Юницкий А. Гнезда сектанства на Кавказе[править]

ЮНИЦКИЙ Александр Иоаннович (Иванович) - протоиерей, настоятель кафедрального Бакинского Александра Невского собора, кандидат богословия.
Статья "Сектанские гнезда на Кавказе. (В пределах Бакинской губернии)" опубликована им в 1895г. в журнале "Христианское чтение".

Для чтения статьи нажмите на фотографию обложки.


А.Юницкий "Гнезда сектанства на Кавказе"



Источник:
Санкт-Петербургская православная духовная академия


А. Юницкий в своем труде «Гнезда сектанства» пишет о молоканах и их группах:[править]

После старообрядцев появляются в Бакинской губернии молокане. Зейдлиц в своем труде под заглавием «Исторический очерк Бакинской губернии», помещенном в Кавказском календаре за 1871 год, сообщает, что молоканские села в Бакинской губернии появляются в 30-40 годах.

Так село Привольное ленкоранского уезда появилось в 1839 году; села: Пришиб и Николаевка ленкоранского уезда в 1840 г.; села Новоголка и Астраханка Ленкоранского уезда – в 1845 г.; Андреевка – в 1847 г. В тоже время, говорит автор, водворены молоканские поселения в шемахинском и геокчайском уездах.

При этом из дел бакинского управления государственными имуществами и бакинского губернского правления мы узнаем, что первые поселенцы из молокан в шемахинском уезде были водворены в селе Алты Агач в 1835 г.
Потом образовались другие молоканские села: Хельмили, Астраханка, Марьевка, Джебаны, Чухурт Юрт, Маразы и др.
В Геокчайском уезде мы находим следующие села с сектанским населением: Кюлюли, Ивановку и Карамарвян.
В джеватском уезде молоканские села: Новая Ивановка и Колюбакино; в кубинском уезде – Владимировка. Одни из сектантов появились в пределах бакинской губерии в качестве сосланных по суду, другие пришли сюда добровольно(Дело №10 за 1847 г.; №52 за 1839-56 г. бакинского нубернского правления)

Добровольное переселение молокан из центра России на Кавказ и в частности в Бакинскую губернию было не без причины. В 30-х годах из дедам и прадедам попала в руки на русском языке книга: «Победная повесть» Штеллинг Юнге, в которой доказывается, что Христос явится в 36 г. «на прародительской земле, около горы Арарата». Это обстоятельство и побудило многих молокан добровольно переселиться их России на Кавказ.

Сектантов прежде всего доставляли в крепость Шушу. Отсюда их направляли на места их жительства. Не сладко жилось русским сектантам в низовьях Аракса и Куры при первом их появлении. Так доверители общества донских переселенцев 8 марта 1839 г. донесли карабахскому начальнику: « С начала вступления нашего в карабахскую провинцию общество наше было подвержено от здешнего знойного и необычайного для европейских жителей климата чрезвычайным болезням и смертностям. Беременные женщины, разрешаясь от бремени, лишаются младенцев от смертности, а вслед за детьми умирают и их матери».
В самых лучших климатических условиях находились и находятся те из сектантов, которые поселились по склону гор.

Молокане собрались в Бакинскую губернию из разных местностей: из губерний Тамбовской, Саратовской, Енисейской, Бессарабской области, Пермской, Воронежской, Самарской, Оренбургской и др. Первая попытка изучить религиозно-нравственную жизнь молокан Бакинской губернии была сделана еще в 1862 году. Интересное сообщение по этому поводу мы находим в делах бакинского собора себидарского участкового заседателя протоирею бакинского собора.

Отношением от 2 сентября 1862 года он пишет, что «именующие себя иудействующими придерживаются талмуда, а признающие секту караимов именуют себя субботникамию Сектаторы как первой, так и второй сект имеют верования свои согласно с иудеями или жидами и караимами с некоторыми изменениями в обрядах и суеверных толкованиях»

Духовная секта есть не что иное как раскол от молокан. Те и другие считают себя христианами, веруют в Христа и Матерь Божию, имеют Евангелие. Богослужение их заключается в пении псалмов. Образов не почитают и крестного знамения на себя не кладут.
Разница между молоканами и духовными, насколько можно судить по самовернейшим сведениям, заключаются в том, что молоканская секта признает нужным один раз в жизни каяться в грехах, именно пред смертью, говоря, что лучше не каяться при жизни, чем после покаяния впадать в новые грехи. Поэтому у них установлено покаяние один раз перед смертью.

Духовные же, напротив, считают необходимым ежедневно раскаиваться, так как смертный час никому неизвестен. Обряды молокан в богослужении заключаются только в чтении и пении псалмов. По праздникам в утреннее и вечернее время собираются мужчинв и женщины вместе, в назначенный для этого дом. Духовные же имеют особого от молокан наставника и его помощника, пред которыми, по прочтении псалмов, чувствующие себя грешными каются, без объяснения впрочем предметов греха и затем все сектанты находящиеся в этом собрании, молятся за кающихся грешников.
После этого поют псалмы, скачут и в это время некоторые приходят в бешеное изступление почти до изнеможения и уверены, что тогда находит на них Св. Дух»

В газете «Кавказ» за 1863 г. №10 и др., а статье «Русские раскольники, поселенные в Бакинской губерии» мы находим еще более подробные сведения о бакинских молоканах под именем коренных и из них выродившихся сектах: прыгунов, общих, субботников и т.п.

Коренными из числа молокан называют себя те, которые содержат без всякого изменения учение Уклеина и его молитвенный обряд. Второе место между коренными молоканами занимают – именующие себя «церквию Исая Ивановича». Они отвергают молоканское лобзание и коленопреклонения на молитвенных собраниях. Все это они считают идолопоклонством. Во всем прочем согласны с учением «коренных».

Особенность третьей секты «постоянных» заключается в неправильном понимании слов св.ап.Иоанна Богослова : «Возлюбленные! Не всякому духу верьте...Всякий дух, который не исповедует И.Христа во плоти не есть от Бога, но это дух антихриста».

На основании приведенных слов Апостола молокане признают, что Иисус воплотился от Девы Марии «один только раз», но он из начала мира переходил из одной плоти в другую, по родам душ преподобных». Поэтому молокане этой секты утверждают, что Христос был на земле во плоти и прежде своего воплощения от Пресвят.Богородицы. Так он был прежде во плоти Авеля, Ноя, Авраама и т.д.

Наконец, Христос был по плоти Уклеина, Кабенетова и Семена Филлиповича Гуленова (жителя селения Хильмили). Гуленов в 1892 году умер. В кого теперь вселится Христос пока неизвестно.

Четвертая секта постоянных не признает второго пришествия Христа на землю – судить живых и мертвых. По мнению этой молоканской партии, «каждый человек тотчас после смерти своей получает долю свою, что заслужил на земле и суд ему решительный. А плоть его не воскреснет никогда.»

Отличительная черта пятой секты постоянных заключается в том, что их обряд моления заимствован от трех сект. Согласно «коренным» - они допускают на собраниях лобзания и коленопреклонения. Пресвитер же на коленях в собраниях не стоит. Это взято у «общих». У прыгунов заимствованы «песни духовныя».

Коренные молокане разсеяны по всей Бакинской губернии.

Секта общих появилась в Бакинской губ. с 33 г. Основателем поименованной секты был самарский крестьянин Максим Аникеев Попов, сосланный на Кавказ. На основании слов Деяний Апостольских: «у множества уверовавших – все было общее» (Д.IV, 32) – он требовал, чтобы каждый вносил в общую кассу десятую часть имущества. Эти деньги делились между бедными.

Ложно понимая XII главу 1-го послания к Коринфянам, особенно слова «теперь членов много, а тело одно» (20 ст.) , в секте общих он установил 12 чинов, во образ 12 апостолов. Между ними первое место занимает судья, он же и пресвитер, читает слово Божие, толкует его; приказывает др. членам не ослабевать в деятельности.

  • Жертвенник (он же правое ухо Христа) – принимает деньги и др. жертвы и записывает в книгу.

На молениях (в конце) он выкрикивает: «Братья и сестры! - имейте попечение о жертве.»

  • Член распорядитель (он же правая нога Христа) – наблюдает, чтобы на собраниях все вели себя чинно; указывает места, кто где должен быть на общей молитве.
  • Видитель (правое око Христово) – смотрит за всеми, вникает в дела, посылает на молитву в церковь. После моления он приказывает: «Братцы и сестрицы! глядите друг за другом, и кто за кем видит худо, сказывайте, не щадите!»
  • Молитвенник (левое око Христово) – в церкви молится за всех вслух. Словесник (язык Христов) – дает дорогу в церкви , принимает у всех платье; раздает его в конце моленья. При уходе всем говорит: «Братья и сестры! бойтесь многословия.»
  • Член певчего хора (левая рука Христова) . Его дело заведывать пением в церкви; в его распоряжении все певчие; их он учит читать и петь.
  • Тайник (левое ухо Христово). Он помощник старшего члена певчего хора. Его обязанность «ладить» ссорящихся певчих, учить их, петь под руководством старшего члена.
  • Мысленник (левая нога Христова) – смиряет распри между всеми; ему каятся в мыслях; он следит за учебным делом.
  • Женские члены: «Стыд» (он же детородный член) ; поет в церкви альтом. Разум (разум Христа); поет контральто. Голос (голос Христа); поет дискантом. Кроме того у каждого поименованного члена есть свой помощник, который и заменяет его.

Для руководства своим последователям, Попов написал «Обряд общей молоканской веры», в котором изложил свое учение и установил 10 праздников (Рождество Христово, Петров день, Ильин и др.)
После смерти Попова во главе общих молокан стал бывший его помощник при жизни, крестьянин, Денис Шепилов. Последний у «общих» ввел свои новости. Он однажды объявил своей церкви, что ему было откровение от ангела. Небожитель «заповедал от чего общие молокане должны воздерживаться». А именно - от следующих искушений: «чай с сахаром не пить, хлеб с хмелем не есть, а равно не вкушать лук и чеснок; не пить водку; табак не курить. Из одежды носить простую поддевку, штаны широкие, обувь без скрипа. Жены должны носить юбки и кофты самые простыя и без всякого убранства».

Когда Шепилов возвестил свое откровение церкви, то тогда же объявил всем, что кто не будет исполнять его откровенного учения, тот да будет «анафема», - козлище, а не овца».
Люди богатые не послушали Шепилова и после откровенного слова, допускали роскошь в одежде и украшениях. Тогда Шепилов отлучил их от церкви. Отлученные же выбрали из себя 12 апостолов и образовали свою «вольную церковь» на Поповом обряде.

Общие молокане в настоящее время находятся в одном селе Андреевке Ленкор.уезда. (76 чел. муж.пола и 59 женскаго).

Прыгуны
В 50-х годах из числа общих молокан веделились новые сектанты – «прыгуны». Дингельштед говорит, что первым прыгуном был Укол Любавин или Любафеев, житель села Андреевки Ленкор. Уезда. По изследованию протоирея бакинского собора о. Дмитрия Зотикова, первым распространителем секты прыгунов был крестьянин Лука Соколов, который будто написал и «обряд» прыгунов. Излагать учение бакинских прыгунов за прежнее время мы считаем для себя лишним: каждый может достаточно познакомиться с этим предметом по нашей статье , отпечатанной в «Церковном вестнике» за 1889 г. .... Прыгуны в настоящее время находятся в Андреевке Ленкор.уезда (26 м.п. и 25 ж.п.), Астраханке, Ленкор.уезда (52 м.п. и 50 ж.п.), Алты Агаче, Шем. уезда (15 м.п. – 16 ж.), Хильмилях, Шем.уезда (11 м.п. и 12 ж.п.) и Астраханке (14 м.п.; 12 ж.п.) .... Субботники приютились в Шемахе (8+12), в селах: Ивановке Геокч. уезда (21+22), Новой Ивановке Джеват.у. (37+40), Андреевке Ленк.уезда (11+8), Пришибе Ленк.уезда (27+17), Марьевке Шемах. уез. (62+65), Астраханке Шем.у. (14+11) и Привольном Ленк.уез. (1546+1523).

--I am 04:40, 24 января 2011 (UTC)

comments powered by Disqus