимающий очень выгодную позицию, как лучший порт на Каспийском море и важный стратегический пункт, через который проходили оживленные торговые пути. <br>
  
В Баку не было постоянной православной церкви, а только передвижная военная. Поэтому вопрос о строительстве православного храма для нужд военных и чиновников был очень насущен (причем не только для Баку, но и для других городов Кавказа и Закавказья).<br>
+
В Баку не было постоянной православной церкви, а только передвижная военная. Поэтому вопрос о строительстве православного храма для нужд военных и чиновников был очень насущен (впрочем, не только для Баку, но и для других городов Кавказа и Закавказья).<br>
  
 
По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее разрешение.<br>
 
По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее разрешение.<br>
Строка 12: Строка 12:
 
''Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – ''прим. KSP'') Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.''<br>
 
''Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – ''прим. KSP'') Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.''<br>
 
</blockquote>
 
</blockquote>
Рядом с Девичьей башней, в так называемых «Темных рядах», находилось здание бывшей мечети, возведенное на фундаменте древнего храма огнепоклонников. Здание старой мечети к тому времени было передано военному ведомству, которое приспособило здание под арестантскую камеру - там содержались преступники, сосланные в крепостную работу. Затем здание служило военным "провиантским магазином" (складом). <br>Именно это здание в 1818 г. перестроили в православную церковь Святителя Николая Миро-Ликийского Чудотворца. Впоследствии ее стали именовать Старой или Первоначальной.  <br>
+
Рядом с Девичьей башней, в так называемых «Темных рядах», находилось здание бывшей мечети, возведенное на фундаменте древнего храма огнепоклонников. Здание старой мечети к тому времени было передано военному ведомству, которое приспособило здание под арестантскую камеру - там содержались преступники, сосланные в крепостную работу. Затем здание служило военным "провиантским магазином" (складом). <br>Именно это здание в 1815 г. перестроили в православную церковь Святителя Николая Миро-Ликийского Чудотворца. Впоследствии ее стали именовать Старой или Первоначальной.  <br>
  
 
Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. Церковь эта была мала и неудобна, и вскоре возник вопрос о строительстве нового православного храма. <br>В 1857 году, вместо пришедшей в ветхость старой церкви, в крепости, близ Шемахинских ворот, около гауптвахты, был построен новый [[Собор Св. Николая Чудотворца|храм во имя Cв. Николая Чудотворца]].<br>
 
Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. Церковь эта была мала и неудобна, и вскоре возник вопрос о строительстве нового православного храма. <br>В 1857 году, вместо пришедшей в ветхость старой церкви, в крепости, близ Шемахинских ворот, около гауптвахты, был построен новый [[Собор Св. Николая Чудотворца|храм во имя Cв. Николая Чудотворца]].<br>
  
После его постройки возбуждался вопрос о том, чтобы старую православную церковь обратить в католический костел или мечеть. Но с этим мнением не согласился высокопреосвященный митрополит Исидор<ref>Скорее всего, в источнике опечатка в дате, т. к. высокопреосвященный митрополит Исидор был экзархом Грузии до 1 марта 1858 г.</ref>, экзарх Грузии. В предписании его на имя церковного старосты – смотрителя уездного училища надворного советника Городенского, от 4 июня 1858 г. за № 1417, написано следующее: «На рапорт Ваш, от 11 минувшего мая (№ 4) имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что старая православная церковь в г. Баку не может быть обращена в католическую церковь, тем менее на мечеть, и что я разрешаю – разобрать ее и устроить на том месте в пользу Бакинской церкви лавки».<br>
+
После его постройки возбуждался вопрос о том, чтобы старую православную церковь обратить в католический костел или мечеть. Но с этим мнением не согласился высокопреосвященный митрополит Исидор<ref>Возможно, в источнике опечатка в дате, т. к. высокопреосвященный митрополит Исидор был экзархом Грузии до 1 марта 1858 г.</ref>, экзарх Грузии. В предписании его на имя церковного старосты – смотрителя уездного училища надворного советника Городенского, от 4 июня 1858 г. за № 1417, написано следующее: «На рапорт Ваш, от 11 минувшего мая (№ 4) имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что старая православная церковь в г. Баку не может быть обращена в католическую церковь, тем менее на мечеть, и что я разрешаю – разобрать ее и устроить на том месте в пользу Бакинской церкви лавки».<br>
  
 
В 1868 году в Баку из Ленкорани был переведен 21-й Кавказский линейный батальон, с переименованием его в 66-й Бакинский губернский батальон (будущий Сальянский полк). Батальон был расквартирован в Крепости (Ичери Шехер). В штате батальона состоял церковный причт, и для помещения церкви тогда было приспособлено находившееся в Крепости (Ичери Шехер), в так называемых "Темных рядах", возле Девичьей башни, здание Старой, или Первоначальной церкви св. Николая Чудотворца - первой православной церкви города Баку. Которая с  тех пор стала именоваться ''батальонной церковью''.<br>
 
В 1868 году в Баку из Ленкорани был переведен 21-й Кавказский линейный батальон, с переименованием его в 66-й Бакинский губернский батальон (будущий Сальянский полк). Батальон был расквартирован в Крепости (Ичери Шехер). В штате батальона состоял церковный причт, и для помещения церкви тогда было приспособлено находившееся в Крепости (Ичери Шехер), в так называемых "Темных рядах", возле Девичьей башни, здание Старой, или Первоначальной церкви св. Николая Чудотворца - первой православной церкви города Баку. Которая с  тех пор стала именоваться ''батальонной церковью''.<br>

Текущая версия на 04:15, 2 августа 2018

Церковь Св. Николая Миро-Ликийского Чудотворца (Старая, или Первоначальная)[править]

1815 - 1869

Бакинское ханство было присоединено к Российской Империи 3 октября 1806 года, и окончательно уступлено России персидским правительством, в силу заключенного мира в Гюлистане, 12 октября 1813 года. Вместо ханства была образована Бакинская провинция. Центром провинции был город Баку, занимающий очень выгодную позицию, как лучший порт на Каспийском море и важный стратегический пункт, через который проходили оживленные торговые пути.

В Баку не было постоянной православной церкви, а только передвижная военная. Поэтому вопрос о строительстве православного храма для нужд военных и чиновников был очень насущен (впрочем, не только для Баку, но и для других городов Кавказа и Закавказья).

По приказу Главноуправляющего на Кавказе генерала от инфантерии Н. Ф. Ртищева было решено начать сбор пожертвований среди жителей Баку для строительства городской православной церкви. Этому предшествовала переписка генерала Ртищева с экзархом Грузии митрополитом Варлаамом и с обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным, и последовавшее затем высочайшее разрешение.

Отношение ген. Ртищева к кн. Голицыну, от 21 ноября 1815 г., №157
Вследствие отношения ко мне Вашего сиятельства, от 29 июня 1815 г., я сносился с митрополитом и экзархом Грузии Варлаамом касательно учреждения в гг. Баку и Елисаветполе (Гяндже – прим. KSP) Греко-Российских церквей на счет церковных грузинских доходов; но из представляемого при сем в копии отзыва Его высокопреосвященства на таковое отношение мое благоусмотреть изволите, Ваше сиятельство, те справедливые причины, по коим сие богоугодное предложение не могло возыметь надлежащего действия, в соответствие сделанного сему предмету распоряжения. Впрочем, как в обоих сих городах, по непременному нахождению российских гарнизонов и также гражданских чиновников, а в Баку, сверх того, и по всегдашнему почти пребыванию российского купечества, производящего обширную торговлю с Персией чрез Баку и Астрахань, необходимо нужно иметь предположенные Греко-Российские церкви, что удостоено уже и высочайшим утверждением Его императорского величества, то, взяв в соображение, что Баку и Елисаветполь не составляли прежде собственного достояния Грузии, а суть области, российским оружием от Персии покоренные, кои впоследствии присоединены к Грузии и которые при том имеют свои собственные, нарочито важные доходы, поступающие в казну Его императорского величества в общем составе грузинских доходов – казалось, по мнению моему, приличным, чтобы для прославления имени Господня и в благодарность за успехи, российскому оружию свыше ниспосланные в присоединении сих мест под власть России, употребить из собственных доходов обеих сих провинций требующуюся ныне сумму на устроение в Баку и Елисаветполе означенных храмов божьих и на содержание оных с церковнослужителями. При том сим средством облегчатся издержки церковных грузинских доходов, которые, как видно из отзыва ко мне преосвященного митрополита Варлаама, недостаточны и для собственных назначений своих по Грузии. Итак, если сие предположение мое встретится согласным и с собственными мыслями Вашего сиятельства, то я всепокорнейшее прошу Вас исходатайствовать всемилостивейшее по сему утверждение государя императора.

Рядом с Девичьей башней, в так называемых «Темных рядах», находилось здание бывшей мечети, возведенное на фундаменте древнего храма огнепоклонников. Здание старой мечети к тому времени было передано военному ведомству, которое приспособило здание под арестантскую камеру - там содержались преступники, сосланные в крепостную работу. Затем здание служило военным "провиантским магазином" (складом).
Именно это здание в 1815 г. перестроили в православную церковь Святителя Николая Миро-Ликийского Чудотворца. Впоследствии ее стали именовать Старой или Первоначальной.

Над главной алтарной половиной церкви находился купол с четырьмя окнами, над которым возвышался железный позолоченный крест. Над другой частью церкви возвышался каменный купол с металлическим крестом. К церкви была пристроена деревянная колокольня на каменных столбах. Церковь эта была мала и неудобна, и вскоре возник вопрос о строительстве нового православного храма.
В 1857 году, вместо пришедшей в ветхость старой церкви, в крепости, близ Шемахинских ворот, около гауптвахты, был построен новый храм во имя Cв. Николая Чудотворца.

После его постройки возбуждался вопрос о том, чтобы старую православную церковь обратить в католический костел или мечеть. Но с этим мнением не согласился высокопреосвященный митрополит Исидор[1], экзарх Грузии. В предписании его на имя церковного старосты – смотрителя уездного училища надворного советника Городенского, от 4 июня 1858 г. за № 1417, написано следующее: «На рапорт Ваш, от 11 минувшего мая (№ 4) имею честь уведомить Вас, милостивый государь, что старая православная церковь в г. Баку не может быть обращена в католическую церковь, тем менее на мечеть, и что я разрешаю – разобрать ее и устроить на том месте в пользу Бакинской церкви лавки».

В 1868 году в Баку из Ленкорани был переведен 21-й Кавказский линейный батальон, с переименованием его в 66-й Бакинский губернский батальон (будущий Сальянский полк). Батальон был расквартирован в Крепости (Ичери Шехер). В штате батальона состоял церковный причт, и для помещения церкви тогда было приспособлено находившееся в Крепости (Ичери Шехер), в так называемых "Темных рядах", возле Девичьей башни, здание Старой, или Первоначальной церкви св. Николая Чудотворца - первой православной церкви города Баку. Которая с тех пор стала именоваться батальонной церковью.
В том же году последовало распоряжение об исключении из штата батальона церковного причта и о передаче занятого для церкви строения в епархиальное ведомство.

В 1869 году по ветхости церковь стояла запертой. В 1870-х годах она пришла в совершенное разрушение.
В 1880-х годах на этом месте были лишь руины, частью огороженные и давно служащие местом свалки нечистот, сваливаемых туда близживущим населением. По этому поводу городская управа обращалась к экзарху Грузии с предложением очистить место от развалин, а на месте бывшего алтаря поставить каменную возвышенность с водруженным крестом, и само место оградить чугунной решеткой.
В 1889 году бакинский Николаевский собор, по законной давности пользования, утвердил за собой участок земли, на котором некогда стояла старая церковь, составляющий 88 кв. саж. И при доброй инициативе настоятеля Николаевского собора о. Юницкого бывший некогда храм снова возродился, в виде часовни.
В 1892 году на месте разрушившейся от времени старой церкви с благословения Высокопреосвященнейшего Экзарха Грузии, Архиепископа Палладия была построена Варфоломеевская часовня.

В 1851 году священником приходской церкви Св. Николая Чудотворца (Старой) был Дмитрий Алексапольский.


  1. Возможно, в источнике опечатка в дате, т. к. высокопреосвященный митрополит Исидор был экзархом Грузии до 1 марта 1858 г.


Литература.
1. Энвер Пашазаде. Православные храмы старого Баку.
2. А. И. Юницкий. История церквей и приходов Бакинской губернии. (1815-1905 гг.)
3. А. И. Юницкий. Закладка Бакинского Александро-Невского собора. -Прибавления к Церковным ведомостям. №45, 1888 г.
4. Кавказский календарь на 1852 год.
5. Газета «Каспий». 1889, № 42
6. Газета «Каспий». 1892, №231
7. Газета «Каспий». 1885, № 75



Еще см. Православные храмы Баку

При полном или частичном использовании статьи ссылка на наш сайт обязательна.



--Ksp 16:04, 1 апреля 2010 (UTC)

comments powered by Disqus