Уралов Николай Иванович[править]

1898–1964

Режиссер и актер. Родился 30 ноября 1899 года в г. Баку в семье рабочего. После окончания Уральского горнопромышленного училища в 1915 г. прибыл на строительство железнодорожной магистрали на станцию Бочкарево (ныне — г. Белогорск).

Неодолимая тяга к искусству привела его в частный Благовещенский театр, куда он был принят артистом в 1916году. С этого времени вся его трудовая деятельность была связана с театральным искусством.
Творец и созидатель большого художественного дарования, человек живой, общительный, необычайно энергичный, он внес большой вклад в развитие театрального дела на Дальнем Востоке.

С 1916 года работал в театрах Сибири и Дальне-Восточного края в городах Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Уссурийск.

В 1923—1926 годах — студент Дальневосточного университета, в 1929-1932 годах учился в ГИТИСе.
В 1937—1946 гг. — художественный руководитель Передвижного театра ДОРПРОФСОЖа (профсоюза железнодорожников) Амурской железной дороги (база - г. Свободный).
В 1946-1948 годах - художественный руководитель Южно-Сахалинского театра, известного ныне как «Чехов-Центр».

С 1948 по 1962 год - актер и главный режиссер и художественный руководитель Амурского областного театра драмы. В это время он уже зрелый мастер — актер и режиссер, педагог и организатор. Здесь в полной мере раскрылись замечательные актерские и режиссерские дарования Н. И. Уралова. Здесь он поставил более 60 спектаклей, сыграл более 50 ролей.

Весьма важное место в режиссерской школе Н. И. Уралова занимали элементы педагогики. Он успешно руководил способной молодежью, приходящей и приезжающей в театр из других регионов. Период службы Н. И. Уралова в Амурском областном театре драмы в театральных кругах того времени иногда вполне справедливо называют «ураловским».

В последние годы жизни, будучи персональным пенсионером, он с увлечением работал режиссером-консультантом по народным театрам в Амурском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО, ныне — СТД).

«Николай Иванович принадлежал к категории тех людей, которые всего себя отдали любимой профессии. Он мог репетировать сутками. Он возбуждал интерес к работе у всех окружающих. Я не помню, чтобы актер ушел с репетиций пустой. Жаль только, что просто невозможно было воплотить в жизнь все то, что мы получили от Уралова», — писал в своей книге воспоминаний «Уралов и его ученики» коллега и товарищ по театру Е. А. Бровкин.

Другой современник Уралова — Д. В. Шубинский не без гордости говорил о совместных прогулках с Мастером по аллеям городского парка между репетициями, о беседах на разные темы, которые почему-то всегда, в конце концов, сходились к театральным проблемам. «На репетициях у Николая Ивановича царила необычайно творческая атмосфера, — вспоминал он. — Работу над каждой ролью Мастер обставлял столь трепетно, что казалось, многое мог простить за удачно созданный образ. Мог. И прощал. Но ни в коем случае не разгильдяйство. Более всего не терпел пропусков и опозданий на репетицию ...».

Заслуженный артист РСФСР (1950).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 марта 1956).

Ушел из жизни 12 октября 1964 года.

comments powered by Disqus