Цирк Баку[править]

В Азербайджане с древних времен существовали жанры-прародители современного циркового искусства, больше напоминавшие спортивные состязания: канатоходство, зорхана, жонглирование тяжелыми гирями, борьба, акробатика. В городе постоянно выступали передвижные труппы гастролеров. Скитаниям циркачей наступил конец в 80-х годах XIX века.

В 1879-80 годах Городская управа завалена прошениями частных лиц о строительстве театра, цирка и др. зрелищных учреждений на оживленных участках города. Театральный антрепренер Верони-Вест просит участок для постройки театра-цирка.

В 1882-1883-х годах рядом с провиантским магазином появился деревянный цирк Таурека, собиравший массу народа.

В 1898 году в театре-цирке В.И.Васильева-Вяцкина 2 августа впервые был показан фильм, который и послужил началом азербайджанского кино, "Зацепило" (Илишдин), снятый в этом же году А.М.Мишоном. Основу фильма составил юмористический сюжет, происходивший в одном из садов Баку.

В Баку Никитины наезжали издавна. К их прибытию пароходом — после гастролей в Астрахани — управляющий уже успевал поставить шапито. Было это, впрочем, хлопотно, да и накладно. И Аким Александрович, поскольку интерес к цирку возрастал, решил строить здесь стационар.

5 мая 1904 года он подписал в конторе бакинского нотариуса С. В. Билинского контракт на аренду участка земли, и через несколько месяцев цирк Никитиных на углу Торговой и Морской начал давать представления.


Цирк бр. Никитиных в Баку.jpg


В 1906г., однако, здание сгорело, и на том же месте Никитин с удивляющей быстротой возвел каменный цирк-театр. Никитинская труппа приезжала сюда дважды в году — зимой и весной — на рождественские и пасхальные праздники. (Просуществовал бакинский цирк Никитиных до осени 1916 года.)

(Говоря о бакинском цирке, хочется начать с деревянного цирка на улице Узеира Гаджибекова. Сейчас там одно из зданий почты. Построено оно было братьями Никитиными.)

Работы в цирке всегда было много. Огромные аншлаги собирал старый цирк на выступления Сали Сулеймана - выдающегося азербайджанского гиревика, жонглёра Мансура Ширвани, впоследствии дрессировщика зверей. Постоянно в Цирке проводились чемпионаты по французской и грекоримской борьбе, где выделялись Сали Сулейман, Пустынников, Робин Гуд, Плясуля, Поддубный, Иван Заика, Махмуд Исрафилбек, и многие другие.

В здании цирка-театра Никитиных прошли премьеры некоторых произведений У. Гаджибекова:

30 ноября (13 декабря) 1909 г. - опера ” Шейх Саван” (Şeyx Sənan). В 5 действиях. Либретто У. Гаджибекова по мотивам одноименного народного предания.

10 (23) марта 1912 г. - опера “Шах Аббас и Хуршуд Бану” (Şah Abbas və Xurşid Banu). В 4 действиях, в картинах. Либретто У. Гаджибекова по мотивам народных преданий.

24 мая (6 июня) 1910 г. - музык. комедия Муж и жена (Ər və arvad). В 3 действиях. Либретто У. Гаджибекова.

C 4 мая 1908г. - в бакинских газетах анонсировались две гастроли «известной гениальной босоножки» Айседоры Дункан в Театре-цирке братьев Никитиных на Торговой.

Пример Никитиных послужил могучим толчком для других русских предпринимателей. Многие поняли, что успешно вести дело можно и не под иностранной вывеской. По всей Российской империи вплоть до глухих окраин одно за другим вырастают цирковые здания. Разностороний артист Жорж Есиковский (Ясковский-?) в 1912г. строит свое здание цирка в Баку, переоборудованное в 1914 году в кинотеатр.

В 1916 году вместо снесенного цирка братьев Никитиных братья Ефимовы построили другое здание, но 28 декабря 1924 года и оно было уничтожено пожаром. Вскоре Я.Кудрявцев выстроил здесь свой цирк.

Весной 1920 года Флекмооре, работавший до революции артистом цирка, покинул 1-й Азербайджанский авиаотряд (его вновь потянуло к любимому искусству) и стал директором Бакинского цирка.

В 20-х годах прошлого века в Баку выступали различные группы цирковых артистов, например, под руководством братьев Танти[1] и Лери, очень популярных в то время, и другие коллективы. В 1928 году было построено новое деревянное здание, позднее неоднократно реконструировавшееся.

В 30-х годах Бакинский цирк перешел в введение центрального управления цирками в Москве.

В 1945г. в республике был организован азербайджанский цирковой коллектив, в который вошли артисты азерб. эстрады, выступавшие с цирковыми номерами, и участники художественной самодеятельности. Создаются программы, сюжетные цирковые представления и отдельные номера, построенные на национальном материале. В работе коллектива, наряду с артистами цирка, участвуют видные азерб. композиторы, поэты, балетмейстеры, художники.

С 1946 азерб. цирк регулярно гастролирует по Советскому Союзу.

В 1967 году под руководством архитекторов Исмаилова и Леонтьевой было построено новое фундаментальное здание цирка. Новое здание рассчитано на 2400 зрительских мест и оборудовано, по тем временам, современной театральной цирковой техникой.


Бакинский цирк (1972)


Первым директором этого цирка был Джабраилов, после него - Фиррудин Абдуллаев. Особенно последний много сделал для становления Бакинского Цирка. При нём снова начал функционировать Азербайджанский цирковой коллектив с сильными аттаракционами и номерами. Из которых выделялись Мансур Ширвани, Абдуллаев, Аскеров, клоун Юсупов… Функционировал Цирк с большой интенсивностью все годы до начала девяностых.


Примечание:

  1. возглавляли цирковой коллектив в Баку в 1923—26 годах


Из воспоминаний Д.С.Альперова "На сцене старого цирка"[править]

Alp1.jpg

11 марта 1902 года в Тифлисе скончалась Юлия Михайлов­на Никитина. Она была порядочным и отзывчивым к чужому горю человеком, и артисты искренно оплакивали ее. Да и в Тифлисе было много людей, которые знали ее с хорошей сторо­ны. В делах же цирка Никитиных она играла большую роль как организатор.

Несколько дней цирк не играл, а после похорон переехал в Баку.

Попали мы в Баку уже весной. Пасха в тот год совпала с мусульманским праздником Мохарема[1] Цирк открылся на шестой день. Сборы были хорошие. Из Баку цирк перекочевал в Астрахань.

В 1903 году Пасху цирк проводил в Баку, где на этот раз празднование Мохарем'а прошло благополучно.

В программе цирка стояло кино. Выписаны были мелкие драмы и феерии. После двенадцати часов ночи шли. картины «только для взрослых» («Продажа невольниц» и другие). Вход был по особым билетам. После циркового представления обыч­но вся публика покупала билеты на ночной сеанс.

В зверинце в это время произошел случай, окончившийся по счастью благополучно. Татарин, служащий, много лет хо­дивший за змеями, уговорил Акима Александровича купить по дешевой цене целый мешок местных змей, красивых на вид. Когда после покупки он развязывал мешок, чтобы пересадить змей, одна из них выползла и укусила его в босую ногу. К пол­дню нога стала пухнуть, а к вечеру раздулась очень сильно. Послали за лучшим хирургом. Он осмотрел и сказал, что ногу нужно немедленно отнять. Татарин и его жена ни за что не со­глашались на это. Тогда хирург дал совет позвать одного мест­ного жителя, перса, который лечил от укуса змей. Перс жил в десяти верстах от Тифлиса. Никитин велел сейчас же запрячь лошадь и поехать за персом. Перс приехал, посмотрел и оказал: «Будет здоров через два дня».

Попросил тряпку. Ему принесли бинт. Он потребовал тряп­ку. Положил на тряпку глину, которую привез с собой, и так туго завязал ногу, что больной начал кричать. На другой день рано утрюм он приехал опять и переменил глину. К вечеру опухоль опала, а еще через день исчезла совершенно. Сколько перса потом ни уговаривали открыть секрет своего лечения, он не соглашался, говорил, что это перешло к нему по наследству и, если он расскажет кому-нибудь, то «волшебная сила» лечения пропадет.

Из Баку цирк переехал в Астрахань.


Примечание:

  1. Первый месяц мусульманского года, начинающийся 24 мая.

Из воспоминаний И. Г. Мухина[править]


(артист Госцирка, окончивший Техникум Циркового Искусства в 1932 году.)

Наш номер взяло Северо-Кавказское краевое управление, для выступлений в эстрадных программах на сценах парков, в городах Владикавказ, Грозный и Баку. Вспоминаю Владикавказ: парк-трек, где впервые встретились и работали в одной программе с нашим, ныне покойным, известным иллюзионистом Э. Кио. В то время им демонстрировались еще такие аппараты, как «Ваза фараона», «Таинственный сундук»,«Распиливание», «Дама в воздухе».


В Баку, в парке Эдиссон, работали с Ростовской, а затем с Ленинградской эстрадными программами. Это были сильные программы по составу исполнителей. Там мы познакомились и даже подружились с выступавшим исполнителем цыганских романсов, широко известным Вадимом Козиным.


Из Баку вернулись к занятиям завершающего выпускного года.


Из книги Ю. Дмитриева "Кио и его предшественники"[править]

В Баку отличился Касфикис. При всей "таинственности", которой он окружил свой номер, в его выступлении было нечто такое, что смягчало эту "таинственность", делало ее какой-то несерьезной. Может быть, в известной степени этому способствовал шутливый разговор, который Касфикис вел, демонстрируя свои трюки.

Грек по национальности (он был сыном рыбака), Касфикис говорил на забавном, ломаном языке. Нельзя было не улыбнуться, слушая, как смешно он коверкал слова. Нередко, к сожалению, Касфикис шел по пути откровенного шарлатанства. Например, он объявлял сеансы "массового гипноза публики", хотя о гипнозе имел самое смутное представление.

"Гипнотизируемые", якобы в состоянии гипнотического сна, выполняли все приказания "гипнотизера": лазили на стол, делали вид, что перепрыгивают через лужи, отбивались от воображаемых пчел, пели, танцевали.

В Баку в цирке Касфикис объявил, что в свой бенефис он расскажет, как организовать сеансы гипноза. И он действительно это сделал. - Граждане,- сказал Касфикис, выйдя на арену,- если вы хотите делать то же, что и я, пойдите на биржу труда, наймите там безработных, прорепетируйте с ними день или два, и можете выступать.

За такую откровенность публика едва не отколотила и "гипнотизера" и "гипнотизируемых".


Из воспоминаний Магбета Бунятова[править]

(бывшего директора цирка) - из газеты “Эхо”, сентябрь, 2001 г.:

“С 1992 года цирковой коллектив Азербайджана выпал из конвейерной системы гастролей, когда не было средств ни на корм животных, ни на страховку, ни на оказание ветеринарных услуг и т.д. Сегодня мы работаем с цирками других стран, в основном России, на договорных условиях. Многие артисты национального цирка работают в цирковой компании России. Это народный артист республики Тофик Ахундов, заслуженная артистка Азербайджана Лидия Абдуллаева, эквилибрист Джамиль Ширвани и др.

Мы приглашаем актеров цирка других стран на контрактных условиях.
- Отвечает ли здание цирка мировым стандартам?
- Здание цирка по своей архитектуре - одно из красивейших в городе. Но с 1967 года в нем не проводился ремонт. Отмечу, что на Ближнем Востоке Азербайджан - единственная страна, где цирк имеет свое здание. К примеру, даже в Турции его нет. Поэтому я считаю, что мы не должны останавливать его на капремонт, а осуществлять обновление поэтапно.

При частичной поддержке Минфина и мэрии мы обновили витринные стекла, фойе. Однако еще много предстоит сделать. В плачевном состоянии находятся сантехника, гостиница. К тому же, если так можно выразиться, вся буферная зона вокруг здания цирка, к сожалению, застраивается высотными жилыми домами. Все это закрывает обзор здания, нарушает архитектурный “пейзаж”. А ведь цирк - это чудо, которое нельзя “заслонять”.


БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК
Баку, AZ 1022 ул.Самеда Вургуна, 68 (ул. Кирпичная, 45)


Баку. Цирк (из кн. С. Кулишова и Р. Нагиева "Баку с тичьего полета", 1972)

По материалам Интернета, ОТСЮДА ОТСЮДА

Jonka 19:00, 9 ноября 2009 (UTC)

comments powered by Disqus