Георгий Коновалов "Волчьи ворота"[править]

Ещё нет фуникулёра, нет бассейна с фонтаном, не построен дворец для VIP-гостей, а передо мной ступени лестницы. Сколько их сейчас уж и не помню, а когда-то знал точно. Всё было пересчитано и перепроверено.

Мне надо повторить маршрут нашего детского сада.
Просто надо по лестницам дойти до верхних ворот парка Кирова. Бегом по ступеничкам, а иногда и через две до нижнего входа в парк.
Касса не работает, зато калитка открыта. И опять, теперь уже по коротким лестницам, до верхних ворот.

Я за городом.
Вот здесь можно снять рубашку и обмотать её вокруг пояса и вперёд по асфальту. Это якобы шоссе.

Узкая полоска асфальта с двусторонним движением. На дороге, в основном, грузовики, и они тяжело разъезжаются при встрече. Деревца тутовые высадили. За тутовыми деревьями пустырь и далеко внизу самостройки.
Они опускаются прямо к ЦК.
Забор. За забором строят что-то непонятное, с колоннами. Дворец какой-то. Стройбат строит.

Впереди пустырь, слева старое кладбище. Вверху, за кладбищем небольшой домик, над ним военно-морской флаг. Непонятно как-то. Моряки на горе засели. Двадцатой школы и в помине нет, поэтому есть возможность угол срезать. Домики, их <<американками>> или <<финскими>> называют, слева остаются. Это посёлок <<паркоммуновцев>>. Бедные, как они до работы добираются! Хотя за ними приезжает такой большой синий автобус.
А сильные телом и душой слесаря и токаря, идут пешком. Тут недалеко, километра два от силы, будет. Просто там, в одном месте, как солдатам Суворова, спуститься по склону на собственном заду надо. И сразу - в проходную завода.

Теперь вдоль дороги <<колючка>> тянется. За ней сосны молоденькие, меж ними надгробия. Ещё одно кладбище, а может это то же самое, что внизу на дорогу выходит. К <<колючке>> её продолжением стена возникает - это Ботанический сад.
Справа могилки пытаются на дорогу выйти. Хоронят всё ближе и ближе к дороге. Потом, много потом, отгородили кладбище стенкой каменной. Хоть какой-то порядок...

Впереди развилка. Три дороги стекаются - одна, по которой я прибежал, две других уходящие ещё дальше от города. Здесь бы камень поставить <<Налево пойдёшь.... Направо пойдёшь...>>...

Налево пойти оно, конечно, можно (это глаза говорят), но там булыжное покрытие и ноги говорят <<нет-нет и ещё раз нет>>. Эта дорога уходит за взгорки и нефтяные вышки.
Дальше будет Патамдарт, оттуда рукой подать до Шихова. Это если через большие пустыри, на которых военные расположились. Можно по спуску, через Мухтарова и к арке.

Направо - дорога плавно уходит вниз. Метров семьсот будет, и тут же, почти без всякого перехода, вверх. Те же метров семьсот - восемьсот.
По этому поводу глаза говорят <<не надо - далеко>>, зато ноги готовы - ведь всё-таки асфальт. Там вдали - колючая проволока и вышки. Примерно туда мне и надо. Поообежали.

Легко бежать. Не бежишь, а летишь. Вот когда асфальт из спуска превращается в подъём, на какие-то мгновения тяжелеют ноги. Если бы на <<легковушке>> ехал бы или мотоцикле, то в этот момент, <<уууххх>>, замерло бы сердце как на аттракционе - горки.
Слева <<колючка>> почти к дороге вышла, а слева <<мусорка>> - мусорная свалка городская.
Вот здесь поглядывать вправо надо. Там могут быть если и не волки, то собаки точно.

Однажды вот так же пробегал, а на кучи мусора пёс сидит... Здоровенный.
Лениво так погавкивает в мою сторону. Ну, чтоб ему скучно не было гавкнул я ему в ответ. Видно, что-то не то гавкнул. Может матерное, может, родственников его задел, но кинулся он ко мне, а за ним и вся стая (они среди куч мусора отдыхали).
Как я тогда бежал, как я бежал...
Хорошо, что у них возникли какие-то неотложные собачьи дела, и они прекратили преследование - отвернули.

После подъёма дорога плавно поворачивает вправо. Озера тогда ещё не было - на его месте стояла буровая, и рядом было небольшая лужа воды из скважины.

Дорога заканчивается. Заканчивается пяточком асфальтовым.
Пяточком он был в мои первые посещения, а потом превратился в блин довольно приличных размеров.

Вот здесь и постоять можно - на вид-панораму поглазеть.

ЧУДО.

Внизу долина, вытянутая от моря (его не видно, просто знаю) к Баладжарам. Справа озеро Ходжасан (Гаджи Гасан в современном написании) видно. Слева, где море должно быть, - болота и озёра поблескивают. Прямо горы. Мы их СИНИМИ называли. И многие бакинцы после первомайских попоек ходили туда большими компаниями - маки собирать и продолжать ту самую первомайскую попойку.

Под горами поезд, как большая гусеница тянется. Отдельные вагоны еле просматриваются, но догадаться что он очень уж многовагонный, можно.
Внизу, совсем внизу, в долине постройки. Это компрессорные станции - что они качают то ли нефть, то ли газ, то ли воздух, то ли воду до сих пор не знаю. Рядом с ними большие бассейны с тёплой, пресной водой. Вот к ним и ходили купаться, когда сезон ещё не открыт был или наоборот уже закрыт.
Вся территория вокруг компрессорных трубами исполосована, исписана. Вдоль и поперёк.
Влево (я тоже прибежал слева) вниз спуск начинается длиннющий, аж страшно становится. Длиной километра полтора, а может и более. И, самое главное, булыгой укрыт.

Машины, выезжая на пяточок-блин, на мгновение останавливаются, как будто и не верят, что этот подъём преодолели. Останавливаются и те, которым спускаться надо. Им, наверное, просто страшно.
Страшно и мне, точнее моим глазам. А ноги убеждают - прорвёмся.

Начинаю спуск. По правилам бегу, придерживаюсь левой стороны, хотя справа было лучше. Там парапет, ограждающий спуск от бездны (ой, вот сказанул - бездны). Ну, это просто у страха глаза велики, но то, что там глубоко и круто так это факт. Ведь под <<блином>> глубина метров сто пятьдесят будет.
Слева скалы, по которым вверх влезть уже проблема, а на самом верху <<колючка>> и местами вышки стоят. И зачем это надо?

Чтоб по булыге не двигаться, по обочине стараюсь. Там грунт голый - песочек.

Больше половины спуска пройдено, а точнее пробегано, теперь через дорогу, к парапету и через него. А дальше цепляясь всеми конечностями, за камни и выбоины мне предстоит опуститься до самого низа.
А внизу удовольствие - абсолютно ровная поверхность. Она вымыта и утоптана весенними дождями. Она ровная как стол, точнее как чертёжная доска, стол может иметь неровности, а чертёжная доска - нет.

Под ногами песок, он ещё в оспинах от дождевых капель, местами через него пробилась полынь, и почти по всей поверхности плети птичьего горца. Очень жизнестойка трава - всё ей нипочём.
Прямой участок, длиной метров сто пятьдесят. Вот ради него и прибегаю.

Здесь удовольствие не стадионное. Там всё своё - связанное с овалом дорожки, трибунами, друзьями. А здесь удовольствие быть в уединении и чувством земли под ногами, запахом земли, травы и тишиной. Правда, иногда прожужжит автомобиль на далёкой дороге, басом отметится локомотив поезда. Громко проскрежещет своими шестернями машина, прущая по дороге вверх. И всё.

Всю работу, которую я должен был проделать на стадионе, сделал.
Теперь и домой пойдём, скорее побежим. Здесь у меня широкий выбор.

Первое это продолжить дела беговые и подняться по дороге, которая час назад была спуском. Это кило семьсот подъёма. Утомишься, пока поднимешься. Но можно. Вариант второй - альпинистом по вверх по склону.

В первом случае бежать и на половине пути высунуть язык и смотреть на шоферские рожи, крутящие пальцем у виска. А, что, я с ними вполне согласен. Теперь бежать хоть с видом на долину, вдоль парапета. В конце концов, выбежать на этот пятачок и дышать-дышать-дышать. И смотреть, прощаясь до следующего раза с этим видом.

Вариант второй - он не такой нервный (это шоферюг нет), а по энергозатратам первому не уступающий.
Первые метров тридцать по довольно пологому подъёму, а дальше перед твоим носом вдруг появляется крутой подъём. Он был всегда, но всё-таки он неожиданный. Снизу прикидываешь места <<перекуров>>. Это валуны на склоне. На них можно постоять и немного отдышаться. А в дальнейшем от валуна к валуну, от неровности до неровности, но только вверх. А наверху перевалиться через парапет дороги и на тот же самый и также дышать, и также смотреть.

Вот теперь всё. Теперь в обратный путь, предварительно ругнув себя: <<А, что, тебе обязательно надо было сюда от этих псов бежать? Мог бы и в сторону дома! Вот теперь интересно ждут они тебя или как?>>
Плавный спуск с плавным поворотом. Ага, вот здесь лучше на шаг перейти, а то, кто их знает, собачек этих.

Спуск и подъём. Это тот самый, который <<уууххх>>. Только теперь скорость совсем не та.
Впереди, на самой высокой точке ангар. Там планёры находятся. Один раз видел полёт этих аппаратов. И даже мимо один проскочил на посадку. Бесшумно, только с характерным шуршанием воздуха, примерно с таким же, с каким взлетает стая голубей.
Красиво, романтично, поэтично. Не то, что я со своим потом.

Впереди уже и поселок <<паркомунны>>. Здесь рубаху уже надо натянуть. И уже не повторяя свой маршрут, вперёд напрямую. Теперь только под гору.
По ещё не сформировавшимся улицам к ограде парка Революции.
Зелённые копья ограды, за оградой вышка метростроя. Только стройку заморозили.