The printable version is no longer supported and may have rendering errors. Please update your browser bookmarks and please use the default browser print function instead.
Санубер Эюбова

История одной судьбы

Стоял один из жарких летних дней 1937 года. Четыре азербайджанские женщины, чьи имена впоследствии будут составлять славные страницы нашей истории, - Айна Султанова, Хавер Гараева, Севгили Гаджиева и Санубер Эюбова проводили долгие часы в душной камере в ожидании очередного следственного допроса. Внезапно тяжелая дверь со скрипом отворилась, и из коридора донеслось: “Санубер Эюбова!..”. В камере воцарилась полнейшая тишина, прерываемая лишь тяжелым дыханием женщин. И только взгляды, обращенные к своей сокамернице, буквально кричали: “Сестра, будь осторожна!”. Санубер ханум поднялась с места и тяжелой походкой направилась к выходу...

Конец XIX столетия. Просветительское движение - первый отзвук культурного возрождения - распространилось и на Азербайджан. В этот период просвещение женщин, их участие в общественной жизни становятся больше чем необходимостью. Хотя первые женщины-просветительницы встречали на своем пути большие трудности - фанатизм, темноту и невежество, преграждавшие путь всему новому, они, презрев всякий страх и угрозы, смело брались за решение социально-культурных проблем.

На арену истории пришел бурный 1905 год. В Баку, Гяндже, Шамахе, Нахчыване, Шеки, Газахе, Агдаше, Дербенте, Тифлисе и других городах и селах Закавказья открылся ряд школ для азербайджанских девушек. В те годы в республике на ниве просвещения, культуры, искусства, науки трудились уже десятки женщин. Одной из них была Санубер Эюбова. Уже в возрасте тринадцати лет она, выпускница газахской школы для девочек, присоединилась к деятельности Саялы Косаевой и Айши Векиловой (бабушка Самеда Вургуна), которые в то время уже были достаточно известными и уважаемыми личностями в Газахе. Ибо невзирая на трудности и неспокойные времена, их деятельность стала настоящим “лучом света в темном царстве” для многих женщин. Они не ограничивались лишь преподаванием, а создавали благотворительные общества, собирали деньги в Фонд помощи детям из бедных семей и привлекали их к учебе в школе. Вскоре Санубер посылают на обучение в Баку, в только что открывшийся институт дошкольного воспитания. Это был еще один подарок судьбы, ибо будучи по натуре достаточно цельной и жаждущей знаний личностью, она не могла и не хотела, подобно своим многочисленным сверстницам, жить по старинке.

В 1922 году институт дошкольного воспитания получил статус Азербайджанского высшего педагогического женского института. Его выпускницами, обладательницами первого в Азербайджане высшего диплома образования стали 17 девушек, среди которых Малек Ахундзаде, Хумай Атакишиева, Назира Пипинова, Гехар Усубова, Сурея Халфазаде, Фатьма Тутаюг, Туту Гаджизаде, Хадиджа Шахтахтлы, Судаба Ализаде и Санубер Эюбова. Это было большим событием в жизни республики. И с того времени Санубер посвящает свою жизнь общественно-политической работе. Вместе с сокурсницей Суреей Халфазаде она отправляется в Губу, где в скором времени две молодые активистки открывают школу пансионного типа для девушек. И уже по истечении короткого времени появились первые плоды их деятельности: новая школа собрала в своих стенах более сорока учениц, стал функционировать первый женский клуб.

В каждой пяди азербайджанской земли заключен непобедимый дух наших женщин, их материнский шепот и теплое, дающее жизнь священное дыхание. Азербайджанские женщины, идя трудной тропой жизни, взрастили не одно поколение, подарили миру гениев и, подобно звездам в небе, освещали нашему народу путь к просвещению и культуре. Однако в первую очередь они становились верными спутницами жизни и замечательными матерями. Женское счастье выпало и на долю Санубер Эюбовой. Ее избранником стал видный общественно-политический деятель, в то время прокурор Губинского района Мехти Магеррамов. Волею судьбы, через несколько лет молодая семья с двумя детьми возвращается в Баку: Мехти муаллиму надлежит приступить к своим новым обязанностям - зампрокурора республики, в то время как Санубер ханум становится деканом историко-географического факультета Азербайджанского государственного педагогического института.

Как раз в это время в Баку открывается клуб-читальня для женщин-мусульманок им. Али Байрамова. Новый очаг культуры разместился в одном из красивых зданий города по ул. М.Мухтарова, нынешнем Дворце бракосочетания. К работе в женском клубе была привлечена и Санубер ханум. Здесь открываются хоровые, литературные, балетные кружки, драмкружки, курсы дошкольного вопитания, создается стенгазета. В распоряжение клуба предоставляется кинопроектор для просмотра фильмов, силами драмкружка устраиваются спектакли. Большую просветительную работу среди женщин в этом клубе проводили выдающиеся деятели искусства и культуры Азербайджана - композитор Уз. Гаджибеков, писатель Дж.Джаббарлы, артисты А.М.Шариф-заде, М.А.Алиев, Г.А.Аббасов, М.Санани и многие другие. В семейном архиве Магеррамовых-Эюбовых сохранилась редкая фотография: Санубер ханум у фортепиано в кругу известных женщин нашей страны, а за инструментом - композитор Аделя Гусейнзаде. Этот снимок был сделан много лет позже, но истоки их дружбы восходят именно к периоду совместной деятельности в женском клубе им.Али Байрамова. Словом, наступающий 1937 год молодая семья Магеррамовых-Эюбовых встретила полная радужных надежд и грядущих планов. Однако история распорядилась иначе...

Санубер Эюбову вместе с другими преподавателями педагогического института направляют на стажировку в Шушу, куда она едет вместе со своими маленькими детьми. Это было их последнее совместное путешествие. Спустя несколько дней к дому подъехал “черный ворон”, был проведен обыск, после чего молодую женщину препроводили в бакинскую тюрьму. Прошли долгие годы, прежде чем семье удалось ознакомиться с документами следствия, все это время находившимися “за семью печатями”. “Это были страшные подробности из жизни в заключении: бесконечные допросы, на которых родителей заставляли признаваться в несовершенных деяниях, - рассказывает дочь С.Эюбовой, преподаватель БГУ Аланго Магеррамова. - Но был один факт, который живет в моем сердце до сих пор. Когда за мамой пришли, она не на мгновение не потеряла присутствие духа. Отдала последнее распоряжение, чтобы нас с братом отвезли в Баку к бабушке. Затем повернулась к людям в форме и сказала: “Я считаю для себя оскорблением идти рядом с вооруженными людьми, вокруг ведь молодые ученицы, педагоги. Я - женщина и попрошу вас не забывать об этом...”. И они подчинились”. Самая разнообразная гамма чувств ожила в тот момент в душе этой женщины: страх перед неизвестностью, переживания по поводу супруга, боль от разлуки с детьми, ведь сын появился на свет всего несколько месяцев назад!

...В тот день, когда Санубер Эюбову повели на очередной допрос, судьба уготовила ей последнее, но самое тяжелое испытание - она узнала об аресте супруга. Ее заставляли подписывать какие-то бумаги, а в качестве угрозы прямо на глазах подвергли пыткам отца ее детей... Она потеряла сознание. А когда пришла в себя через несколько часов, самое страшное уже было позади... Мехти Магеррамов был расстрелян. Санубер Эюбову отправили в ссылку в Казахстан, а их дети еще долгие годы носили клеймо семьи “врага народа”.

И. МАГЕРРАМОВА

Источник: газета "Наш век"

comments powered by Disqus