The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.


Сегодня невозможно представить себе развитие цивилизации без уютной квартиры, удобной и красивой одежды, инвентаря. В древности люди руководствовались малым куском мяса убитого животного, его шкурой. Предохраняющей человека от холода, и обуви, в которой можно было бы передвигаться, не причиняя особого вреда подошве ног и пальцам. Какую же обувь носили наши предки?



Этот вопрос и сегодня волнует наших искусствоведов и этнографов. В силу своего географического положения Азербайджан был перекрестком купеческих и военных маршрутов, тем чудесным "котлом", по меткому выражению востоковеда Крамера, в котором мешалось, перерабатывалось и получало новый, своеобразный вид все то сырье, или полусырье, что доставляли Запад и Восток, Север и Юг. Но сведения об обуви, носимой в Азербайджане в отдаленные времена, скудны. Обычно - это упоминание о том, что носили кожаную обувь. Но какую и когда?


Несколько лет тому назад поиски ответов на извечные вопросы где, что и почему привели нас через витиеватые улочки старого Баку в мастерскую Мустафы Гудрата, что на Балаханской. Лучи уходящего за горизонт солнца, пробиваясь сквозь непритязательные оконца, искрились в огромном разрезанном арбузе, которым угощал нас старый мастер. Мы изощренно заедали охлажденные сочные ломтики настоящим мотал пендиром, отчего контрастная трапеза приобретала неповторимый шарм. Собеседник - потомственный сапожник (ему это пришлое слово не нравилось, он предпочитал ПИНЕЧИ). Мы же зачарованно слушали древнюю историю Азербайджанской обуви.


...1925 год — с марта до конца мая Сергей Есенин провел в Баку. Для создания иллюзии пребывания в Иране поэту были созданы соответствующие условия. И вот среди вещей, преподнесенных ему в подарок, были и чарыхи, сшитые отцом нашего собеседника, Уста Гудратом. И несомненно, что именно в этих, сшитых из оленьей кожи чарыхах, он и написал свои знаменитые Персидские мотивы. Вот с этого, всего лишь любопытного эпизода, началась беседа о процессе формирования национальной обуви, как элемента культурного наследия нашего народа.


Чарыхи — наиболее простая обувь, изготовленная из цельного куска сыромятной кожи — один из элементов восточной одежды. В погребениях конца эпохи бронзы и начала железа (XI-VII вв до н.э.} на глиняных сосудах изображены вместе с деталями быта и элементы древней обуви. Каждый вид этой национальной обуви имел название: гушбурну, гызгайтараг, ширмаи и т., Привнесенные мастером детали, отличали женскую обувь от мужской. Но главной оставалась форма —Бута.


Изучение находок свидетельствует о том, что и в глубокой древности шили кожаную обувь различного вида: чарыхи, полуботинки и сапоги с широкими и узкими голенищами.


Существует версия, что чарыхи, как вид обуви придумал шах Ирана Кеярмус. Согласно другой версии обувь из цельного куска сыромятной кожи появилась в Азербайджане после посещения его великим Александром Македонским. Так это нет, но на протяжении веков в Азербайджане шилась эта обувь, которая защищала ноги от холода, повреждений и укусов змей, животных. Конечно, обувь, как и другие элементы одежды, отражала социальную принадлежность и имущественное положение того, кто ее носил. Чарыхи в Азербайджане носили представители бедных слоев населения в городе и поголовно все жители сельской местности. Чарыхи охватывали ступню на небольшой высоте, по краю они обвязывались кожаным ремешком или шерстяным шнуром, образующим петлю. В эту петлю продевался шерстяной или кожаный шнур, посредством которого обувь закреплялась на ноге. Поскольку подошва была недостаточно толстой, в обувь подкладывали сухую солому. Такую обувь, легкую и потому особенно удобную для носки в сельских местностях и в горах, носили обычно пастухи с шерстяными, а позднее — с хлопчатобумажными носками. Городское население предпочитало заказывать у мастеров — шорников уже модернизированные чарыхи, которые напоминали по покрою мокасины индейцев Америки, но они были более плотно закрыты от непогоды и имели толстую подошву. Называли эту обувь — чуст. Обувь носили как мужчины, так и женщины. Если в аулах для пошива обуви в основном использовалась кожа быков, то более состоятельные горожане ходили в изделиях из шагрени (лошадь; мул). Ну а знать предпочитала более дорогой сафьян (ягненок, джейран).


Особенно модной обувью в Азербайджане на рубеже XV-XVI веков была обувь без задников на небольшом каблуке, обычно в виде танкетки с острым загнутым носиком. Эта обувь, получившая название "башмак", носили аристократы и женщины. Женские башмаки отличались изяществом формы и своеобразным декором, шились они из кожи ярких цветов с использованием бархата, вышивки из канители (гюльба-тын), бисера, серебряных или золотых бляшек. Получалась веселая, поэтичная композиция. Со временем изящество и тонкость рисунка, пышная декоративность композиции, красочная гармония, основанная на ритмичном чередовании ярких тонов, превратили ремесло мастеров в высокое декоративно-прикладное искусство, которое радует глаз наших заокеанских гостей и сегодня.


С.Кастрюлин и Ф.Ахмедзаде


Источник: Здесь

comments powered by Disqus