I am (обсуждение | вклад) |
I am (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | == Ямпольский Борис Самойлович - писатель == | |
− | |||
− | [[ | + | '''''1912 - 1972''''' |
− | Борис Ямпольский родился в Белой церкви, в Киевской области 21 августа 1912. | + | |
− | Впечатления еврейского детства в Белой Церкви всю жизнь питали его творчество. | + | [[Image:Yampolsky Boris.jpg|thumb|left|200px]] Борис Ямпольский родился в Белой церкви, в Киевской области 21 августа 1912. Впечатления еврейского детства в Белой Церкви всю жизнь питали его творчество. В 1927 г. Ямпольский уехал из города, сотрудничал в редакциях газет — сначала в '''Баку''', позднее — в Новокузнецке. |
− | В 1927 г. Ямпольский уехал из города, сотрудничал в редакциях газет — сначала в '''Баку''', позднее — в Новокузнецке. | ||
Отдельными изданиями вышли его рассказ «Они берегут ненависть» (Тифлис) и сборник очерков «Ингилаб. Азербайджанское социалистическое строительство» (М.—Л., 1931). В 1937–41 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького. | Отдельными изданиями вышли его рассказ «Они берегут ненависть» (Тифлис) и сборник очерков «Ингилаб. Азербайджанское социалистическое строительство» (М.—Л., 1931). В 1937–41 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького. | ||
− | После опубликования первой повести «Ярмарка» (журнал «Красная новь», №3, 1941; отдельное издание — М., 1942), проникнутой грустным еврейским юмором, Ямпольский получил известность. <br>Рисуя хождения тетушки и ее племянника-полусироты в поисках места для мальчика, автор «Ярмарки» одну за другой развенчивает иллюзии дореволюционного еврейства о возможных путях к счастью; после двух десятилетий советской власти Ямпольский не упоминает ни о революции, ни о классовой борьбе. Местечко представлено в повести средоточием нищеты и местом исхода евреев в разные концы света. Но одновременно писатель видит в местечке, символически названном Иерусалимкой, единственную форму коллективного выживания евреев. | + | После опубликования первой повести «Ярмарка» (журнал «Красная новь», №3, 1941; отдельное издание — М., 1942), проникнутой грустным еврейским юмором, Ямпольский получил известность. <br>Рисуя хождения тетушки и ее племянника-полусироты в поисках места для мальчика, автор «Ярмарки» одну за другой развенчивает иллюзии дореволюционного еврейства о возможных путях к счастью; после двух десятилетий советской власти Ямпольский не упоминает ни о революции, ни о классовой борьбе. Местечко представлено в повести средоточием нищеты и местом исхода евреев в разные концы света. Но одновременно писатель видит в местечке, символически названном Иерусалимкой, единственную форму коллективного выживания евреев. |
В 1941 году окончил Литературный институт им. А.Горького. | В 1941 году окончил Литературный институт им. А.Горького. | ||
− | Во время войны 1941-1945 годов - специальный корреспондент газет “Красная Звезда”, “Известия”. Писал очерки и репортажи из блокадного Ленинграда. | + | Во время войны 1941-1945 годов - специальный корреспондент газет “Красная Звезда”, “Известия”. Писал очерки и репортажи из блокадного Ленинграда. Около полугода он провел в партизанских соединениях Белоруссии, опубликовал много очерков и рассказов о войне: |
− | Около полугода он провел в партизанских соединениях Белоруссии, опубликовал много очерков и рассказов о войне: | + | |
*«Зеленая шинель», «Не будет пощады» и другие (1941); | *«Зеленая шинель», «Не будет пощады» и другие (1941); | ||
*«Чужеземец», «Дух наступления», «Сын народа», «На Волге», «Румыны», «На Украине» (1942); | *«Чужеземец», «Дух наступления», «Сын народа», «На Волге», «Румыны», «На Украине» (1942); | ||
*«30 дней в тылу врага», «Последний житель», «Партизанские будни», «На воздушном линкоре», «Партизанский командир» и другие (1943); | *«30 дней в тылу врага», «Последний житель», «Партизанские будни», «На воздушном линкоре», «Партизанский командир» и другие (1943); | ||
*«Кавалерийский офицер», «Земля опаленная», «У ворот Львова» (1944); | *«Кавалерийский офицер», «Земля опаленная», «У ворот Львова» (1944); | ||
− | *«Маньчжурские записи» (1946) и другие. | + | *«Маньчжурские записи» (1946) и другие. |
− | Повесть «Дорога испытаний» (1955) — о закалке характера, о становлении советского солдата-бойца в войне против фашизма. Критика отмечала присущий этой повести романтический пафос, соединенный с историзмом восприятия; стиль, сочетающий тяготение к гиперболе, к гротеску с элементами документализма, дневникового слога. | + | Повесть «Дорога испытаний» (1955) — о закалке характера, о становлении советского солдата-бойца в войне против фашизма. Критика отмечала присущий этой повести романтический пафос, соединенный с историзмом восприятия; стиль, сочетающий тяготение к гиперболе, к гротеску с элементами документализма, дневникового слога. |
− | Опубликованы были повести «Три весны» (1962), «Молодой человек» (1963) и др. | + | Опубликованы были повести «Три весны» (1962), «Молодой человек» (1963) и др. |
− | Еврейская тема проходит через все творчество Ямпольского, особенно ярко она проявилась в повести “Мальчик с Голубиной улицы” (1959) и в воспоминаниях “Последняя встреча с Василием Гроссманом”. | + | Еврейская тема проходит через все творчество Ямпольского, особенно ярко она проявилась в повести “Мальчик с Голубиной улицы” (1959) и в воспоминаниях “Последняя встреча с Василием Гроссманом”. |
Катастрофа европейского еврейства, отношение населения оккупированных территорий к евреям нашли отражение в произведениях, впервые изданных уже после распада Советского Союза, через 20 лет после смерти писателя: «Чудо», «Десять лилипутов на одной кровати», «Близнецы», «Киевский рассказ» («Избранное», М., 1995, 1999). | Катастрофа европейского еврейства, отношение населения оккупированных территорий к евреям нашли отражение в произведениях, впервые изданных уже после распада Советского Союза, через 20 лет после смерти писателя: «Чудо», «Десять лилипутов на одной кровати», «Близнецы», «Киевский рассказ» («Избранное», М., 1995, 1999). | ||
− | Произведения Ямпольского переводились на многие иностранные языки. | + | Произведения Ямпольского переводились на многие иностранные языки. |
− | Умер писатель в 1972 году в Москве. | + | Умер писатель в 1972 году в Москве. |
У Ямпольского не было семьи, поэтому в начале 1970-х гг. смертельно больной писатель передал на сохранение разным лицам рукописи неопубликованных и незавершенных произведений. | У Ямпольского не было семьи, поэтому в начале 1970-х гг. смертельно больной писатель передал на сохранение разным лицам рукописи неопубликованных и незавершенных произведений. | ||
Строка 37: | Строка 35: | ||
В годы «перестройки» увидели свет роман «Московская улица», воспроизводивший атмосферу послевоенного террора и испепеляющего страха (журнал «Знамя», №2–3, 1988; отдельное изд. под названием «Арбат, режимная улица», М., 1997); воспоминания Ямпольского о Ю. Олеше «Да здравствует мир без меня» и «Последняя встреча с Василием Гроссманом» (журнал «Дружба народов», №2, 1989; включены также в книгу «Арбат, режимная улица»); рассказы «Отец» и «Девочка Пикассо» (журнал «Октябрь», №8, 1991,); роман «Знакомый город» (журнал «Октябрь», №8, 1992,); неоконченная повесть «Ваша явка обязательна» (в сб. «Свидетельство Бориса Ямпольского», М., 1990, составитель И. Константиновский). | В годы «перестройки» увидели свет роман «Московская улица», воспроизводивший атмосферу послевоенного террора и испепеляющего страха (журнал «Знамя», №2–3, 1988; отдельное изд. под названием «Арбат, режимная улица», М., 1997); воспоминания Ямпольского о Ю. Олеше «Да здравствует мир без меня» и «Последняя встреча с Василием Гроссманом» (журнал «Дружба народов», №2, 1989; включены также в книгу «Арбат, режимная улица»); рассказы «Отец» и «Девочка Пикассо» (журнал «Октябрь», №8, 1991,); роман «Знакомый город» (журнал «Октябрь», №8, 1992,); неоконченная повесть «Ваша явка обязательна» (в сб. «Свидетельство Бориса Ямпольского», М., 1990, составитель И. Константиновский). | ||
+ | <br> [[Image:Yampolsky Dubulti Fidler.jpg|thumb|center|800px]] | ||
− | + | <br> '''''Фотографии из архива Юрия Фидлера любезно предоставлены сайту Наталией Портновой''.''' | |
− | |||
− | + | [[Category:Все_бакинцы]][[Category:Писатели_и_поэты]] |
1912 - 1972
Борис Ямпольский родился в Белой церкви, в Киевской области 21 августа 1912. Впечатления еврейского детства в Белой Церкви всю жизнь питали его творчество. В 1927 г. Ямпольский уехал из города, сотрудничал в редакциях газет — сначала в Баку, позднее — в Новокузнецке.
Отдельными изданиями вышли его рассказ «Они берегут ненависть» (Тифлис) и сборник очерков «Ингилаб. Азербайджанское социалистическое строительство» (М.—Л., 1931). В 1937–41 гг. учился в Литературном институте имени М. Горького.
После опубликования первой повести «Ярмарка» (журнал «Красная новь», №3, 1941; отдельное издание — М., 1942), проникнутой грустным еврейским юмором, Ямпольский получил известность.
Рисуя хождения тетушки и ее племянника-полусироты в поисках места для мальчика, автор «Ярмарки» одну за другой развенчивает иллюзии дореволюционного еврейства о возможных путях к счастью; после двух десятилетий советской власти Ямпольский не упоминает ни о революции, ни о классовой борьбе. Местечко представлено в повести средоточием нищеты и местом исхода евреев в разные концы света. Но одновременно писатель видит в местечке, символически названном Иерусалимкой, единственную форму коллективного выживания евреев.
В 1941 году окончил Литературный институт им. А.Горького.
Во время войны 1941-1945 годов - специальный корреспондент газет “Красная Звезда”, “Известия”. Писал очерки и репортажи из блокадного Ленинграда. Около полугода он провел в партизанских соединениях Белоруссии, опубликовал много очерков и рассказов о войне:
Повесть «Дорога испытаний» (1955) — о закалке характера, о становлении советского солдата-бойца в войне против фашизма. Критика отмечала присущий этой повести романтический пафос, соединенный с историзмом восприятия; стиль, сочетающий тяготение к гиперболе, к гротеску с элементами документализма, дневникового слога.
Опубликованы были повести «Три весны» (1962), «Молодой человек» (1963) и др.
Еврейская тема проходит через все творчество Ямпольского, особенно ярко она проявилась в повести “Мальчик с Голубиной улицы” (1959) и в воспоминаниях “Последняя встреча с Василием Гроссманом”.
Катастрофа европейского еврейства, отношение населения оккупированных территорий к евреям нашли отражение в произведениях, впервые изданных уже после распада Советского Союза, через 20 лет после смерти писателя: «Чудо», «Десять лилипутов на одной кровати», «Близнецы», «Киевский рассказ» («Избранное», М., 1995, 1999).
Произведения Ямпольского переводились на многие иностранные языки.
Умер писатель в 1972 году в Москве.
У Ямпольского не было семьи, поэтому в начале 1970-х гг. смертельно больной писатель передал на сохранение разным лицам рукописи неопубликованных и незавершенных произведений.
В годы «перестройки» увидели свет роман «Московская улица», воспроизводивший атмосферу послевоенного террора и испепеляющего страха (журнал «Знамя», №2–3, 1988; отдельное изд. под названием «Арбат, режимная улица», М., 1997); воспоминания Ямпольского о Ю. Олеше «Да здравствует мир без меня» и «Последняя встреча с Василием Гроссманом» (журнал «Дружба народов», №2, 1989; включены также в книгу «Арбат, режимная улица»); рассказы «Отец» и «Девочка Пикассо» (журнал «Октябрь», №8, 1991,); роман «Знакомый город» (журнал «Октябрь», №8, 1992,); неоконченная повесть «Ваша явка обязательна» (в сб. «Свидетельство Бориса Ямпольского», М., 1990, составитель И. Константиновский).
Фотографии из архива Юрия Фидлера любезно предоставлены сайту Наталией Портновой.