Швец Юрий Павлович - художник кино[править]

1902 - 1972

Юрий Щвец - знаменитый художник, работавший в кино («Аршин-мал-алан», «Георгий Саакадзе», «Новый Гулливер», «Золотой ключик»).

Родился на Полтавщине в семье батрака, где было шестеро детей. В первые годы революции он работал почтальоном, сторожем, курьером, позже учителем. И наконец, в местном драматическом театре-студии "Просвит" актером и декоратором. Уже в 20-е годы он учился и закончил в Киеве почти параллельно два вуза: музыкально-драматический институт имени Лысеяко по классу знаменитого профессора Муравьевой - как артист-вокалист и художественный институт - как кинохудожник-постановщик.

Рассказывает Касьян Швец, петербургский художник:

Папу война застала в Баку. Всю войну он проработал на Бакинской киностудии. Там снимались картины «Небо Москвы», «В шесть часов вечера после войны»... Нас с братом и бабушку мама[1] отправила к папе, а сама оставалась в Ленинграде.

Около пятидесяти фильмов оформил Ю. Швец. Но по-настоящему выразил себя прежде всего в фильмах-сказках, ставших уже классикой. Потрясающий успех первого в мире кукольного фильма "Новый Гулливер", поставленного в 1935 году на "Мосфильме" А. Птушко. Всю технику, которую выставили лилипуты против Гулливера, как и многое другое в этом фильме, придумал художник Ю. Швец. Работал над первым советским космическим фильмом "Космический рейс".

Мы все хорошо понимаем роль в кинематографе режиссера, оператора, сценариста, но мы часто забываем о том, что самый первый зрительный образ нового фильма создает художник. Именно в его эскизах рождается то, что затем будет снято.
1934 год... Для первого советского космического фильма нужно выстроить ангар, эстакаду для старта ракеты, космические пейзажи... Волею судеб художнику предстояло встретиться с К. Э. Циолковским: он согласился быть главным консультантом «Космического рейса».

слева направо: художник Ю. Швец, К. Циолковский, режиссер В. Журавлев.


Не раз Швец вместе с режиссером фильма В. Журавлевым ездил в Калугу. Старый ученый стал соавтором создаваемой картины. Он требовал от киноколлег точности, исправлял в сценариях малейшую вольность с наукой, подготовил специальный «Альбом космических путешествий», заполненный своими расчетами, схемами, рисунками, в которых даже изобразил для съемочной группы, как именно должен выходить космонавт через люк корабля без разгерметизации кабины, как будет передвигаться в космосе вокруг ракеты.

В эскизах, привезенных Швецом, Циолковского интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне. Особенно обрадовали молодого художника слова похвалы Циолковского, что созданные им конструкции «по всем законам механики, техники» правильны...


Именно с тех пор, на какой бы студии страны ни ставился фильм, связанный с космической темой — игровой или научно-популярный, — Швец устремлялся туда. Космос стал главной темой художника. Его творчество составило этап в советском «космическом» кино, следующим рубежом которого стали уже документальные съемки.

Жанр его картин мы называем научно-фантастическим и с полным правом ставим ударение на первой части этого определения. Среди его кинофильмов: «Небо зовет», «Вселенная», «Луна», «Марс» и др.

В 1933 году начал художник Ю.П. Швец свое путешествие по планетам. Его работы, выполненные в разное время темперой, акварелью, карандашом, каждая по-своему рассказывают сегодня о космических мечтаниях этого художника.
Однако главное в них — не проникновение в новый мир, не космическое безмолвие. Лейтмотив работ Швеца на всем протяжении творчества: тема освоения космоса человеком. «Космодром на Луне» (1958), «На Марсе. Встреча двух миров» (1961), наконец, одна из последних работ, датируемая 1972 годом, «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996 год».

Художник писал много, тщательно. Только к «Утренней звезде» он выполнил более ста эскизов. Успех фильмов на международных кинофестивалях был и его успехом. «Вселенная» была отмечена премией в Каннах, «Луна» в Триесте получила золотую медаль — за фантастику...

Картины Ю.П. Швецова

Всю жизнь он мечтал о космических победах и не задумывался над тем, что делает он сам для этих побед. Так было до последнего дыхания художника, погибшего в автомобильной катастрофе в 1972 году.

Фильмография:

  • 1963 Мечте навстречу
  • 1959 Небо зовет

Научно-фантастический фильм о первой земной экспедиции на Марс - неудавшейся, с вынужденной посадкой на астероиде. Самое лучшее в фильме - это бесподобные космические пейзажи и впечатляющие панорамы освоенного человеком околоземного пространства (в частности, орбитальная станция, сильно смахивающая на ту, что позднее изобразил Кубрик в "Космической одиссее 2001"), которые придумал главный художник-фантаст тех лет Юрий Швец. Понравился фильм и американцам, да так, что Ф. Ф. Коппола и Роджер Корман попросту перемонтировали (читай: передрали) советский фильм и выпустили в 1963 году под названием "Битва за пределами Солнца". Помимо того, что американский фильм повторял сюжет "Небо зовет", в отдельных фрагментах они использовали еще и нарезки из советской картины...[2]

  • 1958 Новые похождения кота в сапогах
  • 1956 Драгоценный подарок
  • 1954 Тайна горного озера | Lernayin Lichi Gaghtniqe
  • 1947 Анаит
  • 1947 Фатали-хан | Feteli xan (короткометражный)
  • 1945 Аршин мал-алан | Arşın mal alan
  • 1943 Одна семья
  • 1943 Подводная лодка Т-9
  • 1942-1943 Георгий Саакадзе
  • 1940 Гибель "Орла"
  • 1939 Золотой ключик
  • 1937 Балтийцы
  • 1935 Космический рейс
  • 1935 Новый Гулливер

"Новый Гулливер" - первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации с невероятными по тем временам комбинированными съемками, сочетанием игрового и кукольного кино. В картине задействовано 1500 кукол.

  • 1933 Город под ударом
  • 1931 Газетчики
  • 1931 Огни бессемера
  • 1931 Огни над берегами (не был завершен)
  • 1931 Фронт


Примечание:

  1. Жена Ю.П. Швеца - Галина Семенченко, народная артистка СССР, прима Ленинградского театра музыкальной комедии.
  2. Здесь


Источник: "Техника-молодежи", 1975, №4, с. 40-42

comments powered by Disqus