The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.

Шлепянов Илья Юльевич - художник театра, режиссер, заслуженный артист РСФСР[править]

1900-1951

Шлепянов.jpg


Художественный вкус сочетался у Шлепянова с трудолюбием и энциклопедическими знаниями - это был не только талантливейший художник, но и преданный друг актера.
(Михаил Жаров)

Родился Илья Юрьевич 27 октября (9 ноября) 1900г. в г. Чернигове.

Шлепянов-Мейерхольд.jpg

В 1922—25 работал и учился у В. Э. Мейерхольда в качестве художника и одновременно учился на режиссерском факультете.
В 1925 г. окончил Государственные высшие режиссерские мастерские под руководством В. Э. Мейерхольда. Театральную деятельность начал в Театре им. Мейерхольда, где оформил спектакли: «Д. Е.» («Даешь Европу!») М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. М. Файко и «Мандат» Н. Р. Эрдмана (оба 1925).
Под руководством Мейерхольда Шлепанов разработал для этих спектаклей многообразные приёмы сценич. оформления (подвижные щиты, трансформирующие сценичную площадку, движущиеся концентричные круги-кольца сцены, сочетающиеся с системой щитов, и др.).


В 1926-1928 гг. главный художник Бакинского рабочего театра. Здесь создал оформление ко многим спектаклям:

  • сезон 1926/27г.г.
«Рычи, Китай» С. Третьякова
«Зойкина квартира» М. Булгакова
«Собор Парижской богоматери» В. Гюго
«Комедия о войне и любви» Б. Шоу
«Том Сойер» Марка Твена
«Человек, зверь, класс («Пурга») Д. Щеглова
«Семья Космовских» Ю. Юрьина
«Женитьба» Н. Гоголя
«Конец Криворыльска» Б. Ромашова
«Дети» Германа Бара
«Любовь Яровая» К. Тренева
«Есть контакт» М. Гальперина
  • сезон 1927/28 г.г.
«Сестры Жерар» Деннери, Кормон, Вл. Вассу
«Закат» Н. Бабеля
«Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова
«Константин Терехин» В. Киршона и А. Успенского
«Растратчики» В. Катаева
«Господин кюре меняет ремесло» К. Воителя


В 1928-1937 гг. главный художник и режиссер московского Театра Революции. Оформил такие спектакли как : «Гопля, мы живем!» Э. Толлера (1928), «Строй-фронт» (1931, также режиссер) А. И. Завалишина, «История одного убийства» М. Андерсона и Г. Хикерсона (1930), «Улица радости» Н. А. Зархи (1932, также режиссер), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1935, режиссер, с А. Д. Поповым), «На западе бой» В. В. Вишневского (1938, также режиссер) и др.

В 1933г. Шлепянов получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Позднее работал главным образом как режиссер в 1938-1939 гг. в ленинградском Малом театре оперы и балета, в 1940-1944 гг. в Новом театре (Ленинград) и Московском театре сатиры. В период с 1944 по 1951 год главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского академического (Мариинского) театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

Был одним из самых выдающихся театральных деятелей Советской России. Его работы получили признание как в России, так и за рубежом. Подтверждением этому служат две Сталинские премии (1946 и 1951) и награды международных фестивалей, в том числе Гран-При театральной выставки в Париже.

Илья Юльевич был женат на дочери флигель-адъютанта царской армии, Евгении Николаевне Страховой.
Его сын — Александр Шлепянов — стал знаменитым сценаристом, среди его работ стоит особо выделить фильмы «Мёртвый сезон» и «Пиковая дама».

Умер И.Ю.Шлепянов 21 декабря 1951г. в Москве.


Источники:
М.Жаров "Жизнь, театр, кино..."
Личности
Озон
Академия
Энциклопедия театра

comments powered by Disqus