Расулзаде Мамед Эмин - политический деятель, один из создателей АДР, журналист[править]

Расулзаде-2.jpg

1884-1955


Политический деятель, историк, автор многочисленных аналитических обзоров по истории национально-освободительного движения;
издатель, редактор, журналист, трудившийся в газетах и журналах Азербайджана, Ирана, Турции и Европы;
литературовед, перу которого принадлежат оригинальные труды по азербайджанской и восточной литературе;
писатель и переводчик.



М.Э.Расулзаде родился 31 января 1884 года близ Баку, в селении Новханы.
Начальное образование получил в русско-мусульманской школе под руководством известного просветителя С.М.Ганизаде, затем учился в бакинской технической школе. Расулзаде рано приобщился к политической борьбе.
В 1902 году он создал кружок под названием "Мусульманская молодежная организация".

"Целью кружка было развивать у ее членов национальные чувства, развивать родную речь, читать произведения своих писателей, учить наизусть революционные стихи, распространять набранные в типографии листовки, систематически пропагандировать свободолюбивые и революционные идеи среди рабочих" (из воспоминаний М.Э.Расулзаде).

В 1904 году в одной когорте с ищущими новизны молодыми Н.Наримановым, С.М.Эфендиевым, М.Г.Гаджинским, М.Мовсумовым, М.Азизбековым М.Э.Расулзаде был создателем организации "Гуммет" при Российской социал-демократической партии.
В идее, сформулированной Али беком Гусейнзаде как "тюркская кровь, исламская вера, европейская направленность", большую роль сыграли теоретические взгляды М.Э.Расулзаде.

Революция 1905 года вывела его на большую дорогу публицистической и практической деятельности. В эти годы он познакомился с молодым революционером И.Сталиным. Это знакомство сперва переросло в дружбу, а затем во вражду на идеологической почве.
М.Э.Расулзаде публиковался в журнале "Фиюзат", газетах "Иршад" и "Текамюль". Некоторое время он и сам был редактором этих газет.

М. Э. Расулзаде, помимо публицистических работ, проявлял интерес и к художественному творчеству, писал стихи и пьесы.
В 1908 году была осуществлена постановка его пьесы "Гаранлыгда ишыглар" ("Огни во тьме"), завершена работа над другой - "Неожиданная беда".

После поражения первой русской революции М.Э.Расулзаде вынужден был эмигрировать в Иран.
В Иране М.Э. Расулзаде продолжил свою революционную деятельность, став активным участником революционного движения против шахского режима. В 1910 году М.Э.Расулзаде вместе с С.Г.Тагизаде, Г.Наввабом, С.Мирзой и другими известными иранскими интеллигентами основал Иранскую демократическую партию. В том же году он начинает издавать газету "Иране ноу", тем самым заложив основы прессы европейского типа в Иране.

Одновременно Расулзаде активно занимается публицистической деятельностью. Своими публикациями он создал историческую летопись революционной борьбы в Баку и Тебризе, Ближнем Востоке и в России. Он написал более 250 статей на эту тему, большая часть материала посвящена иранской революции.

В период пребывания в Иране М.Э.Расулзаде собрал богатый материал, на основе которого впоследствии он написал исследовательскую работу "Иранские тюрки", опубликованной частями в журнале «Тюрк йурду» («Тюркское отечество») в 1911-1912 гг.

Период русской революции 1905-1907 явился, по мнению М.Э.Расулзаде, этапом перехода от национально-культурного движения к политической борьбе за национальные права. Это была борьба за отмену дискриминационных законов, ограничивающих права российских мусульман, но не за идею национальной свободы. Эта идея появится в статьях Расулзаде "Национальное возрождение" позднее.

Царские власти, озабоченные активной политической и публицистической деятельностью Расулзаде, которая была направлена на ослабление российского влияния в Иране, потребовали от тегеранских властей немедленного выдворения его из страны. В этих условиях Расулзаде вынужден был эмигрировать в 1911г. в Турцию, переживавшую процесс перехода от османства и исламского единства к тюркскому национализму.

Пока М.Э.Расулзаде находился в Стамбуле, в Азербайджане произошло важное событие - в октябре 1911 года бывшие "гумметисты" Т.Нагиев, Мухаммед Али Расулзаде и А.Кязымзаде основали партию "Мусават".

В феврале 1913 года Российская империя торжественно отметила 300-летие дома Романовых.
Николай II в честь этого праздника подписал указ о помиловании политических арестантов и о возвращении в страну политэмигрантов. Воспользовавшись этим, М.Э.Расулзаде в апреле 1913 года вернулся в Азербайджан и вскоре возглавил партию «Мусават». В скором времени эта партия даже по признанию противников, стала ведущей политической силой Закавказья. Она сыграла большую роль в судьбе Азербайджана, в период завоевания его независимости.

С лета 1913 года в журнале "Шелале" печатается серия статей Расулзаде о языке ("Простой язык - новый язык", "Новые языковеды-тюркисты" и др.)

"Мы, азербайджанские тюрки, чуть было не потеряли язык, имеющий большое моральное и материальное значение в жизни народа. Был период, когда мы совершенно иранизировались. Тюркскую литературу не знали. Тюркский язык считался уделом необразованных людей, избранные кичились знанием арабского и фарсидского. Затем новое поколение азербайджанских тюркоязычных поэтов, выросших под влиянием Физули, предотвратило эту опасную тенденцию, плохо ли, хорошо ли сформировав литературный язык". (из ст. М.Э.Расулзаде «Язык как важный общественный фактор»).

Расулзаде в своих публикациях объяснял читателям, важность ликвидации разрыва между разговорной и письменной речью для формирования нации.

"Если мы действительно хотим видеть язык носителем национального духа и средством общения и считаем язык фактором объединения и прогресса всего общества и нации, то должны сократить различия между письменной и устной речью".

В своих статьях, опубликованных в газете "Игбал", журналах "Шелале", "Басират", "Дирилик», Расулзаде научно обосновывает, что нацию объединяет не религия, а язык и культура, что мусульманство не национальная, а религиозная категория.

Смысл всего цикла "Национальное возрождение" у М.Э.Расулзаде сводился к тому, что самое ценное из всех возрождений - это национальное возрождение.
Начиная с осени 1914 года в течение трех месяцев Расулзаде разрабатывал проблему национального возрождения. В серии статей "Национальное возрождение" он научно-теоретически обосновал идею национального возрождения.

Так представлял себе М.Э.Расулзаде путь азербайджанцев:

"Мы - тюрки по языку, тюрки по национальности. В первую очередь наша цель - сохранить независимость тюркской литературы, тюркского искусства, тюркской истории и тюркской культуры. Блестящая тюркская культура - наша святая цель, наша яркая путеводная звезда" (ст. "Дорога, которую мы выбираем").

Два мусульманских съезда, прошедшие весной 1917г., сделали М.Э.Расулзаде лидером российских тюрок.
Апрельский съезд кавказских мусульман в Баку сформулировал ожидания азербайджанцев от русской революции:

"Крепкое единство народов, входящих в состав государства, не сможет обеспечить никакая сила, кроме их свободного волеизъявления о создании подобного государственного объединения" (из выступления М.Э.Расулзаде на съезде).

Борьба за права мусульманских народов была продолжена на московском съезде в мае 1917 года. Сюда съехались видные деятелимусульманских и тюркских народов России (А.М.Топчибашев, С.Арсал, Дж.Акчура, и многие другие). Однако центральной фигурой съезда стал М.Э.Расулзаде, который выступил с докладом по главному вопросу повестки дня съезда, политическому устройству страны.

"В мае 1917 года в Москве на съезде российских тюрок Расулзаде горячо, настойчиво, сильно и успешно защищал тезис "национального государства", и эта успешность сделала его их общим лидером. Как результат этой известности, М.Э.Расулзаде был избран делегатом в Учредительное собрание и от Азербайджана, и от Туркестана" (М.Б.Мамедзаде).

Расулзаде-1.jpg

Возглавляемая М.Э.Расулзаде партия "Мусават" стала сильнейшей политической организацией Южного Кавказа, главным пропагандистом национально-освободительных идей.

"Что такое нация? Я убежден, что нация основывается на факторах единства языка, исторических связей, обычаев и традиций. Порой тюрок, спрашивая у татарина о его национальности, слышит в ответ: я - мусульманин. Это ошибочное утверждение. Как не существует христианской нации, так и нет мусульманской нации. В большом доме мусульман должны быть отдельные квартиры тюрок, фарсов, арабов".

Расулзаде считал, что будущая государственность должна покоиться на двух началах - общечеловеческие интересы, с одной стороны, и свобода самостоятельного развития отдельных национальностей - с другой.
Так говорил М.Э.Расулзаде на съезде 3 мая 1917 года.
М.Э.Расулзаде в своем докладе на съезде отвергая идею мусульманской нации, подчеркивал, что «не существует мусульманской нации, а есть нации, исповедующие ислам». Одновременно он доказывал самобытность отдельных тюркских народов.

Несмотря на сильнейшее сопротивление оппонентов, выдвинутая М.Э.Расулзаде радикальная резолюция, предусматривающая федерализацию России на основе принципа национально-территориальной автономии, была принята 446 голосами против 271.
Позднее он писал об этом:

Расулзаде-подпись.JPG

"Тысяча делегатов, представлявших всех тюрок России, после жарких дебатов на съезде сошлась на требовании установления в стране федеративной народной республики, построенной на основе национальных и территориальных автономий.
Это требование ясно указывало, каких политических результатов ожидали российские мусульмане от великой революции
".


М.Э.Расулзаде был основателем и лидером Азербайджанской Демократической Республики, провозглашенной 28 мая 1918 года. Она просуществовала всего 23 месяца.
После захвата Азербайджана большевистскими войсками в апреле 1920 г. ему удалось некоторое время скрываться в высокогорном Лагиче, но 17 августа в местечке Гарамарьям близ Гейчая он был арестован и привезен в Баку.

Осенью 1920 года И.Сталин был командирован в длительную поездку по маршруту Ростов-Владикавказ-Баку-Дагестан.
В первые дни ноября он прибыл в Баку для участия в торжествах по поводу годовщины Октябрьской революции и в работе конференции Бакинского городского совета.
От имени Наркомата по делам национальностей РСФСР он дал распоряжение начальнику особого отдела XI Армии В.Панкратову освободить М.Э.Расулзаде. Случилось невиданное: И.Сталин лично отправился в Баиловскую тюрьму, где некогда томился и сам, вызволил М.Э.Расулзаде и забрал с собой в Москву.

Мало кто помнит, что в 1905 году нефтепромышленники, схватившие революционера Сталина, хотели бросить его в нефтяной колодец, и спас его тогда именно М.Э.Расулзаде. Затем, когда Сталин сидел в Баиловской тюрьме, его побег организовал также М.Э.Расулзаде. И Сталин, конечно же, не забыл пламенную речь Расулзаде над могилой рабочего-революционера Х.Сафаралиева в Биби-Эйбате 29 сентября 1907 года.

По прибытии в Москву М.Э.Расулзаде с помощью Сталина устроился работать в Комиссариате по делам национальностей в должности уполномоченного по вопросам печати.
Одновременно в подчиненном наркомату Московском институте востоковедения он преподавал фарсидский язык. В органе наркомата - журнале "Новый Восток" - в N1 за 1922 год был дан анонс, что в следующем номере будет помещена статья М.Э.Расулзаде "Коммунисты Древнего Ирана". Но статья эта не вышла. Видимо, в связи с неожиданной эмиграцией Расулзаде из Советской России.
В ряде источников можно найти указание на то, что члены партии "Мусават" с помощью знаменитого татарского политика М.Бигиева устроили ему побег из Петрограда в Финляндию и оттуда в Турцию.
Сохранилось письмо написанное Мамед Эмином Иосифу Сталину в эмиграции[1].
После двух лет свободной жизни и последующих двух лет жизни под советским прессом М.Э.Расулзаде, создатель первой на Востоке республики, начал жизнь эмигранта в Турции.

Большой период эмигрантской жизни М.Э.Расулзаде был связан с Турецкой Республикой.
В 1923 году, за несколько месяцев до провозглашения Турецкой Республики, в Стамбуле вышел из печати труд М.Э.Расулзаде "Азербайджанская Республика". В этой работе содержалось описание исторического пути, пройденного Азербайджанской Демократической Республикой. Но для турецкой общественности эта книга оказалась как нельзя кстати, ибо способствовала распространению и укреплению республиканских идей в Турции.
На "Празднике книги" в Измире труд М.Э.Расулзаде был оценен самой высокой премией. Али бек Гусейнзаде написал вступительное слово к этой книге, где была дана высокая оценка труду Расулзаде. И даже Гусейнзаде предсказал, что на предстоящей книжной ярмарке в Измире книга получит высокую премию. Обращаясь к М.Э.Расулзаде, Али бек писал:

"Вы работали как активный борец в самое критическое для Азербайджана время, очень многие важные факты и события Вы видели с близкого расстояния собственными глазами, пребывали среди различных течений и прожили богатой приключениями жизнью... К имеющимся, естественно, у Вас положительным знаниям и эрудиции, Вы прибавили много ценных и полезных наблюдений и сведений, и все это Вы, несомненно, постарались отметить и зафиксировать в вашем труде... С этой стороны Ваш труд... послужит ценным вкладом в наши печатные издания, ибо затронутая в нем тема касается вопросов, связанных со святой, дорогой независимостью и будущностью Баку, экономическое и политическое положение которого имеет всемирное значение, и Азербайджана и по этой причине - всего тюркизма".

В 1924 году М.Э.Расулзаде основал в Турции Национальный центр Азербайджана, главной целью которого являлась консолидация азербайджанской политической эмиграции в борьбе с большевистской оккупацией и восстановление государственной независимости Азербайджана.
Он также создал и лично возглавил Заграничное бюро партии "Мусават". Приступили к публикации альманаха "Новый Кавказ" - главный пропагандистский рупор обеих организаций.

Деятельность М.Э.Расулзаде на новом поприще получила широкий отклик как в самой Турции, так и на Кавказе и среди российских тюрок.

Плоды его трудов стали настолько заметны, что по распоряжению И.Сталина спецслужбы и органы пропаганды СССР приступили к тотальной борьбе против М.Э.Расулзаде.
Очень интересны и примечательны инструкции И.Сталина авторскому коллективу готовящейся к изданию книги против М.Э.Расулзаде:

"Мои советы тт. Мусабекову, Мирзояну, Ахундову, Кирову, Орахелашвили по поводу реакционной брошюры Расулзаде. Общий тон брошюры против Расулзаде должен быть наступателен. Ни в коем случае не оправдываться, а наступать, обвиняя его в следующих грехах:
1. В ренегатстве. Он был большевиком, но изменил нам.
2. В измене интересам самих тюрок. Так как он сам и его партия "Мусават" мешали Красной Армии помогать тюркам, препятствовали взятию Баку.
3. В измене азербайджанскому народу. Препятствовали передаче земли крестьянам и ликвидации владений беков.
4. В измене интересам всех народов Востока и помощи Англии в сохранении колониального господства над мусульманами.
5. В организации армяно-татарской резни. Обозвать его азербайджанским Пуришкевичем.
6. Обвинить в организации Шамхорского погрома. Обозвать его азербайджанским погромщиком.

Привет. И.Сталин. 16 сентября, 1923 г.".

Тревога И.Сталина имела понятную почву: эта маленькая книжка М.Э.Расулзаде ставила под сомнение всю национальную политику Страны Советов, политику, которую долгое время курировал сам И.Сталин.

После "Нового Кавказа" в Стамбуле под редакцией М.Э.Расулзаде стали издаваться альманахи "Азери-Тюрк" (1928-1931), "Одлу юрд"("Страна огней")(1929-1930), еженедельник «Билдириш» ("Сообщение") (1929-1931), которые сыграли большую роль в пропаганде принципов свободы и независимости.

Расулзаде-книга-2.JPG


В те годы М.Э.Расулзаде опубликовал книги: в Стамбуле - "Крах революционного социализма и будущее демократии", "Нация и большевизм", "Кавказские тюрки"; в Париже - "О пантуранизме. В связи с Кавказской проблемой" (1930 г.), в которых он неустанно выдвигал свежие идеи о развитии наций и строительстве нового общества.



В 1930 году Советский Союз и Турция пришли к секретному соглашению о запрещении и роспуске организаций и обществ, ведущих контрпропаганду друг против друга.
На волне этого сговора М.Э.Расулзаде в 1931 г. был депортирован из Турции.

Некоторое время он провел в Польше, затем в Германии и других европейских странах.
В 30-х гг. Расулзаде был одним из активных участников и лидеров движения «Прометей», объединившее представителей политэмиграции нерусских народов СССР. В эти же годы он издавал газету "Независимость" (1932-1934), альманах "Освобождение" (1934-1938), частенько выступал со статьями в русскоязычном журнале "Кавказ" (1932-1938) и франкоязычном "Прометей" (1928-1939), издававшихся в Париже.

После Второй мировой войны М.Э.Расулзаде вновь вернулся в Турцию.
С 1947 года он возглавил Азербайджанский национальный центр в Анкаре, в 1949 году основал "Азербайджанский культурный кружок", в 1952 году начал издавать альманах "Азербайджан", тесно сотрудничал с Обществом турецкого языка и Обществом турецкой истории.

Могила расулзаде.jpg

6 марта 1955 года М.Э.Расулзаде скончался в Анкаре в возрасте 71 года.
Похоронен на кладбище «Асри» в Анкаре.

В связи с его кончиной видный иранский государственный деятель и дипломат Сеид Гасан Тагизаде написал следующее:

"За всю свою жизнь я не встретил на Востоке человека равного Расулзаде, несомненно, он был из числа чрезвычайно редких людей. Мамед Эмин бек обладал дисциплинированным, сильным и здравым умом, чистой душой, правдивостью, логикой. В полном смысле этого слова он был правильным человеком, глубоко верившим в правильность избранного пути, самоотверженным и достойным подражания. Пока что в наше время и в наших местах таких повстречать невозможно".


Творческое наследие М. Э. Расулзаде охватывает большой и разносторонний материал:

  • написанные в разные годы сотни статей,
  • книга "Сиявуш нашего века" (Стамбул, 1922),
  • научный труд "Азербайджанский поэт Низами" (Анкара, 1951),
  • "Азербайджанская республика" (Стамбул, 1922),
  • "Современная азербайджанская литература" (Берлин, 1936),
  • "Азербайджанская литература" (Варшава, 1936),
  • книга переводов "Образцы русской литературы" (Стамбул, 1912),
  • переводы рассказов М. Горького (Баку, 1914),
  • книги "Народовластие" (Баку, 1917) и "Какое нам полезно правительство?"(Баку, 1917),
  • "Азербайджан и его независимость" (Париж, 1930),
  • "0 пантюркизме" (Париж, 1930),
  • "Современная история Азербайджана" (Анкара, 1951),
  • "Воспоминания о беседах со Сталиным" (Анкара, 1954) и другие.

Книги о Расулзаде, выпущенные за последние годы:

Статья о М.Э.Расулзаде в энциклопедии "Общественная мысль русского Зарубежья"




Мы выражаем нашу благодарность ведущему специалисту, автору книги "Мамед Эмин Расулзаде. 1884 - 1955" Айдыну Балаеву за внесенные в статью поправки, а также большому другу нашего сайта Рамизу Абуталыбову, дипломату и журналисту, за его помощь при создании этой статьи.


Примечание:

  1. ПИСЬМО МАМЕД ЭМИНА РАСУЛЗАДЕ И. В. СТАЛИНУ

    Уважаемый Сталин!
    Мои друзья очень удивились, узнав, что меня выпустили из тюрьмы особого отдела. И я их понимаю: ведь многих рабочих расстреливали только за то, что они были простыми членами мусаватской партии. Я же был ее лидером. Но это чудо оказалось возможным благодаря Вам, именно Вы вспомнили о нашей прежней дружбе и вытащили меня из бакинской тюрьмы.

    Эта дружба помогла мне и в Москве. Конечно, и мне пришлось испытать трудности, но не больше, чем остальным. Я даже пользовался некоторыми привилегиями, и все это благодаря Вашей заботе, за которую я Вам очень признателен.

    Тем не менее, уезжая из Москвы, я не повидался с Вами, потому что решил бежать из России. Думаю, Вы меня поймете: я не мог спросить у Вас разрешения, потому что не верил, что Вы меня отпустите. И тогда мне пришлось бы навсегда распрощаться с мечтой уехать из России. Но я даже не мог думать об этом, потому что это означало отречься от того, чему я посвятил всю свою жизнь, обречь себя на вынужденное бездействие и роль стороннего наблюдателя того, что происходит сейчас в России.

    А то, что сейчас происходит в России, практически ничем не отличается от того, что происходило здесь сто лет назад. Так же, как и сто лет назад, Россия вновь присоединяет к себе все новые и новые колонии.

    История распорядилась таким образом, что пришедшая к власти коммунистическая партия, полностью отступив от своих прежних идеологических установок, решила вновь возродить российскую империю. Это произошло вследствие имперских амбиций правящей верхушки и ведет к вполне определенным результатам.

    Замена великодержавного шовинизма рабочим космополитиздатом ничего не меняет по сути и тоже в конечном итоге приводит к уничтожению малых наций. Кроме того, вы подавляете силой своего оружия национальные движения на Кавказе и в Туркестане и говорите, что делаете это в интересах местного пролетариата. Но ведь пролетариат возник здесь вследствие царской политики русификации и составляет ничтожное меньшинство. И ради интересов этого меньшинства вы без тени сомнения растоптали законное право абсолютного большинства местного населения на самоопределение и независимость.

    Итак, совершенно ясно, что провозглашенная в Азербайджане и Туркестане диктатура пролетариата есть, в сущности, та же диктатура Москвы, и ничего больше. Когда столицей империи был Петроград, все было точно так же. И говорить всерьез об автономии, которую якобы получили бывшие независимые республики, просто невозможно. Азербайджанские ханства при первых царских наместниках на Кавказе были не менее самостоятельны, чем нынешние кавказские республики при секретарях Закрайкома. Если и есть какая-то разница, так только в том, что нынешние республики были захвачены гораздо быстрее тех ханств.

    Зная, что жесткий централизм - это основополагающий принцип для большевиков, я и раньше говорил, что, в сущности, эта партия - имперская и что в ближайшем будущем она кардинально изменит свою политику по отношению к малым народам. В дальнейшем это подтвердилось, но в то же время за два года, проведенных в Москве, я понял и другое: восточные народы, и в частности тюркские, все равно, несмотря ни на что, обретут, в конце концов, свою независимость. Поэтому я не мог бесстрастно наблюдать за тем, как, с одной стороны, национальные меньшинства приходят от периода национального самосознания к идее национальной революции, а, с другой стороны, вы пытаетесь подорвать веру народов в свое будущее.

    Все равно вы не добьетесь того, что хотите. Народы Востока будут жить так, как захотят сами, а не по коммунистическим нормам и принципам. Они будут бороться со всеми, кто будет им мешать. И будут искать союзников, тех, кто смог бы им помочь. Именно поэтому они поверили вначале принципам Вильсона, а затем - вашей декларации. Но также как принципы Вильсона были похоронены Версальским, Тройским и Севрским договорами, ваша декларация обернулась оккупацией Украины, Туркестана и Кавказа. Поэтому у моего Азербайджана есть такое же право бороться против вашей оккупации, какое имела героическая Турция в борьбе против Антанты.

    Хотя я и не изменил своим политическим идеалам и продолжаю свою борьбу, хочу Вас заверить, что никогда не забуду того, что Вы для меня сделали.

    С глубоким уважением,
    Расулзаде Мамед Эмин.

    Стамбул. Декабрь, 1923 год.


Источники:
Азербайджанцы в России
Гасан Гулиев "Эмигрантская литература Азербайджана"
Джамиль ГАСАНЛЫ "Эмиграция, которая еще продолжается"
open.az

Неизвестная переписка Расулзаде и Топчибашева

Севда Исмайыллы
На вопросы РадиоАзадлыг отвечает известный исследователь истории мусульманских народов России начала ХХ века, доктор исторических наук Салават Исхаков.

Автор книг «Российские мусульмане и революция» (1917-1918), «Первая русская революция и мусульмане Российской империи», «Из истории азербайджанской эмиграии», последней, недавно изданной «А.М.Топчубаши и М.Э.Расулзаде. Переписка. 1923-1926 гг» и множества публикаций на темы межэтнических и межконфессиональных отношений в России, революции 17 года, гражданской войны, например, участия тюрок-мусульман в российской армии, истории мусульманской, в том числе азербайджанской эмиграции, а также о М.Э.Расулзаде, Мустафе Чокаеве, Ахмет-Закки Валидове и других. .

- Салават Мидхатович, откуда у Вас интерес к истории Азербайджана?

- После гражданской войны на территории бывшей империи, когда большевики разгромили все несоветские правительства мусульманских народов, их сопротивление, в том числе азербайджанского, не прекратилось. В частности, в Азербайджане нарастала внутренняя напряженность. Этот протест народов, в том числе азербайджанского, против проводимой Кремлем «национальной» политики давал веское основание их лидерам, вынужденным эмигрировать в Европу, выступать с острой критикой действий большевистских лидеров на страницах различных периодических изданий. Так, в октябре 1922 г. Лубянка сообщила Сталину, что в Париже существует центр, в который входили мусаватисты и северокавказские горцы и который тесно был связан с французским правительством, русской эмиграцией и белыми генералами.

- А почему именно в Париже?

- Франция в 1920-е годы стала политическим и культурным центром не только русского зарубежья, но и мусульманской, в том числе азербайджанской, эмиграции.

Именно в Париже лидерами разных народов бывшей Российской империи в 1926 г. был основан клуб «Прометей», который действовал как международная организация. С этой целью в Париже с 1926 г. выходил на французском языке журнал «Prométhée» («Прометей»), который издавался Комитетом независимости Кавказа (Азербайджан, Грузия, Северный Кавказ) — эмигрантской организацией, созданной в середине 1920-х годов. Затем появились другие журналы и газеты, в том числе на языках народов СССР.

Подобные прометеевские клубы основывались и в других городах Европы, в том числе в Варшаве (1928 г.), для заседаний, лекций, собраний, диспутов, семинаров прометеевских лидеров и европейцев.

- Интересное, «говорящееe» название для антибольшевистского журнала и клубов...

- И целого движения. Автором термина «прометеизм» был полковник Т. Шетцель, который будучи польским военным атташе в Турции (1924–1926 гг.), налаживал контакты с политической эмиграцией кавказских народов.. Идея создания подобного антибольшевистского движения была поддержана главой польского государства Ю.Пилсудским. Не случайно именно в Варшаве была в 1928 г. создана «Лига угнетенных Россией народов» (общество «Прометей»), в которую входили представители Азербайджана, Грузии, Дона, Ингрии, Карелии, Коми, Крыма, Кубани, Поволжья, Северного Кавказа, Туркестана, Украины и Урала.

Этот антибольшевистский союз представлял серьезную угрозу для советской пропаганды. Задачами прометеевцев, во-первых, являлись пробуждение политического сознания своих народов того, чтобы они сами могли решать свою судьбу, во-вторых, раскрытие перед европейской и мировой общественностью серьезных проблем нерусских народов при советской власти, разоблачения большевистской диктатуры, пренебрегавшей в действительности самобытностью, культурой, историей, традициями нерусских народов Советского Союза. Главное внимание в первые годы «Прометей» уделял пропаганде идеи объединения усилий разных народов в борьбе с большевизмом, за национальную независимость.

Прометеевские издания распространялись по всему миру, в том числе нелегальным образом в Советском Союзе, оказались сильным противодействием советской пропаганде сталинской национальной политики, раскрывая при этом острейшие проблемы между Кремлем и нерусскими, в том числе азербайджанским, народами Советского Союза.

Самыми авторитетными критиками национальной политики ВКП(б) в отношении Азербайджана и его народа являлись А.М. Топчибашев и М.Э. Расулзаде, который, будучи лидером мусаватистов, был в 1931 г. по этой причине даже депортирован из Турции под давлением Кремля. После этого шага кемалистского правительства Расулзаде приехал в Польшу и вместе с А.М. Топчибашевым, который жил в Париже, представлял азербайджанскую эмиграцию как перед европейским общественным мнением, так и в других эмигрантских центрах и организациях.

Кстати, переписка Топчубашева и Расулзаде, охватывающая 1923-1926 годы, была обнаружена в личном фонде Центра исследований Высшей школы социальных исследований России, Кавказа и Центральной Азии в Париже сотрудником центра, Георгием Мамулиа. Именно благодаря ему я узнал о существовании этих писем.

(отрывок из статьи, опубликованной на сайте Радио Азадлыг, © 2010 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Азадлыг).

comments powered by Disqus